Мелизмы в музыке

Шарапова Лариса Львовна

Учебное пособие для освоения темы: "Мелизмы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melizmy_v_muzyke.docx28.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мелизмы в музыке – это так называемые украшения.

Мелизмами называются мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии. В нотном письме мелизмы обозначаются особыми знаками сокращенного нотного письма (аббревиатурами) или нотами мелким шрифтом. Кстати, мы ведь уже знаем некоторые знаки сокращенного письма.

Как обозначается в музыке повтор? А перенесение исполнения фрагмента октавой выше или ниже?

Мели́змы (др.-греч. — песнь, мелодия) — различные мелодические украшения звука, не меняющие темпа и ритмического рисунка мелодии. Поэтому логично сначала сыграть мелодию в чистом виде, просчитать ее, а потом добавить мелизмы, но так, чтобы мелодия не искажалась.

Откуда же они взялись? Немного истории.

Видели вы когда-нибудь портреты XVII века? Дамы в широких юбках-фижмах - со множеством оборочек, рюшей и бантиков, в напудренных париках, завитых, украшенных цветами и драгоценностями. Кавалеры в расшитых золотыми узорами камзолах, в сорочках с пышными кружевными жабо, в коротких панталонах с бантами, в шелковых чулках и башмаках с нарядными пряжками. Всюду украшения, украшения... Букетики цветов, кружева, ленты, драгоценности.

         Мода на украшения существовала не только в одежде. Она распространилась и на искусство. В музыкальных пьесах также появились украшения - мелизмы.

Изначально мелизмы возникли в пении. В старинной оперной музыке. певцы и певицы с большим удовольствием вставляли «вокальные украшения» в виде рулад и колоратур в свои виртуозные арии. По-итальянски "coloratura" -- значит украшение. Это виртуозные пассажи, трели, которые расцвечивают основную мелодию арии . Как правило, колоратуры встречаются в произведениях, написанных для самого высокого, легкого и подвижного женского голоса -- колоратурного сопрано. Как звуковую иллюстрацию предлагаю послушать 2 фрагмента:

  1. Ария царицы ночи из оперы В.Моцарта «Волшебная флейта» в исполнении Ольги Пудовой. Современная молодая певица лауреат международных конкурсов.
  2. Алябьев «Соловей» (имитация пения соловья) Ламара Чкония известная певица конца XX века народная артистка .

Вначале украшения добавлялись исполнителем по собственному усмотрению в виде импровизации. Постепенно в музыке сложились устойчивые виды мелодических украшений, которые получили специальное обозначение, их добавлял в нотную запись сам композитор.

Примерно с того же времени, то есть с XVII века мелизмы широко начали использоваться и в инструментальной музыке. (фрагмент увертюры к опере «Сорока – воровка» Д. Россини). Вокальную орнаментику развивала итальянская опера.

Большое развитие орнаментика получила во французской клавесинной музыке и церковных хорах. Из-за устройства инструмента звуки, издаваемые им, быстро затухали, но украшения помогали продлить звучание. В церквях использование таких приёмов придавало дополнительную красоту песнопениям.

Основные виды мелизмов:

  • Форшлаг (нем. vor — пред, schlag — удар) означает звук, предшествующий основному, «предудар». Стоит на нотном стане непосредственно над основной нотой и исполняется за счет её длительности. Бывает короткий и длинный (или долгий).

Короткий форшлаг состоит из одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.

Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.

  • Мордент (итал. mordente, буквально — кусающий, острый).Чередование основного звука со вспомогательным. На него указывает линия, напоминающая кардиограмму человека под наклоном. (итал. mordente, буквально — кусающий, острый).

Мордент образуется от дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки. Вспомогательный звук — это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона. Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если перечёркнут, то ниже.

Мордент исполняется всегда только за счет длительности основного звука, причем меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины длительности) — на третий звук.

Трель. Быстрое повторяющееся чередование двух коротких звуков. Дополнительная нота, с волнистой линией, обозначается на нотном стане над основной. Именно этот мелизм сильнее всего напоминает пенье птиц. Трель обозначается начальными буквами слова "trillo" (от итал. trillare — дребезжать, колебать). Протяженность основного звука и определяет продолжительность трели. Скорость исполнения трели зависит от общего контекста, стиля произведения, темпа.

Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткого форшлага. В данном случае этот знак указывает на вспомогательный звук, входящий в длительность основного.

В старинной музыке (по XVIII век включительно) в конце трели обычно вводился и нижний вспомогательный звук, образующий заключительный оборот, сходный с группетто. Этот заключительный оборот — нахшлаг (нем. Nachschlag— последующий удар) — специально не отмечался в нотной записи, но предполагался в исполнении.

Примерно с середины XIX века и до настоящего времени исполнение нахшлага становится обязательным лишь в тех случаях, когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели.

Говоря о мелизмах, стоит упомянуть о группетто. Оно реже встречается, но чтобы вы понимали и узнавали этот знак.

Группетто. Самое сложное, но и красивое, музыкальное дополнение. Суть в том, что основная нота «расширяется» верхними и нижними вспомогательными звуками. Обознается завитком по типу математической бесконечности. По сути это опевание основного звука. Знаки альтерации, которые могут стоять над или под знаком группетто, относятся, соответственно, к верхнему или нижнему вспомогательным звукам. Исполнение группетто за счет длительности основного звука.

Итак, зачем нужны мелизмы? Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка .

Как научиться владеть техникой мелизма?

Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры. Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.

Заключение.

Раздаю вам для самостоятельной работы более сложные примеры использования мелизмов. У вас есть справочный материал. Так что принесите в следующий раз хороший разбор. Кроме того, поиграйте примеры из раздаточного материала, просмотрите ноты , которые есть дома. Находите мелизмы, проверяя себя: все ли вам понятно. Если возникнут затруднения, жду ваших вопросов.

Спасибо за хорошую работу. Вы сегодня стали участниками необычной формы проведения занятия. Было ли вам комфортно? Все ли понятно? Хорошо ли воспринимался предложенный материал? Хотели бы вы, чтобы какие-то общие темы были освоены в таком режиме занятия? Слушаем ваше мнение. Спасибо!