Методическая статья «Основные принципы игрового аппарата на начальном этапе обучения пианистов»

Шульц Анастасия Григорьевна

Статья для  IV Международной научно-практической конференции «Традиции и новаторство в музыкальном образовании» (г.Сыктывкар, 2017г.)  раскрывает  особенности работы с детьми на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.2.2.statya.docx18.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПИАНИСТОВ

Шульц А.Г.; Игнатьева Е.Р.

преподаватели МБУДО                                                                                             «ДМШ» г. Вуктыла

        Учителя и учительницы фортепиано!

Начинайте не с постановки руки,                                                                                           а с постановки души: как известно,                                                                                             у пианистов она помещается в                                                                                    крохотных кончиках пальцев.

Натан Перельман

            Музыкальное образование детей осуществляет детская музыкальная школа, функция которой заключается в том, чтобы развить у детей интерес к музыке, творчеству, приобрести исполнительские навыки, выявить меру своего таланта и сделать выбор дальнейшего пути.

           В наше время огромной популярностью пользуется инструмент фортепиано. Рояль необходим для музыкантов всех специальностей. Первое знакомство детей с инструментом очень важный момент. Многое зависит в дальнейшем, от того как ребенок в первый раз дотронется до него. Можно попросить малыша прикоснуться к клавише с нежностью, как к любимому существу, и фортепиано отзовется таким же нежным, певучим звуком. Перед тем как заниматься на инструменте, мы учим ребенка «дышать» руками. Он делает  плавные движения вверх, вниз, то есть «вдох», «выдох». Так же, полезно выполнять упражнения, которые дифференцируют работу крупных мышц такие как: «Мельница», «Цыганочка», «Повороты туловища под музыку» и т.д. В результате активизируются мышцы плече-лопаточного отдела, появляется ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».

          Уже на первых уроках следует выполнять несложные упражнения на клавиатуре: «Бабочка», «Перелеты», «Радуга» в которых ребенок учится плавно переносить вес руки с одной клавиши на другую. Дальше можно рассказать ребенку сказку про «домик», в нем живет воробушек и выглядывает в «окошечко», образованное первым пальцем. Этот «домик» наглядно показывает верное положение руки.

          Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения пианиста длительный и сложный процесс. Важное значение для верной постановки руки, имеет правильная посадка [1, с.5].Садиться нужно обязательно напротив середины клавиатуры (примерно до-ре первой октавы). Ориентироваться можно по расположению педалей. Сидеть надо свободно и в то же время стройно и удобно для себя с тем, чтобы можно было легко использовать при игре плечевой пояс и верхнюю часть корпуса. Нельзя допускать напряженности в плечах и спине. Не нужна излишняя прямота спины или ее напряженный наклон назад, а равно сутулость и расслабленность посадки. Не то, не другое не позволит играющему ощутить внутреннюю собранность и свободу, обеспечивающие в дальнейшем удобство движений при игре на фортепиано. Высота посадки для каждого учащегося и расстояние от инструмента определяются исходным положением предплечья, локтя и плеча: предплечье и локоть при поставленных на клавиши пальцах должны быть чуть выше клавиатуры. Плечо спокойно опущено вниз, локоть не прижат к корпусу, не вытянут вперед, не отведен назад [2, c.112]. Сидеть нужно на половине стула, чтобы корпус мог свободно наклоняться вперёд, назад, вправо и влево. Маленьким детям, обучающимся игре на фортепиано, необходимо под ноги ставить скамейку - подставку.

          Далее следует обратить более серьезное внимание на постепенное налаживание элементарных двигательных навыков. Вначале о том, что часто называют постановкой руки. Конечно, рука ученика должна приспособиться в двигательном отношении к процессу игры. Но в самом слове «постановка» есть нечто связываемое с единственно правильным, застывшим, неизменным, а этого не должно быть, так как такое положение руки будет не помогать игре, а, по существу, исключать ее. Огромный диапазон возможностей звучания фортепиано, разнообразия динамических и агогических оттенков исполнения, различных технических приёмов, требуют от рук определённой эластичности, обеспечения координации всех частей руки. Практически рука работает не «от плеча», а «из корпуса» [3, c.126]. Движения руки должны быть просты и экономичны, они должны содействовать наиболее выразительному исполнению.

Основные правила постановки руки:

             Рука должна быть лишена всякой скованности. В то же время недопустимо расхлябанность и вялость. Образно говоря, рука не должна быть «палкой», но и не должна быть «тряпкой». На клавиатуру нужно ставить всю руку от плеча, так, чтобы локоть был слегка отведён от корпуса  и был на одном уровне с клавиатурой или чуть выше.

              При соприкосновении с клавишами пальцы должны быть слегка округлыми, но не скрюченными. Подушечка пальца соприкасается с поверхностью клавиши и хорошо её чувствует. При этом не следует ни отпускать, ни поднимать лучезапястный сустав. Рука должна быть в естественном положении - это можно показать ученику, предложив ему посмотреть на руки, спокойно лежащие на коленях; в этом положении руки всегда в кисти принимают правильное положение.

            Пальцы должны лежать на поверхности клавиш, располагаясь достаточно близко друг к другу, но не «склеиваться». При этом 2,3,4 пальцы стоят на одной линии, ближе к чёрным клавишам, 5-й палец ставится ближе к краю клавиши. А 1-й палец соприкасается с клавишей боковой поверхностью.

           Перенос руки с клавиши на клавишу на любое расстояние должен быть свободным, осуществляться одним движением, целенаправленно и экономично.

           Первые приёмы игры на фортепиано состоят из наиболее простых и ясных движений. Лучше начинать игру с развития навыка нон легато (итал. non legato «раздельно»). Во время работы необходимо приучить малыша слушать, что у него получается, следить за тем, чтобы звук был полным и мягким, а не сухим и резким. Ученику надо привыкнуть связывать качество звука с соответствующими движениями: полный красивый звук – со спокойным опусканием руки и кисти, с мягким и глубоким погружением пальца в клавишу. Обычное положение закругленных фаланг пальцев хорошо известно. Важно, чтобы округлость свода не создавала напряженности в ладони [4, c.9]. Весь вес руки сосредотачивается в кончике («подушечки») третьего пальца, который до «донышка» погружается в клавиатуру. При опоре в клавишу не должно быть никакого давления

              При исполнении легато (итал. legato «связанный») необходимо добиваться мягкого, без толчков «переступания» с пальца на палец, связного и певучего звука. Координация слухового восприятия и звукоизвлечения, необходима уже на раннем этапе обучения маленького пианиста. Для этого всегда во время урока нужно обращаться к музыкальному слуху начинающих, воспитывать умение представить звучание и стремиться получить желаемый результат. А для этого нужно медленно и глубоко опустить на клавишу третий палец и поднять его в тот момент, когда второй уже опустился на клавишу. Затем легко и плавно поднять второй палец вместе с рукой

              В пианистической школе Ф.М. Блуменфельда и А.А. Шмидт-Шкловской «Отношение к звуку определяло все установки при формировании навыков ученика и прежде всего - способ прикосновения к клавише, благодаря которому пальцы сливаются с клавиатурой и ощущаются как бы продолжением струн…» [5, c.5].

            Исполняя стаккато (итал. staccato «отрывисто») мы используем быстрый приём звукоизвлечения, от инструмента. При игре стаккато без лишних движений рука совершает взлет от клавиши. Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло еще до выполнения стаккато, за осанкой, за качеством звука и затем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Этот приём можно сравнить со скачущим мячиком. Его следует осваивать по возможности позже, так как слишком ранняя игра стаккато вызовет напряжённость и зажатость руки.

           Формирование игрового аппарата на начальном этапе обучения юного пианиста является одним из самых сложных элементов в учебном процессе. Правильная посадка за инструментом, приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук и пальцев, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами, - та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Игровые движения и ощущения начинающего пианиста налаживаются постепенно и связаны с физическими особенностями строения рук ребенка. Не может быть единой «постановки рук», каждый новый ученик ставит перед педагогом новые проблемы. Но принципы, составляющие основу для воспитания пианистических навыков, должны быть неизменными. Главный принцип – научить ребенка слышать звуковой результат того или иного движения рук на клавиатуре.

* * *

1. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А. Баренбойм. - М., Советский композитор, 1979.

2. Любомудрова, Н. Методика обучения игре на фортепиано [Текст]: учеб. пособие / Н. Любомудрова.– М.,Музыка 1982.

3. Юдовина-Гальперина, Т.Б. За роялем без слез [Текст] / Т.Б. Юдовина-Гальперина. - С-Пб., 1996.

4. Стрельбицкая, Е.А. Начинаю играть на рояле [Текст] / Е.А. Стрельбицкая. - М., Шанс, 2004.

5. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков [Текст] / А.А. Шмидт-Шкловская. - Л., Музыка 1985.