Работа над звуком в классе фортепиано
Музыка - это прежде всего искусство звука. Она не даёт видимых образов, не говорит словами и понятиями, она говорит только звуками. Но говорит также ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зрительные образы. Её структура также закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения. Исполнители не различают музыку, они её воссоздают в её органическом единстве и целостности. Поэтому подлинная красота звучания всегда красота содержательная, выражающая сущность художественного образа.
Творческий процесс работы над звуком рассматривался в методических трудах многих, если не всех выдающихся исполнителей-пианистов и педагогов. Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения игре на фортепиано.
Г.Г. Нейгауз считал, что 3/4 работы в классе с учеником - это прежде всего работа над звуком.
Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения игре на фортепиано.
Начало этой работы относится к первым шагам, совершенствование же не имеет предела. Для достижения хорошего или прекрасного звука нужнаупорная, долгосрочная и очень кропотливая работа на инструменте.
Главное условие успешного решения как самых элементарных, так и сложнейших звуковых задач заключается в развитии способности слышать музыкальную ткань.
Уже на первых уроках, когда ученик играет упражнения на звукоизвлечение и постановку рук, следует научить его слушать до конца затухающий звук и ощущать («вести») его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу (например, через октаву) ученик должен переносить не только руку, но и как бы «нести звук».
Для того чтобы научить слушать звук, нужно давать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла. В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани.
В решении звуковых проблем большую, хоть и вспомогательную роль играют различные приемы и способы звукоизвлечения.
Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии – связность. «Переступающие» пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабляя, силу давления, а передавая ее следующей клавише. Таким образом, перемещение опоры происходит как бы «внутри» руки, следующей за пальцами. В этих условиях «внешнее» движение руки, очерчивающей контуры фразы, будет весьма незначительным. Работа над приемами звукоизвлечения, в той или иной степени, должна проводиться с самого начала обучения.
Не меньшее значение имеют разобранные выше факторы музыкального развития (дослушивания звука, ощущение горизонтального движения и навыки звукоизвлечения) для соотношения звучности мелодии и аккомпанемента.
Для правильного соотношения звучности необходимо, чтобы сквозь живое и выразительно сопровождение ухо дослушивало, а палец «доводил» каждый звук мелодии в его продолжении до конца.
Работая над соотношением звучности, бывает полезно поделить партии правой и левой рук между учеником и педагогом. Это поможет ученику услышать должный уровень звучания, чтобы затем добиться его, играя двумя руками вместе.
Опыт многих педагогов может свидетельствовать о том, что в основном детям свойственно играть слабым звуком, также как они говорят детским голосом. Действительно, если ребёнка заставлять слишком рано давать полный звук, у него получится перенапряжение, и пальцы начнут гнуться. Но из этого не стоит делать вывод, что детям можно позволять играть поверхностным звуком, наоборот, педагог обязан работать над качеством звучания, различными звуковыми красками и нюансировкой даже в маленьких первоначальных пьесках и ансамблях. Но при этом он должен учитывать естественный для ребёнка диапазон силы звука и не допускать напряжённых движений ради усиления звучания.
В сущности «работа над звуком», по словам Нейгауза, выражение очень неточное: «О любом очень хорошем пианисте всегда говорится, какой у него прекрасный звук, как у него звучит... и т. д. Но то, что на нас действует как прекрасный звук, есть на самом деле нечто гораздо большее - это выразительность исполнения, т.е. организация звуков в процессе исполняемого произведения».
Литература
http://cdt-sormovo.ucoz.ru/_ld/2/200_________3.pdf
https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/rabota-nad-zvukom-v-klassie-spietsial-nogho-fortiepiano
https://docplayer.ru/59617-Rabota-nad-zvukom-principy-i-tehnicheskie-priyomy-zvukoizvlecheniya.html
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_zvukom_v_klasse_fortepiano.doc | 35.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа над звуком в классе фортепиано
Музыка - это прежде всего искусство звука. Она не даёт видимых образов, не говорит словами и понятиями, она говорит только звуками. Но говорит также ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зрительные образы. Её структура также закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения. Исполнители не различают музыку, они её воссоздают в её органическом единстве и целостности. Поэтому подлинная красота звучания всегда красота содержательная, выражающая сущность художественного образа.
Творческий процесс работы над звуком рассматривался в методических трудах многих, если не всех выдающихся исполнителей-пианистов и педагогов. Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения игре на фортепиано.
Г.Г. Нейгауз считал, что 3/4 работы в классе с учеником - это прежде всего работа над звуком.
Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения игре на фортепиано.
Начало этой работы относится к первым шагам, совершенствование же не имеет предела. Для достижения хорошего или прекрасного звука нужнаупорная, долгосрочная и очень кропотливая работа на инструменте.
Главное условие успешного решения как самых элементарных, так и сложнейших звуковых задач заключается в развитии способности слышать музыкальную ткань.
Уже на первых уроках, когда ученик играет упражнения на звукоизвлечение и постановку рук, следует научить его слушать до конца затухающий звук и ощущать («вести») его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу (например, через октаву) ученик должен переносить не только руку, но и как бы «нести звук».
Для того чтобы научить слушать звук, нужно давать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла. В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани.
В решении звуковых проблем большую, хоть и вспомогательную роль играют различные приемы и способы звукоизвлечения.
Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии – связность. «Переступающие» пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабляя, силу давления, а передавая ее следующей клавише. Таким образом, перемещение опоры происходит как бы «внутри» руки, следующей за пальцами. В этих условиях «внешнее» движение руки, очерчивающей контуры фразы, будет весьма незначительным. Работа над приемами звукоизвлечения, в той или иной степени, должна проводиться с самого начала обучения.
Не меньшее значение имеют разобранные выше факторы музыкального развития (дослушивания звука, ощущение горизонтального движения и навыки звукоизвлечения) для соотношения звучности мелодии и аккомпанемента.
Для правильного соотношения звучности необходимо, чтобы сквозь живое и выразительно сопровождение ухо дослушивало, а палец «доводил» каждый звук мелодии в его продолжении до конца.
Работая над соотношением звучности, бывает полезно поделить партии правой и левой рук между учеником и педагогом. Это поможет ученику услышать должный уровень звучания, чтобы затем добиться его, играя двумя руками вместе.
Опыт многих педагогов может свидетельствовать о том, что в основном детям свойственно играть слабым звуком, также как они говорят детским голосом. Действительно, если ребёнка заставлять слишком рано давать полный звук, у него получится перенапряжение, и пальцы начнут гнуться. Но из этого не стоит делать вывод, что детям можно позволять играть поверхностным звуком, наоборот, педагог обязан работать над качеством звучания, различными звуковыми красками и нюансировкой даже в маленьких первоначальных пьесках и ансамблях. Но при этом он должен учитывать естественный для ребёнка диапазон силы звука и не допускать напряжённых движений ради усиления звучания.
В сущности «работа над звуком», по словам Нейгауза, выражение очень неточное: «О любом очень хорошем пианисте всегда говорится, какой у него прекрасный звук, как у него звучит... и т. д. Но то, что на нас действует как прекрасный звук, есть на самом деле нечто гораздо большее - это выразительность исполнения, т.е. организация звуков в процессе исполняемого произведения».
Литература
http://cdt-sormovo.ucoz.ru/_ld/2/200_________3.pdf
https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/rabota-nad-zvukom-v-klassie-spietsial-nogho-fortiepiano
https://docplayer.ru/59617-Rabota-nad-zvukom-principy-i-tehnicheskie-priyomy-zvukoizvlecheniya.html