Развитие речевого дыхания и силы голоса

Формирование общих понятий и  начальных навыков  укрепления и развития главного «профессионального инструмента» педагога – голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_bezvuglyak.docx395.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Концертмейстер

МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты

Безвугляк Ю.А.

 Мастер- класс  

Тема:  «Развитие речевого дыхания и силы голоса»

(для педагогов дополнительного образования)

C:\Users\User\Desktop\1459590605U112577TfzS4679473360_orig.jpg

Цель мастер-класса: формирование общих понятий и  начальных навыков  укрепления и развития главного «профессионального инструмента» педагога – голоса.

Задачи:

- дать общие понятия о дыхании и голосообразовании;

 - обучить   упражнениям дыхательной гимнастики;  

- обучить  упражнениям на укрепление и развитие  голоса;

- сформировать у педагогов заинтересованное  отношение  к здоровью собственного голоса.

Место проведения: МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты, каб. 255

Оборудование:  стулья, анкеты

План

проведения мастер-класса

1. Вводная часть.

2. Практическая часть.  

3. Подведение итогов мастер-класса.

Ход мастер-класса:

Вводная часть

Глаза – «зеркало души», а голос – зеркало настроения педагога. Он не только отражает эмоции и чувства, но и способен направленно влиять на аудиторию. 

Педагог – это специалист, формирующий учебно-воспитательный процесс, обеспечивая образовательный, воспитывающий и развивающий характер для личности, на которую направлена его деятельность. Педагог каждый день общается со своими учащимися. Что он использует при общении? Голос! Кроме фактической подачи материала, оратор придает информации эмоциональную окраску – одобрение, восхищение. Или наоборот – неудовольствие, порицание. Всю гамму чувств педагог доносит при помощи голоса. ученики могут угадать, с каким зарядом пройдет урок, по одной лишь интонации приветственного «Здравствуйте». Голос – уникальный психолого-педагогический инструмент, несущий немалую рабочую нагрузку и в этом  ему помогает и правильное дыхание.  Попробуем разобраться, что такое голос и дыхание.

Основная часть (теоретический блок)

В воспроизведении звуков участвуют три основных отдела: дыхательный аппарат - легкие, и третий отдел - это резонирующие полости рта,  носа  и придаточные  пазухи  нос (верхний резонатор).

Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма.

Под внешним дыханием понимают газообмен между организмом и окружающей средой, включающий поглощение кислорода и выделение углекислого газа, а также транспорт этих газов внутри организма по системе дыхательных трубочек (трахейнодышащие насекомые) или в системе кровообращения.

Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту. Вместе с тем, частота дыхания может претерпевать значительные колебания (от 10 до 18 за минуту). У детей частота дыхания составляет 20-30 дыхательных движений в минуту; у грудных детей — 30-40; у новорождённых — 40-60.

Взрослый человек (при дыхательном объёме 0,5 литра и частоте 14 дыхательных движений в минуту) пропускает через лёгкие 7 литров воздуха в минуту. В состоянии физической нагрузки минутный объём дыхания может достигать 120 литров в минуту.

Без дыхания человек обычно может прожить до 5-7 минут, после чего наступают потеря сознания, необратимые изменения в мозге и смерть.

Дыхание — одна из немногих способностей организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно. При частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком — наоборот, снижается.

По способу расширения грудной клетки различают два типа дыхания:

  • грудной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём поднятия рёбер), чаще наблюдается у женщин;
  • брюшной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём уплощения диафрагмы), чаще наблюдается у мужчин.

Го́лос — способность человека издавать звуки при разговоре.

Голосом человек способен производить огромное множество самых разных звуков, часто довольно сложных. В голосе выражается эмоциональное состояние человека: рассерженость, удивление, радость и т. п. Голос человека — сложный инструмент. Люди имеют голосовые складки, которые могут растягиваться и сжиматься, менять свою толщину; человек может произвольно менять давление воздуха, интенсивность воздушного потока, подаваемого на голосовые связки. Форма грудной клетки, гортани, положение языка, степень натяжения других мышц может изменяться. Результатом любого из этих действий будет изменения в высотесилетембре, чёткости, эмоциональной окраске извлекаемого звука. На качество голоса влияют общее физическое самочувствие человека, осанка, настроение и его эмоциональное состояние.

Что касается дыхательных упражнений. В чём их польза?

  • Профилактика болезней бронхов (бронхиальной астмы, обструктивного, хронического бронхита).
  • Массаж внутренних органов, улучшение перистальтики кишечника и укрепление мышц живота.
  • Концентрация внимания и повышение интеллектуальной деятельности.
  • Снижение утомляемости, борьба со стрессом и бессонницей.
  • Прилив энергии, бодрость и отличное самочувствие.
  • Молодая упругая кожа и даже сброс лишних килограммов.

Сейчас я предлагаю вам  попробовать выполнить упражнения дыхательной гимнастики и упражнения на укрепление и развитие голоса. Но прежде чем мы начнем, нам нужно  знать пять общих правил выполнения дыхательной гимнастики:

  1. Начинайте с самого лёгкого, постепенно увеличивая нагрузку.
  2. Тренируйтесь на свежем воздухе (или в хорошо проветриваемом помещении) и в удобной одежде.
  3. Не отвлекайтесь во время занятий. Для достижения максимального эффекта важна концентрация.
  4. Дышите не торопясь. Наибольшему насыщению организма кислородом способствует именно медленное дыхание.
  5. Делайте упражнения с удовольствием. При появлении неприятных симптомов остановите тренировку. Единственный допустимый дискомфорт — лёгкое головокружение.

 Основная часть (практический блок)

Капалабхати — дыхание животом

Сядьте в удобную позу с прямой спиной. Закройте глаза и сконцентрируйте внимание на межбровье. На вдохе надуйте живот: расслабьте брюшную стенку, и воздух сам войдёт в лёгкие. На выдохе подтяните живот к позвоночнику, движение должно быть активным. Грудная клетка и верхние отделы лёгких не участвуют в процессе. Начните с 36 дыхательных циклов. Когда привыкнете, доведите до 108.

Нади шодхана — дыхание через левую и правую ноздрю

Прикройте правую ноздрю с помощью большого пальца, а через левую сделайте равномерные вдох и выдох. Выполните пять циклов (вдох и выдох считаются одним циклом), затем поменяйте ноздрю. Сделайте вдох и выдох через две ноздри — тоже пять циклов. Потренируйтесь пять дней и переходите к следующей технике.

Вдохните и выдохните левой ноздрёй, после закройте её и сделайте вдох-выдох через правую. Меняйте пальцы, прикрывая попеременно левую и правую ноздрю. Выполните 10 дыхательных циклов.

Дыхание по Стрельниковой

«Ладошки», исходное положение: стоя, ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладоши раскрываются – выдох через рот, закрываются ладоши – вход через нос. В быстром темпе.Повторить 8 -10 раз.

Бодифлекс

Это методика борьбы с лишним весом, дряблой кожей и морщинами, разработанная Грир Чайлдерс (Greer Childers). Её неоспоримое преимущество — отсутствие ограничений по возрасту. Принцип бодифлекса заключается в сочетании аэробного дыхания и растяжки. В результате организм насыщается кислородом, который сжигает жир, а мышцы напрягаются, становясь упругими. Начните освоение гимнастики с пятиэтапного дыхания.

Пятиэтапное дыхание

Представьте, будто вы собираетесь сесть на стул: нагнитесь вперёд, опираясь руками на ноги, слегка согнутые в коленях, ягодицы отставьте назад. Ладони поставьте примерно на 2–3 сантиметра выше коленей.

  1. Выдох. Сожмите губы в трубочку, медленно и равномерно выпускайте из лёгких весь воздух без остатка.
  2. Вдох. Не открывая рта, быстро и резко вдохните через нос, стараясь наполнить лёгкие воздухом до отказа. Вдох должен быть шумным.
  3. Выдох. Поднимите голову вверх на 45 градусов. Сделайте движение губами, как будто размазываете губную помаду. Выдохните из диафрагмы с силой весь воздух через рот. Должен получиться звук, похожий на «пах».
  4. Пауза. Задержите дыхание, наклоните голову вперёд и втягивайте живот в течение 8–10 секунд. Старайтесь, чтобы у вас получилась волна. Представьте, что желудок и другие органы брюшной полости буквально помещаются под рёбра.
  5. Расслабьтесь, вдохните и отпустите мышцы брюшного пресса.

ГОЛОС

1. Укрепление и развитие

Для развития верхнего и нижнего звучания, силы голоса следует выполнять упражнения на филирование слогов. Это происходит, когда один из них произносится громче, а другой – тише. Обратите свое внимание на то, что форсировать звук не стоит ни в коем случае. Ваша цель – не громкость. А развитие силы голоса.

АМ – ОМ

УМ – ЭМ

ЫМ – ИМ

2. Мягкость звучания и мелодичность

Последнее вырабатывается путем звукового филирования, каждой гласной буквы в отдельности. Начните работать над ней в отдельности. Сначала громко, затем тихо и опять громко:

А – а – А

О – о – О

У – у – У

Э – э – Э

Ы – ы – Ы

И – и – И

3. Сила голоса

Перед вами предложение, состоящее из слогов. Его следует произносить с распевной интонацией. То есть повышайте тон звучания своего голоса каждый раз при переходе к следующему слогу. Также не забудьте спуститься вниз:

МА – МО – МУ – МЭ – МЫ – МИ

Кроме того, выполгняйте следующие упражнения:

1) «Эхо»

Людям необходимо встать в 2 ряда лицом друг к другу. Одни произносят громко звук «Ау!». другие же отзываются: «Ау-ау-ау-ау». 

2) «Гудок»

Давайте изобразим, как гудит паровоз. Прежде всего, необходимо воспроизводить звуки приближающего транспорта, а потом удаляющегося: «У-у-у-у-у».

3) «Маленькое приведение»

Теперь вспомним повесть Астриды Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». В одной из глав произведения рассказывается, как Карлсон надел простынь и прикинулся приведением. Он хотел напугать воров, которые залезли в дом к Малышу. Летая, Карлсон завывал ужасным голосом: «У-у-у!».

4) «Пионерский горн»

Вам нужно представить, будто бы вы отдыхаете в пионерском лагере. Вдруг утром вас будит звук горна. Горнист трубит: «Ту-ту-ту-ту». Теперь попробуйте изобразить звук рожка.

Заключительная часть.

Сфера обучения и воспитания является сферой "повышенной голосо-речевой ответственности", так как речь, и голос как один из структурных компонентов речевой продукции, становятся важнейшим инструментом деятельности педагога, средством реализации всех задач методического и дидактического характера.  Педагог  является связующим звеном в коммуникативном  процессе (педагог-ребёнок, педагог-родитель-ребёнок, педагог-педагог и др.), поэтому ему необходимы умения воспринимать, понимать и оценивать личностные проявления собеседника, а также умения подстраиваться под коммуникативный лад собеседника. Благодаря коммуникативной роли голоса и речи происходит вербальное общение педагога и детей, голосовая функция является важнейшим элементом воспитательного и образовательного  процесса.

Надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен в вашей профессиональной деятельности.

Рефлексия

Присутствующим на мастер-классе предлагаются небольшие анкеты, где они должны поставить «галочку» или «плюс», напротив выбранной фразы, соответствующей личным ощущениям:

Мастер-класс

Я на мастер-классе

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал новое

безразлично

помогал другим

не понял