сообщение на педагогическом совете. «ТРИЗ–КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА».

Тимофеева Алла Юрьевна

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского

июнь 2018г.

 Тема сообщения на педагогическом совете.

«ТРИЗ–КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯСИСТЕМА».

Подготовила и прочитала преподаватель высшей категории отделения народных инструментов Тимофеева А.Ю.

  План:

  1. Система ТРИЗ
  2. ТРИЗ – педагогика, цели.
  3. Составляющие ТРИЗ – педагогики
  4. Приемы ТРИЗ-технологий
  5. Игры и ТРИЗ – технологии
  6. Преимущество ТРИЗ
  7. Литература.

Реалии сегодняшнего и завтрашнего дня бросают вызов системе образования, где дети получали готовые знание. В настоящее время наиболее востребованными в профессиональной деятельности становятся специалисты, которые умеют творчески подходить к решению задач, создавать свой новый креатив-продукт. Человек, который способен гибко, нестандартно подходить к проблеме, обладающий огромным потенциалом творческого мышления, будет успешен не только в профессиональном, но и в личном плане.

1.« Система ТРИЗ».

Как расшифровывается  ТРИЗ? Триз – теория решения изобретательских задач. В первую очередь – это наука о развитии систем и эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Иногда ТРИЗ называют теорией сильного мышления.

В настоящее время ТРИЗ технологии широко используются во многих методиках работы с детьми, особенно младшего возраста. Особенно ярко проявляются результаты в области искусства и образования.

В своем сообщении, я хочу коснуться использования ТРИЗ-технологий с детьми дошкольного и раннего школьного возраста в ДШИ.

Система делится на ТРИЗ технологии и ТРИЗ игры. Сразу хочу заметить, что ТРИЗ технологии больше обращены к детской психологии и педагогике, способны помочь педагогу всесторонне раскрыть личность ребенка. Хочу заметить, что область задач и систем в этом направлении для нас, педагогов ДШИ, не нова. Мы с самого начала пристально наблюдаем за своими воспитанниками, как только они попадают к нам в класс. Нередко сталкиваемся с разными проблемами и загадками в педагогическом и творческом процессе. Теория развития изобретательских задач и направлена на их решение, ведь самое главное на начальном этапе обучения – заинтересовать ребенка, увлечь, побудить интерес к занятиям музыкой.

Система ТРИЗ появилась в 60-х г.в СССР. Ее автор Г. Альтшуллер – писатель-фантаст (псевдоним Генрих Альтов). Автор считал, что ТРИЗ помогает в организации мышления при поиске идей и делает поиск более продуктивным.

  1. ТРИЗ-педагогика – ее главные цели :

Формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности.

Цель – не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящего, стремиться к новизне, развитию речевой активности, творческого воображения. Ребенок должен самостоятельно прийти к какому-либо мнению в решении проблем, стараться проанализировать свои действия.

  1. Составляющие ТРИЗ-технологий.

ТРИЗ педагогика делится на следующие составляющие:

А). Развитие творческого мышления, где необходимо выделять закономерности, владеть навыками систематизации (чтение нот с листа), уметь сравнивать (нотоносец), формулировать мысль (знание музыкальной грамоты, разбор муз. произведения, игра 2-мя руками и т.д.)

Б). Развитие творческого воображения - развитие творческой интуиции (предслышание интонации, гармонизации), восприятие объектов с разных точек зрения (игра в оркестре), развитие образности, оригинальности, знакомство с критериями творческих работ (умение оценивать свое исполнение и других).

В). Развитие творческой личности – креативность, продуктивность, воображение, индивидуальность и т.д.

Все это позволят снять психологический барьер, помогает убрать боязнь перед новизной, неизвестностью, восприятием жизненных и учебных проблем не как препятствий, а как очередных задач.

Разберем некоторые примеры системы ТРИЗ

4. Приемы ТРИЗ  - своеобразные технологии, основной которых служат такие критерии в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала, а также ситуации из жизни. Вот некоторые примеры технологий (их очень много):

1).Принцип «Посредника»

Одному художнику было поручено увековечить  образ жестокого правителя, которого он должен был изобразить с Библией в руке, смотрящим на распятие. Как, не изображая черты характера на лице человека, показать, что он очень жесток? Художник столкнулся с сильнейшим противоречием и преодолел его. Он не правителя изобразил жестоким, а фигура Христа на распятии выглядела такой жалкой, что было понятно: на неё смотрит противоположный жестокий человек.

2).Принцип «Наоборот»

Задача: Мальчик оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение: сестра сама откроет дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: «Я тебя запер». Через несколько секунд она уже сама распахнула дверь, освобождая себя из «плена»

3). Принцип «Преврати вред в пользу»

Все знают, что современные дети отличаются своей гиперактивностью, хорошо  их энергию направить на то, что их увлечёт, например, на занятия активной творческой деятельностью.

4). В старину люди также пользовались принципами ТРИЗ

Задача. Однажды греческий посол прибыл ко двору персидского царя. Послу шепнули: «Поклонись повелителю всех персов до земли». Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям.

Ситуация: кланяться не хочется и не поклониться нельзя (иначе переговоры не состоятся). Но переговоры состоялись. Вопрос: Что сделал посол? Посол уронил кольцо, за которым пришлось нагнуться и поднять его.

5). Хорошо работает в ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ в песенном творчестве. 

Песенная импровизация. Р.н.п.«Вот и зимушка пришла, много снегу намела». Взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных и жизненных ситуациях. Нужно пропеть данную фразу от имени детей, радующихся снегу, и от имени пожилого человека, которому снег затрудняет движение.

6). Противоречия в природе

В одно окно смотрели двое:

Один увидел дождь и грязь.

Другой – листвы зеленой бязь.

Весну и небо голубое.

Общение с детьми позволяет педагогу расположить ребенка к себе, поможет лучше раскрыть внутренний мир ребенка и подскажет, за какие «ниточки» лучше дергать в процессе обучения.

  1.  Игры и ТРИЗ технологии.

Особенно понятны и интересны детям игры. Игры с использованием технологий ТРИЗ способствуют расширению кругозора детей, развитию нестандартного мышления, фантазии, логики, активизации познавательной деятельности детей и интереса к изучаемому материалу. Вот примеры некоторых игр:

1). Игры с противоречиями.

Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: 

На черного зайца легче охотиться лисе . . .

Особенно его хорошо видно на снегу . . .

Теперь ему только под землей надо жить . . .

Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . .

А гулять ему теперь надо только ночью . . .

Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.

2). Игра «Что на что похоже» Преподаватель: На что похож абажур?

Ребенок: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

Пр.: На что похожа улыбка?

Р.: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

Пр.: На что похож половник.

р.: На ковш у экскаватора, на созвездие, на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим, как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.

Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой „8“, которая лежит на боку.

3). Игра «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается правилом: услышал — ответил.

«Марш деревянных солдатиков» - Чайковский

«Смелый наездник» - Шуман

«Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский

«Полет шмеля» Римский-Корсаков

4). Игра «Веселые нотки» Область применения: сольфеджио подготовительный и 1 класс.

Цель: закрепить названия нот, их расположение, умение работать в команде, развивать навык находить решение по заданным признакам, способность видеть общее и различное, задавать вопросы по предложенной теме.

Ход игры: Заранее распределяем, кто из детей, какой нотой будет. Они уже знают, в каком порядке идут ноты, и где они располагаются на нотном стане. Дирижер (один из детей) подает сигнал, и дети-нотки начинают бегать или танцевать под быструю плясовую. Вновь подается сигнал. Ноты выстраиваются в порядке и говорят слова: «Ноты выстроились в ряд – получился звукоряд». Затем поют под гамму До мажор. Далее дирижер (с помощью преподавателя) задает загадки, на которые отвечают те ноты, к которым они относятся:

1. Нота на добавочной линеечке… (ответ: до)

2. Нота между ре и фа… (ми)

3. Нота ниже си… (ля)

4. Что общего между нотой соль и ми? (они на линейках)

5. Из каких нот вырастает овощ? (фа, соль)

6. Без какой ноты повар ни один суп не сварит? (соль)

7. В каких именах спрятались нотки? (КоЛЯ, ЛюдМИла, ВаСИлий, ФАина, ФёДОр, АндРЕй, АсСОЛЬ)

8. В названиях, каких сказок и рассказов спрятались ноты? (РЕпка, ФеДОрино горе. МИшкина каша, ГуСИлебеди, СОЛЬ дороже золота, Лягушка - путешественница, ФАнтазеры и т.д.)

Затем, вновь раздается сигнал и игра продолжается.

5). Игра «Веселые интервалы.

Область применения: подготовительный и 1 класс сольфеджио.

Цель игры: закрепить знание о музыкальных интервалах, умение работать в команде, развивать навык находить решение по заданным признакам, способность видеть общее и различное, уметь задавать вопросы по предложенной теме.

Ход игры: Проводится по аналогии с игрой «Веселые нотки». Вместо гаммы интервалы поют интервальную песенку. Далее дирижер задает загадки, на которые также отвечают те интервалы, к кому это относится.

В каком интервале шесть ступеней? (ответ: секста)

Какой интервал идет после терции? (кварта)

Какой интервал идет перед секстой? (квинта)

Сколько ступенек в септиме? (семь)

Сказку «Три медведя» с каким интервалом можно сравнить? (терция)

С какой сказкой можно сравнить септиму? («Семеро козлят», «Семь Симеонов»).И т.д.

6). Игра «Угадай интервал»

Область применения: сольфеджио.

Цель: игра позволяет ребятам научиться находить решение по заданным признакам, воспитывает навык находить нужные признаки.

Ход игры: Один из детей кидает мяч другому ребенку и называет цифру, интервал или еще какие-то параметры, о которых мы договорились заранее. Например,

– Шесть!

– Это секста!

Или наоборот:

– Терция!

– Три!

Еще один вариант:

– Диссонанс!

– Секунда, септима! и т.д.

7). Игра «Собери интервал»

Область применения: сольфеджио (подготовительный, 1 класс).

Цель: закрепить количественные параметры интервалов, научить детей действовать в команде.

Ход игры: Дети быстро бегут по кругу под музыку, как только музыка останавливается, и преподаватель или ребенок-ведущий произносит название интервала – они должны выстроиться по столько человек в группе, сколько ступеней в данном интервале. Например, ведущий говорит: «Терции!». Дети выстраиваются по трое и т.д.

8). Игра «Да-нет-ка»

Область применения: слушание музыки, сольфеджио, музыкальная литература.

Цель: это игра, которая помогает детям научиться находить основополагающие признаки предмета, классифицировать, задавать вопросы, которые позволят найти решение задачи, а также учитывать вопросы других, чтобы построить свое предположение.

9). Игра «Перевертыши»

Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный и младшие классы ДШИ.

Цель: нахождение главных признаков у предмета и противоположных к нему.

Ход игры: Ведущий бросает мяч ребенку и называет какое-либо понятие, задача ребенка назвать противоположное. Например:

– Мажор!

– Минор!

– Низкий голос!

– Высокий голос!

– Медленно!

– Быстро!

– Скрипичный ключ!

– Басовый ключ!

Постепенно задания можно усложнять:

– Адажио!

– Аллегро!

– Главная партия!

– Побочная!

– Крещендо!

– Диминуэндо!

– Форте!

– Пиано!

– Диез!

– Бемоль!

И т.д.

10). Игра «Верю – не верю»

Область применения: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература.

Цель: находить среди высказываний правильные и неправильные, уметь задавать вопросы.

Ход игры: Ведущий (преподаватель или один из детей с помощью преподавателя) делает различные высказываний, среди которых есть верные и ошибочные. Кто из ребят согласен – поднимает руку. Кто ошибается – выбывает на один кон из игры. Выигрывает тот, кто останется последним. Например, тема «Музыкальные инструменты»:

– Балалайка – русский народный инструмент…

– Верю!

– У балалайки четыре струны…

– Не верю!

– Гитара – струнно-щипковый инструмент…

– Верю!

– Слово фагот – в переводе означает высокое дерево…

– Не верю!

– Волка в «Пете и волке» озвучивал тромбон…

– Не верю!

И т.д.

11). Игра «Изобрази»

Область применения: подготовительный, младшие классы ДШИ.

Цель: развивать навык нахождения аналогичных явлений.

Ход игры: Детям раздают детские шумовые инструменты (ложки, тарелки, бубны, барабаны, треугольники и т.д.).

Преподаватель: Я – гром, люблю греметь и грохотать. Сможете меня изобразить? Дети играют на барабанах. Преподаватель: Я – дятел, и стучу по дереву. Сможете меня изобразить? Дети играют на коробочке. Преподаватель: Я – фея, и умею делать чудеса. Сможете меня изобразить? Дети играют на колокольчике или треугольнике и т.д.

12). Игра «Придумай загадку»

Цель: развивать умение называть предметы по свойствам, придумывать загадки.

Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный, младшие классы ДШИ.

Ход игры:

– Треугольная, но не крыша, со струнами, но не гитара…

– Балалайка!

– Пишется на нотном стане, но не нотка, ключ, но не открывает дверь.

– Скрипичный ключ!

И т.д.

  1.  Преимущества ТРИЗ

Огромную роль может сыграть на уроках коллективного музицирования методика К.Орфа, концепцией которой стали принципы: Слышу, играю, импровизирую.

Эти методы помогут детям раскрыться на всевозможных мероприятиях, конкурсах, викторинах, клубах по интересам и на групповых коллективных и теоретических  занятиях.

Чтобы воспитать детей с такими умениями, необходимо решать следующие задачи:

1.Развивать речь, внимание, логическое мышление, память.

2.Активизировать творческую познавательную деятельность.

3.Вызывать интерес к учебному процессу.

4.Воспитывать умения общаться в группах, в парах.

5.Учить находчивости, сообразительности, умению преодолевать трудности.

6.Развивать креативность через использование приёмов ТРИЗ.                                            

Учителя сами активно включаются в этот процесс, пытаясь освоить ТРИЗ.

Почему успешные в музыкальной школе дети лучше учатся в школе, активны на концертах, любознательны? Потому что занятия музыкой позволяют активизировать мозговую деятельность обоих полушарий.

Спорт –это здоровье сердечно-сосудистой и бронхо-легочной системы.

Живопись – схожа с музыкальным развитием, но менее развивает координацию и речевой аппарат.

Танцы – не всегда на начальном этапе позволяют раскрыть индивидуальность, дать возможность импровизировать.

А музыка может дать все. Обратите внимание, может, вы слышите не ошибки в тексте у ученика, а его импровизацию? Поговорите с ребенком на эту тему. В результате кто-то кого-то должен в чем-то убедить.  

   В мире есть много множественных явлений, связанных с духовным миром человека. Но кто объяснит их свойства, особенности, отличительные признаки? Как же они находят путь к детскому сознанию? К этим невидимым явлениям относится музыка. Что такое музыка? И где её границы?

Музыка!  Как  прекрасна  и  поистине  безгранична  эта  область  человеческой культуры.  Никакое  другое  искусство  не  вторгается с  такой  полной  силой  в эмоциональный мир ребят, как это доступно музыке! С помощью музыки в детях можно воспитывать мудрость и мужество, гуманность и справедливость, любовь и милосердие.

К. Ушинский в своё время заметил: «Запоёт школа–запоёт весь мир!». Каждый  урок  музыки–это  полёт  творческой  мысли,  фантазии,  таланта  и духовного совершенства.

В заключение хочется отметить, что вышеперечисленные игры всегда с огромной радостью встречаются детьми на уроках сольфеджио, слушания музыки, коллективном музицировании.

7. ЛИТЕРАТУРА:

1. Гин А., Кавтрев А. Объяснить необъяснимое.

2. Гин С. Мир фантазии. Учебно-методическое пособие. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 176 с.

3. Кашкаров Андрей. Развиваем нестандартное мышление: ТРИЗ для детей. Солон-Пресс, 2017. – 124 с.

4. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978. – 207 с.

5. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) Изд-во: Аркти, 2010. – 76 с. (Серия: Растем умными (Технология ТРИЗ)).

6. Сиротина Т. Музыкальная азбука. М.: Музыка, 2004. – 96 с.

7. Тамберг Ю. Как научить ребенка думать.