Открытый урок на тему: «Развитие художественного мышления домриста.»

Стасевич Ирина Анатольевна

Цель урока: Формирование активности и самостоятельности мышления у учащихся посредством  выражения своего ощущения-чувства музыки в разнообразных творческих формах и способах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-3.docx31.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
            ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  
       «ДЕТСКАЯ  ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок  на тему:

«Развитие художественного мышления домриста.»

Подготовила:        Стасевич Ирина Анатольевна

                                                          Преподаватель по классу домры

                                                          Первая квалификационная категория

2017 г.

1.Общие сведения об уроке.

Урок состоялся: 28 ноября 2017 года в15.30

2.Общая характеристика учащегося: Пашенков Семен– ученик второго класса. Первый год занимался на балалайке.  С этого года  переведен в класс домры.  Обладает хорошими музыкальными способностями: память, чувство ритма. Быстро охватывает изучаемый материал. Творчески активен, эмоционален.  Отзывчив,  на замечания, на уроках проявляет инициативу и любознательность. Регулярно посещает занятия, выполняет домашнее задание.

3.Начало урока: кабинет заранее подготовлен к уроку, проветрен, хорошо освящен. Преподаватель приветливо, доброжелательно встречает ученика, с помощью вопросов мобилизует внимание учащегося на учебную работу, создает рабочую обстановку в классе.

4.Оборудование и ТСО: инструмент – домра, фортепиано.

5.Тема урока: « Развитие художественного мышления в классе домры».

6.Цель урока: Формирование активности и самостоятельности мышления у учащихся посредством  выражения своего ощущения-чувства музыки в разнообразных творческих формах и способах деятельности.

7.Задачи урока:

Обучающие:

- формирование способности к восприятию содержания и формы художественного произведения;

Развивающие:

-на основе воспринятого и осмысленного - умение выработать индивидуальную исполнительскую концепцию, идейно-художественный замысел;

- развитие фантазии, воображения при восприятии произведения;

- формирование музыкальных знаний, умений, навыков;

- выявление художественно-творческих устремлений учащихся;

Воспитательные:

- воспитание широкого общего кругозора, культурное развитие в художественных областях.

8. Тип урока: комбинированный.

9.Методы обучения:

- Практический – взаимосвязь с инструментом, в процессе всего урока;

- Наглядно - слуховой – показ музыкальных моментов педагогом, самостоятельное исполнение при активном слуховом контроле;

- Словесный – перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму, рассказ, беседа, дискуссия;

- Сравнение – перекодирование содержания музыки в другие виды искусства.

10. Приемы обучения:

- игровой;

- показ;

- объяснение;

- сопоставление;

- ассоциативный поиск;

- активный диалог.

11.Виды учебной деятельности:

- игра на инструменте;

- демонстрация материала;

- познавательный - анализ, сравнение, ассоциации;

- мыслительные операции;

12. Содержание  урока:

1)Организация внимания. Вступительная беседа-диалог– 5 минут;

2)Исполнение  упражнений «Песенка указательного пальца» , «Грустная кукушечка»-5 минут.

3)Работа над произведениями, раскрытие образного содержания, повторное исполнение с учетом совершающихся в музыке художественных процессов – 25  минут;

4) Заключение  - домашнее задание- 5 минут.

Всего 40 минут.

13. Структура урока:

а) организация учащегося к уроку;

б) выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала;

в) введение нового материала и организация работы учащегося по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и закрепление его на практике;

д) подведение итогов.

14. Психологические основы:

- учет психофизиологических особенностей конкретного возраста;

- творческий характер процесса овладения навыками художественного мышления;

- положительная мотивация ученика;

- социальная направленность формирования навыков  творческого мышления.

15.Работа и поведение учащегося на уроке:

  • учащийся активно работает в течение всего  урока, правильно отвечает на вопросы
  • учащийся с интересом познает новый материал
  • учащийся хорошо организован и дисциплинирован
  • речь учащегося развита, уверенна, активно участвует в диалоге

16.Поведение учителя во время урока:

  • на уроке учитель ведет себя выдержано, доброжелательно по отношению к ученику
  • последовательно переключает внимание ученика с одного вида деятельности на другой
  • внимательно слушает ученика, следит за правильностью и полнотой ответов на вопросы
  • учитель эмоционален
  • речь образная, выразительная
  • внешний вид опрятный, подтянутый

План урока:

  1. Вступление. Организация внимания.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Ход урока:

  1. Вступление.

Организация внимания. Вступительная беседа-диалог.

Процесс обучения предполагает усвоение учащимися определенного круга знаний, умений и навыков. В музыкальной школе – это знания из области музыкального искусства: специфика посадки за инструментом, нотная грамота, штрихи, динамика и т. д. Понятно, что изучение всего вышеизложенного является первоочередной задачей педагога по специальности.

Но зачастую мы преподаватели, увлеченные работой над «школой», ставят ученика в рамки «как надо играть», не дают ему возможности раскрыть свой творческий потенциал. И ученик в таком случае может так и не стать музыкантом в широком смысле этого слова, может остаться учеником, если будет пассивным созерцателем на уроке, пассивным слушателем того, что ему говорит педагог. При игре на домре дело не столько в постановке рук, сколько в «постановке» головы. Ребенок должен понять, чем он занимается, его нужно правильно настроить. Ясно намеченная, ясно поставленная, ясно осознаваемая цель  - первое условие  успеха в какой бы то ни было работе. «Живая задача», то есть устремление сознания в основном не на совершаемое  движение, а на то, ради чего оно совершается – вот в чем кроется успех  в развитии технических задач.

Необходимо с самого начала обучения ребенка активно вовлекать его в процесс работы; будить его музыкальное воображение; заставлять думать; учить находить в новом материале уже известное ему. Совместное переживание музыки – наиважнейший момент, который часто бывает решающим для успеха. Вовлеченный в процесс работы ученик начнет быстрее двигаться вперед, научится работать самостоятельно, что несомненно будет способствовать становлению его как музыканта.

Иными словами, развитие музыкального мышления, музыкальной логики, музыкально-образных представлений ребенка – не менее важная задача педагога, чем изучение основ музыки. Этой проблеме и посвящен открытый урок.

Работать над развитием музыкально-образного мышления в младших классах лучше всего на материале, доступном для ребенка. Это пьесы жанровые, программно-характерные. Мир образов программных миниатюр близок природе художественного восприятия младших школьников. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения. Комплекс выразительных средств исполнения у домриста, как и у других инструменталистов, включает следующие понятия: динамика, артикуляция, агогика, тембр, аппликатура.

Начнем мы наш урок с зарядки для пальцев.  Даже в простейших упражнениях внимание ребенка привлекается к тому, что нужно исполнить в определенном характере. Играем ласково, мягко и вежливо, громко, тихо, маршеобразно. Можно использовать усиление звучности при стремлении музыкальной фразы вверх и наоборот, ослабление при движении вниз, замедление в конце.

Исполняем упражнение «Песенка указательного пальца». Учимся не откидывать далеко первый палец. Работаем над оттенками. Это упражнение исполняется в быстром темпе. Затем исполняется упражнение «Грустная кукушечка».  Разбираем в каком ладу написано произведение. Оттенки. Ударение на сильную долю. Сравниваем с пением кукушки. Обращаем внимание на тембр (струна ре- кукушонок, струна ля- мама кукушка, струна ми- папа.)

  1. Основная часть.

Теперь когда наши пальцы проснулись переходим к пьесам.

Основная цель обучения музыке - научить пониманию содержания исполняемых произведений и умение передать это содержание слушателям. Рассказываем ученику о композиторе, произведении. Каждая музыкальная задача должна быть выражена в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Определив характер и настроение пьесы, нужно сразу найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы, помогающие ярче раскрыть ее образное содержание. Это и будет работой над художественно-музыкальным образом и над приобретением игровых приемов - не абстрактных, а конкретно увязанных с музыкальной задачей.

До начала игры делаем предварительный анализ произведения. Затем произведение проигрываем до конца. Для развития навыков мышления рекомендуется выявить главную идею произведения. Учащегося можно спросить для чего автор создал это произведение. Какая основная мысль владела им в процессе его создания. Что он хотел сказать людям своей музыкой. Можно спросить, почему автор назвал это произведения именно так.

Образы тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть простыми, понятными, близкими детскому сердцу. Картины должны изображать такие эпизоды, в которых проявлялась бы чувство, доступное детям, способное возбудить в них чувство сопереживания. Работа над пьесами. Мы играли «Песенку указательного пальца». Какой палец был занят? В каких пьесах у нас еще работает первый палец? Переходим к пьесе Н. Соколовой «Баба-яга». «Баба-яга» песенка дразнилка. Раскрываем художественный образ. Играем в быстром темпе (дети убегают от бабы-яги), громким звуком (дети громко кричат, дразнят бабу-ягу).

Переходим к пьесе «Птичий дом». Играем громко. Звук резкий (применяем прием игры удар-бросок). Сравниваем со стуком молотка. Знакомимся с приемом игры staccato.

Далее исполняется С. Федоров «Марш». Отрабатываем равномерное движение, одинаковые метрические доли.  Учимся  маршировать под музыку.

 Теперь переходим к пьесе «Зима». Звук мягкий, без толчков. Знакомимся с приемом игры легато.  Играем с пением. Звуки переливаются друг в друга.

Затем переходим к пьесе «Неосторожный ослик».  Определяем  в каком ладу написано произведение (минор). Определяем темп. Мелодия напевная. Медиатор гладит струну (звук мягкий, додерживаем ноты в левой руке). Педагог напоминает, что фраза должна быть гибкой, мелодичной, напевной; звукоизвлечение – мягким, без толчков и ударов; предлагает вслушиваться в каждый звук, ничего не упуская из виду. так как развивают внимание, заставляют думать, вырабатывают навык грамотной работы с произведением.

  Далее переходим к пьесе «Бьют часы». Первая часть-легато, вторая стаккато. Дослушиваем звуки. Можно  пропевать  песенку под музыку.

Исполняется «Во саду ли, в огороде». Пьеса исполняется наизусть. Эту пьесу готовим к академическому концерту. Работаем над сценическим образом.

 

  1. Заключение.

В домашнем задании ученику предложено поработать еще над точностью, остротой штриха; сделать пьесы более яркими и интересными в динамическом плане; сыграть пьесы уверенно, точными пальцами, без ошибок и остановок.

Домашнее задание: постарайся вспомнить все, о чем мы говорили и исполнить пьесы в характере.

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения - достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.

Занятие с учеником – это творческий процесс. Все, чему мы хотим  научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново, открывать, включая ребенка в активную работу -  это и есть основная задача музыкального образования в современных условиях.

Урок – не монолог педагога. Будь он трижды златоустом, умей говорить убедительно, доходчиво и ярко, его речи не принесут желаемой пользы, если ответом будет молчание ученика.  Разговорить ученика надо не только для обратной с ним связи. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями.

Соединение обучения и игры освобождает ребенка от формального подхода к предмету, делает урок насыщенным, наглядным, а самое главное – сложные музыкальные понятия и термины становятся простыми и доступными.

Необходимо стараться развить талант ребенка, сохраняя в нем свежесть и непосредственность чувств через эмоциально - образное мышление на уроках.

Тема урока: «Формы работы в классе специального фортепиано»  

Цель урока:   развитие слуха, памяти, самостоятельных навыков в работе за

инструментом. Воспитание активного музыкального мышления.                                                        

Задачи                                                                                                           

Образовательные:                                                                                                             

Тема урока: «Формы работы в классе специального фортепиано»  

Цель урока:   развитие слуха, памяти, самостоятельных навыков в работе за

инструментом. Воспитание активного музыкального мышления.                                                        

Задачи                                                                                                           

Образовательные: