СИМБИОЗ ТРАДИЦИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЦИФРОВЫХ НОВАЦИЙ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА

СИМБИОЗ ТРАДИЦИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЦИФРОВЫХ НОВАЦИЙ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Малиновский Александр Геннадьевич,

преподаватель по классу кларнета и саксофона

СИМБИОЗ ТРАДИЦИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЦИФРОВЫХ НОВАЦИЙ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Музыкальное искусство, как и всякое искусство – это носитель генетического кода Человечества, его взглядов, подходов, переживаний. В этом смысле истинная новация в искусстве – это прежде все новация духа и идеи.  

Во все времена музыка чутко воспринимала новации. Можно сказать, что музыка всегда идет в ногу со временем.  В эпоху постмодернизма музыкальное искусство значительно расширило свои границы в прямом и переносном значении. Некоторые из этих границ практически стерты. Это границы государственные, национальные, временные, жанровые, стилистические. Этому во многом способствуют новые технологии XX – XXI веков, такие как звукозапись, цифровые технологии, технологии передачи информации. Важнейшее значение приобретают сетевые формы общения и сотрудничества. В этом отношении существует очевидное противоречие постмодернизма – с одной стороны это разрушение традиций, а с другой – создание новых музыкальных форм с очевидным интересом к изучению и использованию художественного прошлого человечества.

В XXI веке музыка и цифровые технологии органично сливаются в единый социокультурный симбиоз. Мы это видим и слышим каждый день, а современные дети не представляют жизни без современных технологий и, конечно, без современной музыки. Стирается граница между высоким искусством и массовой культурой. Многие образцы элитарного искусства, становятся популярными у широкой публики, и таким образом становятся частью массовой культуры, а многие образцы поп культуры в эпоху постмодернизма перестают восприниматься пренебрежительно. С одной стороны – это напоминает хаос, который может пугать, а с другой – это смешение является питательной средой для истинно творческого человека.  Таким образом музыкальное искусство является отражением самоощущения современного человека.

Для педагога понимание современной социокультурной среды является ключевым залогом успеха. Часто преподаватель не может найти взаимопонимание с учеником по причине непонимания сущности современных реалий. Ребенок и преподаватель часто «живут» в разных эпохах. В такой ситуации невозможно ожидать хороших результатов обучения. Отсутствие взаимопонимание также может создавать конфликтные ситуации.

Современный преподаватель не должен ограничиваться знаниями полученными от преподавателей прошлого века. При очевидной важности сохранения традиций академической школы, мы не должны стоять на месте. Необходимо понять, что сейчас вся музыка, которую мы слышим ежедневно, оцифровывается и обрабатывается. Исключение – концертные залы для классической музыки и оперные театры. Современный преподаватель музыки должен понимать принципы использования синтезаторов, семплеров, секвенсоров, которые позволяют расширить тембровую палитру, увеличить динамический размах звучания, позволяют свободно управлять пространственными характеристиками звука, способствуют значительному расширению границ музыкальных стилей, направлений, а также образной сферы музыкального искусства. Новые возможности компьютерных технологий позволяют расширить инструментарий музыканта до такой степени, что владение этим инструментарием потребует дополнительных компетенций. Часто опытный музыкант испытывает затруднения при столкновении с цифровыми технологиями. Это обусловлено традициями музыкального образования. Здесь очевидно противоречие традиционного музыкального образования и реалий современного музыкального искусства.

Обучение игре на музыкальных инструментах в современных условиях не должно сводиться к узкоспециальной практике. Обучение игре на инструменте, например на кларнете, может являться основой для дальнейшего развития таланта ребенка, а не быть узкоспециальным ограничением. Ребенок должен чувствовать себя членом творческой лаборатории, в которой создана благоприятная среда для развития творческого потенциала. Главным в этой среде является талант ребенка, который выявляется и развивается педагогами с использованием традиционных и нестандартных методов, способов обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала. Современный инновационный подход поможет выявить и развить активных, талантливых и увлеченных детей, позволит ощутить радость творчества, создаст хорошее настроение. Учащимся должна быть предоставлена возможность проявить свой талант в сфере музыкального искусства в полной мере. Основная задача педагога заключается в создании созидательной, открытой творческой среды, направленной на раскрытие и поддержку личностной индивидуальности и потенциала каждого ребенка.  Поиск и раскрытие индивидуальных особенностей ребенка предполагает бережное отношение к его собственному таланту, раскрытие которого возможно через широкую палитру разнообразных заданий, направленных на самовыражение внутреннего мира ребенка через язык музыки.  Творческие задания с использованием цифровых технологий, музыкальные эксперименты, создание индивидуального и коллективного музыкальных произведений обеспечивают возможность соединения классического восприятия музыкальных произведений через использование современных технологий.

Безусловно, вся работа преподавателя должна быть направлена на воплощение художественного образа музыкального произведения в создании которого могут использоваться инновационные технологии. Идея гармоничного сосуществования и творческого сочетания классических музыкальных жанров и инновационных подходов в педагогической практике должна иметь реальное воплощение. Для инструменталистов такими формами могут быть: запись в студии, создание видеоклипов, участие в составах ансамблей с участием электронных инструментов, освоение дополнительных электронных инструментов, работа в мультимедийных проектах, таких как телевидение, кино, радио. Конечно, здесь необходимо наличие компетентных педагогов, методического сопровождения и материально-технического обеспечения.

 Диалектическое звучание музыкального интервала «традиций и новаций» обеспечивает сферу практически непрерывного творчества, где традиции являются основным конструирующим фактором, а новации предопределяют движение вперед.

Распространение цифровых технологий объективно ставит перед педагогами задачу освоения навыками работы на компьютере, игры на цифровых и электромузыкальных инструментах, а также сочетания традиционных инструментов, голоса и инновационных технологий на основе традиций мировой музыкальной культуры. В этой связи создаваемая творческая среда должна способствовать музыкальному обучению, являясь средством развития творческого мышления и формирования художественного вкуса.

Широкий спектр современной музыкально-творческой деятельности позволяет расширить круг вовлечённых в неё детей, помогает преодолеть ограниченность узкоспециальной исполнительской направленности традиционного музыкального обучения, способствует активизации коллективного музыкального мышления ученика, развивает в более полной мере его музыкальные способности. Таким образом, творчество учащегося становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно–доступным и продуктивным.