Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Музыкальное исполнительство - повышенный уровень" попредмету "Музыкальный инструмент" фортепиано (7 лет)"

Зинченко Эмилия Михайловна

Представляя программу «Музыкальное исполнительство - повышенный уровень», имеет значение пояснить некоторое особенности данной программы, содержащей элементы авторской психолого-педагогической идеи, направленной на решение такой образовательной проблемы, как подготовка одаренного ребенка к профессиональному музыкальному исполнительству.

Эта область творческого развития ученика предполагает более углублённую индивидуализацию обучения и требует особого подхода к планированию, организации и управлению учебным процессом.

Программа «Музыкальное исполнительство - повышенный уровень» была разработана и внедрена в учебный процесс ДШИ в 2011 году, т. е. за 3 года до перехода учреждений дополнительного образования на новые образовательные стандарты. Программа явилась выражением отношения автора к назревшему вопросу обновления дополнительного образования и повышения его социального статуса.

Многолетняя практика работы с одаренными детьми позволили сформировать собственную методическую концепцию улучшения качества учебного процесса, достижения более высоких результатов и создания прочной базы для успешного продолжения обучения выпускника-пианиста в среднем специальном учреждении - музыкальном колледже.

Процедура ежегодного конкурсного отбора желающих обучаться музыке, показывает, что детей с хорошими музыкальными данными немало. Одаренность же - явление достаточно редкое. Кроме того, и талантливый ребенок далеко не всегда способен прийти к высоким результатам, если помимо яркой музыкальной природы он не обладает комплексом качеств, необходимых для успешного развития пианиста. К ним относятся: гибкий от природы пианистический аппарат,  хорошая координация рук, эмоциональная открытость, темперамент и артистизм, высокий уровень обучаемости, аккуратность, работоспособность, быстрота реакций, сценическая выдержка и стрессоустойчивость. И, конечно, не каждый год в класс приходят дети, в природе которых органично сочетаются перечисленные данные.

Выше сказанное дает понимание того, что процесс обучения по программе повышенного уровня сложности объективно не предполагает массовый охват обучающихся, т. к. яркая музыкальная одаренность - явление не рядовое.

В процессе предпрофильной подготовки, из года в год растет исполнительское мастерство моих воспитанниц, становится выше уровень и престижнее статус  конкурсов, в которых они принимают участие. А результатом освоения полного курса обучения по программе «Музыкальное исполнительство - повышенный уровень» являются 100 % аттестатов об окончании ДШИ с отличием и оценки «5» за исполнение сольной программы на вступительных экзаменах в колледж.

Все учащиеся класса, прошедшие подготовку по данной программе, связали свою жизнь с музыкой – профессионально занимаются фортепианным исполнительством. Одни из них заканчивают музыкальные колледжи, другие уже учатся в консерватории.

Сегодня по программе повышенного уровня в МАУ «Школа искусств» г. Когалыма занимается лишь одна ученица - выпускница 2018 года Оруджова Назрин. В этом, 2019 году она заканчивает 9 класс СШ и 8-й (дополнительный) класс ДШИ, что связано с подготовкой к поступлению в Сургутский музыкальный колледж на отделение специального фортепиано.

Все годы обучения Назрин успешно справляется с повышенными требованиями программы. Ведет активную концертную деятельность. Ежегодно отстаивает честь нашего небольшого города на Всероссийских и Международных профессиональных конкурсах пианистов, вступая в соревнование со сверстниками из Центральных (специализированных) музыкальных школ при консерваториях таких городов, как Новосибирск, Саратов, С.-Петербург, Москва, Анталия, Алма-Ата, Рига, Минск.

Результаты ее учебной, концертной и конкурсной деятельности представлены в приложениях к программе. Видео материалы концертных и конкурсных выступлений размещены на мини-сайте Зинченко Э. М. (https://nsportal.ru/zinchenko-emiliya-mihaylovna) в социальной сети работников образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _programma._grant_2018_.docx151.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

«Музыкальное исполнительство»  повышенный уровень

(фортепиано)

7 лет

Преподаватель высшей квалификационной категории Зинченко Э. М.

Когалым-2018

Содержание

I. Пояснительная записка                                                                    3

1.1. Тип программы                                                                         3

1.2. Социальное предназначение программы                                        4

1.3. Роль предмета в ряду других дисциплин                                        4

1.4. Цель и задачи программы                                                        4

1.5. Механизм реализации программы                                                6

1.6. Формы и методы контроля, система оценок                                8

1.7. Требования по программе                                                             9

II. Учебно-тематический план                                                                16

III. Содержание курса                                                                        17

3.1. Организация музыкальных интересов                                        17

3.2. Развитие музыкальной грамотности                                        17

3.3. Работа над репертуаром                                                        17

3.4. Расширение спектра творческой деятельности учащихся                18

IV. Требования к уровню подготовки выпускников                                19

V. Работа с родителями                                                                        20

5.1. Эстетическое воспитание учащихся в семье                                20

5.2. Внеклассная работа                                                                20

VI. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса        22

6.1. Материально – техническое обеспечение                                        22

6.2. Нотно-методические пособия                                                         22

6.3. Примерные экзаменационные программы учащихся                        24

VII. Список литературы                                                                        26

Пояснительная записка

Вопрос организации работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял остро. В условиях перехода на новые образовательные стандарты он приобретает особую важность.

Преподавателю, работающему в системе дополнительного образования, сегодня мало осознавать особенности работы с талантливыми детьми. Необходимо понимать ответственность за качество и уровень предпрофессионального обучения наиболее одаренных и целеустремленных учащихся ДШИ (музыкальных школ) как будущих специалистов музыкального искусства. В процессе поиска и определения эффективных форм работы с такими детьми не стоит избегать новых, нестандартных решений, связанных с большей интенсификацией работы, основанной на глубоко продуманном индивидуальном и дифференцированном подходе к обучению.

Начальная музыкальная подготовка должна дать одаренному ребёнку тот комплекс знаний и музыкально-исполнительских навыков, которые послужат ему базой для дальнейшего профессионального становления. Вопрос качества в этом случае становится первостепенным. В связи с этим образовательная программа «Музыкальное исполнительство - повышенный уровень» предполагает обучение более динамичное и углубленное, позволяющее не только вывести на оптимальный уровень музыкально-исполнительское развитие талантливых детей, но и сформировать у них положительную мотивацию к дальнейшему обучению и профессиональному творчеству.

 

1.1. Тип программы

        Образовательная программа «Музыкальное исполнительство - повышенный уровень (фортепиано) 7 лет» разработана и внедрена в учебный процесс в 2011 году. Практика ее применения показывает соответствие  стратегическим ориентирам развития дополнительного образования в ХМАО-Югре и ФГТ. Программа разработана на основе типовой программы «Музыкальный инструмент (Фортепиано) для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. Москва 1988 г.»,  является составительской, адаптированной, предназначена для работы с музыкально одарёнными детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, содержит элементы авторства, включающие в себя:

  • личностно-ориентированный подход с направленностью на  выявление  

  учащихся, способных к музыкально-исполнительской профориентации;

  • расширение и усложнение репертуара;
  • расширение спектра музыкально-исполнительской деятельности учащихся (участие в мастер-классах, сольные концерты, конкурсы и другие формы свободного общения и сравнительного оценивания уровня мастерства обучающихся). (Приложения 1-4) 
  • Программа прошла апробацию в МАУ «Школа искусств» г. Когалыма. В ходе ее реализации получены высокие результаты.

 Актуальность программы заключается в соответствии ее направленности Федеральным государственным требованиям решения основных вопросов в сфере дополнительного образования:

  • создание условия для выявления и поддержки одаренных детей, наиболее полного раскрытия их интеллектуальных и творческих способностей;
  • соответствие содержанию и организации образовательного процесса  МАУ «Школа искусств» в условиях ФГТ;
  • соответствие стратегическими ориентирами развития дополнительного образования в ХМАО-Югре.)

        

1.2 Социальное предназначение программы

В ситуации заметного снижения потенциала духовности и нравственности общества и возрастающей необходимости улучшения духовно-нравственного воспитания, сегодня особенно возрастает роль музыкального образования, как фактора повышающего мотивацию к творческой деятельности детей. И чем раньше будет выявлена природная одаренность ребенка и начнется целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Нельзя сдерживать и ограничивать возможности развития таких детей, подход к их обучению должен быть индивидуальным, продуманным, направленным на развитие природного потенциала.

1.3. Роль предмета в ряду других дисциплин

Предмет «Музыкальный инструмент» (фортепиано) является профилирующим. Причина популярности фортепиано в его универсальности. Даже овладение школьными элементарными пианистическими навыками оказывает существенную помощь на всех остальных предметах учебного цикла. Предмет открывает широкие возможности ознакомления с образцами мировой академической и популярной музыки, написанной как специально для фортепиано, так и для других инструментов.

1.4. Цель и задачи программы

Цель программы заключается в необходимости раннего выявления одаренных детей в области фортепианного исполнительства и подготовка их к дальнейшему профессиональному образованию. Пути достижения этой цели предполагают комплексное решение многих задач, таких как:

  • создание развивающей среды, способной воспитать поколение нравственно и духовно зрелых людей;
  • повышение качества начальной музыкальной подготовки;
  • создание условий для подготовки наиболее способных детей к поступлению в средние специальные и высшие образовательные учреждения музыкального искусства. (Приложения 5,6)

Задачи образовательной программы «Музыкальное исполнительство -  повышенный уровень (фортепиано) 7 лет», выполнение которых необходимо для успешного развития одаренного ребенка, делятся на 4 вида:

  • музыкально-образные;
  • обучающие;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Музыкально-образные задачи: 

  • развить музыкально - образные представления;
  • развить фантазию и эмоциональную отзывчивость;
  • сформировать художественно-творческую активность.

Обучающие задачи:

  • сформировать комплекс навыков качественного разбора текстов;
  • сформировать комплекс пианистических навыков;          
  • выявить оптимальные методы формирования исполнительских навыков.

Развивающие задачи:

  • развить слуховую и зрительную память;
  • развить мышление, умение анализировать и давать оценку своей работе;
  • развить пианистические навыки;
  • выявить в процессе обучения положительные факторы, способные служить предпосылками для музыкально-исполнительской профориентации.

Воспитательные:

  • выявить интересы ребенка, его психологические особенности и индивидуальные возможности;
  • привить интерес к музыкальному творчеству;
  • воспитать эстетический вкус;
  • помочь ребенку максимально раскрыть и развить способности;
  • увлечь концертной, исполнительской  деятельностью;
  • создать благоприятную атмосферу творческого сотрудничества;
  • создать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья

каждого обучающегося;

  • формировать у наиболее одаренных детей мотивацию к продолжению  обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

1.5. Механизм реализации программы

Программа рассчитана на 7 лет. Занятия можно начинать с 6-8-летнего возраста. Дифференцированный подход позволяет наиболее полно определить индивидуальные возможности ученика: общее и физическое развитие, строение рук, приспособляемость к инструменту, степень эмоциональной отзывчивости, мыслительные способности, быстроту реакций и многое другое.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок (40 минут): в 1,2 классе – 1,5 часа в неделю, 3, 4 классах – 2 часа в неделю, 5-7 – 3 часа в неделю.

Процесс обучения представляет собой два эта:

  1. 1-4 класс – выявление наиболее способных детей, показывающих хорошие результаты в обучении;
  2. Интенсификация процесса обучения, совершенствование профессиональных навыков, необходимых ученику для дальнейшей профориентации.

 Цель первого цикла (1-4 классы): выявить и развить индивидуальные способности ребенка, дать необходимые теоретические знания и овладеть основными исполнительскими навыками, определить цели и задачи следующего этапа обучения.

К завершению первого этапа обучения становятся видны различия в уровне развития музыкально-слуховых, пианистических и умственных способностей ученика. Это позволяет выбрать дальнейшее, индивидуальное направление обучения для каждого ребенка.

 Второй цикл (5-7 классы). На этом этапе обучения уровень компетентности обучающегося должен уже позволять постановку образовательных задач  предпрофессионального направления, в основе которого интенсификация, еще большая целенаправленность процесса музыкально обучения.

Объективная оценка индивидуальных возможностей ученика осуществляется по принципу разноуровнего и дифференцированного обучения с учетом как музыкальных, так и физиологических особенностей ребенка, что, безусловно, должно учитываться при постановке конкретных задач и выборе методов для их решения, например:

  • игровой метод (в младших классах);
  • объяснительно-иллюстративный;
  • личностно-ориентированный;
  • метод доступности обучения и посильности труда;
  • метод поиска и осмысления;
  • метод создания ситуации на успех;
  • метод «специальный обучающий эксперимент» (опережающее, развивающее обучение). 

В ситуации, сложившейся в последние годы в учреждениях дополнительного образования, вопрос улучшения качества воздействия на ученика встает все более остро. В связи с этим, программой «Музыкальное исполнительство - повышенный уровень» предусмотрено более динамичное и углубленное обучение творчески одаренных детей. Для достижения максимальной реализации возможностей этих детей, традиционные технологии в программе  дополнены новыми, более эффективными технологиями  творческого развития ученика. К ним относятся:

  • технология опережающего, развивающего обучения; 
  • технологии организации расширения спектра творческой деятельности учащихся, где особое значение приобретает умение ребенка пользоваться уже большим комплексом универсальных учебных действий, как предметных, так и надпредметных. К ним относятся:
  • личностные;
  • коммуникативные;
  • познавательные;
  • регулятивные.

Способность одаренного ребенка к самосовершенствованию путем формирования умений на основе усвоенного опыта и самостоятельного усвоения новых знаний делает возможным в работе с ним применение опережающего, развивающего метода обучения. В основу его положено усложнение учебного материала, целенаправленная концертная практика и обязательное участие в фортепианных (исполнительских) конкурсах, уровень которых (система сравнительного оценивания мастерства) предполагает уже достаточно высокий исполнительский  профессионализм учащегося.

Репертуар, исполняемых учащимися программ, предполагает большую на 1-2 класса сложность, но учетом индивидуальности ребенка.

Пример разноуровневых программ, исполненных учащимися выпускного класса на государственном экзамене по специальности с результатом «отлично»:

1. И. С. Бах, 3-голосная Инвенция E-dur

Й. Гайдн. Соната F-dur

Р. Шуман «Воспоминание»

К. Черни. Этюд, соч. 299

№ 13, B-dur

   

2. И. С. Бах,

ХТК том I D-dur

Л. Бетховен. Соната № 6

F-dur

Р. Шуман. «Романс» № 2

Fis-dur

    М. Мошковский. Этюд № 1,

E- dur

   

  1. И. С. Бах,

ХТК, том I,

Fis-dur

   В. А.Моцарт. Соната D-dur,

I часть

Й. Брамс «Каприччио»

g-moll

К. Черни. Этюд, соч. 740,

№ 13 B-dur

В. Зиринг. Этюд F-dur

(октавный)

1.6. Формы и методы контроля, система оценивания

Успеваемость в игре на инструменте определяется на экзаменах, академических концертах, технических зачетах, контрольных уроках. Для учащихся школы искусств - это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает учащемуся увидеть результат своего труда и  ощутить его значимость. В образовательной программе «Музыкальное исполнительство -  повышенный уровень (фортепиано) 7 лет» определены формы и методы контроля, а так же система оценок, позволяющие оценить приобретенные учащимися знания, умения и навыки. Критерии оценки выражаются в балльной системе.

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию  обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов и экзаменов.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы, состоящей из четырех-пяти произведений различных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений.  

По итогам исполнения программы выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5

(«отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4

(«хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3

(«удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

Критерии качества исполнения

Уровни

Точность и осмысленность текста

Ясность

звукоизвлечения, динамическая ясность

Техника исполнения, ритмическая и темповая устойчивость

Эмоциональность, образность исполнения

Прилежание

Оптимальный

Точное воспроизведение текста, верные штрихи, соответствующая аппликатура, яркая динамика, выдержанность формы

«Пение» на инструменте, яркое звукоизвлечение, динамическое развитие

Исполнение произведений в соответствующем темпе, точный ритм, яркая артикуляция и фразировка

Образность в исполнении произведений, понимание содержания, самоконтроль

Выполнение учебной программы. Учение с увлечением.

Достаточный

Целостное исполнение произведений, наличие помарок, ошибок.

Применение разнообразных приемов звукоизвлечения, вялость, динамическое однообразие.

В основном, точный ритмический рисунок, пульс; недостаточно устойчивый темп

Исполнение произведений в характере.

Недостаточная подготовка к урокам, обучение без желания.

Удовлетворительный

Исполнение произведений с ошибками, помарками, остановками.

Поверхностное «точечное» звуковедение, динамическое однообразие.

Неритмичное исполнение произведений в несоответствующем темпе.

Исполнение произведений вне характера, безжизненно.

Невыполнение учебной программы. Пропуски уроков.

1.7. Требования по программе

I класс

1.Объем:

в течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более подвинутых учащихся) – легкие сонатины и вариации.

        2.Технические требования:

  • упражнения в виде различных последований пальцев в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам;
  • гаммы: 2-3 мажорные по выбору в 2 октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре;
  • тонические трезвучия аккордами по три звука без обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях.

3.Контроль и учет успеваемости:

I полугодие

зачет в форме концерта:

2 разнохарактерные пьесы (включая ансамбль - по желанию).

II полугодие

академический концерт:

        2 разнохарактерные пьесы (включая ансамбль – по желанию).

II класс

1.Объем:

в течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-20 различных произведений:

  • 2-4 полифонические произведения;
  • 2  произведения крупной формы;
  • 5-6 пьес (включая 2-3 ансамбля);
  • 5-8 этюдов.

2. Технические требования:

  • мажорные гаммы: C, G, D, A, E в прямом и противоположном движении двумя руками в 2 октавы;
  • минорные гаммы: a moll (в натуральном, гармоническом и мелодическом виде) каждой рукой отдельно в 2 октавы;
  • тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях;
  • хроматическая гамма каждой рукой отдельно в 2 октавы.

3.Контроль и учет успеваемости:

I полугодие

  • технический зачет: этюд (любой вид техники);
  • академический концерт:  полифоническое произведение, пьеса.

II полугодие

технический зачет:

гаммы: E-dur, a-moll

этюд (любой вид техники) – на оценку;

академический концерт:

        произведение крупной формы, пьеса.

III класс

1.Объем:

в течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-18 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

  • 2-4 полифонических произведения;
  • 2  произведения крупной формы;
  • 5-6 пьес (включая 2-3 ансамбля);
  • 5-6 этюдов.

Кроме того, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на два класса ниже).

2.Технические требования:

  • упражнения в виде различных позиционных фигур, коротких трелей и других мелизмов, репетиций интервалами (с перемещениями через октаву или секвенционно);
  • мажорные гаммы: C, G, D, A, E в прямом движении двумя руками; в противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой;
  • минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические): a, e, d, g, c в прямом движении двумя руками в две (четыре) октавы;
  • хроматические гаммы каждой рукой отдельно от всех клавиш;
  • тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука в пройденных тональностях двумя руками;
  • арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно.

3.Контроль и учет успеваемости:

I полугодие

  • технический зачет:

                        G-dur, e-moll,

                        этюд на мелкую технику;

  • академический концерт:

                        полифоническое произведение,

                        пьеса.

II полугодие

  • технический зачет:

                        D-dur, g-moll,

        этюд любой;

  • академический концерт: произведение крупной формы, пьеса любая (программа должна включать разнохарактерные произведения).

IV класс

1.Объем: в течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-19 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

  • 2-3 полифонических произведения;
  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 5-7 пьес (включая 2-3 ансамбля);
  • 5-7 этюдов.

Кроме того, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на два класса ниже).

2.Технические требования: IV, V и VI классы:

  • работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых педагогом с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ученика; постепенный переход к работе над октавами для развития кистевой техники (упражнения секстами);
  • мажорные гаммы: C, G, D, A, E, H, F в прямом движении (в противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой) в четыре октавы;
  • минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические):   a, e, h, d, g, c, f – двумя руками в прямом движении в четыре октавы;
  • хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от 2-3-х клавиш; в противоположном – от ре и соль диез;
  • тонические трезвучия аккордами по три или четыре звука (в зависимости от величины рук) в этих же тональностях;
  • арпеджио короткие - двумя руками;
  • арпеджио длинные без обращений - каждой рукой отдельно.

3.Контроль и учет успеваемости:

I полугодие

  • технический зачет:

                        A-dur, d-moll,

                        этюд на мелкую технику;

  • академический концерт:

                        полифоническое произведение,

                        пьеса.

II полугодие

  • технический зачет:

H-dur, c-moll, этюд с элементами крупной техники;

  • переводной экзамен: полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса кантиленного (лирического) характера.

V класс

1.Объем:

в течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-19 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

  • 2-3 полифонических произведения;
  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 5-6 пьес (включая 1 ансамбль);
  • 5-6 этюдов.

Кроме того, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на два класса ниже).

2.Технические требования:

  •  мажорные гаммы: C, G, D, A, E, H, F, B, Es, As, Des  в прямом и противоположном движении в четыре октавы;
  • 2-3 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении;
  • минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические): a, e, h, d, g, c, f в прямом движении двумя руками в четыре октавы;
  • хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков, в противоположном – от ре и соль диез;
  • тонические трезвучия аккордами по три или четыре звука (в зависимости от величины рук);
  • арпеджио короткие, длинные  - двумя руками;
  • арпеджио ломаные - каждой рукой отдельно;
  • доминантсептаккорд – длинными арпеджио – к.р.о. от всех клавиш.
  • уменьшенный септаккорд – короткими арпеджио - к.р.о. от всех клавиш.

3.Контроль и учет успеваемости:

I полугодие

  • технический зачет:

                        G-dur, e-moll,

                        этюд на мелкую технику;

  • академический концерт:

                        полифоническое произведение, пьеса.

II полугодие

  • технический зачет:

        As-dur, f-moll, этюд на крупную технику;

  • академический концерт:

        произведение крупной формы,

        пьеса кантиленного (лирического) характера или развёрнутая пьеса концертного плана.

VI класс

1.Объем:

в течение учебного года педагог должен проработать с учеником 11-17 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

  • 2-3 полифонических произведения;
  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 3-5 пьес (включая 1 ансамбль);
  • 4-6 этюдов.

Кроме того, самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на два класса ниже).

2.Технические требования:

  • все мажорные и минорные гаммы;
  • мажорные – в прямом и противоположном движении в четыре октавы; гаммы в терцию и дециму;
  • минорные (натуральные, гармонические и мелодические) с симметричной аппликатурой в противоположном движении;
  • хроматические гаммы в прямом движении от всех звуков, в противоположном – от ре и соль диез;
  • тонические трезвучия с обращениями аккордами по четыре звука;
  • арпеджио короткие, ломаные, длинные - двумя руками;
  • доминантсептаккорд длинными арпеджио двумя руками;
  • уменьшенный септаккорд короткими арпеджио двумя руками во всех тональностях.

3.Контроль и учет успеваемости:

I полугодие

  • технический зачет:

                        Fis-dur, h-moll,

                        этюд на мелкую технику;

  • академический концерт:

                        полифоническое произведение,

                        пьеса.

II полугодие

  • технический зачет:

                        Des-dur, a-moll,

                        этюд  на крупную технику;

  • академический концерт:

                        произведение крупной  формы,

                        пьеса кантиленного (лирического) характера, или развёрнутая пьеса концертного плана.

VII класс

1.Объем:

в течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15

различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

  • 1-2 полифонических произведения;
  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 4-5 пьес (включая один ансамбль)
  • 3-5 этюдов.

Кроме того, подготовить одну пьесу самостоятельно (уровень трудности на два класса ниже).

2. Технические требования:

  • все ранее пройденные гаммы с более высоким техническим уровнем исполнения.

3. Контроль и учет успеваемости:

I полугодие

  • технический зачет:

                        H-dur, g-moll;

  • 1-е прослушивание:

                        полифоническое произведение и этюд.

II полугодие

  • технический зачет:

                        Es-dur, c-moll;

  • 2-е прослушивание:

                        произведение крупной формы, пьеса кантиленного (лирического) характера, или развёрнутая пьеса концертного плана.

  • 3-е прослушивание:

                        вся программа (4 произведения).

  • Итоговая аттестация - исполнение экзаменационной программы из 4-х произведений:

полифоническое произведение;

произведение крупной формы;

пьеса кантиленного характера, или развёрнутая пьеса с контрастным эпизодом;

этюд (виртуозная пьеса).

II. Учебно-тематический план

Содержание и виды работ

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

6кл

7кл

I

Организация музыкальных интересов:

  • беседы о музыке;
  • игра преподавателя;
  • слушание музыки в концертах

3

3

2

3

3

2

3

3

4

2

3

4

2

3

4

2

2

4

2

2

4

II

Развитие музыкальной грамотности:

  • чтение с листа;
  • подбор по слуху;
  • ансамблевое музицирование;
  • транспонирование

9

-

6

-

7

-

7

-

-

5

8

2

-

5

7

2

-

5

7

2

5

4

6

2

5

4

6

2

III

Работа над репертуаром:

  • работа над игровыми приемами и развитием мастерства;
  • работа над произведением;
  • накопление репертуара;
  • концертно-просветительская деятельность

10

14

2

2

10

15

2

2

15

21

3

4

16

21

3

5

16

21

3

5

15

21

2

5

15

21

2

5

Общее количество часов в год

51

51

68

68

68

68

68

III. Содержание курса  

Виды работ, входящие в содержание курса – это комплекс направлений в музыкально-техническом, теоретическом и интеллектуальном развитии ученика.

3.1. Организация музыкальных интересов

Беседы с ребенком о музыке, музыкальных инструментах, о фортепиано, его строении и истории, беседы о композиторах и мн. др.

        Игра преподавателя – стимулирующий, увлекающий фактор. Ученик учится слушать и слышать. Сочетание показа на инструменте с яркими, образными пояснениями дает эффективные результаты.

Важно с первых шагов приобщения к музыкальному искусству приучить ребенка слушать выступления своих товарищей на экзаменах, конкурсах, прослушиваниях и обязательно посещать концерты профессиональных исполнителей.

3.2. Развитие музыкальной грамотности

Важнейшими составляющими этого процесса – чтение с листа, подбор по слуху, ансамблевое музицирование, транспонирование.

        Чтение с листа – необходимый вид  работы, дающий широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой. Навыки чтения с листа облегчают игру в любом виде ансамблей, придают уверенность исполнителю, стабильность выступлению.

        Подбор по слуху – навык, развивающий способность музыкального представления, создающий единство слуховой и моторной памяти, активизирующий музыкальные впечатления ребенка и развивающий мышление.

        Ансамблевое музицирование – развивает умение слушать не только себя, но и партнера, общее звучание исполняемого, активизирует фантазию, требует стабильности исполнения, сценической выдержки.

        Транспонирование – на начальном этапе является продолжением подбора по слуху, и, по мере накопления теоретических знаний, возможно транспонирование по нотам. Цель этого вида работы в достижении свободы владения клавиатурой, ориентирование в тональностях, развитие слуха и аналитического мышления.

3.3. Работа над репертуаром

Комплексное воспитание пианиста,  развитие его исполнительского мастерства – это взаимосвязь музыкально-слухового и технического развития. Совершенствование игровых приемов предполагает планомерную работу над упражнениями, гаммами, техническими формулами и этюдами.

Цель – добиться ловкости, координации всех частей руки и естественной смены напряжения.

Работа над произведением.

В процессе ознакомления и последующей работе педагог должен ярко исполнять произведение, дополнять показ образными, доступными ученику пояснениями.         Добиться уяснения учеником характера основных компонентов музыкальной ткани (особенностей мелодии, сопровождения, голосов), раскрыть смысл указаний в тексте и т.д.

Накопление репертуара.

Необходимо и полезно время от времени возвращаться к ранее пройденным, выученным с учеником произведениям. Это активизирует память ребенка, поддерживает исполнительскую форму, дает возможность быть готовым к различного рода выступлениям.

Концертно-просветительская деятельность.

Эта любимая детьми форма творческого самовыражения очень полезна: учит собранности, сценической выдержке, артистичности, уверенности в собственных силах и возможностях. Совместная с преподавателем концертная деятельность улучшает контакт ребенка с наставником, рождает подлинную творческую увлеченность.

3.4. Расширение спектра деятельности учащихся.

Дополнением к традиционным, академическим формам выступлений учащихся (промежуточная и итоговая аттестация), программа «Музыкальное исполнительство повышенный уровень (фортепиано) 7 лет» предполагает расширение спектра творческой деятельности учащихся. Различные формы открытых выступлений, концертов способствуют оживлению учебного процесса и повышению его качества. Регулярные публичные выступления не только позволяют ребенку найти свою концертную площадку, своего слушателя, но и способствуют расширению репертуара обучающегося, росту его исполнительского мастерства и профессионализма.

Педагог несет ответственность за формирование и всестороннее музыкальное и эстетическое развитие ребенка. Используя преимущества индивидуальной формы работы в классе фортепиано, с целью наиболее полного раскрытия потенциал ребенка, программа «Музыкальное исполнительство повышенный уровень» предполагает более серьезный подход к организации внеурочной деятельности учащихся. Одна из форм этой работы - участие воспитанников в фестивалях и конкурсах различного уровня. Конкурсная деятельность способствует процессу социализации подрастающего поколения - умению учиться, общаясь с выдающимися музыкантами и педагогами, обмениваться опытом со сверстниками,        а так же закладывает прочный фундамент школы исполнительского мастерства, создает условия для профессиональной музыкальной ориентации выпускника, освоившего школьный курс программы повышенного уровня сложности. (Приложения 7-11)

IV. Требования к уровню подготовки выпускников

За время обучения по ОП «Музыкальное исполнительство повышенный уровень (фортепиано)» обучающийся должен получить следующий комплекс умений и навыков:

  • самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять на инструменте произведения репертуара ДШИ и 1-2 курса музыкального колледжа;
  • знать историю своего инструмента, народное творчество, шедевры мировой художественной культуры, лучшие образцы бытовой музыки, знать имена известных музыкантов, быть знакомым с их творчеством;
  • иметь навыки чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях;
  • уметь понимать художественный образ исполняемых произведений, выявлять их идейно-эмоциональный смысл и исполнить на выпускном экзамене 5 разнохарактерных (разных по жанру) произведений;
  • иметь представления о характерных особенностях основных жанров и стилей;
  • иметь достаточный объем репертуара классической и популярной музыки;
  • обладать знаниями в области музыкального искусства, развитым музыкально-эстетическим вкусом;
  • иметь опыт исполнения объемных разножанровых концертных и конкурсных программ, что предполагает уже достаточно высокую общую музыкальную культуру; иметь прочную академическую (техническую и художественную) базу для продолжения профессионального музыкального образования. (Приложения 12-14) (социальная сеть работников образования, мини-сайт Зинченко Э. М., раздел «Видео» https://nsportal.ru/zinchenko-emiliya-mihaylovna)

V. Работа с родителями

5.1. Работа по эстетическому воспитанию в семье

Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания воспитания семейного.

Детская музыкальная школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке. Но нельзя недооценивать влияние и участие в этом процессе семьи ребенка. Очень важно, как складываются отношения между всеми участниками процесса - педагогом, учеником и его родителями. Совместное влияние на ребенка имеет воспитательную направленность. Здесь должны действовать принципы открытости, доверия, взаимопонимания и согласованности позиций. Такое сотрудничество  оптимизирует  образовательный процесс, ориентирует его на получение максимально возможной эффективности в освоении программы. (Приложение 15,16)

 В классе налажена система консультирования по вопросам преодоления неизбежных в учебном процессе трудностей и психолого-педагогическое сопровождение учебной работы, концертной и конкурсной подготовки.

Большое значение в процессе эстетического воспитания имеет внеклассная работа.

5.2. Внеклассная работа

Работа с родителями и их детьми ведется по нескольким направлениям:

  • здоровье;
  • досуг;
  • творческий потенциал;
  • семья.

Традиционными являются организационные, тематические родительские собрания (в том числе с концертами учащихся), индивидуальные встречи и беседы с родителями, совместные посещения концертов, классных часов, различных школьных мероприятий. 

Новыми формами внеклассной работы в последние годы становятся: сольные концерты учащихся класса; поездки  на концерты, творческие встречи и мастер-классы в Сургутский музыкальный колледж; участие в окружных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах. В подготовке и организации этих мероприятий неоценимую помощь и поддержку оказывают родители учащихся. (Приложение 17)

Важнейший принцип внеклассной работы заключается в том, чтобы  научить ребенка объединять гуманитарные и музыкальные знания,  сформировать представление о целостной картине мира.

Целью внеклассной работы является формирование творческого потенциала личности ребенка через привитие интереса к музыкальному искусству. (Приложение 18)

Задачи:

  • обогатить духовного мира ребёнка музыкальными впечатлениями;
  • развить эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • развить музыкальных и творческих способностей;
  • содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса;
  • заложить основы для будущего профессионального обучения.

Внеклассная работа обеспечивает больший интерес учащихся к классным занятиям, в процессе которых могут реализоваться приобретённые во внеклассной работе умения, знания и навыки.

Обучение по программе повышенного уровня сложности должно формировать положительную мотивацию ребенка к обучению и творчеству. «Мотив достижений» включен в структуру одаренности и оценивается психологами как самый высокий показатель успеха, нежели традиционно его составляющие знания, интеллект, креативность. Успешность – осознание собственного роста, признание социума, вера в свои силы - достигается воспитанниками моего класса в процессе активного участия в концертах, проводимых в рамках социального партнерства «Прикоснись к прекрасному», «Я – гражданин» и «Дорогою добра», а так же в конкурсах различного уровня.

Подготовка к конкурсам – это серьезный совместный труд педагога и ученика. А конкурсная практика в целом является важнейшим ресурсом открытой образовательной среды. Возможность творческого общения, обмена опытом  – все это служит отличной социальной практикой, придающей учебному процессу большую целенаправленность и структурированность. (Приложение 19,20)

Одной из особенностей образовательной программы «Музыкальное исполнительство повышенный уровень (фортепиано) 7 лет» является возможность ее дополнения. Так изучение опыта Л. В. Занкова, С. Н. Лысенковой и Л. В. Егоровой помогает в работе с одаренными детьми находить новые решения и совершенствовать методику опережающего, развивающего обучения одаренного ребенка.

Индивидуально-личностная основа программы  позволяет обучающемуся достигать высоких творческих результатов. Выпускники класса, окончившие полный курс данной программы, с успехом продолжают свое образование в средних специальных и высших музыкальных заведениях. (Приложение 21-28) 

Программы «Музыкальное исполнительство повышенный уровень (фортепиано) 7 лет» совместно с деятельностью МАУ «Школа искусств» решает одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

VI. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

6.1. Материально-техническое обеспечение

К материально – техническому обеспечению относятся:

  • фортепиано;
  • видеомагнитофон;
  • проигрыватель аудио и компакт дисков.

6.2. Нотно-методические пособия

Для преподавателя

  1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» - 3 издание доп., М., 1978
  2. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство» - Л., 1974
  3. Николаев А.(ред.) «Очерки по методике обучения игре на фортепиано», вып.2 – М., 1965
  4. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975
  5. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961
  6. Коган Г.  «У врат мастерства», 4 издание, М., 1977
  7. Коган Г.  «Работа пианиста»,  3 издание,  М., 1979
  8. Голубовская Н.  «Искусство педализации», 2 издание, Л., 1974
  9. Мартинсен К. «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли»- М., 1966
  10.  Мильштейн Я.  «Советы Шопена пианистам» - М., 1967
  11.   Я.  «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и

особенности его исполнения»  - Классика XXI, М., 2001

  1.  Нейгауз Г.  «Об искусстве фортепианной игры», 3 издание, М., 1967
  2.  Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта» - М., 1958
  3.  Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI, М., 2002
  4.  Тимакин Е. «Воспитание пианиста» -  М., 1984
  5.  Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой», 3 издание, Фигаро-

центр, 2001 год.

  1.  Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001
  2.   Кремлёв Ю. «Фортепианные сонаты Бетховена» - Советский композитор, М., 1970
  3.  Носина В. «Символика музыки Баха», «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И.  
  4. Ройзман Л. «Музыка Баха в учебных заведениях и некоторые проблемы нашей педагогики»
  5. Маранц Б.    «О фортепианных штрихах»

22. Фишман Н.  «Людвиг ван Бетховен о фортепианном исполнительстве»

Репертуарные сборники для учащихся

  1. Альбом ученика-пианиста
  2. Туркина, Елена Владимировна «Котенок на клавишах»
  3. Геталова, Ольга Александровна.    «Обученье без мученья!»
  4. Лора Пилипенко - Джазовые игрушки - фортепианные пьесы для младших и  средних и старших классов ДМШ
  5. Весняк Ю. Благодарение. Сборник фортепианных пьес для старших классов
  6. Музыкальная страна. Концертные пьесы для маленьких виртуозов
  7. Классическая музыка для фортепиано  в 4  руки
  8. Альбом фортепианной музыки. Для учащихся 5-7 классов ДМШ. Вып. 1-8
  9. Петров, А. П. Фортепианная музыка [Ноты] для учащихся ст. классов ДМШ,  ДШИ и студентов музыкальных колледжей
  10. Школа октав. Этюды

11. И. С. Бах. ХТК

Список литературы для учащихся

  1. Блейз О. С. Все о музыке. М., 2001
  2. Булычевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. Л., 1990
  3. Вайнкоп Д., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов.
  4. Музыка 1982
  5. Газарян Ц. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение, 1989
  6. Григорович В.Б. Великие музыканты западной Европы. М.  
  7. Просвещение, 1982
  8. Иванов К. Волшебство музыки. М, 1985
  9. Крутяева. Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных
  10. терминов. М., 20000
  11.  Москаленко М. С. Еще раз о фортепиано.     М. 1997
  12.  Самин Д. К. Сто великих композиторов. М., 2002

Методические разработки преподавателя 

  1. Проект взаимодействия с родителями «Ступеньки к мастерству»
  2. «Развитие технических навыков в классе специального фортепиано»
  3. Методическая разработка «Творческое развитие учащихся в классе фортепиано»
  4. Методическая разработка «Опыт применения метода опережающего обучения в классе фортепиано»
  5. Сценарии музыкально-литературных композиций: «Мелодии военных лет», «Весеннее настроение», «Весенний калейдоскоп»
  6. Сценарий урока «Мир образов, рождаемый из звуков»
  7. Сценарии сольных концертов учащихся класса

Публикации

  1. «Творческое развитие юного музыканта в классе фортепиано». Городской методический журнал «Методическая панорама» № 2015/1 (10)
  2. «Организация индивидуального обучения одаренных детей». Городской методический журнал «Методическая панорама» № 2015/3 (12)
  3. «Опыт применения метода опережающего обучения в классе фортепиано». Информационно-образовательный портал «Педагогическая академия современного образования»
  4. Проект взаимодействия с родителями «Ступеньки к мастерству». Международный образовательный журнал «Педагог»

6.3. Примерные экзаменационные программы

I класс

Н. Руднев «Щебетала пташечка»

И. С. Бах «Маленькая прелюдия» C-dur

И. С. Бах «Менуэт» g-moll («Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах»)

Е. Игнатьева «Грустная сказка»

Р. Шуман «Мелодия»

Н. Миклашевский. Сонатина e-moll

К. Черни. Этюды

      Л. Шитте. Этюды

II класс

       И.С.Бах. Маленькая прелюдия ре минор

       М. Клементи. Сонатина До мажор, 1 ч. (соч. 36 № 1)

       К. Черни–Гермер. Этюды № 32, 36

       И.С.Бах. Маленькая прелюдия до минор (II ч.)

       Бетховен. Сонатина Фа мажор, 2 ч.

       А. Лемуан. Этюды соч.37 № 10, 11

III класс

        И.С.Бах. Маленькая прелюдия ми минор

        В. А. Моцарт. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

        К. Черни-Гермер. Этюды № 4, 5 (II ч.)

IV класс

        И.С.Бах. Двухголосная инвенция си минор

        А. Диабелли. Сонатина Фа мажор Лешгорн.

        Этюды соч.66 № 2, 4

        И. С. Бах. Двухголосная инвенция ля минор

        А. Лешгорн. Этюд соч. 66 № 7

        А. Лемуан. Этюд соч. 37. № 32

        М. Клементи. Сонатина До мажор. 1 ч.

V класс

         И.С.Бах. Двухголосная инвенция до минор

         А. Лешгорн. Этюд № 10, соч. 136

         Черни-Гермер. Этюд № 9 (II ч.)

         Й. Гайдн. Соната-партита До мажор, 1 ч.

         И.С.Бах. Двухголосная инвенция ре минор

         К. Черни. Этюд № 1, 2 соч. 299

         Г.-Ф. Гендель. Концерт соль минор,  3 ч.

VI класс

        И. С. Бах. Аллеманда из Французской сюиты си минор

        К. Черни. Этюд № 2, 3, соч. 299

        Л. Бетховен. Соната № 20, 1 ч.

        И. С. Бах. Трёхголосная инвенция соль минор

        А. Лешгорн. Этюд № 18 фа минор, соч.66

        С. Геллер. Этюд ми минор

        Л. Бетховен. Соната № 19, 2 ч.

VII класс

        И. С. Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга ре минор

К. Черни. Этюды № 33, 34 соч. 299

Л. Бетховен. Соната № 8, 3 ч.

А. Скрябин. Прелюдия соч. 11 Ми мажор

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Ре мажор

К. Черни. Этюд № 38 соч. 299

К. Черни. Этюд № 3 соч. 740

Й. Гайдн. Соната ми минор, соч. 42, 1 ч.

Ф. Лист. «Утешение» Ми мажор

И. С. Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Фа диез мажор

К. Черни. Этюд № 34 соч. 299

Ф. Шопен. Этюд № 14

В. А. Моцарт. Концерт № 17, 1 ч.

С. Прокофьев. Мимолётности соч.22  № 1, 10

VII. Список литературы

  1. Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952
  2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
  3. Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
  4. Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка,1990
  5. Бадура-Скода Е.и П. Интерпретация Моцарта /М.,1972
  6. Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о

"Хорошо темперированном клавире" /Классика - XXI, 2008

  1. Браудо И. Артикуляция. Л.,1961
  2. Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л.,1976
  3. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном Искусстве. М.,1966
  4. Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
  5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре  М.,1961
  6.  Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
  7.  Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М.,1968
  8.  Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
  9.  Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969
  10.  Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические

данные об исполнительских и педагогических принципах. "Вопросы

музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979

  1. Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка, М.,1986
  2.  Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965
  3.  Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.,1966
  4.  Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001
  5.  Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,1988
  6.  Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985
  7.  Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967
  8.  Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста. Фортепиано, 2004, №3,4
  9.  Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
  10.  Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
  11.  Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
  12.  Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967
  13.  Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
  14.  Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005
  15.  Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
  16.  Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,     1982
  17.  Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006
  18.  Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997
  19.  Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
  20.  Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997
  21.  Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,       Советский  композитор,1989
  22.  Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969
  23.  Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб, Композитор, 2008
  24.  Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974
  25.  Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011
  26.  Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996
  27.  Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
  28.  Шнабель А. "Ты никогда не будешь пианистом". Классика - XXI, М.,1999
  29.  Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926
  30.  Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка,1975
  31.  Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959