ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»

Сенина Наталья Александровна

Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам современных детей и подростков. Студия эстрадного вокала является сегодня одной из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем педагогики и психологии – развития творческих способностей детей.

Музыка и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Пение дает возможность ребенку выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности (музыкальный слух, память, чувство ритма); формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, повышается работоспособность и умственная активность мозга.

Пение способствует развитию речи, поскольку слова при пении выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата; является лучшей формой дыхательной гимнастики. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и их родителей этот вид искусства вызывает огромный интерес. В предлагаемой программе музыкальное развитие детей является не только целью, но средством общего и социального развития дошкольного возраста.  Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на эмоциональное раскрепощение, снятие у детей зажатости.

Основной целью Программы является развитие певческих и музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала в условиях дополнительного образования детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselye_notki_dop.doc313.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДООП «Веселые нотки»                                                                                                                                       стр.  из

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37 комбинированного вида

Василеостровского района Санкт-Петербурга

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ

 «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»

Возраст учащихся: 3-6 лет

срок реализации: 3 года

                                              Разработчик(и):

                                                                                         Сенина Н.А.

 Музыкальный руководитель

Санкт-Петербург

2018

         Содержание

1.

Концептуальный раздел

1.1

Пояснительная записка

1.2

Значимые характеристики особенностей развития учащихся

1.3

Условия реализации Программы

1.4

Планируемые результаты

2.

Содержательный раздел

2.1

Календарно-тематическое планирование для учащихся от 3 до 6 лет

2.2

Содержание Программы для учащихся от 3 до 6 лет

3.

Организационный раздел

3.1

Учебный план

3.2

Календарный учебный график

3.3

Объём и сроки освоения Программы

3.4

Учебно-методический комплекс

3.5

Система контроля результативности обучения

3.6

Методическое обеспечение образовательной деятельности


  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка

        Согласно ч. 11 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», порядок организации и осуществления образовательной деятельности по уровню дополнительного образования и направленности регламентируется приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

        В соответствии с законодательным регламентом дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки» (далее по тексту ДООП) имеет художественную направленность и   предназначена для детей от 3-х до 6-ти лет.   Она составлена на основе многолетней работы с детьми дошкольного возраста, изучения возможностей их музыкально-творческого развития.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

        Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.                С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

        Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

В настоящее время существует много различных форм творческой деятельности, но одна из самых интересных, эффективных, эмоциональных, захватывающих и доступных – эстрадное пение.

        Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам современных детей и подростков. Студия эстрадного вокала является сегодня одной из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем педагогики и психологии – развития творческих способностей детей.

Музыка и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Пение дает возможность ребенку выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности (музыкальный слух, память, чувство ритма); формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, повышается работоспособность и умственная активность мозга.

 Пение способствует развитию речи, поскольку слова при пении выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата; является лучшей формой дыхательной гимнастики. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

        ДООП позволит увеличить охват детского населения микрорайона услугами дополнительного образования. Для воспитанников ГБДОУ детского сада № 37 Василеостровского района — это обеспечит дополнительную комфортность для социализации и индивидуализации, создаст внутри учреждения новые возможности для получения современного качественного образования.  Внедрение программы позволит выявить и оказать поддержку одаренным детям.

        Направленность программы – художественная.

        Уровень освоения – общекультурный.

        Актуальность программы – эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и их родителей этот вид искусства вызывает огромный интерес.                                  В предлагаемой программе музыкальное развитие детей является не только целью, но средством общего и социального развития дошкольного возраста.  Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на эмоциональное раскрепощение, снятие у детей зажатости.

1.2. Значимые характеристики особенностей развития учащихся

        Отличительные особенности программы: соответствует современным требованиям к образовательной программе. Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее, музыкальное, творческое развитие ребенка в процессе овладения им музыкальной деятельностью. В учебном процессе используется уровневая форма обучения, при которой дети, в зависимости от их индивидуальных способностей могут быть приняты или переведены на любой уровень обучения.

Адресат программы: возраст детей, участвующих в реализации данной программы —  3-6 лет

        Цель: развитие певческих и музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала в условиях дополнительного образования детей в ДОУ.

Особенности слуха и голоса детей 3-4 лет

Голосовые связки детей ещё не сформированы, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) развит слабо. Голос ребенка 3-4 лет несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Поэтому песенный репертуар должен отличаться доступностью по тексту, певческому диапазону (ре – ля1), простотой мелодии без резких скачков, содержать короткие музыкальные фазы, удобные для дыхания ребенка. К четырем годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку.

Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет

На пятом году жизни дети имеют уже музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре – си1), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное. У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты, квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе с взрослыми; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне до1-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное. До2 необходимо использовать в произведениях редко.

        Задачи образовательной программы:

  1.  Обучающие:

- научить основам эстрадного вокала, сценического движения, элементам игры на музыкальных инструментах.

- сформировать устойчивое чувство ритма, вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные вокальные приёмы;

- научить приёмам расширения диапазона голоса;

- сформировать вокально-ансамблевые навыки: сольное пение, пение без сопровождения, пение в ансамбле согласованно;

- формировать индивидуальные способности: голос, слух, пластику, импровизационные данные;

- научить работать со звуковоспроизводящей аудиоаппаратурой (микрофоном).

2. Развивающие:

- активизировать творческие способности обучающихся;

- развить чувство ритма (для младшего возраста)

- развить гармонический и мелодический слух;

- развить образное мышление и желание импровизировать;

- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

- развить в ученике эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям;

- развить художественный и музыкальный вкус.

3. Воспитательные:

– приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;

- воспитать самостоятельную творческую личность;

- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

- сформировать этику поведения на занятиях и вне занятий;

- привить воспитанникам стремление постоянно расширять и углублять современные профессиональные знания;

- воспитать эмоционально-волевую сферу;

- подготовить личность ребенка к социализации в обществе.

  1. Условия реализации программы

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки» реализуется во второй половине дня в период с октября по май месяц включительно (в летний период программа не реализуется) в музыкальном зале. Содержание программы дополнительного образования не дублирует содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования.  

        Условия набора и формирования групп – возраст детей от 3 и до 6 лет, занятия проходят в группах до 10 человек (младшая и средняя группы) и до 15 человек (старшие группы).

        Кадровое обеспечение программы – профессиональная компетентность музыкального руководителя и всего педагогического состава, обладающего высоким уровнем профессионально значимых личностных качеств.

        Материально – техническое обеспечение программы

Занятия по ДООП «Веселые нотки» проводятся в музыкальном зале, в котором созданы оптимальные условия, имеются:

  1. Просторное учебное помещение с хорошим освещением
  2. Музыкальные инструменты: фортепиано, металлофоны, ксилофоны, треугольники, бубны, деревянные ложки, погремушки, колокольчики, молоточки, трещотки, дудочки, свистульки, барабаны, бубенцы, кастаньеты
  3. Наличие на занятиях музыкально – дидактических пособий, наборов иллюстраций, рисунков, карточек к песням
  4. Специальная мебель: детские стулья, столы.
  5. Наличие компьютера с выходом в Internet.
  6. Наличие аудиоаппаратуры и проектора, микрофона (СD диски и другие носители с записями различной музыки, минусовки)
  7. Соблюдение санитарно – гигиенических требований, проветривание и влажная уборка.

       Особенности организации образовательного процесса – подготовка к концерту или итоговому занятию.

       Формы проведения занятий: репетиция, промежуточный и итоговый контроль в форме выступления в зале (возможны концертные выступления).

       Формы организации деятельности. Основная форма проведения занятий – групповая, групповое занятие детей с родителями и с педагогом.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 15-30 минут.

  1. Планируемые результаты

Предметные:

  • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
  • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
  • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
  • Петь с микрофоном
  • Овладеть элементами сценического поведения

Метапредметные:

  • развитие двигательных навыков и координации движений
  • развитие эмоционального восприятия музыки

Личностные:

  • воспитание коммуникативных навыков
  • воспитание интереса детей к музыкальной деятельности и творчеству в целом


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Календарное-тематическое планирование для детей возрастной группы 3-4 лет

(первый год обучения)

Наименование раздела темы

Содержание

Дата

Количество часов/минут

Формы контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие

Определение правил поведения на занятии, беседа об основных видах деятельности, определение развития музыкальности детей в ходе распевания, пения и музыкальных игр

октябрь

0ч15м

0ч3м

0ч12м

опрос - игра

«Эти милые животные»

Восприятие музыки:
-развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера

Развитие музыкального слуха и голоса:

-вырабатывать устойчивое слуховое внимании,
-упражнять в умении чисто пропевать секунду, терцию вниз.
Усвоение певческих навыков: 

-учить «подстраиваться» к интонации взрослого,  подводить   к   устойчивому навыку         точного         интонирования несложных мелодий.

-добиваться ровного звучания голоса, не допуская крикливого пения.

Песенное творчество:
-продолжать развивать умение самостоятельно находить интонацию, исполняя различные звукоподражания и свое имя.
Певческая установка:
- учить сидеть прямо, опираясь на спинку стула, руки свободны, ноги вместе.

Метроритмическое воспитание:

- проработка простых ритмов песен в игре на шумовых музыкальных инструментах

Октябрь-ноябрь

0ч10м

1ч50м

Видео- и фотоотчет

 «Зимняя пора,

волшебные сказки»

  Восприятие музыки: 
- продолжать учить навыку слушать произведение от начала до конца;

 - учить различать динамические оттенки: громко-тихо.
Развитие музыкального слуха и диапазона:
-развивать навык точного интонирования несложных мелодий, построенных на постепенном движении звуков вверх и вниз;

 - добиваться слаженного пения;

 - учить вместе начинать и заканчивать пение;

 - правильно пропевать гласные в словах, четко произносить согласные в конце слов.

 Усвоение певческих навыков:
- учить вместе начинать и заканчивать пение;

- петь протяжно, не спеша, без крика;
-следить за правильной осанкой детей во время пения.
-закреплять умение петь естественным голосом, добиваться легкого звучания:
-следить за правильным, четким произношением слов.

Песенное творчество:
-развивать первоначальные творческие проявления детей в

пении.
Певческая установка: та же.

Метроритмическое воспитание:

- проработка простых ритмов песен в игре на шумовых

музыкальных инструментах

Движения и работа с микрофоном: обучать начальным

навыкам сценических движений, развивать свободу нахождения перед зрителем

Декабрь-февраль

2ч45м

0ч10м

2ч35м

Видео- и фотоотчет

Весенние игры

Восприятие музыки: 
-продолжать развивать умение слышать и эмоционально откликаться на песни разного характера (марш, плясовая, колыбельная);

 - продолжать развивать навык слушать музыкальное произведение от начала до конца;

 - учить различать темповые изменения (быстрое и медленное звучание музыки). 
Развитие музыкального слуха и голоса:
-упражнять в чистом интонировании большой секунды, терции, кварты (вниз, вверх);
- петь без напряжения в диапазоне ми1-си1 в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова;

-передавать веселый характер песен.

 Усвоение певческих навыков:
-закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления, петь согласованно, вместе начиная и заканчивая песню;
-уметь петь естественным без напряжения голосом, протяжно, легко, напевно и подвижно.
-брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
-продолжать учить петь выразительно, передавая характер песен (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.)
-учить петь без музыкального сопровождения с поддержкой педагога.
Песенное творчество:
- побуждать детей допевать мелодии колыбельных песен
 

Певческая установка: та же.

Метроритмическое воспитание:

- проработка простых ритмов песен в игре на шумовых

музыкальных инструментах

-учить точно воспроизводить ритмический рисунок песни

Движения и работа с микрофоном: обучать начальным

навыкам сценических движений, развивать свободу нахождения перед зрителем

Март-май

1ч45м

0ч10м

1ч35м

Видео- и фотоотчет

Итоговое занятие

 Показ приобретенных певческих умений, навыка преподносить свое творчество со сцены, пение с микрофоном

май

0ч15м

0ч15м

Концерт для родителей



Календарное планирование  для детей возрастной группы 4-5 лет

(второй год обучения)

Наименование раздела темы

Содержание

Дата

Количество часов/минут

Формы контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие

Определение правил поведения на занятии, беседа об основных видах деятельности, определение развития музыкальности детей в ходе распевания, пения и музыкальных игр

октябрь

0ч20м

0ч3м

0ч17м

опрос - игра

«Наши детские дела. Маленькие друзья»

Восприятие музыки:
-развивать эмоциональную отзывчивость  на песни разного характера (колыбельная, марш);
- подводить к умению самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
Развитие музыкального слуха и голоса:
-упражнять в умении чисто пропевать кварту, терцию, секунду (вверх и вниз);
-учить показывать рукой направление звука (сверху вниз или снизу вверх);
-упражнять в четкой передаче простого ритмического рисунка.
Усвоение певческих навыков: 
-упражнять в умении точно передавать поступенное движение мелодии (вверх и вниз), построенной на интервалах большой и малой секунды, терции, кварты, квинты и сексты;
-учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами;
-слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению товарищей;
-учить петь естественным голосом без напряжения;
-подводить умению петь выразительно;
-правильно произносить гласные в конце слов.
Песенное творчество:
-продолжать развивать умение самостоятельно находить интонацию, исполняя различные звукоподражания и свое имя.
Певческая установка:
-закреплять умение правильно сидеть во время пения и умения красиво стоять на сцене.

Метроритмическое воспитание:

- проработка простых ритмов песен в игре на шумовых музыкальных инструментах, игры

Движения и работа с микрофоном:

- развивать свободу нахождения перед зрителем

Октябрь-ноябрь

2ч40м

0ч15м

2ч25м

Видео- и фотоотчет

«Волшебная зима»

  Восприятие музыки: 
-развивать умение слышать и эмоционально откликаться на песни разного характера (марш, плясовая, колыбельная);
-уметь слышать и различать вступление;
-прислушиваться друг к другу во время пения;
Развитие музыкального слуха и диапазона:
-расширять певческий диапазон с учетом индивид. возможностей;
- подводить к умению контролировать слухом качество пения;
-слышать и показывать рукой направление движения мелодии вверх или вниз;
-точно воспроизводить простой ритмический рисунок;
-учить петь подвижно, легко и естественно;
-подводить к выразительному исполнению, передавать характер песни;
-следить за произношением гласных и согласных в середине и в конце слов.
Установка певческих навыков:
-упражнять в чистом пропевании малой секунды, кварты (вверх и вниз);
-учить самостоятельно петь после после вступления;
-вовремя брать дыхание, используя показ взрослого;
-закреплять умение петь естественным голосом, добиваться легкого звучания:
-следить за правильным, четким произношением слов.

Песенное творчество:
-развивать первоначальные творческие проявления детей в пении.
Певческая установка:
-Следить за правильной осанкой детей во время пения и нахождения «на сцене»

Метроритмическое воспитание:

- проработка простых ритмов песен в игре на шумовых музыкальных инструментах, игры

Движения и работа с микрофоном:

- развивать свободу нахождения перед зрителем, умение обращаться с микрофоном

Декабрь-февраль

2ч40м

0ч15м

2ч25м

Видео- и фотоотчет

«Весенняя капель»

Восприятие музыки: 
-продолжать развивать умение слышать и эмоционально откликаться на песни разного характера (марш, плясовая, колыбельная);
-учить слышать во время пения себя и товарищей.
Развитие музыкального слуха и голоса:
-упражнять в чистом интонировании большой секунды, терции, кварты (вниз, вверх);
-воспроизводить рукой движение мелодии вверх и вниз (поступенное и скачкообразное);
-упражнять в точной передаче ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом).
Усвоение певческих навыков:
-учить начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него, но при поддержке голоса взрослого;
-упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту, в умении удерживать интонацию на одном звуке.
-отчетливо произносить согласные в конце слов.
Песенное творчество:
-продолжать стимулировать и развивать песенные импровизации.
Певческая установка:
-Следить за правильной осанкой детей во время пения и нахождения «на сцене»

Метроритмическое воспитание:

- проработка простых ритмов песен в игре на шумовых музыкальных инструментах, игры

Движения и работа с микрофоном: обучать начальным

навыкам сценических движений, развивать свободу нахождения перед зрителем

Март

0ч80м

0ч05м

0ч75м

Видео- и фотоотчет

«Солнечные

развлечения»

Восприятие музыки:
-подводить детей к умению самостоятельно определять характер песни, высказываться о ней, называть любимую песню;
-учить самостоятельно узнавать песню по вступлению.
Развитие музыкального слуха и голоса:
-упражнять в точном интонировании скачков на кварту вверх и вниз, квинту и сексту вверх;
-учить точно воспроизводить ритмический рисунок песни, играя на одной пластинке металлофона, отстукивая палочками и прохлопывая.
Усвоение певческих навыков:
-закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления, петь согласованно, вместе начиная и заканчивая песню;
-уметь петь естественным без напряжения голосом, протяжно, легко, напевно и подвижно.
-брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
-продолжать учить петь выразительно, передавая характер песен (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.)
-учить петь без музыкального сопровождения с поддержкой педагога.
Песенное творчество:
-закреплять навык самостоятельно находить несложные интонации.
Певческая установка: 
-закреплять умение сохранять правильную осанку во время пения сидя и стоя на сцене

Метроритмическое воспитание:

- игра на шумовых музыкальных инструментах

Движения и работа с микрофоном: обучать начальным

навыкам сценических движений, развивать свободу нахождения перед зрителем

Апрель - май

2ч40м

0ч20м

2ч20м

Видео- и фотоотчет

Итоговое занятие

 Показ приобретенных певческих умений, навыка преподносить свое творчество со сцены, пение с микрофоном

май

0ч15м

0ч15м

Концерт для родителей


Календарное планирование для детей возрастной группы 5-6 лет

(третий год обучения)

Наименование раздела темы

Содержание

Дата

Количество часов/минут

Формы контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие

Определение правил поведения на занятии, беседа об основных видах деятельности, определение развития музыкальности детей в ходе распевания, пения и музыкальных игр

октябрь

0ч30м

0ч5м

0ч25м

опрос - игра

«Наши любимые песни и мультфильмы»

Восприятие музыки:

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера.
Развитие музыкального слуха и голоса:

-упражнять в различении звуков по высоте (в пределах квинты), в чистом интонировании кварты, квинты (вверх, вниз), умении удерживать интонацию на одном звуке;
-учить различать звуки по длительности;
- закреплять умение точно передавать простой ритмический рисунок хлопками, на металлофоне;
-слышать и точно передавать поступенное движение мелодии вверх, вниз и скачкообразное.
Усвоение певческих навыков:
-учить своевременно начинать и заканчивать песню;
-брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
-учить исполнять песни легким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном;
-закреплять умение петь естественным звуком, выразительно выполнять логические ударения в музыкальных фразах;
-отчетливо произносить гласные в словах, согласные в конце слов;
-уточнять умение петь с музыкальным сопровождением  и без поддержки педагога.
Песенное творчество:
-развивать  ладотональный слух;
-дать первоначальные навыки импровизации простых мелодий на заданный текст;
-формировать способность импровизировать отдельные фразы.
Певческая установка:
-во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула, чтобы у них активнее и удобнее работала диафрагма. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища у живота. Голову держать прямо, без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно (нижняя челюсть опускается вниз, а не в ширину, чтобы избежать крикливого пения). Губы подвижны, упруги.

Установка пения на сцене:

-свободные, раскованные позы с прямой спиной, плавные движения руками для подчеркивания выразительности песни

Метроритмическое воспитание:

- проработка усложненных ритмов песен в игре на шумовых музыкальных инструментах

Октябрь-ноябрь

3ч30м

0ч15м

3ч15м

Видео- и фотоотчет

 «Зимняя пора,

волшебные сказки»

Восприятие музыки:
-развивать эмоциональную отзывчивость на песни веселого, шуточного, танцевального и игрового характера;
-отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей.
Развитие музыкального слуха и голоса:
-закреплять умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном звуке, точно интонировать большую и малую секунды, скачки на кварту, квинту; подводить к умению уверенно пропевать скачок в мелодии на сексту вверх;
-упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии, отдельных музыкальных фраз хлопками, на металлофоне, во время пения.
Усвоение певческих навыков:
-учить петь легким звуком в оживленном темпе;
-петь естественным голосом, слаженно;
-петь выразительно, передавая веселый, шуточный характер песен;
-уметь слышать в аккомпанементе и менять в пении динамику, темп звучания;
-учит петь самостоятельно, без помощи педагога;
-правильно и отчетливо произносить согласные в конце слов, гласные в словах («дует», «ветер», лает», «голубые» и др. );
-быстро произносить согласные «з», «с» в конце слов, протягивая перед ними гласные, например: «моро-о-с»
Песенное творчество:
-закреплять у детей умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам ( вопросно-ответная форма), на заданный текст;
-развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух;
-развивать творческую инициативу.

Метроритмическое воспитание:

- проработка усложненных ритмов песен в игре на шумовых

музыкальных инструментах

Движения и работа с микрофоном:

- свободные, раскованные позы с прямой спиной, плавные движения руками для подчеркивания выразительности песни

Декабрь-январь

0ч15м

3ч45м

Видео- и фотоотчет

«В ожидании весны»

Восприятие музыки:
- способствовать  развитию эмоциональной отзывчивости на песни торжественного и лирического характера;
-учить различать, называть отдельны части муз. произведения: вступление, запев, припев, заключение;
-продолжать учить контролировать слухом качество пения товарищей.
Развитие музыкального слуха и голоса:
- совершенствовать умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии вверх и вниз;
-уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз.
Усвоение певческих навыков:
-закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления;
-правильно брать дыхание;
-точно передавать мелодию, петь без напряжения, легко;
-петь выразительно передавая задорный, праздничный, лирический, шуточный характер песни;
-учить произносить слова внятно, отчетливо, понимать значение слов: «ярмарка», «сенички», «горенка».
Песенное творчество:
-продолжать стимулировать и развивать песенное творчество;
-развивать творческую инициативу, внутренний слух, умение найти тонику в указанных примерах, импровизируя окончание песенки.
Певческая установка: та же.

Метроритмическое воспитание:

- проработка усложненных ритмов песен в игре на шумовых

музыкальных инструментах

Февраль - март

4ч00м

0ч30м

3ч30м

Видео- и фотоотчет

«Скоро в школу.

Летние деньки»

Восприятие музыки: 
-проверить умение самостоятельно узнавать песню по вступлению мелодии, называть ее, высказываться о характере;
-чувствовать жанр  (песня-марш, песня-танец);
-отличать на слух правильное и неправильное исполнение товарищей;
-развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера.
Развитие музыкального слуха и голоса:
-работать над расширением диапазона детского голоса; способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот.
-способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов , включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы;
-содействовать развитию музыкальной памяти;
-работать над точностью интонации при скачках мелодии на кварту и квинту.
Усвоение певческих навыков:
-следить за чистотой интонации;
-продолжать учить петь легко, не форсировать звук, с четкой дикцией;
-вырабатывать привычку слушать себя и других;
-учить при пении правильно формировать гласные;
-выученные песни петь всем хором, небольшим ансамблем, по одному;
-подводить к пению без музыкального сопровождения;
-продолжать учить петь выразительно в разных темпах, меняя динамические оттенки.
Песенное творчество:
-развивать творческую активность каждого ребенка в процессе коллективных занятий;
-совершенствовать внутренний слух, ладотональное чувство, умение применить свой первый опыт определения жанра музыкального произведения при собственном «сочинительстве»
Певческая установка: та же.

Метроритмическое воспитание:

- проработка сложных ритмов песен в игре на шумовых

музыкальных инструментах

Движения и работа с микрофоном:

- свободные, раскованные позы с прямой спиной, плавные движения руками для подчеркивания выразительности песни, умение держать микрофон правильно

Апрель-май

3ч30м

0ч15м

3ч15м

Видео- и фотоотчет

Итоговое занятие

 Показ приобретенных певческих умений, навыка преподносить свое творчество со сцены, пение с микрофоном

май

0ч30м

0ч30м

Концерт для родителей


2.2 Содержание Программы для учащихся от 3 до 6 лет

Программа включает подразделы:

 восприятие музыки;

 развитие музыкального слуха и голоса;

 певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции);

 игра на шумовых музыкальных инструментах или фортепиано для усваивания ритмического рисунка мелодии и работы над чувством ритма;

 основы поведения на сцене и пения с микрофоном под фонограмму или аккомпанемент фортепиано

Певческие навыки

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).

Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая, от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону; • упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, с твердой атакой звука.

Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам или тонам. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. Игра на музыкальных инструментах.

3. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Разучивание песен проходит по трем этапам:

 знакомство с песней в целом (если текст песни трудный, прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);

 работа над вокальными и хоровыми навыками;

 проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

 споем песню с полузакрытым ртом;

 слоговое пение («ля», «бом» и др.);

 хорошо выговаривать согласные в конце слова;

 произношение слов шепотом в ритме песни;

 выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.

 настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

 задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

 обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

 использовать элементы дирижирования;

 пение без сопровождения;

 зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

 выразительный показ (рекомендуется акапельный);

 образные упражнения;

 вопросы;

 оценка качества исполнение песни.

Репертуар к разучиванию подбирается с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей и соответствует цели и теме занятий.

Показатели качества освоения ребенком певческой деятельности

I

— Интерес, потребность в слушании песен.

— Объем музыкально- слуховых певческих представлений.

— Определение видов песен.

— Культура слушания песни.

— Целостное восприятие песни,

— Дифференцированное восприятие песни: средств выразительности (музыкальных, вне-          музыкальных, формы песни); наличие музыкально-сенсорного восприятия.

— Восприятие певческих умений и навыков.

— Основы певческой техники.

— Эмоциональная отзывчивость на песню.

— Выражение отношения к прослушанной песне.

II

— Интерес, потребность в освоении новой песни.

— Объем исполняемого песенного репертуара.

— Выразительность, эмоциональность исполнения песни.

— Изобразительные особенности пения: использование средств музыкальной выразительности для передачи эмоционально-образного содержания песни – передача в пении музыкального образа, средств выразительности (музыкальных, внемузыкальных).

— Владение певческими умениями и навыками: звуковедение, звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонирования, ансамбль.

— Основы певческой техники исполнения.

— Самостоятельность исполнения песни.

— Использование песен в повседневной жизнедеятельности.

— Выражение отношения к исполненной песне в словах, движениях, рисунке.

III

— Проявление собственного творчества в передаче выразительности песни.

— Музыкально-творческие песенные импровизации.

3.1. Учебный план программы «Веселые нотки» для учащихся 3-4 лет

 1-го года обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов/минут

Форма контроля

всего

теория

практика

1.

Пение как вид искусства

Звукообразование, звукоподражание

0ч15м

0ч.5м

0ч10м

опрос– музыкальная игра

2.

«Музыкальные понятия»

Понятие о звуках.

0ч30м

0ч30м

фотоотчет,

музыкальная игра

3.

«Развитие ритмического слуха»

Понятие длительности

1

1

игры с карточками длительностей, игрушками разных размеров

4.

«Развитие певческих

способностей»

Правильное дыхание

Попевки

Чистоговорки

Разучивание песен

3

3

сольное пение на репетиции

5

«Средства музыкальной выразительности»

Динамика

Темп

1

1

музыкальные игры

6

«На сцене»

Сценические движения

Репетиционная работа, пение с аккомпанементом

Работа с микрофоном

2

2

фото-, видеоотчет

7

Итоговое занятие

Концертное выступление

0ч15м

0ч15м

открытое итоговое занятие,

фотоотчет

Итого:

8


Учебный план программы «Веселые нотки» для учащихся 4-5 лет

 2-го года обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов/минут

Форма контроля

всего

теория

практика

1.

Пение как вид искусства

Звукообразование, звукоподражание

0ч20м

0ч5м

0ч15м

опрос – музыкальная игра

2.

«Музыкальные термины и понятия»

Некоторые термины вокального искусства

Понятие о звуках

0ч40м

0ч40м

фотоотчет,

опрос – музыкальная игра

«Развитие ритмического слуха»

Длительность

Ритмические рисунки

1

1

игры с карточками длительностей

3.

«Развитие певческих способностей»

Виды дыхания

Постановка голоса

Разучивание песен

Скороговорки

5ч40м

5ч40м

сольное пение на репетиции

«Средства музыкальной выразительности»

Динамика

Темп

Лад

1

1

музыкальные игры-соревнования

6

«На сцене»

Сценические движения

Репетиционная работа, пение с аккомпанементом и под фонограмму

Работа с микрофоном

1ч40м

1ч40м

фото-, видеоотчет

Итоговое занятие

Концертное выступление

0ч20м

0ч20м

открытое итоговое занятие, концерт,

фото-, видеоотчет

Итого:

10ч40м

Учебный план программы «Веселые нотки» для учащихся 5-6 лет

 3-го года обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов/минут

Форма контроля

всего

теория

практика

1.

Пение как вид искусства

История певческой культуры

Основы вокального искусства

Сведения о строении голосового аппарата

Процесс звукообразования, звукоподражание

0ч30м

0ч10м

0ч20м

опрос – музыкальная игра

2.

«Музыкальные термины и понятия»

Термины вокального искусства

Понятие о звуках

1

1

фотоотчет,

опрос – музыкальная игра

3.

«Развитие ритмического слуха»

Длительность                                Ритмические рисунки

1

1

игры с карточками длительностей

4.

«Развитие певческих способностей»

Виды дыхания

Постановка голоса

Дикция, артикуляция

Разбор песен

2

2

сольное пение на репетиции

5

«Средства музыкальной выразительности»

Кульминация

Динамика

Темп

Лад

Форма построения песни

2

2

музыкальные игры-соревнования

6

«На сцене»

Сценические движения

Репетиционная работа, пение с аккомпанементом и под фонограмму

Работа с микрофоном

1

1

фото-, видеоотчет

Итоговое занятие

Концертное выступление

0,30

0,30

открытое итоговое занятие, концерт,

фото-, видеоотчет

Итого:

16

3.2. Календарный учебный график

Программа в условиях дополнительного образования детей в ГБДОУ ориентирована на физическое развитие детей в возрасте от 3 до 6 лет и рассчитана на 3 года. Наполняемость группы на занятиях – до 10 детей (в младшей и средней группах) и до 15 детей (в старших группах).

Занятия строятся на единых принципах и обеспечивают целостность педагогического процесса. Занятия проводятся в соответствии с рекомендуемыми продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН. 

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество

занятий / часов

Режим занятий

1 год

октябрь

май

32

32 / 8

1 раз в неделю по

15 минут

2 год

октябрь

май

32

32 / 10.40

1 раз в неделю по

20 минут

3 год

октябрь

май

32

32 / 16

1 раз в неделю по 30 минут

Чтобы образовательный процесс был эффективным, на занятиях максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

3.3. Объём и сроки освоения Программы

Объем и сроки освоения программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН. При проектировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы учитывались требования к уровню ее освоения согласно требованиям к уровню освоения программы.

Требования к уровню освоения Программы

Уровень освоения программы

Показатель

Цели и задачи

Требования к результативности освоения программы

Начальный

1-й год

Привить интерес к пению и выступлениям. Развивать диапазон детского голоса; научить брать дыхание после вступления и между

музыкальными фразами. Научить чисто интонировать мелодию в начальном диапазоне; научить вместе начинать и заканчивать песню; петь с музыкальным сопровождением и без него;

выразительно исполнять песни с разным эмоционально-образным содержанием;

петь без напряжения, протяжно,

подвижно, легко, отрывисто. Дать представление о микрофоне и обращению с ним. Научить выходу к зрителям, на «сцену»

Дети поют естественным голосом, протяжно, негромко. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-ля1 октавы. Различают звуки по высоте, а также поступенное движение мелодии. Повторяют несложные ритмические рисунки.

Эмоционально выступают перед друзьями и родителями

Совершенствующий

2-й год

Развивать чувство ритма, речевую деятельность в сочетании с пением и движениями.

Закреплять навыки выразительного исполнения; исполнять песню слаженно,

в одном темпе, отчётливо произносить

слова; чисто интонировать мелодию,

брать дыхание по музыкальным фразам; точно воспроизводить ритмический рисунок. Свободно вести себя на сцене, уметь обращаться с микрофоном

Дети умеют чисто

интонировать мелодию

в диапазоне ре1-си1;

поют легко,

не форсируя звук,

с чёткой дикцией;

повторяют

усложненный

ритмический рисунок;

поют с музыкальным

сопровождением;

стараются передавать

эмоциональное

настроение песни,

чувствовать

выразительные

элементы

музыкального языка

Продвинутый

3-й год

Сформировать у детей устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала, добиться свободного и яркого поведения на выступлении

Дети поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах до1-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Хорошо держатся «на сцене», умеют включать, держать микрофон и петь с ним. Могут петь с аккомпанементом, под фонограмму и без музыкального сопровождения


Оценочные и методические материалы

Методическое обеспечение программы

Методическим обеспечением программы является комплекс средств, позволяющих педагогу наиболее эффективно построить образовательный процесс - УМК.  В ДООП использованы программы Э.П.Костиной «Камертон» и Каплуновой и Новоскольцевой «Ладушки».

В данной программе представлены следующие компоненты УМК:

  • методические материалы по изучению учебной дисциплины
  • списки используемой литературы для педагогов
  • оценочный лист
  • методики работы по данной дисциплине
  • репертуарные списки

Методическое обеспечение программы

Основной формой обучения является групповое занятие. Типы занятий делятся на сюжетно-тематические, повторно-обобщающие, открытые, праздничные.

3.4. Учебно-методический комплекс

Основные направления вокально - хоровой работы

1. Певческая установка и дыхание.

           Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.

2. Звуковедение, дикция.

        Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером произведений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.

        Очень важно с самого раннего детства учить детей умению петь протяжно, вырабатывать навык кантилены. Как показывает практика, этот навык легче освоить в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее.

  1. Артикуляция

        Певческая артикуляция активнее речевой. Если при речевом произношении работают, в основном, внешние артикуляционные органы (губы, нижняя челюсть), то при певческом- и внешние (губы), и внутренние (язык, гортань, мягкое нёбо). Навык артикуляции включает:

-выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение (в том числе и орфоэпические навыки);

-умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;

-умение найти близкую и высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

-умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные.

3. Вокальные упражнения - распевания.

     Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.

4. Строй и ансамбль.

        Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a capella должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение a capella способствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.

5. Формирование исполнительских навыков.

      Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения), понимание требований, касающихся темповых и динамических изменений.

6. Работа над исполнением хорового произведения.

              Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.

Формы реализации задач эстрадного вокально-хорового кружка:

- коллективные занятия;

- индивидуальная работа с детьми;

- концертные выступления;

- просветительская деятельность;

- участие в творческих конкурсах и фестивалях.

Приёмы развития слуха и голоса детей

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

  • слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
  • сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
  • использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма; моделирование высоты звука движениями руки;
  • повторение отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента.

Для развития звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста можно использовать игровые упражнения (на нотах, удобных ученику по высоте). Упражнения А.Ф.Битус,  С.В.Битус из «Певческой азбуки ребёнка):

«Гудок»- умение сливаться с голосом педагога на длинной ноте.

«Дразнилка»- повторение звуков с голоса педагога или инструмента на разные слоги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или пол тона вверх и вниз и т.д.

«Капельки»- пение на слог «кап» одной ноты с повторением её много раз (как капли дождя). Нота должна быть удобной ребёнку по высоте. Далее необходимо сначала на тон, затем на пол тона опускаться и подниматься, напевая «кап-кап».

«Сигнал машины» - играем одновременно два звука (б.3, м.3, ч.4). Даём время ребёнку вслушаться в звучание, затем предлагаем спеть один из звуков (верхний или нижний). Постепенно учим слышать и воспроизводить оба звука по очереди (мелодически сверху вниз или наоборот).

Совершенствуя звуковысотный слух, одновременно работаем над проблемой развития мелодического слуха. Мелодический слух представляет собой синтез интервальных и ладовых ощущений. Для развития мелодического слуха можно использовать следующую методику:

  • Учить определять (и показывать рукой) направление движения мелодии  - вверх и вниз.
  • Использовать простейшие попевки для запоминания мелодии.
  • Вначале работать над освоением песни или попевки на слоги с гласными (у, ю, я, е, и) или вокализом на удобную для ребёнка гласную.
  • Пропевать мелодию по фрагментам, опираясь на звучание инструмента, затем без него.

Речевые игры (игры с буквами и звуками) на занятиях с детьми занимают особое место. Такие игры «работают» в нескольких направлениях – собственно произнесение звука, а значит, и распознавание его в речи; пропевание звука, а значит, и развитие музыкального слуха; движение, а значит моторика звука и развитие дыхания; инсценирование, то есть образное представление всего звучащего. Кроме того, дети обожают всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером, одушевлять их. А если дети чем-то занимаются с удовольствием, значит, у них вырабатывается хорошая мотивация к обучению.

Большую пользу в формировании чувства ритма приносят упражнения с детскими шумовыми инструментами.

Работа над репертуаром

Музыкальный материал, на котором строится обучение пению, должен быть высокого художественного уровня, разнообразным по музыкальному языку, образный строй которого соответствует душевному миру и пониманию ребёнка дошкольного возраста (детские песни современных авторов, песни из мультфильмов, эстрадные песни для детей и т.п.).

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
  • звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, кассеты и СD-диски чистые и с записями музыкального материала).

 Особое внимание необходимо уделять охране детского голоса. С этой целью нужно проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка.

С целью охраны детского голоса также следует:

-учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка, а диапазон у дошкольников сравнительно невелик;

-осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;

-беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.).

При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Структура занятия

1. Вводная часть

- Приветствие

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).

2. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

3. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласных в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • пение без сопровождения;

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется акапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни.

Перечень программно-методического обеспечения

  • Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах. –
  • Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой
  • Интонационно-фонетические упражнения.
  • Пальчиковая гимнастика, помогающая детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
  • Программы, сценарии концертов.
  • Сборники песен, упражнений для распевания, скороговорок, стихов.
  • Музыкальный центр, CD-диски, записи на USB носителе - фонограммы используются на занятиях, концертах, в самостоятельной деятельности.
  • Музыкальные инструменты.
  • Ноутбук, телевизор - презентации   для знакомства с новыми музыкальными произведениями, песнями; микрофон.
  1. Система контроля результативности обучения

Критерии оценки на конец учебного года:

  • уровень музыкальных данных (ритм, интонирование, память)
  • общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции;
  • умение выступить перед публикой
  • работоспособность, собранность
  • самостоятельность;
  • успехи к концу года;
  • недостатки

Успеваемость учитывается: на итоговых и открытых занятиях.

Способы и формы выявления результатов

  • Открытые и итоговые занятия
  • Музыкальные игры-опросы
  • Диагностика
  • Анкетирование
  • Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности
  • Анализ выполнения программ

Способы и формы фиксации результатов

  • Аудиозапись
  • Видеозапись
  • Фото
  • Отзывы родителей

Способы и формы предъявления результатов

  • Итоговые занятия
  • Открытые занятия

Система контроля результативности обучения

Периодичность контроля

Формы и средства контроля

Выявление результатов

обучения

Начальная

диагностика

Начало учебного года (октябрь-ноябрь)

Беседа, опрос,  педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, выполнение тестовых заданий

Промежуточная диагностика

Середина учебного года (декабрь-февраль)

Выполнение тестовых заданий, игровые формы

Итоговая

диагностика

Конец учебного года (март-май)  

Открытое занятие-концерт, анализ участия каждого ребенка в занятиях и концерте

Фиксация результатов обучения

Начальная фиксация

Начало учебного года (сентябрь-ноябрь)

ведомости, аудио-, фото-, видеоматериалы, отзывы (родителей)

Промежуточная фиксация

Середина учебного года (декабрь-февраль)

ведомости, аудио-, фото-, видеоматериалы, отзывы (родителей)

Итоговая фиксация

Конец учебного года (март-май)  

ведомости, аудио-, фото-, видеоматериалы, отзывы (родителей), концерт


  1. Методическое обеспечение образовательной деятельности

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Издательство «Центр педагогического образования», 2014.
  2. Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  5. Д. Демченко ―Вокальные игры с детьми – М., 2000.  
  6. Емельянов В.В.―Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.  
  7. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2015.
  8. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015 г.
  9. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
  10. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
  11. Мелихова Г.В. Развитие музыкально-творческих способностей у детей 4-7 лет средствами театра пластики и танца: методическое пособие музыкальному руководителю ДОУ: из опыта работы / Г.В.Мелихова. — Сыктывкар, 2010. — 44 с.
  12. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
  13. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
  14. Мерзлякова С.И. Учим детей петь 4-5 лет Творческий центр. 2014 г.
  15. Мерзлякова С.И. Учим детей петь 5-6 лет. Творческий центр. 2014 г.
  16. Мерзлякова С.И. Учим детей петь 6-7 лет. Творческий центр. 2014 г.
  17. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
  18. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие. М.: Планета музыки, 2014.
  19. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
  20. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание

            № 9, 1988г.

  1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г.
  2. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
  3. Стулова Г.П. Развитие детского голоса. – М., 1992.
  4. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990.