Статья «Особенности работы концертмейстера в классе вокала детского музыкального театра».

Ларина Татьяна Альбертовна

В работе педагога по вокалу наступает такой момент, когда вся подготовительная работа уже проведена, и весь труд проделанный педагогом вокалистом перекладывается на главного помощника-концертмейстера

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

                                                 Тема:

Статья  «Особенности работы концертмейстера в классе вокала детского музыкального театра».

                                      Автор-составитель: Орехова Светлана Геннадьевна                                                                                                                

                                                             педагог дополнительного образования                                                                                                            

                                                      ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СП-б

                                                            Соавторы: Николаева Людмила Олеговна-                                                                    

                                                                                                    Концертмейстер              

                                                         ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СП-б

                                                                             Егиазарян Сусанна Степановна-                                                                                    

                                                                                                   Концертмейстер                                 

                                                            ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СП-б

     

1.Для педагога по классу вокала концертмейстер - правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера необходим комплекс психологических качеств личности, таких как: 1) педагогический такт и чуткость, 2) мобильность реакции, 3) большой объём внимания и памяти, высокая работоспособность.

В работе педагога по вокалу наступает такой момент, когда вся подготовительная работа уже проведена, и весь труд проделанный педагогом вокалистом перекладывается на главного помощника-концертмейстера.

 

2.Каждый из педагогов, занятый в процессе обучения незаменим. Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе программы. В его обязанности входят подбор и адаптация музыкального материала с учётом индивидуальных способностей каждого ученика. При этом, критериями подбора репертуара для ученика становится его индивидуально-личностные характеристики, интересы, музыкальные данные, диапазон его голоса, артистичность, а также задачи, которые ставит педагог перед учеником. В этот период концертмейстер исполняет большое количество музыкальных произведений различной степени сложности. Поэтому виртуозно владеть инструментом и читать с листа просто необходимо.

Являясь помощником педагога -вокалиста, кон        цертмейстер не только учит с учеником репертуар, но и помогает ему усваивать указания педагога. Чем больше работает концертмейстер в классе водного педагога, тем прочнее устанавливается между ними взаимопонимание, даже рабочая "терминология" у них становится общая.

3.Концертмейстеру необходимо знать индивидуальные требования преподавателя по вокалу к каждому ученику. При разучивании произведения со словами нужно помочь  ученику разобраться в его характере и форме, следить за логическим ударением в тексте, за правильным пониманием его содержания, соблюдая все авторские указания и т.д.

Иногда педагогу приходится менять тональность произведения, выбирая наиболее удобную для голоса ученика, поэтому концертмейстеру важно иметь навыки свободного транспорта произведения.

Совместно с преподавателем, концертмейстер прививает учащимся навыки самостоятельной работы над музыкальным материалом.

В театре, концертмейстеру часто приходится снимать музыкальный материал с музыкального диска, т.е. концертмейстер должен обладать навыком подбора на слух, и моментами изобразительности звукового оформления спектакля.(Молния, пение птиц, тиканье часов) Средства музыкальной изобразительности.

4.Особенности  работы концертмейстера в классе вокала(дополнительного образования) детского музыкального театра:

- Пение под фонограмму, которое ведёт за собой определённые последствия.

1)Напряжение голосового аппарата. Особенно, если музыка песни написана в быстром темпе. Задача педагога с концертмейстером не допустить этого, и постараться как можно больше пропевать музыкальный материал  под живое исполнение в более медленном темпе.

2)Влияет пение под фонограмму и на интонацию. Ученик привыкает к музыкальному фону, начинает петь неряшливо, на автомате и как следствие перестаёт петь чисто. Впевая  неправильные ноты. Переучивать же заученный материал, значительно сложнее. Поэтому, важно внимательно отнестись к этому моменту, чтобы не допустить подобной проблемы.

3)Отсутствует кантилена во время пения. При частом пении под фонограмму, особенно это касается начинающих воспитанников, появляется неосознанный разговор на музыкальную тему, т.е. отсутствует звуковедение. При совместном творчестве с концертмейстером, подобное можно вовремя предотвратить.

4)Если сказать шире, концертмейстеру  при музыкальном оформлении спектакля, который построен, только на стихотворном материале, приходится подбирать новый песенный материал совместно с педагогом вокала -это  песня по теме спектакля, совместно с режиссёром- музыку из песен, классических пьес( музыкальных) эстрадных и джазовых музыкальных отрывков для спектакля, а также, используя шумовые инструменты, озвучивать спектакль по ходу его действия.

5. Концертмейстер, также как и педагог - вокалист, должен знать особенности развития голоса ученика, в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, учитывая их возрастные возможности. За период обучения в детском музыкальном театре, голос обучающихся изменяется и проходит несколько стадий. Принято различать четыре основные стадии. Это связано с физическим и нервно-психическим ростом ребёнка.

У младших школьников голос имеет чисто детское звучание, про такой говорят:"головное звучание" или" высокое  резонирование". Голос в младшем возрасте ещё нежный и неокрепший. По мере роста ребёнка меняется механизм голосового аппарата, развивается голосовая мышца, постепенно усложняясь и приобретая  упругость. Важно внимательно следить за развитием подростка, чтобы не пропустить признаки наступающей мутации, связанной с формированием не только гортани, но и всего организма, и правильно строить занятия. Голосовой аппарат  перестаёт быть плавным, развитие его идёт в это время неравномерно.

Концертмейстеру, как и педагогу по вокалу, необходимо заботиться о соблюдении певческих норм и певческого режима. Знание таких тонкостей помогает концертмейстеру профессионально подходить к вопросу образования звукового баланса и осуществлению здоровье сберегающих технологий. Концертмейстеру надо знать голос ученика, так как необходимое звуковое равновесие зависит во многом от силы и тембра голоса. Концертмейстер также должен учитывать осуществление необходимого соотношения звука, так как он находится за спиной вокалиста.(исполнителя)

6. Работа концертмейстера с учащимися, совмещает в себе и чисто творческую педагогическую деятельность. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста огромного артистизма, а также разносторонних музыкально - исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, отличного музыкального слуха. специальных музыкальных навыков.