Технология проблемного обучения

Кузьминова Лариса Константиновна

В данном материале представлена технология проблемного обучения  с  примером работы с учеником для открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология проблемного обучения25.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение технологии проблемного обучения

на примере  работы с учащимся 7 класса - Бардиным Глебом,

преп. Ульянова Л.Л. в классе концертмейстерской подготовки

(аккомпанемента), конц. Кузьминова Л.К.

Концертмейстерская подготовка (аккомпанемент) в классе фортепиано ДМШ и ДШИ - прекрасное образовательное дополнение к таким предметам как специальность и ансамбль.  Предмет не только  расширяет  границы кругозора, но  обогащает музыкальный и художественный  уровень учащегося. Как правило, дети с удовольствием занимаются, чувствуют себя равноправными  участниками  ансамбля, приобретают большую уверенность в игре, что благотворно сказывается на их профессиональном росте в занятиях по специальности. Непосредственную помощь в их становлении оказывает  концертмейстер – иллюстратор, педагог -  инструменталист или вокалист.  Работа  концертмейстера объединяет творческие, педагогические и психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, тонким музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. По этим аспектам  концертмейстер дополняет работу преподавателя по специальности, и по праву может вести занятия с учеником в его отсутствие.

В работе с учениками используются современные образовательные технологии, позволяющие более эффективно использовать учебное время для  реализации познавательной  и творческой деятельности школьника.

Остановимся на технологии проблемного обучения. Хочу подчеркнуть, что в процессе работы с учеником тесно перекликаются несколько технологий, в нашем случае - это будут  технологии информационно-коммуникативного  обучения.

Технология проблемного обучения не нова: её основы заложены в  теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952).  В 60-70-е годы педагоги и психологи нашей страны М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др. разработали своё направление  проблемного обучения.

Цель применения технологии: решение поставленной задачи, посредством самостоятельной  творческой работы. Задача учителя  состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

-создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования;

-повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями;  

-применять дифференцированный и интегрированный (чёткость и компактность изложения материала;  логичность в предъявлении и изучении материала; большая информативность материала; раскрытие проблемы, цели предметов)  подход в учебном и воспитательном процессе.

Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока. 

1.Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке;

2.Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а также в соответствии с принципами дидактики.

3. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части;

4.Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения;

5.Учёт индивидуальных темпов усвоения учебного материала;

6. Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения.

Примерная структура проблемного урока.

1.Организационный момент:

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний:

- воспроизведение понятий и алгоритмов (алгори́тм — конечная совокупность точно заданных правил решения произвольного класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения некоторой задачи), необходимых и достаточных для «открытия»  нового знания;

- фиксирование затруднения в  деятельности;

3. Постановка учебной проблемы:

- определение затруднения, его место;

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания:

- выдвижение гипотезы (гипо́теза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств);

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление:

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе:

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение:

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия:

-самостоятельная оценка учащимся итога, результата своей деятельности; состояние, эмоции.

Проблемное задание даётся до объяснения усваиваемого материала.

Подготовленность ученика к проблемному учению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать её, найти пути решения и решить эффективными приёмами.

Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

-учитель сам ставит и решет проблему;

-учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

-учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;

-учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

1.Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.

2. Следующим требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему учащийся  не сможет решить, придётся затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.

3.Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.

4.Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному материалу.

5.Знание учителем основных требований к учебной программе является одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Эффективность проблемного обучения доказана многочисленными исследованиями в 70-х — начале 80-х годов по разным учебным предметам. Вместе с тем ведущие исследователи этого вопроса (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский и др.) предлагают рассматривать его наряду с информационно-иллюстративным типом обучения. И здесь мы подходим к оценке не только достоинств, но и слабых мест проблемного обучения.

К недостаткам можно отнести то, что проблемное обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное (по сообщению готовых знаний). Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока. И все же его достоинства перевешивают его слабости.

Для того чтобы заинтересовать ребенка,  дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности.  Для этого использовать качественную оценку, в случае с музыкантами - это награда за труд  по результатам внеклассных мероприятий: концертов, конкурсов, фестивалей.

И так, начнём.

- Здравствуй, Глеб. На прошлом занятии мы выбрали с тобой произведение А.Пьяццолла «Adios Nonino». Я попросила тебя подробнее узнать об истории его написания.

 Проблема 1: Что ты можешь мне рассказать об авторе этого сочинения?

 А́стор Пьяццо́лла (11 марта 1921 — 4 июля 1992) — аргентинский музыкант и композитор второй половины XX столетия, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, включив  элементы джаза и классической музыки.

- Что побудило его к написанию данного произведения; откуда такое название?

Adios Nonino ("Прощай, Нонино") представляет собой произведение, которое поначалу трудно назвать танго. Композитор Астор Пьяццолла написал это танго в стиле реквиума (ода) в октябре 1959 в Нью-Йорке в память об отце, Vicente... , которого называли домашние Нонино.
Был у Винсента такой своеобразный итальянский оговорчик - "но-ни-но" (нет-нет-нет), его (этот оговорчик) потом превратился в прозвище Нонино. Отец Астора любил слушать танго.  Когда Астору исполнилось восем
Ь  лет, отец подарил ему бандонеон.    Бандонеон - язычковый музыкальный инструмент из семейства  ручных гармоник. В конце XIX века инструмент был завезён из Германии  в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров.  Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.  Именно отец помог сыну в поиске "своей" музыки, именно отец помог Астору выбрать "свою дорогу". Так через свое искусство Пьяццолла оставил для истории аргентинской музыки одну из самых красивых и вечных страниц. Сначала танго было надрывное, рыдающее... но позже музыка смягчается и получает тему возвышенного воспоминания об отце. После этого произведения Астора Пьяццоллу стали считать классиком. У автора еще будет много плодовитой работы, но "Прощай Нонино" навсегда останется синонимом Пьяццоллы.

Проблема 2: - Хорошо, молодец.  Давай послушаем вместе небольшой отрывок пьесы в оригинальном исполнении для бандонеона с оркестром, чтобы мы имели представление о тембре солирующего инструмента, и смогли приблизить своё исполнение к звуковой характеристике данного инструмента. Здесь приходят на помощь информационно - коммуникационные технологии.

 Проблема 3: - Спасибо.  Мы послушали небольшой отрывок сочинения. Что можно сказать? Какими средствами выразительности можно пользоваться для передачи образа?          -- динамика, темпо-ритм.

- Какие инструменты заменяют голоса в партии фортепиано?

- Чёткий бас: низкие струнные инструменты (виолончель, контрабас) – ритмически устойчив, акцент на сильную долю. Мелодия в правой руке – певучая, плавная (вспоминаем звучание бандонеона).

- Хорошо. Сейчас мы начнём играть. Постараемся приблизить наше исполнение к образу, задуманному автором. По ходу, возможно, будем останавливаться.

- Спасибо, Глеб. Какие твои пожелания? Как твои ощущения? Будем заниматься и обязательно выступим с тобой в каком-нибудь концерте или поучаствуем в  конкурсе. Это и будет наша награда за труд.