Методический доклад "Что такое занятия музыкой для современного ребенка"

galaeva julia sergeevna

Размышление на тему того, нужно ли современному ребенку заниматься музыкой. Вывод оптимистичен: безусловно, нужно (подкреплено исследованиями солидных современных ученых, в частности, уважаемой и любимой Т. В. Черниговской)!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской»

Методический доклад

«Что такое занятия музыкой для современного ребенка?"

        

Выполнил: педагог МХС «ВИТА»

  Галаева Ю. С.

Новокузнецк

2019

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». В. А. Сухомлинский.

«Музыка – универсальный язык человечества». Г. Лонгфелло.

Две яркие цитаты известнейших людей – педагога и поэта. И две весьма злободневные на сегодняшний день цитаты. В данной работе мы постараемся осветить некоторые вопросы актуальности занятий музыкой (в частности, инструментальным исполнительством) для современных детей. Конечно, тема эта очень обширна, она синтетична, и нам нельзя будет обойтись без кратких «экскурсов» в области педагогики, философии, психофизиологии и других родов знания homo sapiens на данный момент.

Обратимся для начала к тому, что говорят философы о современном человеке, ребенке. Что интересует людей сегодня, что для них значимо, какие горизонты их манят?

Подавляющее большинство исследователей современной человеческой цивилизации определяют ее состояние как кризисное. (Вспомним:в древности в Китае врагу желали жить в эпоху перемен!) Старые нормы рушатся, скорость возникновения новых порой запредельна (цифровые технологии ускорили, как кажется, уже все на свете).Человечество движется от одной своей формации к другой, наступает, как и предрекали футуристы, эпоха искуственного интеллекта. Меняется, кажется, все – ценности, природа, даже химический состав человеческого организма. И образование тоже должно измениться, и музыкальное образование, как кажется, также не избегает перемен. Но так ли все просто?

«Закономерным следствием такой ситуации становится кризис личности. Большинство сложившихся общественных институтов, ответственных за социализацию индивида, не в состоянии больше воспроизводить личность, находящуюся в гармонии с природой, обществом и самой собой, способную предвидеть и контролировать последствия своей миропреобразующей деятельности, не вносить деструкцию и хаос в мир»  - пишет академик, профессор Казанского Федерального университета М. Д. Щелкунов()

Чем же может помочь музыкальное воспитание современному ребенку? Наверное, прежде всего тем, что покажет ему ДРУГОЙ мир, отличный от привычного уже всем детям мира цифровых гаджетов. (Оговоримся сразу: противопоставление информатизированного, цифрового мира и мира искусства здесь оказывается удобным для выявления плюсов обучения детей музыке!) Мира, который, как пишут уже многие ученые, скорее ограничивает, упрощает мировоззрение человека, взращивает в нем пассивно-потребительское поведение, приучает с пеленок думать навязанными кем-то упрощенными категориями, стереотипами весьма странного и сомнительного содержания. Понятие «клиповое сознание» применительно к детям уже стало притчей во языцех, пожалуй, для подавляющего большинства педагогов самых разных предметов как печальное (если не мрачно-трагическое) явление, стремительно рисующее крест на надеждах вырастить следующее поколение, которое сможет решать проблемы, стоящие перед человечеством. В России эти проблемы ощущаются особенно остро и болезненно ввиду известных обстоятельств (политика в области образования школьников, высшего образования, обеспечения молодых специалистов работой и т. д.).

Музыка же – это область совершенно других смыслов, пределов развития человека, особенно маленького. Музыкальное мышление – это мышление беспрерывное, стремящееся передать целостный замысел композитора в целостном же воспроизведении. В противовес дискретному мышлению и воспроизведению информации в социальных сетях музыка целостна, неразрывна в своем существовании, как в виде композиторского замысла, так и в живом исполнении, ее нельзя прерывать, и этому важнейшему умению – не прерывать музыку (и себя!) маленькие музыканты тоже учатся. Ценность цельной личности для человеческой цивилизации огромна, именно цельные внутренне люди двигают ее вперед…

Музыкальное образование основано на обращении к личности человека с самых первых занятий, как и любое другое образование в области искусства. Без искреннего, заинтересованного и имеющего в виду созидательные цели общения педагога и ученика настоящее обучение музыке невозможно. Даже одно это обстоятельство уже должно привлекать (и привлекает!) родителей и детей к процессу обучения. Цифровая сфера не интересуется духовной жизнью человека, а если интерес и есть, то, к сожалению, в большей мере он продиктован лишь стремлением подчинить эту сферу человеческой жизни сфере материальных ценностей, проще говоря, использовать ее в интересах мировой торговли. В музыке же способности не продаются, их нельзя купить, лишь развить. В этом смысле музыку нельзя переоценить в качестве воспитывающего явления: ребенок сам интуитивно понимает, что он обладает вот такими (на какой-то момент!) способностями, это учит его присматриваться к другим музыкантам, которые, возможно, младше, иногда страннее, если хотите, него! Учит уважать других, прислушиваться к ним, вглядываться и вслушиваться в окружающих, радоваться их самым маленьким успехам, сравнивать себя с другими, прежде всего сверстниками, без уничижения и зависти, учит ощущать и осознавать уникальность каждого человека. Ведь каждый урок индивидуальных занятий, например, игры на фортепиано, -это несколько десятков минут, посвященных исключительно личности маленького человечка, и, в частности, музыкантским проявлениям этой личности.

Личность педагога также оказывает свое влияние на ребенка. Каким бы ни был преподаватель музыки, ребенок учится взаимодействию с этим человеком. Будем говорить о примерах хорошего, позитивного и продуктивного взаимодействия двух музыкантов – маленького и большого. В наше время индивидуализированное общение ребенка и взрослого, имеющего цель максимального развития способностей ребенка, воспринимается уже как нечто исключительное, ценное, доступное далеко не всем, потому что общения такого рода становится все меньше… родителям попросту часто некогда общаться с ребенком, на первый план выходит жестокая необходимость обеспечивать более-менее приличный уровень жизни семьи. Современные исследователи человеческого общества придумали понятие «эмоционального интеллекта» как способности или уровня развития конкретного человека откликаться на чувства других людей, но где можно развить этот эмоциональный отклик? Конечно, на занятиях музыкой, ведь «проживание» и исполнение музыки невозможно без обращения к эмотивной сфере ребенка, ее тончайшим проявлениям. Эти проявления бесконечно разнообразны, и дети, как незамутненные еще взрослой жизнью индивидуумы очень чутко реагируют на эмоциональное богатство музыки.

Есть и еще одно положительное свойство занятий музыкой. Мы имеем в виду коллективное музицирование – занятия в детском хоре, в группах сольфеджио, самых различных ансамблях. Такие занятия также уникальны, они учат маленьких музыкантов слушать друг друга, ценить и уважать друг дружку.

Музыка взывает к лучшим проявлениям человека, для нее главное – научить любить – красоту, людей, жизнь. О многом ли в современном цифровом мире можно сказать подобное?

Мы можем подтвердить это обращением к системе знаменитого японского педагога-скрипача Шиничи Сузуки: «…Итак, Сузуки ставит на первое место личность ребенка, а таланты и способности на второе. Он подчеркивает, что, воспитывая любовь к музыке, мы развиваем в первую очередь личность ребенка, а не его музыкальные способности.

…Он хотел обучать детей музыке, потому что верил в ее «исцеляющее» и «гармонизирующее» воздействие. По мнению Сузуки, музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости. Он мечтал вырастить «хороших граждан» своей страны, не обделенных сердечностью.» () Кстати, интересным представляется то обстоятельство, что Япония гораздо раньше России столкнулась с проблемами одиночества людей среди людей, высокое количество одиноких и самоубийц в Японии – известный факт. Не отсюда ли мечта Сузуки о сердечности своих учеников?..

Кроме сердечности, деликатности, уважения к другим людям занятия музыкой воспитывают и другие качества в детях, -качества, которые ценились в людях и в учениках всегда, - усидчивость, трудолюбие, умение добиваться результата, осознанность в своих занятиях. А также способность радоваться своим успехам и успехам других людей. Это ли не то, что родители хотели бы видеть в своих детях? Ценность этих качеств для детей непреходяща. Добавим еще один чрезвычайно приятный «бонус» для тех родителей, что отважились «отдать ребенка на музыку»: на всякого рода концертах родители имеют шанс не узнать в хорошем смысле своего ребенка, ведь он предстает перед ними в совершенно новом, иногда фантастически непохожем на него «домашнего» виде. Не потому ли так неподдельно счастливы родители после выступлений своих чад, пусть и не всегда безупречных? Ведь жизнь ребенка проходит не перед экраном гаждета, она, оказывается, может быть другой! И вовсе необязательно, что ребенок станет великим музыкантом, гораздо важнее то, что границы его мира расширятся, он станет больше человеком, личностью, нежели безликим файлом в некой сети. Это и есть главная ценность музыки в современном непростом мире, особенно для детей.