Презентация "Русская музыка"

Джалилова Людмила Магомедовна

Материал создан в помощь педагогам хора к репертуарному разделу "Русская музыка". Лекция о русской музыке сопровождается ссылками музыкальных иллюстраций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русская хоровая музыка2.65 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская музыка Презентация выполнила Джалилова Л. М., концертмейстер

Слайд 2

Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России . Народная музыка Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Многие виды дошедших до нашего времени песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности. Поскольку русская народная музыка неоднородна, она имеет корни других племён, проживавших на территории Киевской Руси: финно-угорских, тюркских и т.д.

Слайд 3

Во поле береза стояла Русская народная песня https://www.youtube.com/watch?v=uBwbMsuKgAU

Слайд 4

У нас нонче субботея Русская народная песня https://www.youtube.com/watch?time_continue=129&v=19ln6HGolxA

Слайд 5

Духовная музыка Русская духовная музыка имеет глубокие и сильные традиции как в народном, так и в композиторском искусстве. Народные жанры духовной музыки — духовные стихи, среди которых много плачей; истоки их мелодики идут из языческой славянской традиции, тогда как очень лиричные, отличающиеся выраженной эмоциональной экспрессией тексты или по крайней мере яркая специфическая образность и метафоричность и особое покаянное настроение ведут происхождение из ветхозаветной и новозаветной, а также околохристианской религиозной поэзии. Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времён принятия христианства и до конца XVII века

Слайд 6

Православная музыка Православная музыка берёт своё начало из Византийской империи, причём ключевые элементы используются в колокольных звонах русского православия, а также хоровое пение. Православная служба, в отличие от католической или протестантской, всегда оставалась исключительно вокальной. Инструментальное сопровождение не допускалось. Важнейшими её жанрами, помимо общих для всех конфессий псалмов, были стихира, тропарь, кондак, величание, позже сложились литургия и всенощная. В полностью сформировавшемся православном богослужении пение сопровождало все его части — литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение); чины крещения, венчания, погребения, а также требы — молебны, панихиды и так далее

Слайд 7

Всенощная – церковная служба перед великими праздниками, которая начинается поздно вечером и продолжается всю ночь П еснопение написано в жанре древнерусской церковной музыки для смешанного 4-х голосного хора a capella Богородице Дево , радуйся Распевность , певучесть мелодий, ровность ритма, возвышенный характер Благородство, красота, величие, спокойствие, достоинство, сдержанность чувств, тишина

Слайд 8

Молитва Богородице Дево , радуйся, Благодатная Марие , Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших Музыка Сергея Васильевича Рахманинова «Всенощное бдение» https://www.youtube.com/watch?time_continue=64&v=qkOiPSy29jw

Слайд 9

Классическая музыка Развитие традиционной классической музыки в России началось сравнительно поздно из-за запрета Православной церкви на светскую музыку Первым русским композитором, который использовал традиционные русские элементы был Михаил Глинка, они получили известность за то, что основывались на русских мелодиях и темах, и были общедоступны для восприятия. Русская народная музыка стала основным источником для композиторов молодого поколения. Группа, которая называла себя «Могучей кучкой», возглавляемой Милеем Балакиревым , куда также входили Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи, провозгласила свою цель сочинять и популяризировать российские национальные традиции в классической музыке. Среди наиболее примечательных композиций «Могучей кучки» были оперы «Снегурочка», «Садко», «Борис Годунов», «Князь Игорь» В 1859 году также было основано Русское музыкальное общество во главе с композиторами-пианистами — братьями Антоном и Николаем Рубинштейном.Русское музыкальное общество основало первые в России консерватории в Санкт-Петербурге и в Москве. В Санкт-Петербургской консерватории обучался русский композитор Пётр Чайковский, известный своими балетами, такими как «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Он остаётся самым известным русским композитором за рубежом. Самым известным преемником его стиля стал Сергей Рахманинов, который учился в Московской консерватории, где преподавал Чайковский. .

Слайд 10

Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908 композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Слайд 11

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Снегурочка» ( Весенняя сказка ) В оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа, это одна из вершин национального искусства. Опера поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. Песня и пляска птиц из оперы «Снегурочка» https://www.youtube.com/watch?time_continue=57&v=lljgE_FRa00

Слайд 12

Александр Порфирьевич Бородин 1833-1887 Русский композитор, учёный - химик и медик.». ОсновоположникУчастник «Могучей кучки русского эпического симфонизма

Слайд 13

Александр Порфирьевич Бородин опера «Князь Игорь» Опера «Князь Игорь» - образец национального героического эпоса в музыке. Отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. Действие оперы происходит в Древней Руси и повествует о неудачном походе князя Игоря Святославовича против вторгшихся куманских («половецких») племён в 1185 году.

Слайд 14

Хор половецких девушек-невольниц Улетай на крыльях ветра Ты в край родной родная песня наша Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, негой воздух полон, там под говор моря дремлют горы в облаках. Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая, В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зеленых; И сладкий виноград растет. Там тебе привольней, песня… Ты туда и улетай! https ://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=2cQ_iYf1ai8

Слайд 15

Александр Сергеевич Даргомыжский 1813-1869 Русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

Слайд 16

А. С. Даргомыжский опера «Русалка» Психологическая бытовая музыкальная драма. Автор либретто — А. С. Даргомыжский. В основу сюжета легла неоконченная драма А. С. Пушкина, опубликованная после смерти поэта под названием «Русалка ». В состав 2-го действия оперы входит женский хор «Сватушка». В нём композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата.

Слайд 17

Женский хор «Сватушка» из оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=T5kZhmYm-k0 Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка; По невесту ехали, в огород заехали, Пива бочку пролили, всю капусту полили. Тыну поклонилися , вере молилися ; Верея ль вереюшка , укажи дороженьку, Укажи дороженьку по невесту ехати . Сватушка, догадайся, за мошоночку принимайся В мошне денежка шевелится, красным девушкам норовится , В мошне денежка шевелится, красным девушкам норовится , В мошне денежка шевелится, красным девушкам норовится , Норовится , красным девушкам норовится , норовится , красным девушкам, норовится .

Слайд 18

Петр Ильич Чайковский 1840-1893 Является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни .

Слайд 19

Петр Ильич Чайковский опера «Евгений Онегин» « Евгений Онегин » — непревзойденный образец лирической оперы , в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма.

Слайд 20

Хор девушек из оперы «Евгений Онегин» Девицы-красавицы, душеньки-подруженьки, разыграйтесь , девицы, разыграйтесь, милые затяните песенку, песенку заветную заманите молодца к хороводу нашему как заманим молодца, как завидим издали разбежимтесь, милые, закидаем вишеньем, вишеньем, малиною, красною смородиной. Не ходи подслушивать песенки заветные, не ходи подсматривать игры наши девичьи https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=RMgPMwKt3Nc

Слайд 21

Сергей Васильевич Рахманинов 1873-1943 Русский композитор, пианист, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ и создал свой оригинальный стиль . его музыка неотделима от русской природы, от русской души и исконных мелодических основ русской музыки

Слайд 22

С. В. Рахманинов «Ангел» стихи Михаила Лермонтова рисунок Леонида Пастернака https://www.youtube.com/watch?time_continue=16&v=VUZ1SXpUDL4 По н ебу полуночи ангел летел И тихую песню он пел. И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О Боге великом он пел, И хвала его непритворна была Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез И звук его песни в душе молодой Остался - без слов, но живой. И долго на свете томилась она Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли