Статья "В. В. Софроницкий - испонитель и педагог"

Куржунова Ольга Владимировна

Данная статья кратко освещает жизненный и творческий путь отечественного пианиста В.В. Софроницкого. Работа уникальна своей информационной наполненностью и актуальна в сфере фортепианного исполнительства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kurzhunovoy_o.v.docx24.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В. В. СОФРОНИЦКИЙ – ИСПОЛНИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ

О.В. Куржунова

ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств», Тамбов, demo189@mail.ru

Данная статья кратко освещает жизненный и творческий путь отечественного пианиста В.В. Софроницкого. Работа уникальна своей информационной наполненностью и актуальна в сфере фортепианного исполнительства.

VV SOFRONICKIY – EXECUTIVE AND TEACHER

O.V. Kurzhunova

The Tambov College of Arts, Tambov, demo189@mail.ru

This article briefly illuminates the life and creative path of the native pianist V.V. Sofronitsky. The work is unique in its information richness and is relevant in the field of piano performance.

Исполнительское и педагогическое творчество выдающихся пианистов ХХ столетия уже на протяжении значительного периода времени является плодотворной областью для исследований. Одной из наиболее ярких фигур в отечественном фортепианном искусстве является Владимир Владимирович Софроницкий. Его имя стоит в ряду выдающихся исполнителей и педагогов, а его творчество оказало большое влияние на современников и последователей. Вместе с тем, несмотря на большое количество статей и материалов о деятельности Софроницкого, посвященных в основном его исполнительскому наследию, до сих пор не было проведено комплексное исследование особенностей его творчества. В данной работе предпринята попытка проанализировать и систематизировать сведения об исполнительской и педагогической деятельности Софроницкого, содержащиеся в статьях, мемуарах и других материалах.

Владимир Владимирович прожил недолгую насыщенную яркими и зачастую трудными моментами жизнь. В свое время получил прекрасное образование (А.В. Лебедева-Герцевич, А.К. Михаловский, Л.В. Николаев), которое обеспечило беспрепятственное восхождение к мировой известности, что в свою очередь способствовало знакомствам с личностями, имевшими определенное влияние на формирование исполнительских взглядов пианиста (Н. Метнер). Также на творчество Софроницкого нанесла отпечаток Вторая мировая война, в частности блокада Ленинграда.

Через всю свою жизнь пианист пронес любовь к творчеству А.Н. Скрябина, начиная с консерваторских лет и до самой смерти. Конечно, со временем предпочтения музыканта менялись, но для В.В. Софроницкого Скрябин всегда оставался на почетном месте среди остальных композиторов. Софроницкий был романтичной натурой и в жизни, и за инструментом, отсюда его непреодолимая тяга к произведениям Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, С.В. Рахманинова. Он начал активную концертную деятельность сразу же после окончания Петербургской консерватории, За рубежом был всего два раза. Первый – с гастрольным турне в Париж, Варшаву в 1928 году. Эта поездка стала переломной в творчестве Владимира Владимировича из-за знакомства с Н. Метнером, Ф. Шаляпиным, С. Рахманиновым. Молодой пианист восхищался игрой Николая Карловича и перенял у него некоторые особенности звукоизвлечения – в игре появилась академичность, расширилась техническая свобода, особое место отводилось конструктивной стороне музыки. Постепенно на первый план выдвигается монументальная манера трактовки. Также Софроницкий познакомился с эстетическими особенностями зарубежного искусства. Второй раз в 1945 году по приказу И.В. Сталина на Потсдамской конференции с группой музыкантов, по поводу подписания мирного договора.

В 30-е годы начинается зрелый период творческой деятельности пианиста. Это проявлялось не только в игре, но и в выстроенности программ по монографическому, циклическому, стилистическому и историческому принципам. В 1937 году Софроницкий исполняет серию 12 исторических концертов от Букстехуде до Шостаковича и Кабалевского, после которой получает почетную степень доктора музыки, решением совета консерватории, а также звание профессора. Во время войны в исполнении Владимира Владимировича проявляется героическое начало, появляется резкость экспрессивность, ускоряются темпы, обостряется конфликтность. В 1943 году Софроницкий получил Сталинскую премию, среди музыкантов это случилось впервые. Не смотря на высокие регалии, он был достаточно скромным человеком. Также поразительной чертой творческой личности Владимира Владимировича было умение ценить достижения своих коллег. Среди пианистов-современников он ценил Вальтера Гизенкинга, Глена Гульда, Ван Клиберна, но на первом месте был Рахманинов.

С 1946 году выходят первые аудиозаписи для радиофонда на долгоиграющих пластинках. В программе выступлений преобладают произведения русских композиторов (М.А. Балакирева, А.П. Бородина, А.К. Глазунова, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова и особенно А.Н.Скрябина). Софроницкий не любил записываться, так как техника не могла точно зафиксировать вдохновение музыканта и все тонкости его исполнения. В 1980 году вышел комплект записей пианиста (полное собрание). В конце 1940-50-х годов Софроницкий дает серию концертов (трибьютов), целиком посвященных Бетховену, Шуману, Листу, Скрябину, а также в честь юбилеев Шопена (1949 год) и Шуберта (1953 год). К концу 1950-х годов обозначилась трагедийность в творчестве музыканта: появилась в игре простота, строгость, концентрированность чувств, мыслей. Появляется интерес к произведениям позднего Листа, Баха.

Владимир Владимирович не любил шумных аудиторий, отдавал предпочтение камерной обстановке, где не было разделяющего со слушателями расстояния. На больших концертных площадках пианист чувствовал себя поначалу скованно, что выражалось в исполнении формально, но в конечном итоге приводило к уменьшению окружающего его пространства, и наполняло его доверительной атмосферой. Пианист не любил произведений с оркестром, это, конечно же, не значит, что он не преуспел в ансамблевой игре. Он не умел делиться своим художественным замыслом с другими артистами.

Занимался Софроницкий много в основном в медленном и очень медленном темпе. Что позволяло придать огранку каждой ноте, а впоследствии собрать фразу воедино. Следующей стадией занятия был подбор динамики, штрихов. Затем наступал момент звукотехнической работы – изготовления звучащей основы. Далее начиналась работа над вынашиванием исполнительского замысла – пробовались всевозможные  варианты интерпретации. Результатом такой трудоемкой работы было то, что исполнение пианиста не знало потери текста во время публичного выступления.

Педагогическую деятельность Софроницкий начал в 1936 году в Петроградской консерватории. Софроницкий-исполнитель не любил больших аудиторий, и не представлял себе частого общения со студентами, поэтому класс себе он брать не стал и отказался от открытых занятий. Он консультировал аспирантов, студентов, занимающихся у других педагогов (с их разрешения, конечно). Педагогическая деятельность Владимира Владимировича неразрывно связана с исполнительским искусством. Он говорил, что его концерты – это лучшие уроки, нужно их только лишь посещать. В его классе обучались такие студенты, как П.В. Лобанов, М. Лебедева, аспиранты – Е. Лифшиц, В.М. Серов, В.М. Меркулов.

Основными педагогическими принципами Софроницкого были: ответственность перед шедеврами мировой музыкальной классики, значение влияния личности исполнителя на художественную сторону исполнения, а также требование истинности и глубины интерпретации произведения. Педагогика Владимира Владимировича объединяла чувства, мысли и волю исполнителя в единый комплекс освоения музыкального произведения. Также внимательно он относился к авторскому тексту, считал, что можно найти в нем множество находок.

В процессе работы Софроницкий был сдержан, лаконичен в определениях, но, вместе с тем, точен в своих взглядах, характеристиках достоинств и недостатков учеников. Важным для него было стремление к совершенствованию, ценил требовательность к себе, утверждал, что в исполнении проявляются черты характера, и это накладывает на исполнителя определенную ответственность.

На уроке возможность игры по нотам даже не обсуждалась. Владимир Владимирович сознательно предоставлял ученикам самостоятельность в разборе авторского текста, что воспитывало инициативу ученика. Он видел в своих студентах зрелых и сознательных музыкантов, несмотря на то, что они часто себя таковыми не считали. Пианист не работал над технологическими трудностями, хотя учился у Л.В. Николаева, который в свою очередь очень внимательно относился к техническим проблемам. Софроницкий не был и чересчур критичным педагогом, который отмечал в ученическом исполнении только негативные стороны. Все его пожелания звучали конкретно, но никогда не грубо, а напротив, доброжелательно, без нажима.

Софроницкий считал, что заниматься нужно не более пяти часов в день, говорил, что занятия не должны быть поспешными, надо искать, а не пользоваться тем, что уже есть. Уроки его всегда сопровождались бесподобным иллюстрированием. Он не считал нужным делать какие-либо скидки на уровень мастерства учеников и играл в полную силу своих исполнительских возможностей, чем мотивировал их к дальнейшим занятиям. Безусловно, сама личность Владимира Владимировича производила огромное впечатление на студентов. Иногда он был достаточно нервным из-за своей болезни, и общение с учениками зачастую его раздражало, выводило из состояния равновесия. Педагогическая деятельность отвлекала его от собственных занятий на инструменте, поэтому Софроницкий ее недолюбливал. Несмотря на это, в классе царила творческая атмосфера. Студенты были дружны, имели общие интересы, вместе восторгались своим наставником и ожидали следующих занятий.

Знакомство с замечательным музыкантом оставило большой отпечаток в восприятии и понимании музыки, а также и в дальнейшей педагогической деятельности его учеников. К сожалению, сохранилось мало материалов, посвященных педагогической работе Софроницкого. Бесценными в этом плане являются работы ученика Владимира Владимировича, Павла Васильевича Лобанова, который делал записи уроков Софроницкого. Кроме этого П.В. Лобанов был инициатором создания «озвученных музыкальных пособий» в помощь студентам заочной формы обучения в институте им. Гнесиных. На этих записях проводят уроки такие пианисты, как Г. Нейгауз, М. Гринберг, в том числе и Софроницкий.

Владимир Владимирович оставил яркий след в исполнительском искусстве, прежде всего, как неповторимый интерпретатор произведений А.Н. Скрябина. По мнению слушателей, он обладал уникальными звуковыми качествами, высококлассным техническим оснащением, сочетал в своих интерпретациях эмоциональное начало с железной исполнительской волей.

Педагогика Софроницкого была педагогикой высшей школы. Пример его собственного творчества давал учащимся образец отношения исполнителя к своему искусству. Уважение и интерес к индивидуальности студентов, к развитию их как мыслящих, творческих личностей, которые демонстрировал Софроницкий, давало им действенный стимул к профессиональному и личностному росту.

В настоящее время исследователям предстоит дальнейшая работа по сбору, систематизации, анализу наследия Софроницкого. Большой интерес представляют и сделанные П.В. Лобановым записи уроков музыканта. Их изучение может значительно обогатить картину педагогической работы Софроницкого и позволит осуществить комплексное исследование его исполнительского и педагогического творчества.

Литература

1. Аджемов К.Х. Незабываемое. Воспоминания. Очерки и статьи. М.: Музыка, 1972. – 152 с.

2. Афанасьев В.М. Монолог о Софроницком // Независимая газета. - 2001. – 8 мая.- С.7.

3. Визель А.О. В.В. Софроницкий. Круг ответственности // Фортепиано. - 2011. - № 2. - С. 19-26.

4. Визель А.О. Поэт фортепиано: К 100-летию со дня рождения В. В. Софроницкого. М.: ТИССО, 2003. – 160 с.

5. Воспоминания о Софроницком / Сост., редакция и ком. Я. И. Мильштейна. М.: Сов. Композитор, 1970. - 372 с.

6. Вспоминая Софроницкого // Сост. Скрябин А.С., Никонович И.В. М.: Классика-XXI, 2008. -  423 с.

7. Гаккель Л.Е. Памяти В. Софроницкого // Исполнителю, педагогу, слушателю. Статьи, рецензии. Л.: Советский композитор, 1988. - С. 167.

8. Горностаева В.В. Высокая болезнь (о В.В. Софроницком) // Музыкальная жизнь. – 2001. - №4. - С.32-37.

9. Жуков И.М. Там чудеса … там жизнь (о пианисте В.В. Софроницком) // Музыкальная академия. - 2001. - №2. - С.88-89.

10. Нейгауз Г.Г. Владимир Софроницкий. К концерту из произведений Шопена  // Советское искусство. - 1937. - 23 июня. – С.6.

11. Нейгауз Г.Г. Владимир Софроницкий // Советская культура. - 1961. - 27 мая. – С.2.

12. Некрасова В.А. Софроницкий в годы войны (Концертная деятельность музыканта В. Софроницкогов годы ВОВ) / Музыкальная жизнь. - 1988. - №9. - С.7.

13. Никонович И.В. Воспоминания о Софроницком. М.: Советский композитор, 1982. - 138 с.

14. Софроницкий В.В. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М.: 2007. — С.747.

15. Софроницкий В.В. Роль художника //Литература и искусство. - 1942. - 7 ноября.

16. Хентова С.М. Великий романтик. К 100-летию  В. Софроницкого  // Музыкальная жизнь. – 2001. - №4. - С.32-34.

17. Цыпин Г.М. В.Софроницкий (к 75-тилетию со дня рождения выдающегося советского пианиста) // Музыкальная жизнь. – 1976. - №8. - Стр. 15-16.

18. Цыпин Г.М. Магнетизм таланта. Исполнители на все времена (о В. Софроницком) //Музыкальная жизнь. – 2006. - №8. - С.39.