Открытый урок "Роль концертмейстера в индивидуальной работе с учащимися старших классов."
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата проведения урока: 24.01.2019г.
Тема урока: Роль концертмейстера в индивидуальной работе с учащимися старших классов.
Учащаяся: Босхомджиева Алтана 7 класс оркестрового отделения (преп. Лиджиева Т.Ц.)
Цель урока: Развитие слухового контроля в ансамблевой игре, работа в тесном контакте с концертмейстером.
Задачи урока: воплощение художественных образов через штриховые, динамические, тембровые особенности скрипки.
План урока
1. А.Вивальди Концерт №6 ля минор
2. М.Поплавский «Полонез»
3. Итог урока. Домашнее задание
Ход урока
1. Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей эпохи барокко. Он вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта. Сoncerto — от итал. гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться.
Концерт (из цикла «Гармоническое вдохновение» op.3) издан в 1711 г., в это время композитор находится на пике популярности, его имя приобретает широкую известность.
- В каком характере написана эта часть?
- Это кантилена.
- А что означает термин кантилена?
- Кантилена – это напевная мелодия. Термин cantilena (песенка), обозначает напевность музыки, напевность её исполнения.
В тексте музыкального произведения можно увидеть подсказки автора - темп, характер, размер, тональность, длительности, штрихи (все это выписано специальными терминами).
Средняя часть концерта написана в ариозном стиле (обычно ария солиста на фоне аккордового аккомпанемента оркестра). Послушаем эту часть в оригинальном исполнении. (Звучит запись произведения)
Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодическая щедрость, динамичность и экспрессивность звучания. И еще Вивальди - родоначальник оркестровой программной музыки. Программная музыка – это академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается.
Сейчас ты исполнишь еще раз II часть Largo, соблюдая и учитывая отдельные проработанные моменты. Еще надо, чтобы ты слышала ансамбль с концертмейстером. Это очень важный специфический момент! «Слившись» с концертмейстером, твое исполнение станет еще ярче и более наполненным.
Далее мы перейдем к III части концерта. Она звучит в подвижном темпе танцевального склада. Сыграй ее с начала до конца.
- В какой форме написана эта часть?
- Здесь композитор на основе одной темы выстраивает форму, которую сейчас можно было бы охарактеризовать как вариационную.
- Какие штрихи указаны в партии скрипки?
- Штрих martellato - твердая атака звука, штрих detashe - мягкая атака звука.
- Вивальди способствовал развитию виртуозной скрипичной техники, утвердив новую, даже можно сказать драматическую манеру исполнения. Здесь очень важно играть все арпеджированные аккорды, четко попадая на нужные ноты (отрабатываем).
- Послушаем эту часть в записи.
2. М.Поплавский «Полонез»
Поплавский Марсель (22.07.1882, Ямполь - 1.05.1948, Лодзь) - польский композитор. Музыкальное образование получил в Киеве, по композиции занимался в Лейпциге и в Париже. С 1912г. преподавал в Ярославле и затем в Киеве. С 1920г. жил в Польше, с 1945г. вел классу скрипки в музыкальном институте в Лодзи. Сочинения: для оркестра - симфоническая поэма "Над пропастью" (1909), симфоническая картина "Танец фавна" (1910), "Драматический вальс" (1911), симфоническая поэма "Сюрпризы одной ночи" (1929), скрипичный концерт (1909), Серенада для виолончели с оркестром (1938) и др., 4 струн квартета, квартет для трех скрипок и альта, квартет для 4 скрипок, струное трио, пьесы для скрипки, в т.ч. 2 сонаты для скрипки и фортепиано.
Работа над произведением. Достижение ансамблевого единства с концертмейстером. Динамический баланс партий. Исполнение с учетом проделанной работы.
3. Итог урока. Работа ученицы оценена на 4. Домашнее задание – закрепление пройденного на уроке.