Метроритмические ощущения как одна из основ деятельности музыканта-исполнителя

ритмичность. работа над ритмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metroritmicheskie_oshchushcheniya.docx14.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Метроритмические ощущения

как одна из основ деятельности музыканта-исполнителя"

Людмила Ивановна Клейменова

педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СПб

Деятельность музыканта-исполнителя стоит на «трех китах»: слуховые, временные и двигательные ощущения. При помощи ощущений, представляемых нам нашими анализаторами, мы можем видеть, слушать, различать, что происходит в окружающем мире.   Определение «Метроритмические ощущения» включает в себя: метрические и ритмические ощущения.

Метрические ощущения связаны с непрерывным чередованием опорных и неопорных звуков  или сильных и слабых долей. Подобное чередование есть отражение всеобщих процессов жизни. В жизни вслед за напряжением  всегда следует расслабление. Рабочий цикл живого организма состоит из активного периода (работающие мышцы) и периода бездействия (клетки отдыхают). Так происходит смена времени суток, так бьется наше сердце, так мы дышим и т.д.

Ритмические ощущения как бы заполняют мерное метрическое движение более мелкими импульсами – это чередование различных длительностей.

В основном, как это делается  в повседневной практике музыкантов, понятие «Метроритмические ощущения» заменяется словом РИТМ.

В своей работе мы обращаем внимание на игру ребенка на музыкальном инструменте, ритмичная или неритмичная. Данная игра говорит не только о природном ощущении или недостаточном ощущении ритма, но и об особенностях протекания у музыканта нервно-психических процессов. Причиной неритмичной игры может быть не только плохая подготовка музыканта к выступлению, сколько результат нарушения у него в силу различных причин уравновешенности общих процессов возбуждения и торможения, а также чрезмерной мышечной скованности, отсутствие координации в руках и в пальцах. В этом случае развитие чувства ритма идет по пути нормализации упомянутых процессов и общего оздоровления организма.

Развитие чувства ритма является основой практической деятельности с детьми. Занятия в группе - ансамбль (дуэт, трио и т.д.), оркестр наиболее быстрее способствуют развитию метроритмического ощущения музыканта.

Приемы развития чувства ритма

1.Можно идти как бы с внешней стороны -  это умение подстраивать свое исполнение под метроритм, задаваемый педагогом, ударами метронома, жестом дирижера.

2.Арифметический устный счет, игра с акцентировкой.

«Счет – имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что-либо другое » И.Гофман

3. Прохлопывание  руками метроритмических структур: 1 со слогами (та, ти); 2 со словами (если есть); 3 со счетом; 4 с мелодией. Длинный звук гладить по коленке, а короткий – хлопать в ладоши.

4. Дирижирование. «Я настолько рекомендую ученикам поставить ноты на пюпитр и продирижировать вещь от начала до конца – так, как будто играет кто-то другой, воображаемый пианист, а дирижирующий внушает ему свою волю…» Г.Г.Нейгауз

5 Дефекты темпа (ускорения, замедления, неустойчивость в движении вообще)  устраняются: учащийся делает искусственную остановку в ходе исполнения произведения, громко и точно просчитывает два-три пустых такта, а затем вновь возобновляет игру. (рекомендация Г.М.Цыпина)

Умение играть метрически точно и ритмически ровно – это один из профессиональных навыков музыканта.

«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма » Жак Далькроз