Анализ опыта педагога по преподаванию вокала

Никитина Алиса Геннадьевна

До сих пор вокальное пение считается загадочным предметом для изучения. Вокал скрыт от стороннего наблюдателя, это сфера личностного, индивидуального, духовного для человека. Не существует единых нивелированных методик для преподавания вокала, так как возраст, характер людей накладывает свои определенные особенности в методики преподавания вокала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kocharyan.docx17.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кочарян А.Г.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Кто-то считает, что все уходит,

когда плачешь.

Я считаю, что все уходит,

когда поешь. 

Бек Хэнсен   

                 Анализ опыта педагога по преподаванию вокала

До сих пор вокальное пение считается загадочным предметом для изучения. Вокал скрыт от стороннего наблюдателя, это сфера личностного, индивидуального, духовного для человека. Не существует единых нивелированных методик для преподавания вокала, так как возраст, характер людей накладывает свои определенные особенности в методики преподавания вокала. Итальянский педагог по вокалу Г. Панофка (1807 - 1887)считал, что нужно написать столько методик, сколько существует на свете учеников.

 Для достижения успеха в вокальном пении, вокалисту необходим здоровый и крепкий голосовой аппарат и постоянные упражнения. Педагогу понадобится терпение, доскональное знание физиологической природы звукоизвлечения, и индивидуального применения необходимых вокальных приемов, психологию и педагогику индивидуального подхода в работе.

Педагог является своеобразным сосудом, ассимилирующим собственный и чужой ученический опыт и способный определяя тонкие струнки человеческой души качественно и по-разному подходить к ученикам. Основная работа педагога состоит в настройке внутренних процессов, путей развития и контроля ученика. Методики преподавания создаются педагогами не сразу, а путем проб и ошибок. Именно через этот разный, позитивный и негативный опыт педагоги создают собственные методики и системы, которые в состоянии помогать и реально способствовать становлению ученика и добиваться лучших результатов. Таким образом учащиеся выходили в мастера независимо от направлении искусства или творчества. Любой сценический вид искусства, а особенно сценический, ценит одно из важных качеств человека- самообладание. Отсутствие данного качества может привести к комплексам, зажимам, отсутствии чувства меры, уважения  к себе, уверенности, нервозности и психосоматическим заболеваниям. У людей «общественных профессий» отсутствие самообладания, воспитанности ведет к постоянным конфликтам ситуациям. Самообладание состоит из трех состояний человека: физического, образно-эмоционального и мыслительного. Эти три составляющие человеческого инструмента звукообразования неразделимы. Все они призваны служить человеку, будучи в подчинении его волевого приказа.

Сознательно владеющий собой человек способен подчинить собственные  чувства, мысли, действия.

Процесс обучения пению предполагает включение самообладания и воли. Так как в данном процессе участвуют как физическое тело, так и эмоционально-образный аппарат и мышление, направляющие помысли и желания к достижению нужного результата.

 Выстраивание человеком собственного действия по этим трем (физическом, эмоциональном и мысленном) проводникам имеет под собой твердое основание и долгое плодотворное будущее.  В том случае, если в обучении отсутствует какой-либо компонент, процесс обучения будет нарушен.

Перед преподавателем по вокалу стоит важная задача- сделать все, чтобы ученик осознал необходимость и обязательность подобной работы. Однако, подобная работа требует активного приложения сил, большого сосредоточения, поэтому педагог должен контролировать направление сознательной работы, помогая учащемуся при затруднениях.

На первый взгляд, кажется ничего сложного: технически объяснить учащемуся мышечную позицию, наставить ученика на сосредоточенность при пропевании звука, сконцентрировать его на четко поставленных задачах.

 Главным является наличие задач, поскольку при концентрации на одной проблеме мышцы скорее зажимаются, чем выполняют определенные требования - это обусловлено психологией человека.

Большую роль играет мозговой импульс, например, при пении с текстом ученику предлагается четко артикулировать только согласные, а гласные петь усредненно-округленной «а» (итальянское произношение), но в это время мозговые импульсы точно проецируют на мышцы гортани те гласные, которые имеются в тексте. Таким образом, решается задача тренировки проговаривания внутренними мышцами, без точной фиксации внимания на таковых, что часто невозможно из-за слабого владения ими.

Важным методическим приемом является тренировка процесса резонирования (своеобразное пение с закрытым ртом). Тренировка позволяет активизировать резонаторный аппарат, регулирование дыхания при расслабленных мышцах гортани и нижней челюсти.

Проверять результаты обучения, их правильное методическое и дидактическое преподавание, можно посредством проведения контрольных, открытых занятий, концертов, конкурсов, публичных выступлений на праздниках, отчетных концертов. Итак, триединая методика преподавания вокала способна создавать эмоциональный комфорт на занятии, она направлена на воспитание концентрации, развитие самообладания и певческого мышления в дальнейшей вокальной практике.