Развитие социального интеллекта и способностей детей и молодёжи через коллективную творческую деятельность в условиях дополнительного образования

Сиваченко Светлана Владимировна

Статья о роли коллективной деятельности в учреждениях дополнительного образования

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

С.В. Харлова, директор

Муниципального учреждения дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» городского поселения Кондинское

имени Александра Васильевича Красова

Кондинский район, Тюменской области

       РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Личность формируется в деятельности», следовательно, обязательным условием работы  с детьми и молодёжью  является организация внеурочной деятельности обучающихся.  Необходимо охватить ребёнка всеми доступными видами деятельности, поскольку только в положительной  деятельности можно раздвинуть границы общения ребёнка, и вывести его на уровень развития, при котором личность способна к самоорганизации и саморазвитию. Для этого необходимы следующие условия:

  • Деятельность должна создавать ситуацию успеха.
  • Разнообразие видов деятельности, ненавязчивое вовлечение в детский коллектив.

Таким универсальным средством, удовлетворяющим потребности ребёнка в самореализации и обладающим воспитательным эффектом, является коллективное дело, которое может содействовать индивидуальному прозрению, самосознанию, самовыражению и формирование ответственности личности за свои действия, поведение и свою жизнь.

В системе дополнительного образования детей не отбирают, а принимают всех и работают с ними.  Так как любые способности, в том числе и социальные, проявляются в деятельности и оцениваются по результатам – успехам в деятельности, то главным принципом работы с детьми в сфере дополнительного образования является принцип создания условий и  возможностей для реализации творческих способностей, получение  от этого удовлетворения. Педагоги учреждений дополнительного образования помогают раскрыть и реализовать творческие способности у каждого ребёнка, развить и сформировать его личностные качества, т.е. стать ему успешным и уверенным в своих силах. Вся внеурочная деятельность с обучающимися осуществляется в соответствии с утверждённым планом концертно-просветительской деятельности. В план работы входят традиционные ежегодные мероприятия, театрализованные представления, творческие встречи и фестивали, тематические праздники, организуемые Школой для населения, учреждений, предприятий, общеобразовательной школы и др. учреждений; т.д.  Имеющие различную направленность (патриотические, образовательные, социальные, творческие, воспитательные и т.д.) мероприятия  являются коллективными, и обладают огромной силой влияния: эмоциональной, социально-  культурной и др.   Наконец, в коллективной деятельности легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Детская музыкальная школа, как учреждение дополнительного образования, может и должна рассматриваться не только как социальная микросистема, но и как социокультурная, педагогическая система взаимодействия юного человека с миром музыкального искусства. Именно в детских музыкальных школах работа ориентирована на культурные, досуговые, музыкальные потребности детей и подростков. Именно здесь может быть организована интегрированная деятельность, включающая в себя познание и труд, общение и игру, творчество и досуг, восполняющая психофизические силы ребенка, нацеленная на использование свободного времени детей и подростков с созидательной целью. Особо следует отметить, что эмоциональный настрой творческой работы тренирует способности подростка, отвечает его жизненным устремлениям, формам самовыражения, объединяет творчески развитых детей и подростков для обмена опытом и творческими достижениями, приобщает детей к различным видам искусства, воспитывает в них чувство прекрасного.

Мир детей – это развивающийся общественно-значимый мир, главным смыслом  которого является взросление – освоение, присвоение, реализация взрослости. Приобщение детей к социальному опыту через коллективную деятельность является значимым для общества. Во всём мире принято уделять особое внимание детству, и от того, как пройдёт социализация, зависит будущее детей, а значит и страны.

Список  используемой  литературы

  1. Власенко В.А. Социально-культурные условия формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования. – Тамбов, 2010.
  2. Гаврилова Е.Н. Вопросы музыкальной педагогики. - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2014.
  3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры : Профиздат, 2002.
  4. Семьина Т.Б. Внеурочная деятельность как фактор личностного роста обучающихся. – СПб., 2014.