Рабочая программа учебного предмета "Хоровой класс"

Демина Ирина Владимировна

Рабочая программа учебного предмета "Хоровой класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchebnogo_predmeta_horovoy_klass.docx47.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГЛУШКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Рассмотрено»:

Методическим советом

МКОУДО «Глушковская ДШИ»

Протокол №1

от «30» августа 2016 г.

Председатель                    (Колесник О.В.)                                 

«Утверждаю»:

Директор МКОУДО

«Глушковская ДШИ»

приказ № 38

от «30» августа 2016 г.

                    (Дёмина И.В.)

«Рекомендовано»:

Педагогическим советом

МКОУДО «Глушковская ДШИ»

Протокол №1

от «30» августа 2016 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«ХОРОВОЙ КЛАСС»

по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной предпрофессиональной программе

в области музыкального искусства

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ФОРТЕПИАНО»

Срок обучения 8(9) лет

рпГлушково

2016 г.

Программа учебного предмета УП.04. разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Фортепиано».

Организация – разработчик:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ГЛУШКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Разработчик:

                           (Демина И.В.), преподаватель первой квалификационной категории.

Рецензент:

                              (                          ),                                                               .

Рецензент:

                              (                         ),________________________________.                                                       

Структура программы учебного предмета «Хоровой класс»

1.  Пояснительная записка

1.1.  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном                 4

процессе                                                                                                

1.2.  Срок реализации программы «Хоровой класс»                                                  5

1.3.  Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом школы на                 5

реализацию учебного предмета «Хоровой класс»                                                

1.4.  Форма проведения учебных аудиторных занятий                                           6

1.5.  Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»                                          6

1.6.  Обоснование структуры программы учебного предмета «Хоровой класс»                  6

1.7.  Методы обучения                                                                                   6

1.8.  Описание материально-технических условий реализации учебного предмета                 7

«Хоровой класс»

2.  Содержание учебного предмета

2.1.  Сведения о затратах учебного времени                                                           7

2.2.  Годовые требования по классам                                                                   8

3.  Требования к уровню подготовки учащихся                                                     11

4.  Формы и методы контроля, система оценок

4.1.  Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Контрольные требования на

разных этапах обучения.                                                                                12

4.2.  Критерии оценки                                                                                  

5.  Методическое обеспечение учебного процесса                                

5.1.  Методические рекомендации педагогическим работникам                                  13

5.2.  Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся                          14

6.  Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

6.1.  Список рекомендуемой нотной литературы                                                  14

6.2.  Список рекомендуемой методической литературы                                          14

1. Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Нормативно-правовая  основа  разработки  дополнительной  общеобразовательной программы  учебного предмета «Хоровой класс», далее –  программа, учебный предмет «Хоровой класс»:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

-  Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты», утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 №162; 

-  Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 №163; 

-  Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», (далее ФГТ), утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 №165; 

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08. 2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-  письмо  Минобрнауки  РФ  от  11.12.2006  №  06-1844  «О  примерных  требованиях  к программам дополнительного образования обучающихся»;

-  Устав  школы;  Лицензия  школы  на  образовательную  деятельность;  Образовательная программа  школы;  другие  действующие  нормативные  правовые  документы  в  сфере образования и культуры федерального, регионального и муниципального уровней.

Программа  «Хоровой класс»  разработана в 2016 году в соответствии с  примерными дополнительными общеобразовательными программами по видам музыкального искусства для детских школ искусств.

На основании приказа  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» программа ежегодно обновляется.

Программа  модернизирована  в  соответствии  с  Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р).

ФГТ устанавливают обязательные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программы «Хоровой класс» и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации.

Учебный предмет «Хоровой класс», наряду с другими предметами учебного плана, является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов. «Хоровой класс» необходим для успешного освоения учебной программы учащихся струнного, народного отделения и отделения духовых и ударных инструментов, т.к. является одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

     Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение учащимися вокально-хоровых умений и навыков, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося.

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.

В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Программа рассчитана на выработку у учащихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателем.  Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения.

1.2. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет: 1 год – 1 класс (по 5-летнему обучению), 3 года – с 1 по 3 классы (для учащихся на духовых, ударных и народных инструментах), 8 лет – с 1 по 8 классы (для учащихся фортепианного отделения).

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию учебного предмета:

Срок обучения 8 - 9 лет:

                                                                                                          Таблица 1

Содержание

1 класс

2-3 классы

4-8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка в часах

66

136

425

85

Количество часов на аудиторные занятия

33

68

255

51

Общее количество часов на аудиторные занятия

407

Общее количество часов на вне аудиторные (самостоятельные) и консультационные занятия

305

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от 11 человек), мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

1.5. Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.

Задачи:

- формирование устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству; - формирование

вокально-хоровых навыков;

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию и исполнению произведений музыкального искусства;

-  формирование навыков восприятия музыкальной речи, накопление слухового опыта,

развитие ассоциативно-образного мышления;

- овладение практическими умениями и навыками хоровой исполнительской деятельности;

приобретение базовых знаний по музыкальной грамоте;

- воспитание музыкального вкуса; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре

разных стран мира.

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Хоровой класс»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимся.

Программа содержит следующие разделы:

-  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-  распределение учебного материала по годам обучения;

-  описание дидактических единиц учебного предмета;

-  требования к уровню подготовки учащихся;

-  формы и методы контроля, система оценок;

-  методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

1.7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

- прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

1.8. Описание материально-технических условий реализации программы

Материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» обеспечивают возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных Федеральными государственными требованиями. Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» включает в себя: концертный зал с фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием, учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» с фортепиано и подставками. Учебные аудитории имеют звукоизоляцию. В образовательной организации созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

2. Содержание учебного предмета «Хоровой класс»

2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровой класс», делится на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: аудиторные занятия: с 1 по 3 класс – 1 час в неделю, с 4 по 8 класс – 1,5 часа в неделю; самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс – 0,5 часа в неделю; консультационные занятия: с 1 по 8 класс – 0,5 часа в неделю. (Таблицы 2,3).

                                                                                                Таблица 2

Хоровой класс 8(9) лет

Класс

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Часов в неделю

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

                                                                                                Таблица 3

Срок обучения  

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

8 год

Всего

Количество часов

на аудиторные

занятия

33

34

34

51

51

51

51

51

356

Количество часов

на внеаудиторную

(самостоятельную)

работу

16,5

17

17

17

17

17

17

17

135.5

Количество часов

на

консультационные

занятия

16,5

17

17

17

17

17

17

17

135.5

Максимальная

учебная нагрузка в

часах

66

68

68

85

85

85

85

85

627

С целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени (сводные репетиции).

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение концертов;

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

2.2. Годовые требования по классам

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено следующее количество произведений: младший хор – 10-12, средний и старший хор– 8-10 (в том числе a cappella).

Примерные репертуарные списки и программы выступлений см. Приложение 1 «Фонды оценочных средств».

Основные репертуарные принципы:

1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей).

2. Решение учебных задач.

3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными композиторами и народными песнями различных жанров).

4. Содержание произведения.

5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно-эмоционального смысла).

6. Доступность:  а) по содержанию; б) по голосовым возможностям;  в) по техническим навыкам;

7.  Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности.

Младший хор (1-4 класс)

        Раздел 1. Вокально-хоровые навыки

        Певческая установка.

        Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.

        Дыхание.

        Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание. Связь дыхания с другими элементами фонации – атакой, силой, тембром звука и т.д.

Атака звука.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f. Развитие дикционных навыков. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная. Артикуляционный аппарат. Тембр голоса. Гласные и согласные звуки - основа пения. Положение гортани при пении. Академическая манера пения. Высокая позиция на всех звуках диапазона детского голоса.

Дикция.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Скороговорки, упражнения на различные сочетания согласных с гласными.

Раздел 2. Распевание хора.

Фонопедическая система упражнений (комплекс).

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания.  Интонационно-фонетические упражнения. Голосовые сигналы  доречевой коммуникации. Вокально-интонационные упражнения. Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса. Упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного регистра и т.д.

Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.

Ансамбль.

Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при пении. Владение навыками пения без сопровождения. Работа над формированием исполнительских навыков. Интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость. Расположение хора. Динамический ансамбль. Ритмический ансамбль.  Дирижёрский жест. Ансамбль между хором и сопровождением, между хором и солистами.  Строение мелодической линии, метроритмическое и ладотональное развитие, склад письма, тесситура, нюансы и темп.

Строй.

Строй хора. Мелодический и гармонический строй. Тренировка мелодического и гармонического слуха. Интонирование интервалов. Гармонические упражнения. Владение навыками пения без сопровождения. Канон. Двухголосие.

Раздел 4. Формирование исполнительских навыков.

Стили хоровых произведений.

Произведения современных авторов. Русская и зарубежная классика. Русские народные песни. Произведения разных жанров и стилей.

Разучивание хоровых произведений.

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка. Различные виды динамики. Пение в строго размеренном темпе. Сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения. Воспитание навыка понимания дирижерского жеста.

Старший хор (5-8 класс)

Раздел 1. Вокально-хоровые навыки.

Певческая установка.

Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Техника безопасности. Строение голосового аппарата.

Дыхание.

Дыхание при усилении и затихании звучности. Паузы между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Дыхание на выдержанном звуке. Приемы «цепного» дыхания. Непрерывность полноты звучания хора при «сцепленном» дыхании. Закрепление навыков дыхания, усвоенных в младшем хоре.

Атака звука.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f. Развитие дикционных навыков. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная. Артикуляционный аппарат. Тембр голоса. Формирование гласных. Кантилена. Крайние регистры. Бережное отношение к голосам в период мутации.

Дикция.

Распределение звука в сценическом пространстве. Распределение звука по горизонтали. Распределение звука по вертикали. Тренинг логико-грамматической интонационной модели слог – словосочетание – слово – словосочетание – законченное предложение. Работа в трех регистрах.

Раздел 2. Распевание хора.

Фонопедическая система упражнений (комплекс).

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания Упражнения со скачками. Осознанное интонирование интервалов. Скороговорки со сложными мелодическими и ритмическими рисунками, с применением игровых ситуаций. Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения. Пение с закрытым ртом. Интонирование полутонов и хроматических ходов. Выработка энергичного форте и мягкого пиано на основе хорошего владения певческим дыханием.

Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем

Ансамбль.

Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при пении. Владение навыками пения без сопровождения. Работа над формированием исполнительских навыков. Интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая  слитность, динамическая одноплановость. Расположение хора. Динамический ансамбль. Ритмический ансамбль.  Дирижёрский жест. Ансамбль между хором и сопровождением, между хором и солистами. Строение мелодической линии, метроритмическое и ладотональное развитие, склад письма, тесситура, нюансы и темп.

Строй.

Гармонические последовательности, укрепляющие строй. Каденции одноголосные и многоголосные. Горизонтальный строй. Пение двух-, трех- и четырехголосия с сопровождением (не поддерживающим голоса) и a cappella. Вертикальный строй. Хроматизмы и модуляции. Полифония. Ансамбль при условии выделения ведущей партии хора, то же при пении с солистом (аккомпанемент).

Раздел 4. Формирование исполнительских навыков.

Стили хоровых произведений.

Знакомство с местным фольклором.  Анализ музыкальной структуры и разбор художественного образа. Произведения современных авторов. Русская и зарубежная классика. Русские народные песни. Произведения разных жанров и стилей.

Разучивание хоровых произведений.

Идейно-художественное содержание произведения. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, аккорды. Связь литературных и музыкальных образов произведения.  Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений. Сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения. Замедление и ускорение в середине произведения. Различные виды фермат. Воспитание навыка понимания дирижерского жеста.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы учебного предмета «Хоровой класс» с указанием распределения учебных часов. В процессе обучения происходит постепенное накопление знаний, теоретическое освоение которых укрепляют навыки практической деятельности  учащихся. Кроме того,  образуются тематические арки: пройденные темы повторяются в следующих классах с усложненным материалом. Подобная структура программы позволяет сохранить принципы доступности и постепенности освоения содержания учебного материала.

При разработке содержания учебного предмета может учитываться национальный (региональный) компонент, при этом репертуар для слушания и исполнения может дополняться соответствующими образцами музыкальных произведений.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к выпускнику 1 класса:

1.  Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

2.  Знать о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.

3.  Соблюдать при пении певческую установку. Использовать в процессе пения правильное певческое дыхание.

4.  Петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Петь доступным по силе, не форсированным звуком.

5.  Ясно выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные; использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

6.  Исполнять одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.

Требования к выпускнику младшего хора:

1. Соблюдать певческую установку, в совершенстве владеть навыком «цепного» дыхания.

2. Соблюдать дикционную активность при любых нюансах.

3. Анализировать словесный текст и его содержание; определять форму произведения.

4. Грамотно читать нотный текст по партиям и партитурам.

5. Сознательно относиться ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения.

Требования к выпускнику хорового класса:

1. Знать основы хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

2. Владеть профессиональной терминологией;

3. Передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки.

4. Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Контрольные требования на разных этапах обучения

В программе обучения младшего и старшего хоров используются две основные формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля: оценка за работу в классе, текущая сдача партий в дуэтах, трио, квартетах, контрольный урок в конце каждой четверти.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной или групповой проверки знаний хоровых партий. При оценке учащегося учитывается его участие в выступлениях хорового  коллектива. Педагог анализирует динамику усвоения учебного материала, степень прилежания учащихся.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее: оценка годовой работы ученика; оценка на зачете (академическом концерте); другие выступления ученика в течение года.

4.2. Критерии оценки

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или концерте выставляется оценка по пятибалльной системе (Таблица 4).

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)  

Регулярное посещение хора. Отсутствие пропусков без уважительных причин. Знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная, эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых

концертах коллектива.

4 («хорошо»)  

Отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора.

3 («удовлетворительно»)  

Нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий.

2 («неудовлетворительно»)  

Пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт.

«зачет» (без отметки)  

Отражает  достаточный  уровень подготовки и  исполнения на

данном этапе обучения, соответствующий данным требованиям.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» или «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку  качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

5. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Задача руководителя хорового класса – пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение –  наиболее доступный вид подобной деятельности.

На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение  –  мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся.

Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации учебного процесса в школе целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

6.1. Список рекомендуемой нотной литературы

Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1,2. М.,1966

«Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001

«Песни для детского хора», Вып. 5. Хоровые произведения русских и зарубежных

композиторов, сост. Соколов В. М., 1963

«Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975

«Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989

«Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.), М., 2002

Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979

Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969

Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2-е издание. «Современная музыка», 2009

«Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых коллективов. Сост. Соколов

В. Вып. 1, 2. М., 1965

Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений», Тетр.4, М., 1995

        6.2. Список рекомендуемой методической литературы

Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000

Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987

Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. –  Ярославль, «Академия

развития», 1997

Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым

коллективом. – М.: Academia, 1999

Струве Г. Школьный хор. М.,1981

Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/

Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998

Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург,

2000

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное

пособие. М.,1990

Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983

Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002

Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. - М.,1988

Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961