Статья на тему: "Нам песня строить и жить помогает..."

В данной статье говорится о роли песен и музыки в жизни советского человека в 30-е годы ХХ века.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нам песня строить и жить помогает…

Музыка в России тесно связана с историей: каждое десятилетие диктовало свои правила, запрещая одни жанры и устанавливая моду на другие.

Давайте познакомимся с популярной музыкой 30-х в нашей стране. Именно тогда (как собственно, и во всём мире) в широкое обращение вошли граммофоны и грампластинки, почти в каждый дом пришло радио, появились танцплощадки и играющие на них оркестры и джаз-бэнды…

Несмотря на закрытость молодого советского государства от всего мира в 30-е годы, популярная среди советской молодёжи музыка зачастую мало чем отличалась от зарубежной: джаз. Причём были популярны не столько записи американских исполнителей, сколько творчество отечественных джазменов. В первую очередь стоит назвать неподражаемого Леонида Утёсова и его «Теа-Джаз» («театрализованный джаз»). Популярность Утёсова обуславливалась как его собственной харизмой, так и прекрасными мелодиями Исаака Дунаевского. Кроме того, популярность той или иной песни зачастую вызывалась тем, что она попадала в популярный кинофильм. Здесь, кроме Дунаевского, большую роль сыграла музыка Никиты Боголюбова, Дмитрия Шостаковича, братьев Покрассов. Главными темами, как фильмов, так и песен были: труд, патриотизм. Особенную популярность приобрели молодёжные песни-гимны: «Молодёжная» из кинофильма «Волга, Волга», «Спортивный Марш» из кинофильма «Вратарь», «Эх, хорошо» и «Марш энтузиастов», автором которых выступил всё тот же Исаак Дунаевский.

Советская песня в 1930-е годы. ТЕМА ТРУДА

Жизнь молодого социалистического государства разворачивалась в напряженных темпах первых пятилеток, заряжая литературу, искусство пафосом трудового подъема. Дух боевой сплоченности, некогда взрастивший песенные образы революции и гражданской войны, отныне претворен в облике народа-созидателя, строителя новой мирной жизни. На смену суровой революционной патетике в песню приходит бурная энергия коллективизма. Соединившись с образами молодости, она определила типичные черты песенного героя 30-х годов — оптимистичного, исполненного твердой воли и уверенности в собственных силах. Первой, подлинно массовой в этом ключе явилась «Песня о встречном» Д. Шостаковича — Б. Корнилова.

Овеянная светлыми весенними настроениями «Песня о встречном» обнаруживает некоторое сходство с непринужденными напевами веселых французских песенок.

Одновременно ей присущи явные признаки гимна — призывный, побуждающий тон возникает из энергичной, звонкой (напоминающей о «Марсельезе») переклички кварт.

Этому сочинению суждено было сыграть важную роль в песенной культуре 30-х годов. Во-первых, она предвосхитила молодежный марш — одну из главных разновидностей массовой песни последующих лет. Во-вторых — открыла историю плодотворного содружества песни и советского кинематографа.

Среди лучших песен, посвященных теме труда, «Марш энтузиастов» Дунаевского (стихи Д'Актиля), его же «Марш женских бригад» (стихи Лебедева-Кумача), «Зелеными просто­рами» В. Захарова; среди лирических — «Спят курганы темные» Н. Богословского — Б. Ласкина, написанная в бытовой вальсовой манере. Участники праздничных демонстраций нередко исполняли «Марш ударных бригад» венгерского композитора-интернационалиста Б. Рейница. Из песен, посвященных той или иной профессии (их в эти годы написано немало), несомненно, лучшей является «Марш трактористов» Дунаевского — Лебедева-Кумача.

Советская песня в 1930-е годы. ПЕСНЯ В КИНО. ТВОРЧЕСТВО И. ДУНАЕВСКОГО

Много работают в кино композиторы Д. Шостакович, Ю. Милютин, Н. Крюков, В. Пушков, Н. Богословский, братья Покрассы. Однако самая большая популярность выпала на долю Исаака Осиповича Дунаевского (1900—1955). Киномузыка всячески способствовала всесторонним проявлениям его блестящего песенного дара. Главным направлением творчества этого выдающегося музыканта были различные жанры эстрадной музыки. Первым из советских композиторов он обратился к оперетте (перу Дунаевского принадлежит музыка к тридцати театральным спектаклям, двенадцати опереттам, двум кантатам, двум балетам, множеству пьес для эстрадного оркестра). В содружестве с Леонидом Утесовым Дунаевский создает эстрадные программы, куда включаются его джазовые транскрипции песен народов СССР, а также классической музыки. Этот опыт способствовал освоению гармонических, ритмических и оркестровых ресурсов джаза. Полученные навыки впоследствии убедительно воплотились в песенном стиле композитора, соединившись при этом с исконными традициями отечественного песнетворчества. Мелодии Дунаевского обнаруживают связь с множеством источников — русской и украинской городской песней, бытовым романсом, различными жанрами танцевальной эстрад­ной музыки, водевильными куплетами. Интернационализм его композиторского мышления являл удивительную широту и демократичность.

Дунаевский участвовал в создании 28 кинофильмов. В 30-е годы это «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Три товарища», «Дети капитана Гранта», «Вратарь», «Богатая невеста», «Искатели счастья», «Светлый путь» и др.

Мгновенный успех пришел к Дунаевскому с появлением на экранах фильма «Веселые ребята» (1934, режиссер Г. Александров). Центром музыкальной драматургии служит жизнерадостный «Марш веселых ребят» — своего рода манифест, в поэтической лозунговой форме сказавший о роли песни в жизни людей. Мелодия «Марша веселых ребят» вобрала в себя разнородные интонации. Так, в качестве одного из прообразов угадывается любимая молодежью 20-х годов песня «Наш паровоз».

Таким образом, песни о труде играли огромную роль в жизни советского народа в 30-е годы. Трудно не заметить, что плакатные краски песен 30-х годов, брызжущие радостью, весельем и торжеством трудовых побед, рисуют быт советских людей в виде некоего идеального сообщества, не подверженного противоречиям и сколько-нибудь серьезным трудностям. Для миллионов людей труда идеалы мирного созидания являлись революционным заветом, твердой нравственной опорой и залогом счастливого будущего. Отсюда — оптимизм массовой песни, славящей радость труда и искреннюю веру народа в торжество справедливости.