ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО.01. УП.02. АНСАМБЛЬ. «Духовые ударные инструменты»

Учебная программа «Ансамбль» разработана на основе и с учётом Федеральных государственных требований в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и является частью предметной области «Инструментальное исполнительство».

Программа предназначена для учащихся с 1-5(6), с 1-8(9) классов МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Специальность (саксофон)», в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansambl_prog_kishchenko.docx61.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ  Г. МИРНОГО.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО.01. УП.02. АНСАМБЛЬ.

«Духовые и ударные инструменты»

МИРНЫЙ 2019

«Одобрено»

Методическим советом

образовательного учреждения

 «____» _______________ 2019 г.

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО «ДШИ

г. Мирного»

Савицкая Л. И.

______________

(подпись)

 «___» _______________ 2019 г.

Разработчик: Кищенко М. И. преподаватель класса духовых инструментов высшей категории.

Рецензенты


  1. Пояснительная записка.

Учебная программа «Ансамбль» разработана на основе и с учётом Федеральных государственных требований в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и является частью предметной области «Инструментальное исполнительство».

Программа предназначена для учащихся с 1-5(6), с 1-8(9) классов МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Специальность (саксофон)», в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

Учебный предмет «Ансамбль» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков ансамблевой игры, получение обучающимися художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития.

Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» для обучающихся поступивших в образовательное учреждение на образовательную программу по 5 летнему обучению составляет 4 года, по 8 летнему обучению составляет 5 лет.

Реализация основных профессиональных образовательных программ в области музыкального искусства, может быть увеличена на один год, для обучающихся, планирующих поступление в профильные образовательные учреждения.

Данная программа предназначена для внедрения в практику работы МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного. Уровень годовых требований, технических зачётов, переводных и выпускных экзаменов адаптирован к условиям занятий в МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного.


Трудоёмкость в часах.

«Духовые и ударные инструменты» Срок обучения 5(6) лет.

Обязательная нагрузка

Срок обучения 5 лет

Только на 6 класс

Максимальная учебная нагрузка

264

132

Аудиторные занятия

132

66

Самостоятельная работа

132

66

«Духовые и ударные инструменты» Срок обучения 8(9) лет.

 Обязательная нагрузка

Срок обучения 8 лет

Только на 9 класс

Максимальная учебная нагрузка

330

132

Аудиторные занятия

165

66

Самостоятельная работа

165

66

Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Целью учебного предмета «Ансамбль» является формирование и развитие у обучающихся комплекса знаний, умений, навыков в области коллективного творчества, позволяющего решать музыкально – исполнительские задачи в ансамблевой игре. 

Задачи:

  • воспитание музыканта - исполнителя соответствующего уровню требований данной программы, обладающего художественным вкусом и музыкальным кругозором;
  • освоение основных исполнительских навыков игры в ансамбле, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять в ансамбле произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями,
  • развитие исполнительской техники как необходимого компонента овладения инструментом;
  • овладение навыками самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нотного текста;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • развитие чувства синхронности исполнения, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров;
  • стимулирование развития эмоциональности, воображения, импровизационной фантазии, творческого взаимодействия и активности при игре в ансамбле;
  • овладение навыками чёткой артикуляции, осмысленной фразировки, развития образного мышления, формирование навыков совместной деятельности;
  • формирование у наиболее одарённых учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.

Обоснованием структуры программы являются Федеральные Государственные Требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядный (наблюдение, демонстрация);
  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала с подобным, либо -  ранее игранным, прослушанным);
  • наглядный (показ демонстрация специфики исполнительских приёмов и способов звукоизвлечения на примере отдельных фрагментов, отдельных частей произведения; показ исполнения характерных метроритмических приёмов, особенностей жанрового и стилистического исполнения, взаимоотношения данной партии с другими);
  • практические творческие упражнения – коллективные и индивидуальные, с делением целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации их в единое целое;
  • получение наглядного слухового музыкально-игрового опыта на основе прослушивания записей выдающихся исполнителей, посещение концертов выдающихся музыкантов-исполнителей, в том числе, эстрадно - джазовых исполнителей для повышения общего уровня музыкально-культурного развития учащихся и восприятия того качества исполнения, к которому нужно стремиться;
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учётом возрастных особенностей, его работоспособности и уровня его  развития.

Материально-техническая база.

-учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв. м. (при составе 2 человека), а по возможности и больше,

-учебные аудитории учебного предмета «Ансамбль» должны быть звукоизолированы;

классы должны быть оснащены звуковоспроизводящей аппаратурой, усилителями.

Для полноценной работы класса ансамбля необходимы инструменты:

саксофон-альт,

саксофон тенор,

 саксофон-сопрано,

- трости для инструмента

- мундштуки

- наличие пюпитров не менее 5 штук;

- нотный, дидактический, методический материал;

- наглядные пособия;

-аудио,- видео,- учебные пособия, вспомогательный аудио и видео учебный материал;

- аудио,- видео, - техника (музыкальный центр, Smart TV);

- копир-принтер-сканер;

- компьютер (ноутбук).

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Материально-техническая база МБУ ДО «ДШИ» г Мирного должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.


II. Содержание учебного предмета.

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

«Духовые и ударные инструменты» Срок обучения 5(6) лет.

Обязательная часть (недельная нагрузка в часах)

Наименование предмета

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

Ансамбль

-

1

1

1

1

2

Консультации (годовая нагрузка в часах)

Ансамбль

-

2

2

2

-

2

Аттестация (годовой объём в неделях)

(контрольные уроки или зачёты)

2-5 класс – второе полугодие; 6 класс – второе полугодие

«Духовые и ударные инструменты» Срок обучения 8(9) лет.

Обязательная часть (недельная нагрузка в часах)

Наименование предмета

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Ансамбль

-

-

-

1

1

1

1

1

2

Консультации (годовая нагрузка в часах)

Ансамбль

-

-

-

-

2

2

2

2

2

Аттестация (годовой объём в неделях)

(контрольные уроки или зачёты)

4-8 класс – второе полугодие; 9 класс – первое полугодие

Учебный материал распределяется по годам обучения. Каждый год обучения имеет свои дидактические задачи, и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
  • подготовка к контрольным урокам, зачётам и экзаменам;
  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по годам обучения.

Контрольный урок или зачёт проводится:

Срок обучения 5(6) лет:

2-5 класс – второе полугодие; 6 класс – второе полугодие

Срок обучения 8(9) лет

4-8 класс – второе полугодие; 9 класс – первое полугодие

Участие в концертах, конкурсах, фестивалях приравниваются к зачёту  и экзамену.

Срок обучения – 5(6) лет.

2 класс ( первый год обучения)

Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации         2 часа в год.

За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.

Примеры программы переводного экзамена (зачёта)

I вариант.

  1. Светлячок Грузинская народная песня
  2. Гретри С. Спор

II вариант.

  1. Брамс И. Колыбельная
  2. Как пойду я на быструю речку Русская народная песня

3 класс ( второй год обучения).

Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации         2 часа в год.

За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.

Примеры программы переводного экзамена (зачёта)

I вариант.

  1. Моцарт Л. Дуэт
  2. Шостакович Д. Хороший день

II вариант.

  1. Моцарт В. А. Контрданс
  2. Полька Богемская народная  мелодия

4 класс ( третий год обучения)

Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации         2 часа в год.

За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.

Примеры программы переводного экзамена (зачёта)

I вариант.

  1. Летхинен Ф. Летка - Енка
  2. Бетховен Л. Весенний призыв

II вариант.

  1. Мендельсон Ф. Песня без слов
  2. Григ Э. Морская песня

5 класс (четвёртый год обучения)

Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации         2 часа в год.

За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.

Примеры программы переводного экзамена (зачёта)

I вариант.

  1. Градески Э. Регтайм «Мороженое»
  2. Чайковский П. Баркарола

II вариант.

  1. Гершвин Дж. Любимый мой
  2. Цфасман А. Озорная девчонка

6 класс ( пятый год обучения)

Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации         2 часа в год.

За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.

Примеры программы выпускного экзамена (зачёта)

I вариант.

  1. Дунаевский И. Лунный вальс
  2. Шедевиль Г. Пасторальная соната

II вариант.

  1. Кюи Ц. Тарантелла
  2. Бах И. С. Шутка

Срок обучения – 8(9) лет.

4 класс ( первый год обучения)

Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации         2 часа в год.

За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.

Примеры программы переводного экзамена (зачёта)

I вариант.

  1. Светлячок Грузинская народная песня
  2. Лайтли роу Французская мелодия

II вариант.

  1. Шуман Р. Марш
  2. Гедике Э. Танец

5 класс ( второй год обучения).

Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации         2 часа в год.

За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.

Примеры программы переводного экзамена (зачёта)

I вариант.

  1. Прокофьев С. Марш
  2. Bella Bimba итальянская народная мелодия

II вариант.

  1. Моцарт В. А. Контрданс
  2. Мендельсон Ф. Песня без слов

6 класс ( третий год обучения)

Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации         2 часа в год.

За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.

Примеры программы переводного экзамена (зачёта)

I вариант.

  1. Даргомыжский А. Ванька-Танька
  2. Цфасман А. Озорная девчонка

II вариант.

  1. Шостакович Д. Хороший день
  2. Мошковский М. Испанский танец

7 класс (четвёртый год обучения)

Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации         2 часа в год.

За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.

Примеры программы переводного экзамена (зачёта)

I вариант.

  1. Чайковский П.  Неаполитанский танец
  2. Гершвин Дж. О, леди, будьте добры

II вариант.

  1. Любимый мой Дж. Гершвин.
  2. Чайковский П. Баркарола

8 класс ( пятый год обучения)

Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации         2 часа в год.

За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.

Примеры программы переводного экзамена (зачёта)

I вариант.

  1.  Бах И. С. Шутка
  2. Дунаевский И. Лунный вальс

II вариант.

  1. Шедевиль Г. Пасторальная соната
  2. Чайковский П. Неаполитанский танец

9 класс ( шестой год обучения)

Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации         2 часа в год.

За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.

Примеры программы выпускного экзамена (зачёта)

I вариант.

  1. Бенкалюк С. Юмореска
  2. Пьяцолла А. Танго инстр. И Сивцев

II вариант.

  1. Бенкалюк С. Аллегро
  2. Музыкальная мозаика перел. Черненко

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Ансамбль», а также возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Содержание программы направлено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков ансамблевой игры, получение художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития.

В конце курса обучения по образовательной программе учебного предмета «Ансамбль» по виду инструмента «саксофон», обучающийся должен:

  • овладеть навыками игры на саксофоне в ансамбле позволяющими ему использовать многообразные возможности инструмента;
  • приобрести комплекс навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющего демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • уметь самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • приобрести навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
  • приобрести практику концертных и конкурсных выступлений;
  • знать репертуар исполнителей на духовых инструментах, произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  • знать профессиональную терминологию;
  • уметь читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • обладать навыком слухового контроля,
  • уметь проявлять творческую инициативу, сформированных представлений о методике разучивания ансамблевой игры.

IV. Формы и методы контроля, система оценок.

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости обучающихся
  • промежуточная аттестация
  • итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается:

  • отношение обучающегося к занятиям, его старания и прилежность;
  • качество выполнения предложенных заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на определённом этапе. Наиболее распространёнными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, зачёты, академические концерты, технические зачёты, экзамены, проводимые в присутствии комиссии.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития обучающегося.

Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачётах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия учебным задачам года.

Контрольные уроки и зачёты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счёт аудиторного времени, предусмотренного по предмету «Ансамбль».

Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения инструментом, а также полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной сольной программы.

2. Критерии оценки

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочётами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочётов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

Зачёт

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

данная система оценки качества исполнения является основной.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретённых обучающихся знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы обучающегося;
  • оценка на академическом концерте, зачёте или экзамене;
  • другие выступления обучающегося в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение образовательного процесса.

В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности обучающегося: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности, а так же раскрываются тембральные и технические возможности саксофона.

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся, как основного средства воспитания музыканта – исполнителя.

  1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
  2. Периодичность занятий: каждый день.
  3. Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырёх.

Объем самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания с учётом параллельного освоения детьми программы основного общего образования, а также с учётом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.

  1. Обучающийся должен быть физически здоров.
  2. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по ансамблю. Обучающийся должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.

Содержанием домашних заданий могут быть:

  • упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
  • работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
  • работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы);
  • чтение с листа.
  1. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы обучающегося.
  2. Для успешной реализации программы «Ансамбль» обучающийся должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам, сформированным по программам учебных предметов.

VI .Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

.

Список нотной литературы.

  1. Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне.-изд. Военно-дирижёрского факультета при Мос. Гос. Консерватории, 1973
  2. Безуглый О., Щеглов О. Ежедневные упражнения гобоиста.- Киев, 1974
  3. Горсульский Б. Лирический вальс (для саксофона и фортепиано).- М., 1964
  4. Иванов А. Исполнительское дыхание на духовых инструментах К., 1991
  5. Иванов А. Методика индивидуального обучения на духовых и ударных инструментах Р-н-Д,. 1997
  6. Киша С. Пьесы для  саксофона. Варшава, 1964, 1965
  7. Киша С. Пьесы для саксофона (альта тенора) и фортепиано. 1-й сборник – Варшава, 1964; 2-й сборник – Варшава, 1965
  8. Концерты для саксофона / Сост. М. Шапошникова. – М., 1986
  9. Кртишка С. Школа игры на саксофоне. – Прага: Супрафон, 1981
  10. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне М., 1975
  11. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне.- М., 1972
  12. Найсоо У. Импровизация.- М., 1965
  13. Осейчук А. Школа игры на саксофоне М., 1991
  14. Программа для детских и вечерних музыкальных школ М., 1975
  15. Программа для ДМШ М., 1967
  16. Программа для средних специальных музыкальных школ М., 1974
  17. Пушечников И. Легкие этюды для гобоя. – М., 1954
  18. Пьесы для саксофона. Перелож. А. Ривчуна. –М., 1963
  19. Пьесы советских композиторов. / Cост. М. Шапошникова. – М., 1986
  20. Пьесы советских композиторов. Вып 2 / Cост. Л. Михайлов – М., 1982
  21. Пьесы советских композиторов. Вып. 1 / Сост. Л. Михайлов.- М., 1981
  22. Ривчун А. Школа игры на саксофоне М., 1969
  23. Ривчун А. Сорок этюдов для саксофона. – М., 1968
  24. Ривчун А. Концертный этюд. – М., 1986
  25. Томис А. Десять миниатюр. Варшава, 1964
  26. Хеджа Т. Школа игры на саксофоне. Краков, 1976
  27. Херар Б. Школа игры на саксофоне. Будапешт, 1963
  28. Хрестоматия для кларнета. 1-3 классы ДМШ/сост. Мозговенко И., Штарк А.
  29. Хрестоматия для кларнета. 3, 4 классы ДМШ / сост. Мозговенко И. М., 1982
  30. Хрестоматия для кларнета. 4-5 классы ДМШ /сост. Мозговенко И.
  31. Хрестоматия для кларнета: 1, 2 классы ДМШ (Пьесы, ансамбли) / сост. Штарк А., Мозговенко М. М., 1977
  32. Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 1-3-й годы обучения М., 1986
  33. Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона М., 2000

Список методической литературы.

1. Апатский В. Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С. 24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19

  1. Апатский В. Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976. С. 11-31.
  2. Арчажникова Л. Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971
  3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.
  4. Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956
  5. Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот) / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991
  6. Волков Н. В. Основы управления звучанием при игре на кларнете. Дис. канд. искусствоведения. М., 1987
  7. Волков Н. В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта- духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно- практической конференции. М., 1997. С 45-47.
  8. Волков Н. В. Проблемы развития творческого мышления музыканта- духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142.
  9. Волков Н. В. Частотная характеристика трости язычковых духовых инструментов и задача исполнителя по её управлению. М., 1983
  10. Волков Н. В. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах). / Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. Сборник трудов. Вып. 80. 1985. С. 50-75.
  11. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987. С. 96.
  12. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
  13. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
  14. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81
  15. Грищенко Л. А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994
  16. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М., 1956
  1. Евтихиев П. Н., Карцева Г. А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994. С. 43-54.
  2. Зис А. Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986
  3. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979
  4. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник трудов. М., 1986
  5. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998
  6. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
  7. Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988
  8. Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации ). Минск, 1982
  9. Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355.
  10. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982
  11. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990
  12. Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей. Киев, 1989
  13. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986
  14. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975
  15. Федотов А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом. Сборник статей. Вып. 4., М., С.86-109