Великие пианисты – исполнители XIX -ХХIвеков

Сеитвелиева Эльвера Якубовна

В зависимости от эпохи развития фортепианной музыки к пианистам выдвигались порой диаметрально противоположные требования. Кроме того, профессия музыканта неизбежно пересекается с профессией композитора. Большинство пианистов сами сочиняют музыкальные произведения для фортепиано. И только редким виртуозам удалось прославиться, исполняя исключительно чужие мелодии.
В любом случае, как любому музыканту, пианисту важно быть искренним и эмоциональным, уметь раствориться в исполняемой им музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vydayushchiesya_pianisty_ispolniteli_19-21_vekov.docx140.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


МБУДО «Восходненская ДМШ»





Беседа– концерт на тему:

Великие пианисты – исполнители

XIX -ХХI веков


Подготовила и провела преподаватель. высшей категории

отдела фортепиано Сеитвелиева Э.Я.




Февраль 2019 г.

Великие пианисты – исполнители

XIX -ХХI веков

Великие пианисты. Как же становятся великими пианистами? Это всегда громадный труд. А начинается все в детстве. Многие пианисты и композиторы начинали заниматься музыкой с 4, а то и с 3 лет. Тогда, когда формируется «широкая» форма ладони, которая в будущем помогает виртуозно играть.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/17/k_591bff4ff30f3/416189_1.png

 В зависимости от эпохи развития фортепианной музыки к пианистам выдвигались порой диаметрально противоположные требования. Кроме того, профессия музыканта неизбежно пересекается с профессией композитора. Большинство пианистов сами сочиняют музыкальные произведения для фортепиано. И только редким виртуозам удалось прославиться, исполняя исключительно чужие мелодии.
В любом случае, как любому музыканту, пианисту важно быть искренним и эмоциональным, уметь раствориться в исполняемой им музыке.

История фортепианной музыки довольно интересна. В ней выделяют несколько этапов, каждому из которых свойственны свои традиции. Зачастую каноны эпохи задавались одним (реже несколькими) композиторами, которые виртуозно владели игрой на инструменте (вначале это был клавесин, а уже позже фортепиано).
  Поэтому выделяя три эпохи в истории пианизма, их называют именами известнейших композиторов – Моцарта, Листа и Рахманинова. Если оперировать традиционной терминологией историков, это были эпохи классицизма, затем романтизма и раннего модернизма, соответственно.

Каждый из них остался в веках как великий композитор, но в свое время каждый определял и ключевые тенденции в пианизме: классицизм, романтизм и ранний модернизм. Вместе с тем одновременно с каждым из них действовали другие великие пианисты. Некоторые из них, также были великими композиторами. Это были: Франц  Шуберт, Людвиг ван Бетховен, Иоганн Брамс, Фредерик Шопен, Шарль Валантен Алькан, Роберт Шуман и другие.

Если совершить путешествие в историю фортепианной науки, то можно узнать много интересного. Например о том, что в разное время, разную эпоху ключевые традиции в игре на фортепиано определялись одним или несколькими великими композиторами, которые в совершенстве владели игрой на клавесине, и позднее, с приходом фортепиано, были  прекрасными пианистами.

Великие пианисты прошлого и настоящего являются поистине ярчайшим примером для восхищения и подражания. Каждый, кто увлекается и увлекался музицированием на пиаинно, всегда старались скопировать лучшие черты великих пианистов- как они исполняют произведение, как смогли прочувствовать тайну каждой ноты и порой кажется, что это невероятно и какая-то магия, но все приходит с опытом: если вчера это казалось нереальным, то сегодня человек и сам может исполнять самые сложные сонаты и фуги.

Фортепиано является одним из самых известных музыкальных инструментов, пронизывающим разнообразные жанры музыки, и с его помощью было создано множество самых трогательных и эмоциональных композиций в истории. А люди, играющие на нем, считаются гигантами музыкального мира. Но кто они эти величайшие пианисты? При выборе лучших возникает много вопросов: он должен основываться на технических способностях, репутации, широте репертуара или умении импровизировать? Тут еще вопрос, стоит ли рассматривать тех пианистов, которые играли в прошлых веках, ведь тогда не было записывающей аппаратуры, и мы не можем услышать их исполнение и сравнить с современными исполнителями. Но в этот период было огромное количество невероятных талантов и если они получили мировую известность задолго до средств массовой информации, то вполне оправданно отдать им почтение. Принимая во внимание все эти факторы, предлагаем список из 7 лучших пианистов прошлого и настоящего.

XIX век

 Во второй половине 19 века в музыкальную жизнь входит новый инструмент-фортепиано. Изобретателем этого «клавесина с пиано и форте» был падуанский мастер Бартоломео Кристофори.

      Постепенно фортепиано совершенствуясь, занял господствующее место в музыкальной практике. Инструмент с молоточковой механикой давал возможность извлекать на нем звуки различной силы и применять постепенное crescendo и diminuendo. Эти качества фортепиано отвечали стремлению к эмоциональной выразительности звучания, к передаче в их движении и развитии образов, мыслей и чувств, волновавших людей.

С появлением фортепиано и ведением его в исполнительскую практику рождались и новые представители.

  19 век выдвинул целую плеяду выдающихся композиторов, значительно расширивших границы технических и выразительных средств фортепиано. В крупнейших городах возникли европейские центры музыкально-исполнительской культуры, основные фортепианные школы.

    Выдающаяся роль в развитии фортепианной музыки и пианистической культуры принадлежит Лондонской и Венской школам.

Говоря о ХIХ веке нельзя не сказать, о таком великом композиторе и виртуозном, польском пианисте,

Фредерике  Шопене (1810-1849)

пианист Фридерик Шопен

В первой половине 19-го века, Фредерик Шопен стал первым композитором, который писал музыку исключительно для фортепиано. Будучи одарённым ребёнком, Шопен написал много красивых и сложных фортепианных пьес, от которых были в восторге многие студенты и исполнители на фортепиано в течение многих лет. Шопен быстро завоевал Париж. Его игра отличалась техническим совершенством и блеском, ошеломлявших публику. Шопен покорил Париж, как когда –то покорил Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу он был признан лучшим пианистом мира.

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен был одним из величайших виртуозов, исполнителем-пианистом своего времени.

Подавляющее большинство его работ созданы для соло на фортепиано, и хотя нет никаких записей его игры, один из его современников писал: "Шопен создатель фортепианной и композиторской школы. По правде говоря, ничто не может сравниться с легкостью и сладостью с которой композитор начинал играть на пианино, более того ни с чем нельзя сравнить его работы полные оригинальности, особенности и благодати".

Венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог

Ференц Лист (1811-1886)

пианист Ференц Лист

В соперничестве с Шопеном за корону величайших виртуозов 19 века был Ференц Лист – венгерский композитор, педагог и пианист.

Его слава как исполнителя стала легендой, даже придумано слово Листомания. За восьмилетний период турне по Европе в начале 1840-х годов, Лист дал более 1000 представлений, хотя в относительно молодом возрасте (35 лет) прекратил карьеру пианиста и полностью сосредоточился на сочинении. Он был ровесником  и другом  Ф. Шопена. Педагогом Ференца Листа по игре на фортепиано был К. Черни. Выступая в концертах с девяти лет, Лист вначале стал знаменит как пианист-виртуоз.                                       В 1823—1835 гг. он жил и концертировал в Париже, где также развернулась его педагогическая и композиторская деятельность. Здесь музыкант познакомился и сблизился с Г. Берлиозом, Ф. Шопеном и другими виднейшими деятелями искусства и литературы.

В 1835—1839 гг. Лист путешествовал по Швейцарии и Италии и в этот период довёл своё мастерство пианиста до совершенства.

Ференц Лист также внёс огромный вклад в развитие концертной фортепианной музыки.

Музыкальная культура России 19 в.

В конце 18 - начале 19в. музыкальная педагогика в России делает свои первые шаги: формируется русская фортепианная школа. В отличие от Западной Европы Россия не знала высокоразвитой клавирной культуры, русские слушатели проявляли большой интерес исключительно к вокальной музыке, а клавишные инструменты, существовавшие в России, использовались для сопровождения пения и танцев. Лишь в конце 18 в. возрастает интерес к обучению игре на клавире. В истории русского дореволюционного и послереволюционного искусства ведущая роль принадлежит Петербургской и Московской консерваториям -------
крупнейшим центрам музыкальной культуры страны. Деятельность обеих консерваторий развивалась в тесном контакте, что определялось не только общностью их задач, но и тем, что нередко воспитанники Петербургской консерватории работали в Москве, а москвичи становились педагогами Петербургской консерватории.

.Основателями Петербургской и Московской консерваторий являются, братья Антон и Николай Рубинштейны.

Усилиями братьев Рубинштейнов русская фортепианная педагогика приобрела в последней трети 19в. огромный авторитет и международное признание. Именно им Россия обязана тем, что заняла одно из первых мест в обучении фортепианной игре.

                                                             XX век

20 век – период расцвета фортепианного искусства. Этот период необычайно богат исключительно талантливыми, выдающимися пианистами.

В начале 20-го века прославились 
Гофман и Корто, Шнабель и Падеревский. И естественно, С.Рахманинов, гений Серебряного века, ознаменовавший новую эпоху не только в фортепианной музыке, но и в мировой культуре в целом.

Вторая половина 20-го века – это эпоха таких известных пианистов, как 
Святослав РихтерЭмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Вильгельм Кемпфф. Список можно продолжать …
Виднейшие педагоги-пианисты 
Г. Нейгауз, Г. Гофман, И. Коган разрабатывали методики для успешного обучения учащихся.

Гений серебряного века, великий пианист, композитор, дирижер

Сергей Рахманинов (1873-1943)

Стиль Рахманинова был, пожалуй, достаточно противоречивым для времени в котором он жил, поскольку стремился поддерживать романтизм 19 века. пианист Сергей Рахманинов

Многим он запомнился умением растягивать руку на 13 нот (октава плюс пять нот) и даже мельком взглянув на этюды и концерты, которые он писал, можно удостовериться в подлинности этого факта. К счастью, сохранились записи исполнения этого гениального пианиста, начиная с его прелюдии до-диез мажор, записанной в 1919 году.

Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1882 году  (9 лет) Сергей поступил в Петербургскую консерваторию. В 1885 году переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории

Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Рахманинов следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Он был проникновенным певцом русской природы.

Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись игре Рахманинова.

Концертная деятельность Рахманинова как странствующего пианиста-виртуоза по городам и странам продолжалась без перерыва почти 25 лет.

       

Русский пианист с немецкими корнями

Святослав Теофилович Рихтер(1915 – 1997)-

Об этом замечательном пианисте- виртуозе мы поговорим с вами на следующем занятии.

Детство и юность провел в Одессе, где учился у своего отца, пианиста и органиста, получившего образование в Вене, и работал концертмейстером оперного театра. Свой первый концерт дал в 1934г. В возрасте 22 лет, формально будучи самоучкой, поступил в Московскую консерваторию, где учился у Генриха Нейгауза. В 1940 впервые публично выступил в Москве, исполнив 6-ю сонату Прокофьева; впоследствии стал первым исполнителем его 7-й и 9-й сонат (последняя посвящена Рихтеру). В 1945 выиграл Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей.

С первых же шагов на профессиональном поприще воспринимался как виртуоз и музыкант исключительного масштаба.

Об этом замечательном пианисте- виртуозе мы поговорим с вами на следующем занятии.

Советский пианист, Народный артист СССР

Эмиль Григорьевич Гилельс (1916-1985)

Заниматься игрой на фортепиано Эмиль начал в возрасте пяти с половиной лет, его первым педагогом был Яков Ткач. Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае 1929 года(13лет), исполняя сочинения Листа, Шопена, Скарлатти и других композиторов. В 1930 году Гилельс поступает в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория).

И в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов.

Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в 1935, Гилельс поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Генриха Нейгауза. В годы войны Гилельс участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности.                      

                                                                                                           XXI век

В начале XXI века возникло и новое явление, когда пианисты могли одновременно служить и тому, и другому течению исполнительского искусства- тотальная конкурсомания. (Международные конкурсы, фестивали), способствуют глобализации фортепианного искусства.

Конкурс им. П.И.Чайковского принес знаменитость таким пианистам как: Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Борис Березовский, Николай Луганский, Егений Кисин, Денис Мацуев , …

Американский пианист, покоривший русские сердца

Первый победитель Международного конкурса имени Чайковского (1958)

Ван Клиберн (1934-2013)

Американский пианист Ван Клиберн (он же Харви Леван Клайберн) является, пожалуй, самым любимым зарубежным музыкантом. Именно русская публика первой оценила исполнительское мастерство Вана Клиберна, именно после визита в Россию он стал известным на весь мир музыкантом.

Первые уроки фортепианной игры получил в возрасте трёх лет у своей матери. Когда Клиберну было шесть лет, семья переехала в Техас, где он в тринадцать лет выиграл конкурс.

 Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 году. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар Холодной войны. По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный приём. Музыкант проникся любовью и уважением к СССР и после конкурса ещё неоднократно приезжал с концертами.

Он стал первым исполнителем классической музыки — обладателем платинового альбома. Продано более миллиона экземпляров его исполнения Первого концерта для фортепиано Чайковского.

С 1962 года в Форт-Уэрте (Техас) проводится Конкурс пианистов имени Вана Клиберна.

Российский пианист, музыкальный педагог, общественный деятель Владимир Всеволодович Крайнев

(1944-2011)

Музыкальный талант Владимира Крайнева проявился еще в средней специальной музыкальной школе г. Харькова, в которую он поступил в 5-летнем возрасте. Спустя два года состоялось его первое выступление на большой сцене - вместе с оркестром он исполнял концерт Гайдна и Первый концерт Бетховена.

Мировое признание пришло к Владимиру Крайневу в начале 1960-х гг., когда он стал обладателем главных премий на крупных международных конкурсах в Лидсе (Великобритания, 1963) и Лиссабоне (Португалия, 1964). После выступления в Лидсе молодой пианист получил приглашение на гастроли в США. В 1970 г. он одержал блистательную победу на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве.

С 1966 г. Владимир Крайнев являлся солистом Московской государственной филармонии. С 1987 г. - профессор Московской консерватории. С 1992 г. - профессор Высшей школы музыки и театра в Ганновере (Германия).

Владимир Крайнев интенсивно гастролировал в Европе, США, выступая с такими выдающимися дирижерами, как Геннадий Рождественский, Карло Мария Джулини, Курт Мазур, Юрий Темирканов, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко.

Крайнев являлся организатором проходящих на Украине фестиваля "Владимир Крайнев приглашает" и Международного конкурса юных пианистов в Харькове (с 1992 г.), названного его именем.

В 1994 г. пианист создал Международный благотворительный фонд помощи молодым пианистам. Фонд оказывал помощь и поддержку будущим профессиональным музыкантам, создавал условия для их творчества в России и за рубежом.Популярность и авторитет Крайнева среди музыкантов так велики, что некоторые современные композиторы посвящали ему свои произведения.

Знаменитый дирижер и пианист, народный артист РСФСР, основатель и руководитель с 1990 по 1999 год и с 2003 года по настоящее время Российского национального оркестра. Лауреат золотой медали Международного конкурса имени Чайковского 1978 года и премии Grammy 2004 года.

Михаил Васильевич Плетнёв родился в 1957 г

Детство Плетнев провел в Саратове и Казани, с 7 лет начал посещать музыкальную школу при Казанской консерватории по классу пианино. С 13 лет учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории имени Чайковского. В 1973 году 16-летний Плетнев выиграл гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже и в следующем году поступил в Московскую консерваторию.

В 1977 году Плетнев завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, а в 1978 году стал лауреатом золотой медали и первой премии московского Международного конкурса имени Чайковского. В 1979 году Плетнев окончил консерваторию.

Став в 1981 году солистом Госконцерта, Плетнев завоевал славу пианиста-виртуоза, в прессе отмечали его интерпретации творчества Чайковского, но также и его исполнения Баха, Бетховена, Рахманинова и других композиторов.

В 1980 году Плетнев дебютировав как дирижер, а десять лет спустя, в 1990 году он создал за счет зарубежных пожертвований независимый Российский национальный симфонический оркестр (позже переименованный в Российский национальный оркестр, РНО) и до 1999 года был его художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда. В 2008 году Плетнев стал приглашенным дирижером в Симфоническом оркестре итальянской Швейцарии (Orchestra della Svizzera italiana). В 2006 году Плетнев создал Фонд поддержки национальной культуры. С 2006 по 2010 год Плетнев был членом Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству, а с 2007 по 2009 год входил в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

  Известный русский пианист, классический музыкант

Евгений Игоревич Кисин родился в 1971 году

В 6 лет поступил в музыкальную школу имени Гнесиных. Первый и единственный педагог — Анна Павловна Кантор.

Первоначально, как вундеркинд, выступал под именем Женя Кисин. В 10 лет впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта. Год спустя дал свой первый сольный концерт. В 1984 году (в 12 лет) исполнил 1 и 2 концерты Шопена для фортепиано с оркестром в Большом зале Московской консерватории.

В 1985(14 лет) году Евгений Кисин впервые выехал с концертами за рубеж, в 1987 дебютировал в Западной Европе на Берлинском фестивале. В 1988 году выступает с Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра, исполнив 1-й концерт Чайковского.

В сентябре 1990 года, состоялся дебют Кисина в США, где он исполнил 1 и 2 концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром.

Кисин ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Америке и Азии, собирая неизменные аншлаги; выступал с ведущими оркестрами мира. Евгений Кисин также выступает с поэтическими вечерами на идише и на русском языке.

Российский пианист, общественный деятель, Народный артист России

       Денис Леонидович Мацуев родился в 1975 году

Детство Денис Мацуев провел в родном Иркутске. Рожденный в творческой семье, мальчик с ранних лет занимался музыкой. Сначала он пошел в городскую общеобразовательную школу № 11 имени В. В. Маяковского и параллельно стал посещать местную школу искусств. В шестнадцать лет Денис Мацуев, поступил в Иркутское музыкальное училище. Однако быстро понял, что его талант нуждается в более основательной огранке. На семейном совете было решено переехать в столицу. Родители понимали, что у их талантливого сына может сложиться очень успешная творческая биография. Денис Мацуев в 1990 году переехал в Москву.

В 1991 году(16 лет) он стал лауреатом Международного общественного благотворительного фонда под названием "Новые имена". Благодаря этому обстоятельству он уже в юности посетил с концертными выступлениями более сорока стран мира. Его виртуозную игру приходили послушать самые важные персоны: английская королева, Папа Римский и другие. В 1993 году Денис Мацуев, сумел поступить в Московскую государственную консерваторию. Параллельно он выступал в программах общественного фонда "Новые имена", которые проходили под началом покровителя Дениса - Святослава Бэлза. В 1995 году артиста приняли на должность солиста в Московскую государственную филармонию. Это позволило Денису Леонидовичу расширить рамки своей концертной деятельности.

Вместе с победой на Одиннадцатом Международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского к музыканту пришла мировая известность. Этим судьбоносным событием украсилась в 1998 году его биография. Денис Мацуев стал одним из самых популярных пианистов на Земном шаре. Его виртуозные выступления вызвали большой резонанс в мире. Артиста стали приглашать на самые престижные мероприятия. Например, выступал на закрытии Олимпиады в Сочи.

С 2004 года Денис Мацуев ежегодно представляет свой персональный абонемент. В нем вместе с музыкантом выступают лучшие симфонические оркестры России и зарубежья.


Этот перечень пианистов-исполнителей показывает, что фортепиано предлагает практически неограниченное вдохновение. В течение трёх столетий, исполнители фортепианной музыки приводят в восторг слушателей и вдохновляют их на собственные подвиги в мире музыки.


К какому бы времени  не принадлежал музыкант, великим его делал не только талант, а еще и  полное растворение в музыке !!!