Работа над произведениями крупной формы в средних классах музыкальной школы
Крупная форма является одним из сложнейших жанров в работе с учащимися в классе фортепиано, так как требует от учащегося как стабильного владения разнообразными игровыми приёмами и навыками исполнения разнохарактерных миниатюр, так и внимания, готовности памяти, развитой метроритмической устойчивости.
Понятие «крупная форма» включает в себя произведения, написанные в сонатной форме, вариаций, рондо.
При изучении крупных форм у ученика постепенно вырабатывается способность к целостному охвату музыки на более протяженных линиях ее развития, то есть воспитывается «длинное, горизонтальное» музыкальное мышление, к которому подчинено восприятие отдельных эпизодов произведения.
Виды крупной формы, которые предлагаются к изучению программой: вариации, сонаты и сонатины, рондо.
Сонатная форма
Сонатная форма — это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении — тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», то есть тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций. Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм: единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.
Сонатная форма — наиболее развитая из всех гомофонных форм. Она даёт возможность объединить самый разнообразный материал, иногда на очень большом временном пространстве.
Отличие сонатной формы от всех других заключается в том, что развивающий раздел (разработка) является центральным по своему значению, в нём проявляется основная идея сонатной формы — конфликтность и динамика развития. Ни в какой другой форме развитие не имело определяющего, «идейного» значения.
Сонатная форма применяется очень широко. В ней написаны первые части концертов, большинство сонат, симфоний, финалы в скором темпе, увертюры к операм и драматическим пьесам.
Сонатина (соната без разработки) — разновидность сонатной формы, в которой отсутствует разработка, и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях (например, в первых частях цикла). Эта разновидность сонатной формы не очень распространена. Применяется она обычно в произведениях более «легкого» характера. Основная область применения — увертюра (увертюра к опере, балету или увертюра как самостоятельное произведение). При отсутствии главнейшего для сонатной формы раздела — разработки, сонатина тем не менее сохраняет принадлежность к этой форме. Она обладает традиционным сонатным тематизмом (активная главная партия и напевная побочная) и активной мотивной работой, хотя бы на уровне экспозиции.
При изучении сонат необходимо познакомить ученика с особенностями строения сонатного аллегро. Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Сонатная форма эпохи классицизма, особенно музыка Моцарта, благодаря исключительной лаконичности фортепианной инструментовки, малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становятся особенно заметными и нетерпимыми. Вследствие этого классические сонатины и сонаты чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. Сонатины Моцарта и Бетховена, а также лёгкие Сонаты Гайдна, отличающиеся стройностью форм, эмоциональной контрастностью музыкального материала, тематическим разнообразием, отличный материал для обучения. Однако эти качества 3 создают для учащихся определенные трудности, прежде всего в достижении единства, цельности исполнения при соблюдении тематической и динамической контрастности.
Как правило, главная и побочная партии сонатин и сонат контрастны: героическая тема сменяется лирической, призывно-фанфарная – задорно-шутливой и т.п. Учащийся должен мгновенно переключаться на новый музыкальный образ, а для этого необходимо не только обладать яркостью и красочностью музыкально-слуховых представлений, но и умением перестраивать свой аппарат на извлечение определенного характера звучания.
Рондо
Рондо— музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.
В 18 веке появилась старинное куплетное рондо. Все его части кратки, тематика носит характер близкий к песенно-танцевальному роду музыки. Количество проведений колеблется от 3 до 5-6.
Рондо очень часто представляет собой самостоятельное произведения. В форме рондо написаны средние части или финалы циклических произведений.
Куплетное рондо - одно из любимых форм французских и немецких клавесинистов 16-17 веков. В основном это программные пьесы, обычно - миниатюры, самого разного характера.
Классическое рондо – занимает большое место в музыке венских классиков 2 половины 18 века. Именно в их творчестве, эта форма обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна.
Романтическое рондо - характерно творчеству романтиков 19 века. Для него свойственно большое количество частей, не меньше пяти.
Вариационная форма
Вариационная форма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).
Эта форма является любимой для многих учащихся, т.к. открывает богатый простор для фантазии ребенка. Использование композиторами в качестве темы русских, украинских и других народных песен, делает вариации особенно привлекательными.
Своеобразие вариационной формы в том, что в ней сочетаются элементы как крупной, так и малой формы. Вместе с тем, при сочетании отдельных вариаций в единое целое, учащийся сталкивается с тем, что достаточно трудно достигнуть единства целого, выявив при этом характерные особенности отдельных образов и тем. Кроме того, чаще возникает потребность переключения с одной художественной задачи на другую. Ученик, работая над ними, приобретает особенно разнообразные исполнительские навыки.
при работе с учеником над вариационным циклом важно подробно остановиться на теме – ее характере, строении. Как известно, цельность вариационного цикла достигается в значительной мере тематическим единством. При работе над произведением вариационной формы прежде всего необходимо как можно более убедительно, законченно, вместе с тем рельефно сыграть тему: она должна ясно запечатлеться в памяти слушателя. Далее, в связи с тем, что каждая вариация имеет только ей свойственный облик, иногда какой-нибудь оттенок настроения, надо суметь выявить его, показать тему именно в данном аспекте. В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменной и меняется лишь гармония и фактура. нередко оба эти принципа совмещаются в одном произведении. Ученик должен знать, какой из двух принципов положен в основу разучиваемого им сочинения, уметь находить в каждой вариации тему или ее элементы. Это поможет осознанно отнестись к разбору текста и глубже проникнуть в содержание исполняемой музыки. Вместе с тем нельзя забывать, что отдельная вариация не является самостоятельным сочинением: обогащая 2 представление о целом, она занимает в ней определенное место, подчиняясь единству общего замысла, т.е. необходимо развивать владение драматургическими навыками.
Заключение
Каждый из жанров крупной формы предъявляет к исполнителю определенные требования. Однако есть общие исполнительские трудности, присущие любой крупной форме. Например, если произведение монотематично, то на первый план выдвигаются задачи: выявить характерные особенности музыкальных образов, найти специфические средства выразительности, показать каждый музыкальный образ в динамике.
Произведения крупной формы служат основным учебным материалом, с помощью которого осуществляется гармоничное художественное и техническое развитие пианиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_proizvedeniyami_krupnoy_formy_v_srednih_klassah_muzykalnoy_shkoly.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа над произведениями крупной формы в средних классах музыкальной школы
Крупная форма является одним из сложнейших жанров в работе с учащимися в классе фортепиано, так как требует от учащегося как стабильного владения разнообразными игровыми приёмами и навыками исполнения разнохарактерных миниатюр, так и внимания, готовности памяти, развитой метроритмической устойчивости.
Понятие «крупная форма» включает в себя произведения, написанные в сонатной форме, вариаций, рондо.
При изучении крупных форм у ученика постепенно вырабатывается способность к целостному охвату музыки на более протяженных линиях ее развития, то есть воспитывается «длинное, горизонтальное» музыкальное мышление, к которому подчинено восприятие отдельных эпизодов произведения.
Виды крупной формы, которые предлагаются к изучению программой: вариации, сонаты и сонатины, рондо.
Сонатная форма
Сонатная форма — это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении — тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», то есть тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций. Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм: единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.
Сонатная форма — наиболее развитая из всех гомофонных форм. Она даёт возможность объединить самый разнообразный материал, иногда на очень большом временном пространстве.
Отличие сонатной формы от всех других заключается в том, что развивающий раздел (разработка) является центральным по своему значению, в нём проявляется основная идея сонатной формы — конфликтность и динамика развития. Ни в какой другой форме развитие не имело определяющего, «идейного» значения.
Сонатная форма применяется очень широко. В ней написаны первые части концертов, большинство сонат, симфоний, финалы в скором темпе, увертюры к операм и драматическим пьесам.
Сонатина (соната без разработки) — разновидность сонатной формы, в которой отсутствует разработка, и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях (например, в первых частях цикла). Эта разновидность сонатной формы не очень распространена. Применяется она обычно в произведениях более «легкого» характера. Основная область применения — увертюра (увертюра к опере, балету или увертюра как самостоятельное произведение). При отсутствии главнейшего для сонатной формы раздела — разработки, сонатина тем не менее сохраняет принадлежность к этой форме. Она обладает традиционным сонатным тематизмом (активная главная партия и напевная побочная) и активной мотивной работой, хотя бы на уровне экспозиции.
При изучении сонат необходимо познакомить ученика с особенностями строения сонатного аллегро. Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Сонатная форма эпохи классицизма, особенно музыка Моцарта, благодаря исключительной лаконичности фортепианной инструментовки, малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становятся особенно заметными и нетерпимыми. Вследствие этого классические сонатины и сонаты чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. Сонатины Моцарта и Бетховена, а также лёгкие Сонаты Гайдна, отличающиеся стройностью форм, эмоциональной контрастностью музыкального материала, тематическим разнообразием, отличный материал для обучения. Однако эти качества 3 создают для учащихся определенные трудности, прежде всего в достижении единства, цельности исполнения при соблюдении тематической и динамической контрастности.
Как правило, главная и побочная партии сонатин и сонат контрастны: героическая тема сменяется лирической, призывно-фанфарная – задорно-шутливой и т.п. Учащийся должен мгновенно переключаться на новый музыкальный образ, а для этого необходимо не только обладать яркостью и красочностью музыкально-слуховых представлений, но и умением перестраивать свой аппарат на извлечение определенного характера звучания.
Рондо
Рондо— музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.
В 18 веке появилась старинное куплетное рондо. Все его части кратки, тематика носит характер близкий к песенно-танцевальному роду музыки. Количество проведений колеблется от 3 до 5-6.
Рондо очень часто представляет собой самостоятельное произведения. В форме рондо написаны средние части или финалы циклических произведений.
Куплетное рондо - одно из любимых форм французских и немецких клавесинистов 16-17 веков. В основном это программные пьесы, обычно - миниатюры, самого разного характера.
Классическое рондо – занимает большое место в музыке венских классиков 2 половины 18 века. Именно в их творчестве, эта форма обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна.
Романтическое рондо - характерно творчеству романтиков 19 века. Для него свойственно большое количество частей, не меньше пяти.
Вариационная форма
Вариационная форма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).
Эта форма является любимой для многих учащихся, т.к. открывает богатый простор для фантазии ребенка. Использование композиторами в качестве темы русских, украинских и других народных песен, делает вариации особенно привлекательными.
Своеобразие вариационной формы в том, что в ней сочетаются элементы как крупной, так и малой формы. Вместе с тем, при сочетании отдельных вариаций в единое целое, учащийся сталкивается с тем, что достаточно трудно достигнуть единства целого, выявив при этом характерные особенности отдельных образов и тем. Кроме того, чаще возникает потребность переключения с одной художественной задачи на другую. Ученик, работая над ними, приобретает особенно разнообразные исполнительские навыки.
при работе с учеником над вариационным циклом важно подробно остановиться на теме – ее характере, строении. Как известно, цельность вариационного цикла достигается в значительной мере тематическим единством. При работе над произведением вариационной формы прежде всего необходимо как можно более убедительно, законченно, вместе с тем рельефно сыграть тему: она должна ясно запечатлеться в памяти слушателя. Далее, в связи с тем, что каждая вариация имеет только ей свойственный облик, иногда какой-нибудь оттенок настроения, надо суметь выявить его, показать тему именно в данном аспекте. В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменной и меняется лишь гармония и фактура. нередко оба эти принципа совмещаются в одном произведении. Ученик должен знать, какой из двух принципов положен в основу разучиваемого им сочинения, уметь находить в каждой вариации тему или ее элементы. Это поможет осознанно отнестись к разбору текста и глубже проникнуть в содержание исполняемой музыки. Вместе с тем нельзя забывать, что отдельная вариация не является самостоятельным сочинением: обогащая 2 представление о целом, она занимает в ней определенное место, подчиняясь единству общего замысла, т.е. необходимо развивать владение драматургическими навыками.
Заключение
Каждый из жанров крупной формы предъявляет к исполнителю определенные требования. Однако есть общие исполнительские трудности, присущие любой крупной форме. Например, если произведение монотематично, то на первый план выдвигаются задачи: выявить характерные особенности музыкальных образов, найти специфические средства выразительности, показать каждый музыкальный образ в динамике.
Произведения крупной формы служат основным учебным материалом, с помощью которого осуществляется гармоничное художественное и техническое развитие пианиста.