Прослушивание и начальные этапы работы с певческим голосом учащихся

Синцова Дарья Викторовна

Данная методическая разработка призвана помочь  педагогам при первом знакомстве с учащимися на прослушивании  при приёме в творческие певческие коллективы, правильно разработать  начальные основные этапы работы с учащимися на уроках вокала и хора.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества

Московского района Санкт- Петербурга

Музыкальный отдел

Прослушивание и начальные этапы работы с певческим голосом учащихся

  Авторы- составители:

Дарья Викторовна Синцова-

 концертмейстер музыкально- театральной секции

Юлия Владимировна Рудакова-

педагог дополнительного образования

Санкт- Петербург

2019

Пояснительная записка

Идея:

Голос – очень хрупкий инструмент, которому постоянно следует уделять внимание и развивать в соответствии с голосовыми данными учащегося, психологической подготовкой учащегося. 

 Данная рекомендация призвана обратить внимание педагогов - вокалистов и хормейстеров на необходимость индивидуального профессионального подхода к каждому учащемуся, разработки плана развития певческого голоса учащегося, подбора упражнений и распевок  для правильного полноценного развития детского певческого голоса и его сохранности.

Цель:

   Предложить рекомендации по начальному этапу вокального развития детского певческого голоса.

Задачи:

  1. дать краткую общую рекомендацию по первому знакомству с учащимся;
  2. помочь педагогам правильно подобрать индивидуальных подход к каждому учащемуся;
  3. дать чёткие понятия о необходимости последовательного индивидуального подбора упражнений и распевок для каждого учащегося;
  4. обратить внимание педагогов не только на упражнения и распевки, но и на другие важные аспекты комплексного развития детского певческого голоса на начальных этапах работы с учащимися.

 


Чаще всего встреча с новым учеником впервые происходит при прослушивании в тот или иной творческий певческий коллектив. Вопрос приема всегда решает комплекс данных, т. е. красота голоса, сила, диапазон, ровность, музыкальность и уровень музыкальной подготовки, эмоциональность, общая культура исполнения, чувство стиля, артистичность. Есть ученики, которые в условиях прослушивания теряют много положительных качеств во всех смыслах. Как говорят, “растерялся”, “не успел собраться”. Другие могут произвести самое лучшее впечатление, хотя в действительности обладают рядом существенных недостатков. Поэтому прослушивания не всегда могут дать истинную картину данных ученика. Часто только длительное общение с учеником способно выявить весь его природный комплекс данных.

Первое знакомство лучше вести в форме непринужденной беседы, не приступая сразу к пению. Во время беседы ученик успеет успокоится, почувствовать внимание и доброжелательность педагога, что поможет ему в пении лучше показать свои возможности. В беседе с учеником важно узнать его музыкально-биографические данные, познакомиться с его общекультурным уровнем, постараться подметить особенности характера и других психических свойств; необходимо коснуться таких сведений: какие мотивы привели его учиться пению, какую музыку он любит и слушает.

Уроки с начинающими не должны быть длительными по времени, не превышать 20–25 минут с перерывами между упражнениями. Не будет ошибкой сказать, что у певца во время занятий утомляется, прежде всего, нервная система, а не мышцы как таковые. Осторожность в смысле нагрузки должна быть всегда соблюдена.

Начинать работу над голосом во всех случаях надо с центрального участка диапазона, отталкиваясь от наиболее удачно звучащих нот. Предельных верхних и нижних нот следует избегать. Под примарными (первичными) тонами понимаются тоны наиболее легкие и звучащие свободно, естественно, ненапряженно. Обычно они находятся в середине полного диапазона. Большую роль в выявлении примарных тонов и естественного тембра голоса играет гласный звук, который наиболее удобен ученику. Для большинства певцов это обычно округленное а.

Существенным моментом является верно выбранная сила звука, с которой надо начинать работу над голосом. Громкое пение, как и тихое, чаще всего мало рационально для первых этапов работы над голосом. Громкое пение у большинства связано с перенапряжением голосового аппарата и не дает проявиться лучшим тембровым качествам голоса, а также мешает достигнуть ровности голоса на всем диапазоне. Тихое пение на первых этапах работы приводит к “снятию звука с опоры”, к “бездыханному “ пению. Начинать петь надо ни громко, ни тихо, a так, как естественно присуще данному голосу.

Начиная заниматься пением с новым учеником, следует сразу обратить внимание на некоторые внешние моменты: на установку корпуса, головы, рта. Привычка к естественному положению корпуса, свободными руками, выпрямленной спине должна воспитываться с самых первых этапов обучения. Педагог обязан не допускать никаких лишних движений, сопутствующих напряжений, нарочитой позы.

Положение головы также важно как с эстетической стороны, так и с точки зрения влияния его на голосообразование. Голова должна смотреть на публику прямо и поворачиваться, двигаться в зависимости от исполнительской задачи. Сильная степень подъема головы всегда ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань, что не может отразиться вредно на звучании.

В основе совершенствования вокальных качеств всегда лежит развитие слуха. Стремясь исправить недостатки, имеющиеся в голосе ученика, педагог выбирает определенные целенаправленные упражнения, вокализы, подбирает репертуар, способный воздействовать на голос в нужном направлении. Одновременно с воспитанием слуха педагог ведет работу по улучшению деятельности голосового аппарата, вырабатывая необходимые вокальные навыки. Подбор музыкального материала,  показ, объяснение и обучение определенным движением – все это важно в процессе обучения. Педагог учит, показывая и рассказывая. Для того, чтобы обучение шло успешно, надо, чтобы педагог сам умел хорошо показать и объяснить то, что он хочет, а ученик должен это воспринять, осмыслить и выполнить. Слово помогает ученику понять то, что требует от него педагог. Оно дополняет слуховые впечатления от показа голосом. Поскольку звуковые и мышечные ощущения не всегда хорошо поддаются точному словесному описанию, педагоги часто употребляют различные сравнения, образные выражения.

Наиболее простым видом музыкального материала, с которым приходиться сталкиваться ученику, начинающему учиться петь, – это упражнения. Упражнения для начинающих должны быть предельно просты в музыкальном отношении, чтобы не занимать внимание ученика в процессе их исполнения. Они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, должны быть вокально- технически несложны; не содержать больших интервалов, не охватывать большой отрезок диапазона голоса, не требовать для своего исполнения большого звука и длинного дыхания и должны петься в умеренном темпе. Во всех случаях при пении упражнений следует требовать точности атаки и чистоты интонации. К этому следует приучать ученика сразу. Эти упражнения должны даваться как музыкальные попевки, как отрезки мелодии, как музыкальные мысли. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют на протяжении всей его творческой жизни. В вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. Правильное зарождение звука и техника звуковедения осваивается и закрепляется прежде всего на упражнениях. Однако пение повторяющихся сочетаний звуков – попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определенной целью. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто распеваением, разогреванием голосового аппарата. Не существует упражнений вообще, а существуют упражнения для выработки тех, или иных конкретных качеств голоса.

Петь должен весь организм. Певческое состояние должно быть приподнятым, радостным, эмоциональным. Важным также является хорошая, активная дикция, хорошее, полноценное, удобное произношение гласных. Сюда же надо отнести и способность исполнительства, чувство вдохновения от музыки – все это способствует лучшему голосообразованию.

Используемая литература

Н. Б. Гонтаренко “Сольное пение”. Секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008 г.

К. Плужников “Механика пения”. Принципы постановки голоса. “Композитор”. Санкт– Петербург, 2006 г.

Б. Вайкль “О пении и прочем умении”. “Аграф” 2002 г.

Г. Боффи “Большая энциклопедия музыки”. Москва, из-во Астрель, 2006 г.