Метод. доклад. Воспитание чувства ритма.

       Одновременно с развитием музыкального слуха и памяти очень важно воспитывать в ученике чувство ритма. Это одна из сложных проблем, решение которой связано с длительной, вдумчивой работой на протяжении всего периода обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._doklad._vospitanie_chuvstva_ritma.docx16.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Одновременно с развитием музыкального слуха и памяти очень важно воспитывать в ученике чувство ритма. Это одна из сложных проблем, решение которой связано с длительной, вдумчивой работой на протяжении всего периода обучения. Задача заключается в том, что юный музыкант должен понять и усвоить на практике сущность, смысл всего заключённого в терминах ритм, метр, темп.

       Знакомство с принципами метроритма осуществляется через точное прочтение и воспроизведение записанных в нотах временных соотношений звуков. Учебно – тренировочным пособием может служить любой материал, включая гаммы, этюды, упражнения и т. п. Большую пользу для развития чувства ритма приносит игра гамм и арпеджио, проигрываемых в разных тональностях с разнообразными штрихами, в различных ритмических группировках (триолях, квартолях квинтолях и т. д.). Обычно вспомогательным средством при чтении – проигрывании ритмически сложного текста является счёт с «и» в уме, про себя. Педагог может считать вслух на «и», помогая уяснить ритмический рисунок фразы. Хотя этот способ приносит пользу, но им не следует увлекаться, так как при счёте, особенно вслух, учащийся обычно хуже слушает себя. Счёт с «и» полезен только для первоначального уяснения т рудных ритмических соотношений.

       После ознакомления с основными принципами метроритма, наряду с проигрыванием гамм, упражнений, этюдов нужно уделить время разучиванию пьес. Они должны быть лёгкими, мелодичными, доступными для запоминания, но обязательно содержать характерные элементы метро ритмического порядка. Такого рода произведения будут способствовать не только приобретению технических навыков, но и развивать музыкальное мышление, расширять художественный кругозор. Музыкальный ритм редко бывает чётко размеренным; чаще всего доли такта произвольно дробятся на чётное и нечётное количество длительностей и т. д. Для приобретения соответствующего навыка рекомендуется играть специально подобранные упражнения и этюды, а также – гаммообразные ритмические построения в умеренном темпе, арпеджированные трезвучия и их обращения. В отдельных случаях для исправления неровностей темпа при проигрывании пьесы или части крупного произведения полезно применение метронома. Вообще при исполнении произведения необходимо соблюдение авторских обозначений темпа и характера музыки.

       В методике преподавания не существует определённых способов, гарантирующих преодоление ритмических трудностей. Всё зависит от музыкально – педагогического и исполнительского опыта руководителя, способностей его подопечного, его стремления овладеть разновидностями ритма, метра, темпа, необходимыми для зыразительного исполнения. Некоторые педагоги применяют метод, основанный на том, что ученик знакомится со «звуковой задачей», то есть педагог показывает, как должно звучать произведение. Игра педагога имеет целью создать в представлении ученика целостный образ произведения, дать почувствовать основной ритм движения и его «оттенки». После того как ученик внимательно прослушал исполнение педагога, его слух и память запечатлели пьесу, он должен сам попытаться сыграть, придерживаясь общего ритма движения. Бывает, что не сразу удаётся справиться с этой задачей. Тогда можно поручить ученику сыграть отдельно выученные части произведения и повторять их на домашних занятиях.
      Необходимо обращать серьезное внимание на соблюдение темпа, указанного композитором. Основным средством сохранения темпового единства служит уяснение счётной единицы темпа. Ученику разрешается считать про себя или негромко отбивать счёт ногой; если педагог замечает, что счёт не удаётся ученику, то он может помочь ему отсчитыванием вслух, отбивая счёт рукой, карандашом или напевая мелодию.

       В музыке существует такое понятие как ритмический пульс, то есть единая пульсация, пронизывающая произведение. Единицей пульса в одной и той же пьесе может быть четверть, а единицей счёта – половина и т. д. В одних случаях они совпадают, в других различаются, но всегда единицей пульса служит длительность, являющаяся основной для данного произведения или его отдельной части. Надо объяснить ученику, что термин «пульс», взятый из физиологии, подразумевает движение, похожее на ритмичное биение сердца, то есть периодические изменения в силе, напряжении и т. п., а не просто нечто автоматическое, вроде часового механизма или метронома. Известно, что биение пульса (то быстрее, то медленнее) зависит от нервно – эмоционального состояния; так и в музыке передача различного содержания произведения вызывает различную ритмическую пульсацию – энергичную, чёткую, возбуждённую, замедленную, как бы усталую, напряжённую и т. д.

       Педагог должен приучить ученика к самоконтролю за темпом исполнения и пульсацией ритма. Это особенно важно в тех случаях, когда встречаются ритмические трудности, мешающие выдерживать темп на протяжении всей пьесы, и ученик непроизвольно то ускоряет, то замедляет движение. Вообще, некоторые отклонения от темпа (так называемые агогические оттенки) внутри фраз допустимы в небольших пределах, если они вызваны требованиями художественной выразительности, логически оправданы. Однако после кратковременных, незначительных отклонений надо незаметно возвратиться к прежнему темпу.

       На первоначальном этапе обучения надо стараться доходчиво объяснять ученику эти важные и сложные вопросы. Конечно, лучший метод объяснения – показ, реальное звучание, исполнение педагогом заранее подготовленных образцов по частным случаям этой темы. Необходимо указать ученику на часто встречающиеся, характерные метроритмические ошибки: отсутствие соответствующей опоры на сильную и относительно сильную доли т а4та; ускорение или затягивание музыкального движения в связи с изменением динамики; невыдерживание длительностей звуков и пауз; ускорение мелких длительностей, когда они чередуются с более крупными и т. д.

       Проигрывание специально подобранного с учётом специфики звучания инструмента материала должно заканчиваться беседой о достигнутых учеником результатах в отношении метроритма, темпа, агогики, а также анализом применения исполнительской техники. Начиная с самых простых заданий, вслушиваясь в игру ученика, педагог должен следить за ясностью атаки, добиваться плавности переходов, ритмической чёткости, точности выдерживаемых звуков и пауз, строгого соблюдения режима дыхания и сохранения неизменности амбушюра.

       Методика обучения на духовых инструментах, только тогда принесёт ощутимые результаты, когда технические и выразительные средства обретут единство. Иначе говоря, звукоизвлечение, интонирование, динамика, артикуляция, штрихи, фразировка, ритм, метр, темп, агогика и т. д. должны изучаться и совершенствоваться параллельно с изучением и совершенствованием техники исполнительского аппарата, направленных на раскрытие образного содержания музыки. Техническое вооружение ученика должно происходить одновременно с музыкальным развитием, стремлением к совершенствованию исполнительского мастерства.

Использованная литература:

1. Д. Свечков «Духовой оркестр»

2. А. Федотов «Методика обучения игре на духовых инструментах»

3. И. Кобец «Основы обучения игре на трубе»

                    

        Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

        образования «Восходненская детская музыкальная школа»

                    Красногвардейского района Республики Крым

              Методический доклад на тему:

                «Воспитание чувства ритма»

                                                                        Шинкарецкий Виктор

                                                                Алексеевич,                                                                                     преподаватель по классу

                                                                      духовых инструментов