Сценарий классного часа, посвященного 95-летию со Дня рождения Б.Ш.Окуджавы

Егорова Ирина Владимировна

В сценарии рассказано о жизненном и творческом пути поэта. прозаика, киносценариста, основоположника  напрвления авторской  песни Б.Ш.Окуджавы. Материал дополнен слайдами и ссылками на видео.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.05.2019g._b.okudzhava.docx323.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Булат Шалвович Oкуджава

(9 мая 1924 - 12 июня 1997)

Поэт, прозаик, киносценарист. Основоположник направления авторской песни.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Окуджава.jpg
G:\Б.Окуджава\Окуджава портрет.jpg

Була́т Ша́лвович Окуджа́ва, — советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960-е—1980-е годы. Для текстов песен Окуджава выбирал не только собственные стихи, но и сказания из кавказского народного эпоса.

Б.Ш. Oкуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в Москве в семье коммунистов, приехавших из Тбилиси. Отец — грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать — армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле. 

Когда родителей забрали, мальчик  остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило! А тут в совершенно спокойной обстановке — и такое нелепое ранение».  Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу.

G:\Б.Окуджава\А.Цыбулевский поэт.jpg Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с Александром Цыбулевским (русско-грузинский поэт), который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.

После ХХ съезда мать писателя реабилитировали и им вдвоём вновь разрешили поселиться в Москве. В начале 1957 года исполнял обязанности заместителя редактора по отделу литературы в газете «Комсомольская правда». Какое-то время работал редактором издательства «Молодая гвардия». Оттуда ушёл в «Литгазету».

В 1961 году К.Паустовский повесть писателя «Будь здоров, школяр» включил в альманах «Тарусские страницы». Но официальная критика эту повесть за пацифистские мотивы в оценке переживаний молодого человека на войне не приняла, правда, в 1965 году В.Мотылю удалось эту повесть экранизировать, дав фильму другое название — «Женя, Женечка и Катюша».

Тогда же, в 1961 — 1962 годах, официальная критика осудила и многие песни Окуджавы. По мнению руководства Союза писателей России, «большинство этих песен не выражали настроений, дум, чаяний нашей героической молодёжи». В середине и конце 1960-х годов писатель не раз бравировал своей независимостью, подписывал письма в защиту Юлия Марковича Даниэля (русский прозаик и поэт, переводчик, диссидент - инакомы́слящий  человек, отстаивающий взгляды, которые радикально расходятся с общепринятыми.) и Андре́я Дона́товича Синя́вского (русский писатель, литературовед и критик, советский диссидент, политзаключённый, кандидат филологических наук), печатался за границей.

Однако все эти поступки, как правило, сходили ему с рук. Может, потому, что, когда надо, он умел каяться, в частности, в ноябре 1972 года напечатав покаянное заявление в «Литгазете». Правда, сам Окуджава уже в 1998 году эту историю интерпретировал по-другому. По его версии, в 1971 году партком Московской писательской организации исключил Окуджаву из партии по требованию одного из секретарей горкома КПСС за частые публикации на Западе и за предисловие какого-то эмигранта, обругавшего нашу партию. Целый год Окуджаву никто не издавал, а поскольку кормить семью надо было, он по совету В.Максимова принёс в «Литгазету» к А.Чаковскому письмо общего характера. После чего Окуджаву тут же восстановили в партии и вновь стали повсюду публиковать.

В конце 1960-х годов обратился к истории. Сначала Окуджава сочинил пьесу «Глоток свободы» о

G:\Б.Окуджава\220px-Bestuzhev_Mikhail_A.jpg Михаиле Бестужеве (штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка, декабрист, писатель).

G:\Б.Окуджава\Пестель,_Павел_Иванович,_1824_г.jpg    Потом появился роман «Бедный Авросимов» о Павле Пестеле (руководитель Южного общества декабристов). 

Декабристы привели Окуджаву к Льву Толстому, который в своё время намеревался создать о декабристах роман. Собирая о Толстом материалы, Окуджава заинтересовался, почему жандармы постоянно преследовали писателя. В результате родилась книга «Мерси, или Похождения Шипова», названная автором авантюристическим романом с подлинными фактами. И уже затем появились романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом». Но все эти сочинения вызвали у критиков неоднозначные оценки.

Сергей Плеханов, к примеру, считал, что Окуджава занялся XIX веком лишь потому, что тривиальность и литературщину легче скрыть за мишурным блеском исторической экзотики. Самого Окуджаву буквально взбесила статья В.Бунина в 1979 году в журнале «Москва», не оставившая камня на камне от романа «Путешествия дилетантов». Окуджава в публичных выступлениях утверждал, будто статью «писал не Бунин, а целая бригада. Он только дал своё имя. Это не литературно-критическая статья, а политический донос, написанный по заданию редакции «Москвы». Позже Окуджава добавил, что бунинская статья — «это не критика, а политический бандитизм», цель которого — якобы перевести гнев высокого начальства с романа Пикуля «У последней черты» на Окуджаву.

Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...».

К сожалению, в последние годы жизни писатель занял крайне ультрарадикальные позиции по отношению и к истории своей страны, и к драматическим событиям постперестроечного периода. Так, он был одним из немногих литераторов, кто подписал «расстрельное» письмо, призывая власть в октябре 1993 года подавить оппозицию в крови.

В интервью газете «Подмосковье» писатель признался: «Я смотрел расстрел Белого дома как финал увлекательного детектива — с наслаждением». После этого заявления, естественно, от Окуджавы тут же отшатнулось значительное количество поклонников его ранних песен.

В последнее время стали часто появляться публикации о любимых женщинах писателя. В первом браке женой Окуджавы была Галина. Возможно, своё сильное влияние на их отношения оказала утрата первой дочери.

Если верить «Комсомольской правде» (2 сентября 2004 года), на рубеже 1970 — 1980 годов музой Окуджавы была сотрудница Института советского законодательства, позже ставшая актрисой, Наталья Горленко.

Но умер он в Париже на руках своей второй официальной жены Ольги. Лауреат Госпремии СССР (1991) — за сборник «Посвящается всем». В 1994 году получил Букеровскую премию за роман «Упразднённый театр».

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал. 
А может, это школьник меня нарисовал: 
я ручками размахиваю, я ножками стучу, 
и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал. 
А может, просто вечером в кино я побывал? 
И не хватал оружия, чужую жизнь круша, 
и руки мои чистые, и праведна душа.

Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою. 
А может быть, подстреленный, давно живу в раю, 
и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам... 
А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.

https://www.youtube.com/watch?v=AsuLU00oxmE «Ах, война...»

https://www.youtube.com/watch?v=1xAnv6UAd5U  «После дождичка»

https://www.youtube.com/watch?v=VNEprGWaPkI

Клип на песню Б.Окуджавы «Черный кот»

Не клонись-ка ты головушка от невзгод и от обид,

Мама, белая головушка, утро новое горит.

Все оно смывает начисто, все разглаживает вновь...

Отступает одиночество, Возвращается любовь.

И сладки, как в полдень пасеки, как из детства голоса,

твои руки, твои песенки, твои вечные глаза

https://www.youtube.com/watch?v=TllTGtgZGUQ «Дежурный по апрелю»

G:\Б.Окуджава\Б.Окуджава.jpgСтихи Булата Окуджавы – это всегда философские размышления о смысле жизни, о происходящем и о миссии человека. Размышления поэта всегда правдивы, да и как же может быть по-другому – ведь Булат Шалвович прошёл через огонь войны и не раз заглядывал смерти в лицо. Сегодня мы вспоминаем одно из его стихотворений-размышлений.

Мгновенна нашей жизни повесть, 
такой короткий промежуток, 
шажок, и мы уже не те... 
Но совесть, совесть, совесть, совесть 
в любом отрезке наших суток, 
хотя она и предрассудок, 
должна храниться в чистоте. 
За это, что ни говорите, 
чтоб все сложилось справедливо, 
как суждено, от А до Я, 
платите, милые, платите 
без громких слов и без надрыва, 
по воле страстного порыва, 
ни слез, ни сердца не тая.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Булат.jpg

https://www.youtube.com/watch?v=lo9hSrbeVLI «Грузинская песня»