Конспект урока музыки 5 класс. «Фольклор в музыке русских композиторов. А. Лядов «Кикимора»

Володина Татьяна Сергеевна

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Попевка «Колокольчик»

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит песня «Сказки гуляют по свету»

Учитель: Добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались о сказках.

 

Расскажу я вам сказку старинную,

Не очень короткую и не очень длинную,

А такую, как раз, от меня и до вас!

А было это, дорогие мои,

Когда сказочки по небу летали.

А я их ловила, да в лукошко складывала.

 

У: А точнее, будем говорить сказочных персонажах. Мы встретимся сегодня на уроке с одним из них. Скажите, как называется жанр, к которому относятся сказки, былины, сказания, предания?

Д: Фольклор.

У: А что такое фольклор?

Д: Устное народное творчество.

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова -  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

У: Многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов (определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов») (слайд 1). Сегодня мы с вами будем говорить о русском композиторе Анатолии Константиновиче Лядове (слайд 2). Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. Анатолия Константинович Лядов создал несколько симфонических произведений со сказочными названиями: «Волшебное озеро, Баба-яга».(3 слайд) Название ещё одного произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня, мы узнаем, если выполним задание. Первая буква музыкального слова является буквой нашей загадки (слайд 4).

Кларнет

Инструмент

Ключ

Интонация

Мелодия

Опера

Рондо

Ария

Д: кикимора.

У: Мы познакомимся со музыкальной сказочной картиной  «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора?

Д: Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям.

У: Сюжетом для сказочной картиной  «Кикиморы» послужило народное сказание. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Выдается текст со сказанием.

 

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Слушание музыки. «Кикимора»

 

У: Скажите, вам сразу удалось представить кикимору? Какая она? (Выбор картинки) слайд5.

У: А вот какую кикимору изобразил выдающийся русский художник-сказочник Иван Билибин (слайд 6)

hello_html_m1ea230ed.jpg

У: Похожа ли кикимора Ивана Билибина с тем, что мы прочитали в сказке? Найдите в тексте слова подтверждающие внешность кикиморы.

Работа с текстом

Д: Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой.

У: Какой оркестр исполняет это произведение?

Д: Симфонический.

У: Назовите инструменты симфонического оркестра.

Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные (работа на карточках).

 

 

 

Игра “Составь название”.

Учитель дает карточки с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой - народного.

КРИСКАП (С)

НАЯБ (Н)

АБТРУ (С)

ФРАА (С)

ИЛСГУ (Н)

АБЛАЛААЙК (Н)

Вступление.

У: Чтобы создать музыкальный образ композитор использует разные тембры инструментов, тогда образ получится ярким и интересным.

У: какое средство более ярко рисует нам кикимору?

Д: тембры музыкальных инструментов.

У: Еще раз послушаем, какие инструменты начинают вступление.

1 раздел - Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. (слайд 8)

2 раздел - Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.

А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

3 раздел - челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».(слайд 9)

У: Вот какие разные использует композитор инструменты для создания образа кикиморы.

У: Много сказок и стихотворений сложено про кикимору в русском фольклоре и с одно из них мы с вами уже знаем. (Слайд 10) Давайте его повторим вместе с хлопками.

Игра «Придумай ритм»

Две кикиморы, на кочке,
Побросав в котел цветочки,
Мухоморов пару,
И костру добавив жару.
Сели отдыхая,
Аромат вдыхая.
В ожидании обеда,
Завели они беседу.

У: Кикиморы у нас вдыхали аромат цветочков, и мы с вами попробуем вдохнуть этот аромат.

 

Соедините правильные ответы.

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Русский композитор, автор музыкального произведения «Кикимора»

КИКИМОРА

Народное творчество

ФОЛЬКЛОР

Тихая, плавная, певучая мелодия.

ЛЯДОВ

Музыкальный инструмент

9. Комментирование домашнего задания:

Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.

10. Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1_2.pptx2.13 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн , говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька , чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную , сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной