Открытый урок на тему " звуки лимбы - зов степных ветров"

Бембетова Надежда Олековна
Открытый урок по теме " звуки лимбы - зов степных ветров".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_avgust.docx17.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение   дополнительного образования

«Большецарынская детская школа искусств»

Открытый урок по теме :

«Звуки лимбы – зов степных ветров»

Преподаватель : Бембетова Н.О.

с.Кетченеры. Август 2018г.

Цель : Раскрыть всю красоту звучания инструмента.

Задачи: Рассказать о лимбе, о звучании инструмента на разных этапах обучения. Как добиться правильного и красивого звукоизвлечения.

Оборудование: Музыкальные инструменты: бамбуковая лимба, эбонитовая лимба, латуневая лимба. Интерактивный комплекс .Записи звучания лимбы, видео.

Ход урока:Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я – Бембетова Надежда Олековна, преподаватель по классу лимба «Большецарынской детской школы искусств».

Сегодня я хочу вам рассказать много интересного о звучании калмыцкого национального инструмента «лимба» и тема моего урока «Звуки лимбы – зов степных ветров!».

(Звучит лимба. На экране видео №1)

Лимба – один из самых древних музыкальных инструментов кочевников.

Лимба представляет собой трубку, закрытую в верхнем торце деревянной пробкой и снабженную рядом игровых отверстий. Отверстие для вдувания воздуха (дульце) расположено в верхней части инструмента. Далее расположено специальное отверстие, заклеиваемое тонкой бумагой или высушенной растительной пленкой (кожицей бамбука), что придает инструменту его индивидуальный тембр, который можно определить как серебристый.

(наглядный показ   )

Этот удивительный инструмент с легким, воздушным , как бы  «пархающим» звуком, напоминающим зов степных ветров.

Звучание лимбы напоминает о степи. Изумительно красивые звуки – ясные, чистые, прозрачные. Мелодичное звучание лимбы способно не только подарить эстетичное удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой.

Мягкое и мелодичное звучание лимбы может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.

А теперь я предлагаю вам  послушать музыку с закрытыми глазами и представить перед собой картину. А какую – вы расскажете мне после.

(Аудиозапись №1)

Стоит  несколько слов сказать об особенностях звучания лимбы, так как инструмент изготавливается из различных материалов, звучат они по-разному.

(наглядный показ)

Итак, как же подойти к извлечению первого звука?

Тело исполнителя – такой же важный инструмент. Именно оно определяет правильное, красивое звучание. Положение корпуса, дыхание и амбушюр – все вместе отвечают за хорошее звукоизвлечение.

Пред тем как дать ребенку в руки инструмент, нужно объяснить ему принципы дыхания, показать упражнения, так как важно следить за равномерным потоком воздуха для правильного звукоизвлечения.

Чтобы принципы дыхания были более понятны ученику, я уделяю много внимания не только вдоху, но и выдоху. Долгий, продолжительный выдох  мы осваиваем на наглядных упражнениях, которые позволяют управлять струей воздуха. На уроках мы выполняем различные упражнения в игровой форме.

Мы ложим кусочек ваты на стол и дуем на него так, чтобы он передвигался по столу в разных направлениях. Для этого каждый раз потребуется разная энергия воздуха.

Ну и многие другие.

После освоения постановки корпуса и основ дыхания мы занимаемся постановкой амбушюра. И вот мы дошли до самого главного –  извлечения звука на инструменте.

Своему ученику я не даю сразу целый инструмент. Отделяю головку от корпуса и даю только головку. Чтобы играть на головке было веселее, мы, конечно же,  добавляем элементы игры. Например , если указательным пальцем постучать по отверстию трубки вот так, то можно сымитировать «крик индейца».

После того как у ребенка появится чистый звук без шипа, можно переходить к артикуляции.На начальном этапе лучше использовать  слоги «та» и «ту».

Работа и развитие исполнительского аппарата возможны только как единое целое. Точная интонация, свобода и певучесть звука – это естественные критерии правильной его работы.

Уроки с маленьким учеником, первое их знакомство с инструментом, первые шаги должны быть интересными и увлекательными. Ведь всем известно, что в успехах немало важно желание самого ребенка.

Если говорить о старших классах или профессионалах, то учитывая мастерство и опыт,  накопленные годами – звучание становится совершенным.

(Видеозапись №2)

Спасибо за внимание!