методический доклад "Современники Баха. Букстехуде, Пахельбель, Телеман"

galaeva julia sergeevna

Краткая биография, содержащая занимательную информацию, современников И. С. Баха - музыкантов-полифонистов немецкого барокко: Букстехуде, Пахельбель, Телеман.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bah_i_kompaniya.docx22.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской»

Методический доклад

«Современники Баха. Букстехуде, Пахельбель, Телеман»

Выполнил: педагог МХС «ВИТА»

  Галаева Ю. С.

Новокузнецк

2019

Иоганн Себастиан Бах, несомненно, является едва ли не самым известным музыкантом на протяжении уже нескольких столетий. Значение самой его личности для современников и, конечно, потомков трудно переоценить. Приведем две цитаты, свидетельствующие о том, насколько высоко ценим великий немецкий музыкант. Первая принадлежит Иоганнесу Брамсу: «Если бы вся музыкальная литература – Бетховен, Шуберт, Шуман, - исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха - я был бы безутешен». Вторая, еще более выразительная,- Людвигу ван Бетховену: «Он не ручей – он океан» (Бетховен напоминает нам значение немецкой фамилии Бах -ручей).

Однако Бах развивался как музыкант, как композитор и исполнитель, не в пустоте, он был знаком, общался и учился у других, не менее интересных личностей, немалых величин в музыкальном пространстве своего времени. Эти персоны, думается, не вполне заслуженно отодвинуты «на задний план» в восприятии современных музыкантов, особенно юного возраста. Вспомним некоторых из них: Дитрих Букстехуде, Иоганн Пахельбель, Георг Филипп Телеман. Каждый из них представляет интерес как музыкант, но и как личность также.

Дитрих Букстехуде (1637-1707)

Крупнейший немецкий органист датского происхождения. Отец его, Ханс Йенсен Букстехуде, тоже был органистом в датском городе Хельсингёр (шекспировский Эльсинор, между прочим!). Композиторский стиль Букстехуде испытал сильное влияние нидерландской органной школы, в особенности Яна Свелинка. Стиль же Свелинка, в свою очередь, является синтезом фламандских и итальянских традиций. Вообще в творчестве Букстехуде, как пишут музыковеды, ощущается сильное влияние итальянских мотивов.

В 1668 году Букстехуде получил место органиста в церкви Святой Марии в немецком Любеке. Отметим любопытную особенность: данное место передавалось органистом своему последователю так сказать, с «нагрузкой»: новый органист обязан был жениться на старшей незамужней дочери предшественника. Что Букстехуде и сделал. В браке со старшей дочерью Франца Тундера Анной Маргаритой родилось семеро детей. Надо сказать, что впоследствии Букстехуде испытывал затруднения в назначении своего преемника именно вследствие старинной традиции: ни Бах, ни Гендель, ни Матессон не захотели жениться на старшей дочери маститого музыканта.

Невозможно пройти мимо такого шедевра, как церковь Святой Марии в Любеке, или Мариенкирхе. Церковь строилась с 1251 по 1350 годы, почти 100 лет. Высота свода центрального нефа Мариенкирхе равна 38,5 метра, что делает ее самой высокой кирпичной церковью Европы. Наполненная произведениями искусства, церковь воспринималась современниками как сокровище архитектуры готической Европы, истинный дом Бога на земле. В 1987 году Мариенкирхе в Любеке внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это в Мариенкирхе в 1705 году Бах пришел пешком из Арнштадта (450 километров, между прочим!), чтобы послушать игру Букстехуде, и, презрев службу, остался в Любеке на три месяца, чтобы учиться у виртуоза.

«Искусство Букстехуде — его вдохновенные и виртуозные органные импровизации, сочинения, полные пламени и величия, скорби и романтики, в яркой художественной форме отразили идеи, образы и мысли высокого немецкого барокко, (…) Большие органные фантазии в приподнято-ораторском, возвышенном стиле запечатлели ту сложную и противоречивую картину мира, какой она представлялась художникам и мыслителям эпохи барокко.(…)Импровизации были призваны отразить иллюзорно-хаотический, непредсказуемо-стихийный мир бытия, фуги — его философское осмысление. Некоторые из фуг органных фантазий по трагическому напряжению звучания, величию сопоставимы только с лучшими фугами Баха. Сочетание импровизаций и фуг в единое музыкальное целое создавало объемную картину многоэтапных переключений от одного уровня понимания и восприятия мира к другому, с их динамической спаянностью, напряженной драматургической линией развития, устремленной к концу. Органные фантазии Букстехуде — уникальное художественное явление в истории музыки. Они во многом повлияли на органные сочинения Баха. (…)

Музыкальный язык сочинений Букстехуде экспрессивен и динамичен. Огромный диапазон звучания, охватывающий самые крайние регистры органа, резкие перепады между высокими и низкими; смелые гармонические краски, патетически-ораторская интонация — все это не имело аналогий в музыке XVII в.» (Ю. Евдокимова)

Иоганн Пахельбель (1653-1706)

Немецкий композитор, органист, педагог. Корифей южнонемецкой органной школы. Пахельбель родился в Нюрнберге. Первоначальное музыкальное образование ему дали Генрих Швеммер, кантор церкви св. Себальда, и Георг Каспар Веккер, органист в той же церкви. В 15 лет Иоганн поступил в Альтдорфский университет. Во время обучения он работал органистом в одной из церквей. Однако он вынужден был бросить университет, не проучившись и года, из-за финансовых затруднений.

Позже Пахельбель стал учеником заведения Gymnasium poeticum в Регенсбурге, где дирекция школы, впечатлённая способностями Иоганна, разрешила ему изучать музыку вне гимназии под руководством Каспара Пренца, ученика Иоганна Каспара Керля. В 1673 году Пахельбель стал вторым органистом собора Св. Стефана в Вене.

Проведя несколько лет в Вене, в 1677 году Пахельбель переехал в Эйзенах, где получил должность придворного органиста Иоганна Георга, герцога Саксен-Эйзенахского. В Эйзенахе он сблизился с семьёй Бахов, стал близким другом Иоганна Амброзия Баха, отца Иоганна Себастьяна Баха и обучал его детей. Дружба между Бахами и Пахельбелем сохранилась и после переезда последнего в Эрфурт: Пахельбель стал крёстным дочери Иоганна Амброзия, Иоганны Юдифи, и обучал его сына Иоганна Кристофа.

В июне 1678 года он получил должность органиста в эрфуртской Предигеркирхе, где проработал 12 лет. Заслужив репутацию совершенного органиста и композитора, Пахельбель стал одним из самых известных немецких композиторов во время работы в Эрфурте (возможно, потому, что ему по должности приходилось сочинять хоральные прелюдии и другую музыку).

Во время пребывания в Эрфурте Пахельбель дважды вступал в брак. Первой его женой (свадьба состоялась 25 октября 1681 года) стала Барбара Габлер, но она умерла вместе с сыном во время чумы 1683 года. Во второй раз Пахельбель женился на Юдифи Дроммер (24 августа 1684 года). У них родилось 5 сыновей и 2 дочери. Двое из сыновей Пахельбеля, Вильгельм Иероним и Карл Теодор, также стали композиторами, авторами органной музыки, а ещё один сын, Иоганн Михаил, стал мастером музыкальных инструментов. Одна из его дочерей, Амалия, заслужила признание как художник и гравёр.

Несмотря на то, что Пахельбель был очень успешен как органист, композитор и преподаватель, он попросил разрешения на увольнение, видимо, в надежде найти лучшую работу. Разрешение было дано 15 августа 1690 года; не прошло и трёх недель, как он стал придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте под патронатом герцогини Магдалены Сибиллы. Это место было лучше предыдущего, но вскоре Пахельбель вынужден был бежать из-за угрозы французского вторжения. Он возвратился в Нюрнберг, а оттуда переехал в Готу, где стал городским органистом 8 ноября.

Бывший учитель Пахельбеля и органист церкви св. Себальда Георг Каспар Веккер умер 20 апреля 1695 года. Городские власти настолько хотели, чтобы вакантное место занял Пахельбель, что вопреки обычаю не стали устраивать конкурс, а направили ему официальное приглашение. Пахельбель согласился и вернулся в Нюрнберг летом 1695 года; здесь он прожил остаток жизни. Похоронен на нюрнбергском кладбище Rochusfriedhof.

Пахельбель оставил потомкам обширное наследство: произведения для органа, клавира, голоса, хора, струнных инструментов. Отметим одну интересную деталь: оказывается, гармоническая и мелодическая простота некоторых органных произведений Пахельбеля объясняется техническими возможностями органов, на которых он играл в тот или иной период его жизни. Если орган был ограничен в количестве регистров и клавиш ножной педали, то и диапазон нот в произведении приходилось ограничивать.

Георг Филипп Телеман (1681-1767)

Каково бы ни было наше суждение о качестве этого творчества, нельзя не поразиться  феноменальной продуктивностью и удивительной живостью этого человека, который с десяти до восьмидесяти шести лет пишет музыку с неутомимым рвением и радостью.

Р. Роллан

Телемана признают как одного из наиболее плодовитых музыкантов своей эпохи. Говорят, что он создал столько произведений, сколько Бах и Гендель вместе взятые, Телеман известен также как поэт, талантливый организатор, создавший и руководивший оркестрами в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне, содействовавший открытию первого в Германии публичного концертного зала, основавший один из первых немецких музыкальных журналов. Это далеко не полный перечень видов деятельности, в которых он преуспел. В этом жизненном тонусе и деловой хватке Телеман — человек века Просвещения, эпохи Вольтера и Бомарше.

С ранних лет успех в его работе сопровождался преодолением препятствий. Само занятие музыкой, выбор ее своей профессией поначалу натолкнулось на сопротивление матери. Будучи в целом широко образованным человеком (он учился в Лейпцигском университете), Телеман, однако, не получил систематического музыкального образования. Но это с лихвой компенсировалось той жаждой знаний и способностью к их творческому усвоению, которыми была отмечена его жизнь вплоть до глубокой старости. Он проявлял живейшую общительность и интерес ко всему незаурядному и великому, чем славилась тогда Германия. Среди его друзей такие величины, как И. С. Бах и его сын Ф. Э. Бах (кстати, крестник Телемана), Гендель, не говоря уже о менее значительных, но крупных музыкантах.

Внимание Телемана к чужим национальным стилям не ограничивалось наиболее ценимыми тогда итальянским и французским. Услышав в годы Капельмейстерства в Силезии польский фольклор, он восхитился его «варварской красотой» и написал ряд «польских» сочинений. В возрасте 80-84 лет он создал одни из лучших своих произведений, поражающие смелостью и новизной. Наверное, не было сколько-нибудь существенной области творчества того времени, мимо которой бы прошел Телеман. При этом в каждой он основательно поработал. Так, его перу принадлежат более 40 опер, 44 оратории (пассивны), свыше 20 годовых циклов духовных кантат, более 700 песен, около 600 оркестровых сюит, множество фуг и различной камерно-инструментальной музыки. К сожалению, значительная часть этого наследия сейчас утеряна.

Гендель поражался: «Телеман пишет церковную пьесу также быстро, как пишут письмо». И вместе с тем это был большой труженик, считавший, что в музыке, «этой неистощимой науке далеко не уйдешь без упорной работы». В каждом жанре он смог не только показать высокий профессионализм, но и сказать свое, порой новаторское слово. Ему удавалось умело соединять противоположности. Так, стремясь в искусстве (в разработке мелодии, гармонии), по его выражению, «дойти до самых глубин», он, однако, очень заботился и о понятности, доступности своей музыки рядовому слушателю. «Кто умеет быть полезным многим», — писал он, — «поступает лучше, чем тот, кто пишет для немногих». «Серьезный» стиль композитор соединял с «легким», трагическое с комическим, и хотя в его произведениях мы не найдем баховских высот (как отметил один из музыкантов, «он пел не для вечности»), в них много привлекательного. В частности, они запечатлели редкий комический дар композитора и его неистощимую изобретательность — особенно в изображении музыкой самых различных явлений вплоть до кваканья лягушек, передачи походки хромого или сутолоки на бирже. В творчестве Телемана переплелись черты барокко и так называемого галантного стиля с его ясностью, приятностью, трогательностью.

Хотя большую часть жизни Телеман провел в различных городах Германии (дольше других — в Гамбурге, где служил кантором и музикдиректором), его прижизненная слава далеко шагнула за пределы страны, достигнув и России. Но в дальнейшем музыка композитора на долгие годы была предана забвению. Настоящее возрождение началось, пожалуй, лишь с 60-х гг. нашего века, свидетельством чему стала неутомимая деятельность Телемановского общества в городе его детства Магдебурге.

Итак, вот перед нами портреты трех интересных и значительных музыкантов немецкого музыкального барокко. Своей жизнью и творчеством они дополняют картину музыкальной жизни того времени, придают ей новых красок и штрихов, убеждают нас в том, что «не Бахом единым» питается интерес к полифонической музыке. Произведения Телемана, Пахельбеля и Букстехуде помогут духовно обогатиться и достичь новых вершин в исполнительстве, опираясь на вековые традиции европейского полифонизма.

Использованные источники:

сайты Всемирной Сети Интернет: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пахельбель,_Иоганн,

www.belcanto.ru › Персоналии › Композиторы,

 https://musicseasons.org/ditrix-bukstexude-organnoe-tvorchestvo/,

https://www.belcanto.ru/telemann.html