ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "СОВРЕМЕННЫЙ ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ"

Бублик Маргарита Яковлевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Современный эстрадный танец" (объединение «В мире танца»)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ      МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ        

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ

Принята на заседании                                    Утверждаю

педагогического совета                          Директор  ДДТ

от «___» _______  2018г.                            __________Н.П.Косик

Протокол №____                                         Приказ № ___________

                                                                                 от   «___» ___________  2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

современный эстрадный танец (объединение «В мире танца»)

Уровень программы: базовый

Срок реализации программы: 7 лет (936 часов)

Возрастная категория: от 5 до 12 лет

Вид программы: модифицированная

                                                                 Автор-составитель:

                                                                 Бублик Маргарита Яковлевна,

                                                                 педагог дополнительного образования

ст.Калининская

2000г.

  1. Комплекс основных характеристик образования:

                объем, содержание, планируемые результаты

Пояснительная записка

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,

от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте»

Платон

               Хореография, как сценическое творчество, имеет свою специфику и, естественно, свою систему воспитания и обучения. Высокие результаты никогда не даются даром – для этого нужно много работать, а главное, думать, искать новые оригинальные решения проблем.

        Танец – вид творчества, в котором художественный образ воплощается через музыкально-организованное движение. Особенность хореографического творчества в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Своими специфическими средствами оно создаёт конкретное сценическое действие и передаёт его внутреннее содержание.

В основу создания данной программы положены принципы преемственности и синтеза основных хореографических дисциплин – классического и современного эстрадного танцев, партерной гимнастики, ритмики и гимнастики.    

              Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей ребенка средствами хореографии, формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения хореографическим творчеством.

Новизна программы «Современный эстрадный танец» заключается в том, что она рассчитана на работу с детьми независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков творчества в танце. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет познакомить учащихся со многими танцевальными стилями и направлениями.

Актуальность программы «Современный эстрадный танец» обусловлена следующими факторами:

- целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребенка, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время;

- особенностью современной ситуации, когда танцевальному творчеству отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания образцах российской и мировой танцевальной культуры.

Результаты исследования образа жизни детей дают основания говорить о возникновении угрожающей общемировой тенденции – недостаточной физической активности и малоподвижном образе жизни. Дети смотрят телевизор или сидят за компьютером более трех часов в сутки.

Развитие детей именно в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет решающее значение для формирования прочного фундамента физического и психического здоровья. В этот период происходит наиболее интенсивное развитие и рост организма, формируется характер, базовые жизненные ценности и черты личности. Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

Педагогическая целесообразность программы заключается в практической важности взаимосвязи и реализации принципов обучения, воспитания и развития; создания условий для социального, культурного совершенствования и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Занятия танцами воспитывают коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться поставленной цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, они развивают ассоциативное мышление, побуждают к творчеству.

Программа ориентирована на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности.

«Я хочу танцевать» — это желание ребенка и есть главный девиз данной программы. И это желание будет решающим и определяющим при принятии ребенка в объединение. Призвание это или каприз - покажет время, но позволить реализовать себя в этой сфере творчества может каждый, тем более что обучение танцевальному творчеству предполагает большие физические и моральные нагрузки, и здесь без желания и стремления не обойтись.

Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни. Правильно выбранная профессия – это возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности, основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения, радость творчества. 

Программа «Современный эстрадный танец» знакомит учащихся с профессией хореографа. Хореограф может заниматься постановкой не только танцев, но и балетных спектаклей, концертных номеров. При этом главная его задача неизменно заключается в создании цельной, красиво оформленной и по-своему уникальной композиции, а также подбирает музыку и костюмы для концертного номера.  Через танцевальное творчество у учащегося формируется представление о мире профессий, связанных с хореографией и в целях получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение личности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что за весь срок обучения учащиеся познакомятся с основными направлениями в танце. Содержание программы адаптировано к возрасту учащихся, их возможностям (включая детей до школьного и младшего школьного возраста).  

Программа содержит региональный компонент. На занятиях используются музыка, произведения кубанских композиторов, что позволяет строить обучение хореографии на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего условия развития танцевальной культуры учащихся.

Адресат программы. В объединение «В мире танца» принимаются все желающие от 5 до 12 лет как девочки, так и мальчики. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные. В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, уровня сформированности их интересов и наличия способностей определяются формы, методы, технологии, приемы организации образовательного процесса. Набор в объединение осуществляется путём собеседования с учащимися и на основании заявления родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний.

Проводится стартовая диагностика (входной контроль) с целью выяснения уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий танцами, физической формы). Требований к предварительной подготовке и уровню образования не предъявляется. Состав групп – постоянный. Наполняемость групп – не менее 10 человек (согласно Приложению №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПин 2.4.4.3172-14). 

 Уровень программы – базовый. После успешного её освоения учащиеся могут заниматься в объединении «Путь к совершенству», в котором реализуется  программа углубленного уровня «Хореография».

Объем программы составляет 936 часов и срок реализации – 7 лет.

В группы второго и последующего года обучения могут приниматься учащиеся, не прошедшие курс первого года обучения, но имеющие необходимую подготовку, успешно прошедшие собеседование или другие испытания.

Форма обучения – очная.

Режим занятий.  Согласно СанПин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 года, для учащихся в возрасте до 8 лет занятия проводятся по 30 минут с 30-минутным перерывом для отдыха и смены деятельности.  Для учащихся от 8 лет занятия проводятся по 45 минут с 15-минутным перерывом для отдыха и смены деятельности.

Режим занятий:

1 год обучения – 1 раз в неделю по 2 академических часа – 72 часа в год;

2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа – 144 часа в год;

3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа – 144 часа в год;

4 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа – 144 часа в год;

5 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа – 144 часа в год;

6 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа – 144 часа в год;

7 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа – 144 часа в год.

Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта занимающимися делается больший упор на групповые и индивидуальные формы работы. Применяется дифференцированный подход через получение индивидуальных заданий упрощенной или усложненной формы. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают беседы, дискуссии, практические занятия, учебные игры, тренинги, конкурсы.

В группы второго и последующих лет обучения могут приниматься учащиеся, не прошедшие курс первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или другие испытания. 

Дети объединяются в группы с учетом возраста, психологических особенностей и физических данных. Основанием для отчисления являются: длительная непосещаемость занятий, смена места жительства, другие основания в соответствии с положением о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся дома детского творчества станицы Калининской.

Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, сотрудничество, наглядность, активность, драматизация, и т.д.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями современного хореографического искусства и образом жизни современного ребенка.

Цель программы: формирование социальной компетенции посредствам регулярных занятий современным эстрадным танцем, создание особой образовательной среды и условий для творческого, личностного развития детей через знакомство с различными направлениями современной хореографии.

ЗАДАЧИ:

 предметные:

- развитие природных хореографических данных учащихся, овладение танцевальными навыками;

- знакомство с различными направлениями танца;

- развитие чувства ритма;

-развитие артистизма и эмоциональности;

- развитие умения согласовывать движения тела с музыкой;

-обучение технике хореографического исполнительства, профессиональной терминологии;

- обучение навыкам художественной выразительности исполнения;

- обучение навыкам сценического движения;

- привитие культуры, свободы выразительности движений;

-  развитие музыкально-ритмических навыков;

        - обучение выполнению требований безопасности на занятиях;

        -  знакомство с основами импровизации;

 личностные:

- формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе изучения эстрадного наследия;

- воспитание самостоятельности, культуры общения, дисциплины, добросовестного отношения к труду, общественной собственности; чувства товарищества и взаимопомощи; активной жизненной позиции;

        - формирование потребности в соблюдении основ гигиены и здорового образа жизни, укрепление здоровья, закаливание организма;

        - формирование творческого мышления учащихся через познание методик и техник ведущих направлений хореографии;

        - развитие эстетического вкуса, творческого воображения, умения видеть красоту окружающего мира;

        - формирование координации, чувства ритма, ориентации в сценическом пространстве;

метапредметные: 

- формирование умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку;

        - освоение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), овладение ключевыми компетенциями (ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми);

- развитие аналитического, критического и творческого мышления, формирование умения объективно оценивать явления, события, собственные действия в ходе образовательного процесса; давать им и собственным действиям, результатам своего труда объективную оценку на основе полученных знаний.

                     Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1 год обучения

1

Вводное занятие

2

1

1

Педагогическое наблюдение

2

Основы ритмики

14

2

12

просмотр

3

Основы партерной гимнастики

14

2

12

текущий контроль

4

Основы классического танца

20

2

18

текущий контроль

5

Основы современного эстрадного танца

20

4

16

текущий контроль

6

Итоговое занятие

2

-

2

промежут. аттест.

Итого

72

11

61

                                                   

                                                         2 год обучения

    №

   п/п

Название раздела, темы

     Количество часов

           Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практи

ка

    1

Вводное занятие

    2

      1

1

наблюдение

    2

Этюды

   30

      4

26

текущий контроль

    3

Ритмопластика

   34

      4

30

текущий контроль

    4

Сценическое движение

   22

      2

20

наблюдение

    5

Современный эстрадный

танец

   54

      2

52

текущий контроль

    6

Итоговое занятие

   2

     -

2

промежут. аттест.

Итого

 144

   13

131

                                                         3 год обучения

п/п

Название раздела, темы

     Количество часов

            Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

наблюдение

2

Этюды

30

2

28

наблюдение

3

Музыкально-пластическая импровизация

34

2

32

наблюдение

4

Сценическое движение

24

2

22

текущий контроль

5

Современный эстрадный

танец

52

4

48

Наблюдение за правильностью выполнений движений

6

Итоговое занятие

2

-

2

промежут. аттест.

Итого

144

11

133

                                           

4 год обучения

 №

п/п

Название раздела, темы

     Количество часов

           Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

наблюдение

2

Классический танец

34

4

30

текущий контроль

3

Гимнастика

34

4

30

наблюдение

4

Современный эстрадный танец

72

4

68

текущий контроль

5

Итоговое занятие

2

-

2

промежут. аттест.

Итого

144

14

130

                                                         5 год обучения

 №

п/п

Название раздела, темы

     Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Наблюдение

2

Этюды

26

2

24

текущий контроль

3

Музыкально-пластическая импровизация

22

2

20

наблюдение

4

Сценическое движение

32

2

30

текущий контроль

5

Современный эстрадный танец

60

4

56

наблюдение

6

Итоговое занятие

2

-

2

промежут. аттест.

Итого

144

11

133

                                                              6 год обучения

 №

п/п

Название раздела, темы

     Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

наблюдение

2

Классический танец

34

4

30

текущий контроль

3

Гимнастика

34

4

30

наблюдение

4

Современный эстрадный танец

72

4

68

текущий контроль

5

Итоговое занятие

2

-

2

промежут. аттест.

Итого

144

14

130

                                                       

7 год обучения

 №

п/п

Название раздела, темы

     Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

наблюдение

2

Классический танец

34

4

30

текущий контроль

3

Гимнастика

34

4

30

наблюдение

4

Современный эстрадный танец

72

4

68

текущий контроль

5

Итоговое занятие

2

-

2

Итоговая аттест.

Итого

144

14

130

Содержание учебного плана

  1. год обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория: Организационная беседа. Культура поведения на занятиях. Цель и задачи на предстоящий учебный год. Перспективы и требования. Правила поведения в хореографическом классе. Инструктаж по технике безопасности. Расписание.

Практика: Выполнение различных упражнений с целью определения уровня растяжки и выворотности ног учащихся.

2.Основы ритмики (14 часов)

Теория: Знакомство с направлениями, стилями и жанрами хореографии. Знакомство со средствами выразительности: темп, динамика движения, характер. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика: В начале каждого занятия проводится разминка с целью подготовки учащихся к занятию. Ознакомление учащихся с танцевальной азбукой и выполнение элементарных упражнений: поклон, постановка корпуса, упражнения для рук, кистей, и пальцев, упражнения для плеч, упражнения для головы, упражнения для корпуса. Знакомство с поочередным вступлением.

Средства выразительности. Работа над выразительностью в разных музыкальных стилях. Выполнение упражнений на темп, динамику движения, характер. Знакомство учащихся с элементами танцевальных движений и их разучивание: шаги, бег и прыжки в сочетании по принципу контраста, хлопки, положение рук во время выполнения упражнений.  

Выполнение упражнений для рук, кистей и пальцев, плеч, головы и корпуса. Ритмические упражнения с хлопками и притопами, танцевальные игры: «Три хлопка», «Снежный ком», «Стирка», «Считалочка», «Зайка».

3.  Основы партерной гимнастики (14 часов)

Теория: Цель партерной гимнастики – выработка выворотности и танцевального шага, развитие гибкости корпуса. Чтобы овладеть корпусом, надо ощутить каждую часть тела отдельно и научить ею владеть. Для этого дети, лежа на полу поочередно напрягают или двигают какой-либо частью тела, сохраняя неподвижность других. Знакомство с техникой и спецификой исполнения различных движений партерной гимнастики. Выполнение базовых упражнений на полу. Знакомство с понятием «Танцевальный шаг». Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика: Выполнение общеразвивающих упражнений. Разминка проводится на каждом занятии и основной упор делается на упражнения на развитие гибкости коленных суставов, упражнения для подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы, упражнения на улучшение гибкости позвоночника, упражнения для развития выворотности стоп и танцевального шага, формирование правильной осанки, упражнения на развитие пластичности. Выполнение упражнений на формирование правильной осанки. Выполнение упражнений на развитие пластичности. Выполнение различных шагов, переступаний, шаговых дорожек, маршировки, махи ногами, растяжка. Выполнение элементов акробатики: «колесо», кувырки вперёд, «стойка», «мостик».

4.   Основы классического танца (20 часов)

Теория.  Классический танец – основа всех видов танца. Знакомство со специальной терминологией, свойственной классическому танцу. Знакомство с основными принципами исполнения экзерсиса у станка. Техника безопасности при выполнении упражнений.

       Практика. Классический танец призван сделать тело подтянутым, подвижным, а мышцы тела эластичными. Непременным условием классического танца является выворотность ног, танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, владение руками, четкая координация, выносливость и сила. Разучивание основных элементов классического танца. Все движения разучиваются лицом к станку. Позиции ног – I, II, III, V. Постановка корпуса лицом к станку. Preparation и положение рук у станка подготовительная, первая, вторая и третья. Разучивание экзерсиса у станка: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, preparation для rond de jambe parterre, перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).

Разучивание основных элементов классического танца. Разучивание комбинации rond de jambe en lair. Экзерсис на середине зала. Прыжки: по V и I позициям.

Упражнения по диагонали: прыжки, подскоки, галоп, бег, элементарное вращение (понятия: точка, линия, осанка при вращениях), шаг польки. Развитие навыка вытянутой ноги, подъёма во время исполнения движений. Развитие координации тела. Выработка устойчивости на полупальцах.

5.  Основы современного эстрадного танца (20 часов)

Теория. Современный эстрадный танец включает в себя много танцевальных направлений и течений. Отличие эстрадного танца от других направлений хореографии. Терминология современного танца. Знакомство с основными направлениями современного эстрадного танца. История появления джаз-танца. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Работа над основными техническими приёмами современного танца. Работа над танцевальными элементами и композициями в стиле джаз танца. Выполнение упражнений для рук, скрещивание рук сзади в замке. Поочередный подъем одного и двух плеч. Выполнение упражнений на развитие подъема и шага. Пел вис. Кросс. Передвижение в пространстве. Знакомство со спецификой исполнения шага на месте и в сторону с приставкой. Прыжки по VI позиции, из I во II позицию. Знакомство с особенностями исполнения движений с элементами изоляции. Выполнение упражнений для ног в сторону на 90°. Особенности исполнения наклонов корпуса с разной амплитудой. Знакомство с круговыми движениями в суставах «локо-мотор». Разучивание и отработка этюда на основе изученных элементов.

6.  Итоговое занятие (2 часа)

Практика. Промежуточная аттестация учащихся.                             

  1. год обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория. Цель и задачи второго года обучения. Расписание. Перспективы и требования на предстоящий учебный год. Культура поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Повторение танцевальных упражнений первого года обучения.

2.Этюды (30 часов)

Теория. Знакомство с понятием «Сценический этюд». Особенности и принципы создания этюдов. Знакомство с понятием «интервал» при создании и показе этюда. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Создание этюда «Обстоятельство места». Проведение тренинга на развитие эмоциональной выразительности. Создание этюда «Возраст, пол, профессия». Работа над образом и характером. Создание этюда «Заколдованный ребенок», «Ответ на вопрос кто?», «Дружная семья», «Погодные условия», «Лето», «Мотылек. Работа над эмоциональностью и развитием в этюдах. Повторение разученных этюдов.

3.Ритмопластика (34 часа)

Теория. Знакомство со стилевыми приемами пластики. Взаимосвязь музыки и движения. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Музыкально-пластическая импровизация. Шагистика. Выполнение упражнений на развитие. Характер. Выполнение шаговых дорожек. Выполнение комплекса упражнений на закрепление. Развитие навыков самостоятельной реакции. Выполнение упражнений на начало, конец музыки. Танцевальная импровизация на музыку, выбранную педагогом. Выполнение упражнений на развитие гибкости. Маршировка (шаг с носка, перестроение-круг, шаг на полупальцах).

4. Сценическое движение (22 часа)

Теория. Невербальные средства выразительности. Манеры и этикет русского дворянства XVI-XVII веках. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Выразительность в сценическом движении. Синтез движений и эмоций в сценическом движении. Выполнение дыхательных практик. Выполнение упражнений в стиле контракшен. Выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений на управление центром тяжести. Осанка, походка, поклон в сценическом движении. Выполнение подражательных движений, передающих образы любимых героев. Закрепление темы «Сценическое движение».

5.Современный эстрадный танец (54 часа)

Теория. Знакомство с основными направлениями современного эстрадного танца. Эмоции, как основное средство выразительности. История появления танца «Хип-хоп», его особенности. Знакомство с термином «пируэт». Пируэт – полный поворот всем телом на носке одной ноги. Различают однократный, двукратный и многократные повороты, осуществляемые с помощью различных приемов, придающих телу вращательное движение. Знакомство с термином «Пелвис». Изоляция – движение, осуществляемое одной частью тела в одном суставе при неподвижном положении другой. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Выполнение упражнений на изоляцию (голова, руки, ноги и стопы (положение стоя), плечи, грудная клетка (в положении стоя). Выполнение упражнений для позвоночника. Изоляция (выполнение различных наклонов). Выполнение twist, twill. Выполнение упражнений на наклоны торса во всех направлениях. Выполнение различных шагов на развитие координации. Выполнение pas echappe с поворотом. Выполнение упражнений для подготовки к большим прыжкам. Выполнение упражнений на соединение шагов и прыжков. Выполнение различных техник исполнения пелвиса. Выполнение различных комбинаций шагов. Выполнение упражнений для гибкости и подвижности позвоночника. Выполнение перемещений по пространству класса. Выполнение упражнений для формирования правильной осанки.

Танец «Хип-хоп». Ознакомление с хип-хоп культурой. Основные стили. Основные принципы движений в хип-хоп танце (изоляция, опозиция, противодвижение). Противодвижение – движение одной части тела на встречу другой. Отработка базовых движений в хип-хоп танце. Работа над эмоциями в танце хип-хоп.

Кросс. Передвижение в пространстве. Шаги: шаг на месте; шаг в сторону с приставкой. Прыжки: по I параллельной; из I-ой во II параллельную. Изучение роли импровизации в танце хип-хоп.

6.Итоговое занятие (2 часа)

Практика. Промежуточная аттестация учащихся.

  1. год обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория. Цель и задачи на предстоящий учебный год. Правила поведения в хореографическом классе. Инструктаж по технике безопасности. Расписание.

Практика. Повторение материала второго года обучения

2.Этюды (30 часов)

Теория. Знакомство с книгой «Этика». Повторение и расширение специальной терминологии. Знакомство с отличительными особенностями характеров и стилей этюдов. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Работа над созданием этюда. Работа над фантазией и пластикой в этюде. Обстоятельства времени в этюде. Действие, игра в этюде. Создание этюда на определенный сюжет «В первые в жизни», «Невероятное событие». Воображение, обстоятельства, работа над эмоциональностью и ее развитием в этюде. Тренинг с обращением к жизненному опыту учащихся, воплощение его в этюд. Выполнение упражнений на развитие пластики. Создание этюдов с воображаемыми предметами.  

3.  Музыкально-пластическая импровизация (34 часа)

Теория. Беседа по основам мизансценирования. Знакомство с техникой сценического падения. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Изучение техники сценического падения. Работа над созданием музыкально-пластической импровизацией. Ходьба по уменьшенной опоре. Выполнение упражнений на развитие координации движений. Выполнение различных шаговых дорожек. Выполнение комплекса упражнений на закрепление. Работа над развитием навыков самостоятельной реакции. Работа над фантазией и воображением. Выполнение танцевальных импровизаций, под музыку, выбранную педагогом. Создание импровизации на тему «Первая потеря», «Подарок», «Утро», «Бабочки», «Осенние листья». Подражательные движения в этюдах. Работа над эмоциональной выразительностью в этюдах.

     

4.  Сценическое движение (24 часа)

Теория. Беседа о знаковой системе тела. Знакомство со стилем контракшен. Знакомство со стилистикой движений, манерами и этикетом французского дворянства XVIII веке. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Проведение психологического тренинга (по снятию зажимов). Работа над совершенствованием невербальных средств выразительности. Выполнение дыхательных практик. Знакомство с особенностями движений в стиле контракшен. Выполнение упражнений на управление центром тяжести и смену уровней. Выполнение упражнений «Испуганный кот», «Сытый поросёнок», «Радостный зайчик».

Знакомство с осанкой, походкой, обращением со шляпой и веером, согласно манерам и этикету французского дворянства XVIII века.

Выполнение упражнений на развитие скорости, темпа. Тренинг по сценическому движению на артистизм и раскрепощение. Выполнение упражнений на развитие композиционного мышления.

5.  Современный эстрадный танец (52 часа)

Теория. Знакомство с историей появления джаз-танца, его особенности. Беседа «Жизнь и творчество Айседоры Дункан», просмотр выступлений. Знакомство с особенностями джаз-модерн танца (энергичного и выразительного, образного танца, который взял все самое лучшее с джазовой хореографии и модерна. Улучшает координацию движений. Техника джаз-модерн танца используется практически во всех современных танцах. Подготовленное техникой джаз-модерн танца тело – сила, гибкость, пластичность, выносливость, отличная форма и прекрасная осанка. Занятия развивают музыкальность, чувство ритма, правильное дыхание, постановку корпуса, координацию движений, умение владеть своим телом). Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Эмоции, как основное средство выразительности. Изучение изолированных движений джаз-модерн танца. Особенности пластики, стиля и манеры танца джаз-модерн. Выполнение упражнений на гибкость, пластичность и выносливость. Выполнение упражнений на улучшение осанки. Выполнение упражнений на выносливость. Работа над созданием музыкально-хореографической миниатюры. Выполнение упражнений руками с шагами через demi plies по II позиции. Выполнение упражнений ногами (вперед, по диагонали, в сторону). Пелвис. Выполнение упражнений для позвоночника. Выполнение упражнений на передвижение в пространстве. Выполнений прыжков. Выполнение вращение на двух ногах, на одной. Выполнение различных упражнений руками (Lokomotor). Выполнение упражнений на создание мышечного корсета позвоночника. Выполнение различных упражнений на релаксацию. Выполнение упражнений на улучшение координации движений. Кросс (шаговые перемещения в пространстве по прямой или диагонали). Передвижение в пространстве. «Бег» - пространственное передвижение по разным направлениям. Пространственное передвижение в среднем темпе. Темпо-ритм в танцевальных композициях. Повторение музыкально-хореографических миниатюр.

6. Итоговое занятие (2 часа)

Практика. Промежуточная аттестация учащихся.

  1. год обучения

1.Вводное занятие (2 часа)

Теория. Цели и задачи на предстоящий учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Расписание.

Практика. Повторение музыкально-хореографических миниатюр третьего года обучения.

2. Классический танец (34 часа)

Теория. Жизнь и творчество Мариуса Петипа. Повторение и закрепление изученного материала. Знакомство с новой терминологией, свойственной классическому танцу.

Практика. Экзерсис у станка. Повторение и закрепление изученного материала. Развитие силы и выносливости в комбинациях за счет ускорения темпа и нагрузки. Разучивание элементов экзерсиса у станка: позиции рук и ног, выполнение demi plie, battmens tandu, ronde de gamble por terre, battements double frappes, battements releves, petit battementssur le cou-de-pied, rond de jambe en leir. Повороты и вращения у станка (chine). Выполнение fouette и пируэт.

Экзерсис на середине зала усложняется за счет выполнения изученных элементов в epaulement.

Упражнения по диагонали: вращения, работа над увеличением скорости и чистоты исполнения составляющих элементов. Техника безопасности.

3.Гимнастика (34 часа)

Теория. Роль и значение предмета в гимнастике. Предмет, как ценное средство для развития ловкости, быстроты и смелости. Изучение понятия диксиленд и свинг в танце джаз-модерн.

Практика. Упражнения со скакалкой: махи; прыжки; переводы; броски. Упражнения с обручем: повороты; вращения; перекаты; броски; прыжки. Эстафета с предметами на быстроту, внимание и ловкость. Этюды с предметами. Работа над выразительностью исполнения этюдов и музыкальных комбинаций. Изучение предварительного разбега.

Выполнение упражнений на растяжку, акробатические упражнения по диагонали. Выполнение упражнений на растяжку связок и голеностопа. Выполнение упражнений на пластичность. Выполнение упражнений на укрепление вестибулярного аппарата. Работа в аэробном режиме. Выполнение упражнений для улучшения техники разбега. Развитие базовых навыков: прыжок, скачок, «ножницы». Профилирующие элементы: разножка; перекидной; «казачок». Выполнение сальтовых элементов.

Работа над точностью и чистотой исполнения элементов гимнастики. Выработка устойчивости на полупальцах. Техника безопасности.

4. Современный эстрадный танец (72 часа)

Теория. Повторение изученной информации первого, второго и третьего года обучения. Знакомство и овладение техникой афро-джаза по Е. Шевцову.

Практика. Экзерсис у станка: demi и grand plie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. Demi и grand plie в сочетании с releve. Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот. Battement tendu с использованием brash. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска. Battement tendu jete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот. Battement tendu jete с использованием brash. Battement tendu jete с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 45 градусов. Rond de jambe par terre с подъемом на 90 градусов. Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand battman jete по всем направлениям через developpes. Арабески.

Упражнения stretch-характера (растяжка). Овладение системой растяжки stretch. Упражнения на развития подвижности позвоночника. Торсовая работа корпуса twist, twill на закрепление мышечных ощущений спины и бока. Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, high release, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а также с поворотами на одной ноге. Проработка стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях «джаз», маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д.

Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (twist, спиралей, contraction, release), падения и подъемы, а также переходы из уровня в уровень.

Упражнения для расслабления позвоночника. Проработка движений: drop u swing roll down u roll up. Изоляция: полиритмия и полицентрия. Адажио.

Выполнение движений в паре. Тренировочная работа. Штопорные вращения. Техника безопасности.

5. Итоговое занятие (2 часа)

Практика. Промежуточная аттестация учащихся.

  1. год обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория. Цель и задачи на предстоящий учебный год.  Инструктаж по технике безопасности. Расписание.

Практика. Повторение материала четвертого года обучения.

2. Этюды  (26 часов)

        Теория. Беседа «Эмоции, как средство выразительности».

        Практика. Повторение ранее изученных этюдов. Проведение тренингова на развитие эмоциональности исполнения этюдов и развитие эмоциональности исполнений комбинаций. Создание этюда «Молча вдвоем». Выполнение ритмических упражнений. Упражнения на развитие внимания, фантазии, памяти. Выполнение упражнений, направленных на развитие ориентации в пространстве. Пространственное передвижение в медленном темпе. Отработка интервала при создании и показе этюда. Создание этюда на заданный педагогом сюжет. Выполнение упражнений на развитие пластики. Работа над эмоциональной выразительностью при показе этюдов.

3.  Музыкально-пластическая импровизация (22 часа)

Теория. Беседа «Особенности раскрытия театральных образов». Техника безопасности во время исполнения упражнений.

Практика. Создание импровизированных этюдов «Полет бабочки», «Заколдованный лес», «Танцующий огонь», «Город роботов». Выполнение упражнений на развитие эмоциональности, характерности исполнения этюдов. Выполнение тренинга на развитие фантазии и воображения. Работа над эмоциональной выразительностью в этюдах. Выполнение упражнений на развитие пластичности. Выполнение упражнений на умение слышать музыку, передавать её характер с помощью движений.

4. Сценическое движение (32 часа)

Теория. Беседа «Жесты как средство выразительности. Просмотр видеоролика «Пантомима», его анализ. Знакомство с термином пантомима (вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов). Техника пантомимы.

Практика. Выполнение пантомим «Стена», «Борьба с воображаемым препятствием», «Шаг на месте», «Перетягивание каната», «Движение вверх и вниз по лестнице», «Всадник и лошадь», «Лыжник», «Конькобежец», «Стрелок из лука», «Сценическое падение». Выполнение упражнений на развитие координации движений. Выполнение упражнений на развитие пластичности и эмоциональности. Выполнение упражнений на снятие телесных зажимов и управление эмоциональным состоянием. Работа над техникой выполнения пантомим. Закрепление изученного материала по теме «Пантомима».

5. Современный эстрадный танец (60 часов)

Теория. Беседа «Принципы и особенности исполнения современных танцев». Эмоции, как основное средство выразительности в танце. Техника безопасности во время исполнения упражнений.

Практика. Выполнение упражнений на развитие гибкости. Выполнение упражнений для позвоночника (торсовая работа корпуса twist, twill на закрепление мышечных ощущений спины и бока). Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, high release, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а также с поворотами на одной ноге.

Выполнение упражнений на проработку стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях «джаз», маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д.

Выполнение развернутых комбинаций на проработу изолированных центров, движений позвоночника (twist, спиралей, contraction, release), падения и подъемы, а также переходы из уровня в уровень.

Выполнение упражнений на вращение (пируэты со II позиции, из IV позиции). Выполнение пируэтов в позах efacce, croisee. Выполнение шагов с координацией трех, четырех и более центров. Выполнение шагов с использованием contraction, release, сменой направлений в комбинации шагов. Выполнение pas echappe с поворотом. Выполнение pas chasse как подготовка к большим прыжкам. Соединение шагов, прыжков во вращении в единые комбинации. Вращения по кругу.

Выполнение различных комбинаций в сочетании с падениями и подъемами, перемещением по пространству класса. Работа над качеством выполнения упражнений. Выполнение упражнений на передвижение в пространстве. Выполнение упражнений на создание мышечного корсета позвоночника. Выполнение упражнений на Улучшение координации движений. Выполнение пространственных передвижений по разным направлениям. Выполнение упражнений на скорость. Повторение упражнений на изоляцию и полицентрию. Движения трех четырех и более центров одновременно в различных ритмических рисунках и оппозиционном направлении.

6.  Итоговое занятие (2 часа)

        Практика. Промежуточная аттестация учащихся.

             

6 год обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

       Теория. Цель и задачи на предстоящий учебный год.  Расписание. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе.

2.  Классический танец (34 часа)

Теория. Повторение ранее изученного материала. Знакомство с жизнью и творчеством Мариуса Петипа – солистом балета, балетмейстером, театральным деятелем и педагогом.

Практика. Повторение и закрепление ранее изученного материала. Развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и нагрузки в комбинациях. Экзерсис у станка, все элементы исполняются на полупальцах: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.

Выполнение экзерсиса на середине зала, повторение и отработка пройденного материала.

Выполнение упражнений по диагонали: вращения: fouette и пируэт на месте и с продвижением по диагонали. Работа над увеличением скорости и чистоты исполнения составляющих элементов. Техника безопасности.

3.  Гимнастика (34 часа)

Теория. Повторение специальной терминологии, свойственной акробатике.

Практика. Выполнение упражнений для укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для развития силы мышц рук. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Упражнения для развития мышц спины. Упражнения для развития мышц ног, связок голеностопного сустава. Упражнения для развития выносливости. Упражнения на гибкость и подвижности в суставах. Упражнения для развития координации. Упражнения для укрепления вестибулярного  аппарата.

Выполнение физических упражнений в различных режимах физических нагрузок (различные сочетания объема и интенсивности, интервальный и повторный методы, работа в аэробном и анаэробном режимах). Упражнения на развитие специальной прыгучести. Упражнения на улучшение техники разбега.

Элементы акробатики: наклоны туловища из различных исходных положений; «шпагат»; упражнения в «мостах»; перекаты в группировке; стойка на лопатках и на голове; кувырки; стойка на руках; переворот боком, назад, вперед; «рондад»; сальтовые элементы; серия фляков. Соединение различных элементов гимнастики в этюд. Стретчинг. Техника безопасности.

4.  Современный эстрадный танец  (72 часа)

Теория.  Понятия диксиленд и свинг в джаз-модерн танце.

        Практика. Овладение техникой афро-джаза по Е. Шевцову: проучивание основных шагов (простого и тройного). Изучение элементов скольжения. Наработка ритмического рисунка, характерного для афро-джаза при использовании основных ходов. Пульсация торса. Выталкивающие и вращательные движения бедер. Движения падающего и поднимающегося с пола тела из средних и верхних положений. Раскручивание корпуса. Круговые и вертикальные смещения плеч. Работа рук («круты», хлопки, вращения). Использование всех ранее проученных джазовых шагов, туров, пируэтов, прыжков в сочинительской работе учащихся на материале афро-джаза. Появление диксиленда и свинга.

Использование музыки для свободной импровизации учащихся. Вращения из релаксационного раскрытия до 2 позиции в контракцию по 6 позиции. Штопорные вращения. Сочинение комбинаций для итогового занятия. Техника безопасности.

5.  Итоговое занятие (2 часа).

Практика. Промежуточная аттестация учащихся.

7 год обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория. Цель и задачи на предстоящий учебный год.  Расписание. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе.

 

2.  Классический танец (34 часа)

Теория. Знакомство с великими русскими Дягилевскими сезонами – гастрольные выступления русских артистов балета и оперы.

Практика. Основной задачей седьмого года обучения является повторение и закрепление изученного материала за все года обучения.

Экзерсис у станка: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.

Экзерсис на середине зала выполняется на полупальцах и с большой амплитудой движения: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.

Упражнения по диагонали. Вращения: fouette и пируэт на месте и с продвижением по диагонали. Техника безопасности.

3.  Гимнастика (34 часа)

Теория. Знакомство с правильным режимом питания, распорядке дня, правилах личной гигиены, закаливания. Самоконтроль состояния здоровья.

 Практика. Акробатика: сальтовые элементы; рондад-фляк-сальто назад с поворотами; двойное сальто назад; комбинации акробатических прыжков.

Опорный прыжок: переворот вперед с поворотом на 360, переворот вперед – сальто вперед.

Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для развития силы мышц рук. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Упражнения для развития мышц спины. Упражнения для развития мышц ног, связок голеностопного сустава. Упражнения для развития выносливости. Упражнения на гибкость и подвижности в суставах. Упражнения для развития координации. Упражнения для укрепления вестибулярного  аппарата.

Стретчинг. Релаксационные упражнения. Дыхательные практики. Техника безопасности.

4.  Современный эстрадный танец (72 часа)

Теория. История зарождения танцевального стиля - импровизации. Знакомство со стилем и школой американской танцовщицы-новатора, основоположницей свободного танца - Айседоры Дункан, которая разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Основные принципы, используемые при импровизации.

Практика. Экзерсис «non-stop»: demi и grand plie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. Demi и grand plie в сочетании с releve. Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот. Battement tendu с использованием brash. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска. Battement tendu jete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот. Battement tendu jete с использованием brash. Battement tendu jete с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 45 градусов. Rond de jambe par terre с подъемом на 90 градусов. Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand battman jete по всем направлениям через developpes. Арабески.

Упражнения stretch-характера (растяжка).

Импровизация. Индивидуальные постановки учащихся: подбор музыкального материала, составление схем создания номера, создание танцевальных этюдов на основе изученного материала. Техника безопасности.

5.  Итоговое занятие (2 часа)

Практика. Итоговая аттестация учащихся.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- развиты природные хореографические данные учащихся;

- освоена техника хореографического исполнительства, владение профессиональной терминологией;

- приобретены навыки художественной выразительности исполнения;

- освоены навыки сценического движения;

- знание различных направлений танца;

- привита культура, свобода выразительности движений;

        - приобретены знания и умение выполнять требования к безопасности на занятиях хореографией;

        - сформированы координация, чувство ритма, ориентации в сценическом пространстве;

-развиты артистизм и эмоциональность;

- развито умение согласовывать движения тела с музыкой;

- знают танцевальную терминологию;

- умеют слушать и слышать музыку;

-  получены знания   основ импровизации;

личностные результаты:

- приобретены танцевальные, музыкально-ритмические навыки;

- выработаны самостоятельность, культура общения, дисциплина, добросовестное отношение к труду, общественной собственности;

- развиты чувства товарищества и взаимопомощи, активной жизненной позиции;

- сформирована потребность в соблюдении правил гигиены и здорового образа жизни, укреплении здоровья, закаливании организма;

- сформировано творческое мышление через познание методик и техник ведущих направлений хореографии;

-  развиты актерские способности учащихся;

- развиты эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть красоту окружающего мира;

- сформированы навыки самообслуживания, самостоятельности, культуры общения, дисциплины, добросовестного отношения к труду, общественной собственности; чувства товарищества и взаимопомощи; выражения и отстаивания своей жизненной позиции;

- приобретены лидерские, морально-волевые качества, уважения к                                национальным традициям; умения отстаивать свое мнение;

метапредметные результаты:

- сформировано умение планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку;

- освоены универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные),  ключевые компетенции (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные информационные, коммуникативные, социально-трудовые);

- приобретены навыки аналитического мышления, умения объективно оценивать  явления, события, собственные действия в ходе образовательного

процесса; давать им и собственным действиям, результатам своего труда объективную оценку на основе полученных знаний и опыта.

2. Комплекс организационно-педагогических условий,

                      включающий формы аттестации

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода

2 год обучения: - 01.09.2018 – 31.05.2019

3 год обучения: -01.09.2018 – 31.05.2019

5 год обучения: -01.09.2018 – 31.05.2019

Количество учебных недель

36

Продолжительность каникул

-

Место проведения занятия

СОШ №1, корп.2, спортзал,

ДДТ: концертный зал (каб.№ 6), хореографический зал (каб.№ 8)

Режим занятий

2 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа

3 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа

5 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа

Форма занятий

групповые занятия с ярко выраженным индивидуальным подходом

Сроки контрольных процедур

начало, середина, конец учебного года

Сроки конкурсов, фестивалей

в течение учебного года

Участие в массовых мероприятиях

Праздники, посвященные Дню учителя,  Дню станицы Калининской и Калининского района, Дню матери, Дню защитника Отечества, Международному женскому Дню,  Дню Победы, поездки в воинскую часть и в детский лагерь х.Греки и др.

Календарный       учебный     график    составляется   отдельно на каждую учебную группу.

В 2018–2019 учебном году календарный учебный график первого, четвертого, шестого и седьмого годов обучения не актуален, так как набор детей не осуществляется.

В 2018-2019 учебном году:

- группа №1 второго года обучения называется «Бим-Бом младший»;

- группа №2 третьего года обучения называется «Бим-Бом старший»;

- группа №3 пятого года обучения называется «Ритм».

Условия реализации программы

Практический опыт многолетней работы показывает, что в выборе методов обучения, в организации учебного процесса необходимо учитывать специфику данной программы, и для успешной ее реализации необходимо соблюдение следующих условий.

1. Кадровое обеспечение:

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, обладать профессиональными знаниями в хореографическом творчестве, знать специфику дополнительного образования, иметь практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.

     2. Материально-техническое обеспечение:

     Помещение, в соответствии с требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 – 3 кв.м. на одного человека. Техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, USB накопитель, диски с аудиозаписями и видеозаписями, аппаратура для музыкального сопровождения занятий (музыкальный центр), наличие оборудованных раздевалок; наличие концертного зала; наличие репетиционной и концертной одежды и обуви; аппаратура для музыкального сопровождения занятий, гимнастические коврики.

3. Информационное обеспечение:

Специальная литература. Аудио-, видео-, фото- материалы. Интернет источники.

Формы аттестации

Формы аттестации: открытое занятие, блиц-опросы, концертная деятельность, творческий отчет коллектива, видео- и фото- материалы, выступления перед родителями.

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в конце учебного года в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

знания, умения и навыки

Дата

Форма проведения

1 и 2 год обучения

1.

Определение уровня знаний и хореографических способностей учащихся

декабрь

групповое занятие

2.

Уровень усвоения изученных элементов танцевальных движений и рисунков

май

групповое занятие

3 и 4 год обучения

1.

Уровень развития музыкальности и пластичности

декабрь

наблюдение

2.

Уровень освоения приёмов классической, современной хореографии и гимнастики

май

концертная деятельность

5, 6 и 7 год обучения

1.

Уровень знаний специальной терминологии классического и современного танцев.

декабрь

Опрос в ходе занятия

2.

Уровень исполнения, артистизм на сценической площадке, раскрытие образа исполняемого произведения

май

отчетный концерт объединения

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста учащихся является педагог, который с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность коллектива может оценить учащихся. Механизмом оценки роста является:

- «обратная связь» учащегося и педагога;

- уровень задач, которые ставят перед собой учащиеся и коллектив;

-достижения не только творческого характера, но и личностного.

 Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Современный эстрадный танец» и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются свидетельства установленного образца.

Методические материалы

Дополнительное образование детей, хотя и не имеет единых стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей, подчиняется общим требованиям педагогической деятельности (имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка).

         Все это актуализирует необходимость системного выявления результативности и критериев оценки образовательной деятельности. При этом учебные показатели фиксируют приобретенные ребенком в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предметные и общие знания, умения и навыки. Личностные показатели выражают изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении по данной образовательной программе; Творческие показатели фиксируют уровень реализации творческого потенциала учащихся, а, следовательно, и уровень реализации программы.

        В качестве методов отслеживания результативности обучения используются: педагогическое наблюдение; педагогический анализ по итогам каждой изученной темы; участие в концертной деятельности, конкурсах и фестивалях, творческих отчетных концертах и открытых занятиях.

        В работе над репертуаром важным моментом является развитие у учащихся танцевальной выразительности.

В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку, не допуская перенапряжения учащихся, не злоупотребляя партерной гимнастикой и прыжковыми движениями. В каждой группе танцев, предложенных для изучения в программе, даны несколько однотипных, что дает возможность выбора подходящего материала в зависимости от условий. Во время проведения занятий используются этюды, как составленные самим педагогом, так и учащимися. Очень полезна этюдная работа над небольшими сюжетными танцами, отражающими школьную жизнь, сказочные сюжеты, образы животных, птиц, явления природы.

Во время проведения занятий педагог учитывает физические возможности учащихся данного возраста и весь процесс физического воспитания дошкольников и учащихся младшего школьного возраста подчиняет интересам нормального развития растущего организма. В связи с особенностями развития скелета, мышц, внутренних органов, нервной системы необходимы простейшие виды физических упражнений – общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, равновесие, а также простейшие упражнения художественной гимнастики. Педагог воспитывает у учащихся дисциплину и прививает навыки организованного поведения в коллективе.

Основной формой образовательного процесса является занятие (состав группы не менее 10 человек). Состав группы смешанный (девочки и мальчики).

Для достижения поставленной цели и реализации задач данной программы используются следующие методы обучения:

- наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-двигательный) – личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами движение, не показав его правильного исполнения, а так же видеопросмотр выступлений профессиональных коллективов;

- словесный (объяснение, беседа, рассказ) – подача  нового материала, беседа о коллективе, выпускниках и т.д., дискуссия о прошедшем выступлении на концерте;

- практический (упражнения и комбинации) – самый важный. Это работа у станка, общеразвивающие и тренировочные репетиции, упражнения;

        - аналитический (сравнение и обобщение разученного материала);

        - метод стимулирования деятельности и поведения – соревнование, поощрение, создание ситуации успеха. 

 Вспомогательные корригирующие упражнения, дыхательная гимнастика выполняются из разных положений: на спине и животе, сидя, стоя, на коленях, стоя в полный рост. Упражнения, которые выполняются лежа на полу, разгружают позвоночник, приучают детей сосредотачивать внимание на суставно-мышечных ощущениях и учат сознательно управлять мышцами своего тела. Дети осваивают также правила полного расслабления тела. В результате выполнения упражнений увеличивается гибкость суставов, эластичность мышц и связок, что позволяет ребенку уверенней чувствовать себя в выполнении танцевальных движений. Дети развиваются физически, совершенствуются двигательные навыки, развивается способность самовыражения посредством танца.

На практических занятиях:

-  объясняются назначение упражнения и правила его исполнения;

- обращается внимание учащихся на особенность упражнения, определяющего его сходство или различия с другими;

- равномерно распределяется физическая нагрузка в течение всего занятия, соотношение статических и динамических нагрузок;

- чередование работы различных групп мышц, развитие внимания и осознанного контроля за работой мышц;

- соотношение темпа выполнения отдельных упражнений;

- воспитание самостоятельности в выполнении заданий педагога.

При организации и проведении занятий необходимо реализуются  следующие принципы:

-сознательности и активности, который предусматривает воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;

- наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов; личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.

-доступности, который требует, чтобы перед учащимися ставились посильные задачи, иначе у учащихся снижается интерес к занятиям. От педагога требуется постоянное и тщательное изучение способностей учащихся, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодоление трудностей;

- систематичности, который предусматривает разучивание элементов для расширения активного арсенала приемов, чередования работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учащихся.

Занятия хореографией делятся на несколько видов:

1.Обучающие занятия: детально разбирается движение. Раскладка и разучивание упражнений в медленном темпе. Объяснение приема его исполнения.

2.Закрепляющие занятия: повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование – игра между второй и первой линиями. И в этом, и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

3.Итоговые занятия: учащиеся практически самостоятельно, без подсказки выполняют все заученные ими движения и танцевальные комбинации, демонстрируют знания и владения основной терминологией.

4.Импровизационная работа: на этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Занятия на каждом этапе обучения строятся по следующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.

При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу –системе тренировочных упражнений, которые помогают учащимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постоянно доводящие данный момент до его законченной формы.

Педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счетом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой – в спокойном темпе, пока они не будут усвоены учащимися.

В ходе образовательного процесса учащимся прививается умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» занятия, т.к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал помогает осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.

Занятиям классическим танцем придаётся особое значение, т.к. классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.

Одной из форм обучения и подведения итогов усвоения программы является участие учащихся в различных мероприятиях и программах.

Современные педагогические технологии, применяемые на занятиях:

- личностно-ориентированные – обучение строится на основе учета индивидуальных особенностей учащихся, где во главе угла ставится самобытность ребенка, его самоценность, т.е. развитие личностных особенностей учащегося, раскрытие его природного дара;

-здоровьесберегающие – система мер, включая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья учащегося на всех этапах его обучения и развития. Забота о здоровье – важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы. Интеллектуальное здоровье: учащиеся приспосабливаются правильно понимать поведение окружающих людей и друг друга. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Интеллект - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с окружающими людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Уровень интеллекта у учащихся повышается за счет употребления профессиональной терминологии на французском и английском языках. Также и физическая активность способствует повышению работоспособности головного мозга;

- игровые (игры на развитие пространственного мышления, физической памяти, воображения). С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение - это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «что есть «Я» в этом мире?». Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором творческого развития личности.

Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение;

- технология дыхательной гимнастики – составная часть занятий хореографией, которая ставит своей целью тренировку дыхательного аппарата и повышение эффективности дыхания. Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кром того правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.

Структура проведения занятий:

  1. Подготовительная часть (разминка);
  2. Основная часть (разучивание нового материала);
  3. Заключительная часть (закрепление выученного материала).

Порядок проверки и утверждения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа современного эстрадного танца объединения «В мире танца» обсуждается на методическом, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва. В соответствии с требованиями СанПиН определяются количественный состав учащихся в объединении, их возрастные категории и время проведения занятия.

Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.

МБУ ДО ДДТ ст.Калининской приняты локальные  нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности:

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;

- образовательная программа, включающая учебный план, календарные учебные графики, реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

- положение о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся;

- правила внутреннего распорядка учащихся;

- положение  о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБУ ДО ДДТ ст.Калининской и учащимися и (или) их родителями (законными представителями);

-  положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

 Список литературы

Для педагога:

  1. Базарова Н. Классический танец.- Л.: Искусство 2015г.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. «Респект Люкс» СП.: 2016г
  3. Васильева Е. Танец.- М.: Искусство, 2013г.
  4. Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсатру). – 2012г.
  5. Захаров Р.Искусство балетмейстера.- М.: Искусство, 2014г.
  6. Захаров Р.Сочинение танца.- М.: Искусство, 2014г.
  7. Калинина С.А. Духовная культура России. - М., 2015.
  8. Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- М.Л.: Просвещение,2015 г.
  9. Лиепа М. Вчера и сегодня в балете. – Российская энциклопедия, М.: Молодая гвардия, 2016г.

9.Положение о правилах приёма, перевода и отчисления учащихся дома детского творчества ст.Калининской.

10.Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся дома детского творчества ст.Калининской.

11.Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования».

12. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в образовательных учреждениях дополнительного образования детей».

13.Правила внутреннего распорядка учащихся дома детского творчества ст.Калининской.

14.Мессерер А. Танец. Мысль. Время.- М.: Искусство, 2016г.

15.Никитин В.Ю. Модерн-танец: начало обучения / В.Ю. Никитин .- М., 2105г.

16.Никитин В.Ю. Модерн-танец / В.Ю. Никитин .- М.: РАТИ (ГИТИС), 2014г.

17.Петровский Е.Н. Культурное наследие. - М., 2017г.

18.Положение о правилах приёма, перевода и отчисления учащихся дома детского творчества ст.Калининской

19.Секрет танца. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век»,2015г.

20.Сломский Ю. Дидло. – Л.-м.: Искусство, 2016г.

21.Советские балеты: Крат. Содержание. – М.: Сов. Композитор, 2015г.

22.Танец 20 века: Сборник страстей. – Волгоград,2015.

23.Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство,2013г.

24.Хочу танцевать: Метод. Пособие. – М.: Махаон, 2013г.

25.Шереметьевская Н. Танец на эстраде. – М.: Искусство, 2017г.

26.Эльшин Н. Образы Танца. – М.: Знание, 2017г.

27.Журнал - Хореография 2014год

Для детей и родителей:

1.Аркина Н. Балет и литература.- М.; Знание, 2015г.

2.Балет: Энциклопедия.- М.: Сов. Энциклопедия, 2016г.

3.Карп П. Младшая муза. – М.: Дет. лит., 2014г.

4.Никитин В. Модерн-джаз танец: начало обучения. – М.,2015. – («Я вхожу в мир искусств»; № 5)

5.Пасютинская В. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2013г.

6.Положение «О правилах приёма, перевода и отчисления учащихся дома детского творчества ст.Калининской».

7.Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся дома детского творчества ст.Калининской.

8.Правила внутреннего распорядка учащихся дома детского творчества ст.Калининской.

9.Поиграем, потанцуем: Упражнение для детей дошкольного возраста. – СПб: АКЦИДЕНТ, 2017.

10.Страна волшебная – балет: Очерки. – М.: Дет. лит.,2015г.

11.Журнал - Хореография 2014год

Законодательная  база

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным         программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
  • Законодательные и нормативные акты Министерства образования РФ и Краснодарского края;  
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761 -Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основании письма ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края от 31.08.2016 № 01-20/1934;
  • Устав МБУ ДО ДДТ ст.Калининской;
  • Локальные акты ДДТ.