сообщение на педагогическом совете. «ТРИЗ–КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА».
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. | 42.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского
июнь 2018г.
Тема сообщения на педагогическом совете.
«ТРИЗ–КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯСИСТЕМА».
Подготовила и прочитала преподаватель высшей категории отделения народных инструментов Тимофеева А.Ю.
План:
- Система ТРИЗ
- ТРИЗ – педагогика, цели.
- Составляющие ТРИЗ – педагогики
- Приемы ТРИЗ-технологий
- Игры и ТРИЗ – технологии
- Преимущество ТРИЗ
- Литература.
Реалии сегодняшнего и завтрашнего дня бросают вызов системе образования, где дети получали готовые знание. В настоящее время наиболее востребованными в профессиональной деятельности становятся специалисты, которые умеют творчески подходить к решению задач, создавать свой новый креатив-продукт. Человек, который способен гибко, нестандартно подходить к проблеме, обладающий огромным потенциалом творческого мышления, будет успешен не только в профессиональном, но и в личном плане.
1.« Система ТРИЗ».
Как расшифровывается ТРИЗ? Триз – теория решения изобретательских задач. В первую очередь – это наука о развитии систем и эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Иногда ТРИЗ называют теорией сильного мышления.
В настоящее время ТРИЗ технологии широко используются во многих методиках работы с детьми, особенно младшего возраста. Особенно ярко проявляются результаты в области искусства и образования.
В своем сообщении, я хочу коснуться использования ТРИЗ-технологий с детьми дошкольного и раннего школьного возраста в ДШИ.
Система делится на ТРИЗ технологии и ТРИЗ игры. Сразу хочу заметить, что ТРИЗ технологии больше обращены к детской психологии и педагогике, способны помочь педагогу всесторонне раскрыть личность ребенка. Хочу заметить, что область задач и систем в этом направлении для нас, педагогов ДШИ, не нова. Мы с самого начала пристально наблюдаем за своими воспитанниками, как только они попадают к нам в класс. Нередко сталкиваемся с разными проблемами и загадками в педагогическом и творческом процессе. Теория развития изобретательских задач и направлена на их решение, ведь самое главное на начальном этапе обучения – заинтересовать ребенка, увлечь, побудить интерес к занятиям музыкой.
Система ТРИЗ появилась в 60-х г.в СССР. Ее автор Г. Альтшуллер – писатель-фантаст (псевдоним Генрих Альтов). Автор считал, что ТРИЗ помогает в организации мышления при поиске идей и делает поиск более продуктивным.
- ТРИЗ-педагогика – ее главные цели :
Формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности.
Цель – не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящего, стремиться к новизне, развитию речевой активности, творческого воображения. Ребенок должен самостоятельно прийти к какому-либо мнению в решении проблем, стараться проанализировать свои действия.
- Составляющие ТРИЗ-технологий.
ТРИЗ педагогика делится на следующие составляющие:
А). Развитие творческого мышления, где необходимо выделять закономерности, владеть навыками систематизации (чтение нот с листа), уметь сравнивать (нотоносец), формулировать мысль (знание музыкальной грамоты, разбор муз. произведения, игра 2-мя руками и т.д.)
Б). Развитие творческого воображения - развитие творческой интуиции (предслышание интонации, гармонизации), восприятие объектов с разных точек зрения (игра в оркестре), развитие образности, оригинальности, знакомство с критериями творческих работ (умение оценивать свое исполнение и других).
В). Развитие творческой личности – креативность, продуктивность, воображение, индивидуальность и т.д.
Все это позволят снять психологический барьер, помогает убрать боязнь перед новизной, неизвестностью, восприятием жизненных и учебных проблем не как препятствий, а как очередных задач.
Разберем некоторые примеры системы ТРИЗ
4. Приемы ТРИЗ - своеобразные технологии, основной которых служат такие критерии в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала, а также ситуации из жизни. Вот некоторые примеры технологий (их очень много):
1).Принцип «Посредника»
Одному художнику было поручено увековечить образ жестокого правителя, которого он должен был изобразить с Библией в руке, смотрящим на распятие. Как, не изображая черты характера на лице человека, показать, что он очень жесток? Художник столкнулся с сильнейшим противоречием и преодолел его. Он не правителя изобразил жестоким, а фигура Христа на распятии выглядела такой жалкой, что было понятно: на неё смотрит противоположный жестокий человек.
2).Принцип «Наоборот»
Задача: Мальчик оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение: сестра сама откроет дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: «Я тебя запер». Через несколько секунд она уже сама распахнула дверь, освобождая себя из «плена»
3). Принцип «Преврати вред в пользу»
Все знают, что современные дети отличаются своей гиперактивностью, хорошо их энергию направить на то, что их увлечёт, например, на занятия активной творческой деятельностью.
4). В старину люди также пользовались принципами ТРИЗ
Задача. Однажды греческий посол прибыл ко двору персидского царя. Послу шепнули: «Поклонись повелителю всех персов до земли». Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям.
Ситуация: кланяться не хочется и не поклониться нельзя (иначе переговоры не состоятся). Но переговоры состоялись. Вопрос: Что сделал посол? Посол уронил кольцо, за которым пришлось нагнуться и поднять его.
5). Хорошо работает в ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ в песенном творчестве.
Песенная импровизация. Р.н.п.«Вот и зимушка пришла, много снегу намела». Взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных и жизненных ситуациях. Нужно пропеть данную фразу от имени детей, радующихся снегу, и от имени пожилого человека, которому снег затрудняет движение.
6). Противоречия в природе
В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зеленой бязь.
Весну и небо голубое.
Общение с детьми позволяет педагогу расположить ребенка к себе, поможет лучше раскрыть внутренний мир ребенка и подскажет, за какие «ниточки» лучше дергать в процессе обучения.
- Игры и ТРИЗ технологии.
Особенно понятны и интересны детям игры. Игры с использованием технологий ТРИЗ способствуют расширению кругозора детей, развитию нестандартного мышления, фантазии, логики, активизации познавательной деятельности детей и интереса к изучаемому материалу. Вот примеры некоторых игр:
1). Игры с противоречиями.
Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
Ответы детей:
На черного зайца легче охотиться лисе . . .
Особенно его хорошо видно на снегу . . .
Теперь ему только под землей надо жить . . .
Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . .
А гулять ему теперь надо только ночью . . .
Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.
2). Игра «Что на что похоже» Преподаватель: На что похож абажур?
Ребенок: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
Пр.: На что похожа улыбка?
Р.: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.
Пр.: На что похож половник.
р.: На ковш у экскаватора, на созвездие, на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим, как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.
Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой „8“, которая лежит на боку.
3). Игра «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается правилом: услышал — ответил.
«Марш деревянных солдатиков» - Чайковский
«Смелый наездник» - Шуман
«Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский
«Полет шмеля» Римский-Корсаков
4). Игра «Веселые нотки» Область применения: сольфеджио подготовительный и 1 класс.
Цель: закрепить названия нот, их расположение, умение работать в команде, развивать навык находить решение по заданным признакам, способность видеть общее и различное, задавать вопросы по предложенной теме.
Ход игры: Заранее распределяем, кто из детей, какой нотой будет. Они уже знают, в каком порядке идут ноты, и где они располагаются на нотном стане. Дирижер (один из детей) подает сигнал, и дети-нотки начинают бегать или танцевать под быструю плясовую. Вновь подается сигнал. Ноты выстраиваются в порядке и говорят слова: «Ноты выстроились в ряд – получился звукоряд». Затем поют под гамму До мажор. Далее дирижер (с помощью преподавателя) задает загадки, на которые отвечают те ноты, к которым они относятся:
1. Нота на добавочной линеечке… (ответ: до)
2. Нота между ре и фа… (ми)
3. Нота ниже си… (ля)
4. Что общего между нотой соль и ми? (они на линейках)
5. Из каких нот вырастает овощ? (фа, соль)
6. Без какой ноты повар ни один суп не сварит? (соль)
7. В каких именах спрятались нотки? (КоЛЯ, ЛюдМИла, ВаСИлий, ФАина, ФёДОр, АндРЕй, АсСОЛЬ)
8. В названиях, каких сказок и рассказов спрятались ноты? (РЕпка, ФеДОрино горе. МИшкина каша, ГуСИлебеди, СОЛЬ дороже золота, Лягушка - путешественница, ФАнтазеры и т.д.)
Затем, вновь раздается сигнал и игра продолжается.
5). Игра «Веселые интервалы.
Область применения: подготовительный и 1 класс сольфеджио.
Цель игры: закрепить знание о музыкальных интервалах, умение работать в команде, развивать навык находить решение по заданным признакам, способность видеть общее и различное, уметь задавать вопросы по предложенной теме.
Ход игры: Проводится по аналогии с игрой «Веселые нотки». Вместо гаммы интервалы поют интервальную песенку. Далее дирижер задает загадки, на которые также отвечают те интервалы, к кому это относится.
В каком интервале шесть ступеней? (ответ: секста)
Какой интервал идет после терции? (кварта)
Какой интервал идет перед секстой? (квинта)
Сколько ступенек в септиме? (семь)
Сказку «Три медведя» с каким интервалом можно сравнить? (терция)
С какой сказкой можно сравнить септиму? («Семеро козлят», «Семь Симеонов»).И т.д.
6). Игра «Угадай интервал»
Область применения: сольфеджио.
Цель: игра позволяет ребятам научиться находить решение по заданным признакам, воспитывает навык находить нужные признаки.
Ход игры: Один из детей кидает мяч другому ребенку и называет цифру, интервал или еще какие-то параметры, о которых мы договорились заранее. Например,
– Шесть!
– Это секста!
Или наоборот:
– Терция!
– Три!
Еще один вариант:
– Диссонанс!
– Секунда, септима! и т.д.
7). Игра «Собери интервал»
Область применения: сольфеджио (подготовительный, 1 класс).
Цель: закрепить количественные параметры интервалов, научить детей действовать в команде.
Ход игры: Дети быстро бегут по кругу под музыку, как только музыка останавливается, и преподаватель или ребенок-ведущий произносит название интервала – они должны выстроиться по столько человек в группе, сколько ступеней в данном интервале. Например, ведущий говорит: «Терции!». Дети выстраиваются по трое и т.д.
8). Игра «Да-нет-ка»
Область применения: слушание музыки, сольфеджио, музыкальная литература.
Цель: это игра, которая помогает детям научиться находить основополагающие признаки предмета, классифицировать, задавать вопросы, которые позволят найти решение задачи, а также учитывать вопросы других, чтобы построить свое предположение.
9). Игра «Перевертыши»
Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный и младшие классы ДШИ.
Цель: нахождение главных признаков у предмета и противоположных к нему.
Ход игры: Ведущий бросает мяч ребенку и называет какое-либо понятие, задача ребенка назвать противоположное. Например:
– Мажор!
– Минор!
– Низкий голос!
– Высокий голос!
– Медленно!
– Быстро!
– Скрипичный ключ!
– Басовый ключ!
Постепенно задания можно усложнять:
– Адажио!
– Аллегро!
– Главная партия!
– Побочная!
– Крещендо!
– Диминуэндо!
– Форте!
– Пиано!
– Диез!
– Бемоль!
И т.д.
10). Игра «Верю – не верю»
Область применения: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература.
Цель: находить среди высказываний правильные и неправильные, уметь задавать вопросы.
Ход игры: Ведущий (преподаватель или один из детей с помощью преподавателя) делает различные высказываний, среди которых есть верные и ошибочные. Кто из ребят согласен – поднимает руку. Кто ошибается – выбывает на один кон из игры. Выигрывает тот, кто останется последним. Например, тема «Музыкальные инструменты»:
– Балалайка – русский народный инструмент…
– Верю!
– У балалайки четыре струны…
– Не верю!
– Гитара – струнно-щипковый инструмент…
– Верю!
– Слово фагот – в переводе означает высокое дерево…
– Не верю!
– Волка в «Пете и волке» озвучивал тромбон…
– Не верю!
И т.д.
11). Игра «Изобрази»
Область применения: подготовительный, младшие классы ДШИ.
Цель: развивать навык нахождения аналогичных явлений.
Ход игры: Детям раздают детские шумовые инструменты (ложки, тарелки, бубны, барабаны, треугольники и т.д.).
Преподаватель: Я – гром, люблю греметь и грохотать. Сможете меня изобразить? Дети играют на барабанах. Преподаватель: Я – дятел, и стучу по дереву. Сможете меня изобразить? Дети играют на коробочке. Преподаватель: Я – фея, и умею делать чудеса. Сможете меня изобразить? Дети играют на колокольчике или треугольнике и т.д.
12). Игра «Придумай загадку»
Цель: развивать умение называть предметы по свойствам, придумывать загадки.
Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный, младшие классы ДШИ.
Ход игры:
– Треугольная, но не крыша, со струнами, но не гитара…
– Балалайка!
– Пишется на нотном стане, но не нотка, ключ, но не открывает дверь.
– Скрипичный ключ!
И т.д.
- Преимущества ТРИЗ
Огромную роль может сыграть на уроках коллективного музицирования методика К.Орфа, концепцией которой стали принципы: Слышу, играю, импровизирую.
Эти методы помогут детям раскрыться на всевозможных мероприятиях, конкурсах, викторинах, клубах по интересам и на групповых коллективных и теоретических занятиях.
Чтобы воспитать детей с такими умениями, необходимо решать следующие задачи:
1.Развивать речь, внимание, логическое мышление, память.
2.Активизировать творческую познавательную деятельность.
3.Вызывать интерес к учебному процессу.
4.Воспитывать умения общаться в группах, в парах.
5.Учить находчивости, сообразительности, умению преодолевать трудности.
6.Развивать креативность через использование приёмов ТРИЗ.
Учителя сами активно включаются в этот процесс, пытаясь освоить ТРИЗ.
Почему успешные в музыкальной школе дети лучше учатся в школе, активны на концертах, любознательны? Потому что занятия музыкой позволяют активизировать мозговую деятельность обоих полушарий.
Спорт –это здоровье сердечно-сосудистой и бронхо-легочной системы.
Живопись – схожа с музыкальным развитием, но менее развивает координацию и речевой аппарат.
Танцы – не всегда на начальном этапе позволяют раскрыть индивидуальность, дать возможность импровизировать.
А музыка может дать все. Обратите внимание, может, вы слышите не ошибки в тексте у ученика, а его импровизацию? Поговорите с ребенком на эту тему. В результате кто-то кого-то должен в чем-то убедить.
В мире есть много множественных явлений, связанных с духовным миром человека. Но кто объяснит их свойства, особенности, отличительные признаки? Как же они находят путь к детскому сознанию? К этим невидимым явлениям относится музыка. Что такое музыка? И где её границы?
Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры. Никакое другое искусство не вторгается с такой полной силой в эмоциональный мир ребят, как это доступно музыке! С помощью музыки в детях можно воспитывать мудрость и мужество, гуманность и справедливость, любовь и милосердие.
К. Ушинский в своё время заметил: «Запоёт школа–запоёт весь мир!». Каждый урок музыки–это полёт творческой мысли, фантазии, таланта и духовного совершенства.
В заключение хочется отметить, что вышеперечисленные игры всегда с огромной радостью встречаются детьми на уроках сольфеджио, слушания музыки, коллективном музицировании.
7. ЛИТЕРАТУРА:
1. Гин А., Кавтрев А. Объяснить необъяснимое.
2. Гин С. Мир фантазии. Учебно-методическое пособие. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 176 с.
3. Кашкаров Андрей. Развиваем нестандартное мышление: ТРИЗ для детей. Солон-Пресс, 2017. – 124 с.
4. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978. – 207 с.
5. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) Изд-во: Аркти, 2010. – 76 с. (Серия: Растем умными (Технология ТРИЗ)).
6. Сиротина Т. Музыкальная азбука. М.: Музыка, 2004. – 96 с.
7. Тамберг Ю. Как научить ребенка думать.