Лейман Е.Н, Мельникова С.Л.- музыкальные руководители МБДОУ №1 Мастер-класс "Значение пальчиковых игр в развитии восприятия детей 3-4 лет в ходе музыкально-художественной деятельности"

РМО музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области

Лейман Е.Н.- музыкальный руководитель МБДОУ №1 Мастер-класс "Значение пальчиковых игр в развитии восприятия детей 3-4 лет в ходе музыкально-художественной деятельности" (теоретическая часть). Практический, видеоматериал находится в методической базе РМО.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1

Г. Ярцева Смоленской области

Тема  «Значение пальчиковых игр в развитии восприятия  детей 3-4 лет в ходе музыкально-художественной деятельности»

Музыкальные руководители МБДОУ детского сада №1:

                                                                    Лейман Е.Н.

                                                            Мельникова С.Л.

2019

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком. Игры с пальчиками часто нравятся малышам, стимулируют творческие способности, фантазию и речь, помогают ускорить процесс овладения словами, а впоследствии - избежать проблем с письмом в школе.

Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

Выполняя с ребенком несложные игры с пальчиками, рифмованные тексты-подсказки можно не только проговаривать, но и пропевать потешку, используя простейшие мелодии.

Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мышцы кистей рук, что способствует в дальнейшем  обучению игре на музыкальных инструментах,  рисованию и письму, помогает детям отдохнуть, расслабиться на занятиях, как в дошкольном образовательном учреждении, так и дома. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток, потешек разными голосами (например: ласковым, хитрым, низким, хриплым и др.) способствует развитию интонационной выразительности.

У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.

Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе. На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик.

В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции.

Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребенка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия.

Дети, которые занимаются музыкой, обычно опережают в интелектуальном  развитии своих сверстников. Это происходит не только за счет того, что юные музыканты получают дополнительную информацию, узнавая о творчестве любимых композиторов, игра на музыкальных инструментах вызывает действия параллельно правой и левой рук, что  стимулирует воздействие пальчиковых движений на правое и левое мозговые полушария.