ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В КЛАССЕ БАЯНА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Аннотация. Вопрос домашних занятий учащихся детской школы искусств – один из самых актуальных в современной музыкальной педагогике. С этой целью автором поднят вопрос самостоятельности учащегося в классе баяна. По мнению автора, самостоятельность – развиваемый навык, который необходим для творческой и исполнительской деятельности баяниста.

Ключевые слова: учащийся, класс баяна, педагог, самостоятельность, исполнительские навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл firsova_a.m.docx25.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В КЛАССЕ БАЯНА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Аннотация. Вопрос домашних занятий учащихся детской школы искусств – один из самых актуальных в современной музыкальной педагогике. С этой целью автором поднят вопрос самостоятельности учащегося в классе баяна. По мнению автора, самостоятельность – развиваемый навык, который необходим для творческой и исполнительской деятельности баяниста.

Ключевые слова: учащийся, класс баяна, педагог, самостоятельность, исполнительские навыки.

        Развитие самостоятельности ученика является немаловажной задачей педагога детской школы искусств, который воспитывает исполнительские качества юных музыкантов, в том числе, и баянистов. Н. Якимец пишет: «Обучить игре на баяне (или другом каком-либо инструменте) – значит не только сформировать и развить до определенного уровня совершенства необходимые для этого исполнительские навыки, но и привить учащемуся умения действовать самостоятельно без посторонней помощи или руководства» [6, 85]. Основным решением проблемы автор видит в обучении детей самостоятельному нахождению верных действий в процессе изучения музыкального произведения. Самостоятельность учащегося включает в себя умения, которые формируются так же, как и исполнительские, мыслительные навыки, в результате целенаправленного педагогического воздействия в процессе всего обучения.

        В педагогике и психологии развитие самостоятельности учащегося с связывают с усилением интенсивности учебного процесса. В связи с этим выделяются два направления обучения самостоятельности:

- усовершенствование методики обучения;

- исследование психических возможностей учащихся, развитие психических новообразований, повышающих эффективность обучения.

        Одной из проблем современной педагогики и психологии является воспитание разносторонне развитой личности. В этом аспекте самостоятельность является одной из основополагающих составляющих личностного развития ребенка. Российский психолог А.К. Осинский утверждает: «Самостоятельность в действиях и развитие личности тесно связаны друг с другом» [2,  11]. Личностное развитие ребенка происходит во взаимодействии с обществом и определенной деятельности. Человек с самого детства направлен на поиск своего места в социуме, поэтому многие его действия требуют самостоятельного осмысления. Следовательно, от степени сформированности самостоятельности зависит успех в решении задач своего будущего, постановки целей и их достижения.

        Психология, рассматривая проблему развития самостоятельности ребенка, выдвигает три аспекта ее реализации:

1. Возникшая проблема должна стать проблемой ребенка.

2. Показ возможных путей «к обретению самостоятельности» [2, 12].  

3. Предоставление инструментов достижения самостоятельности, необходимых в определенной деятельности.

         Ученые указывают на следующий комплекс личностных качеств человека, который в процессе деятельности стремится к достижению поставленной цели: «<…> склонность к самостоятельной работе, без контроля со стороны; настойчивость в достижении поставленных целей; адекватная самооценка; уверенность в себе и результате выполненной работы; чувство ответственности, склонность к систематическому планированию своей деятельности; умение заставить себя сосредоточиться на выполнении задания; в случае необходимости, легкость переключения с одной работы на выполнение другой; внутренняя потребность всегда доводить порученную работу до конца; развитый самоконтроль и рефлексия <…>» [4, 87]. Анализ вышеуказанного комплекса позволяет утверждать, что все его компоненты составляют самостоятельность в музыкально-исполнительской деятельности.  

        Аудиторные занятия в классе баяна проходят два раза в неделю по академическому часу. Этого, несомненно, не хватает учащемуся для развития исполнительских навыков. Поэтому большое место в обучении баяниста занимает домашняя, то есть, самостоятельная работа.  

          На каждом этапе обучения самостоятельность развивается в различных формах. Так, в первый год обучения домашние задания ученик выполняет с учетом требований педагога к отдельным видам работы. В чем же заключается самостоятельность первоклассника? В умении самому контролировать точность выполнения домашних заданий как визуально, так и в слуховом плане. Это первый опыт самостоятельной деятельности ученика, который поведет за собой сформированность слуховых и исполнительских навыков, что является ценным приобретением первых лет обучения. Задача преподавателя на данном этапе – научить ребенка не только понимать «что делать», но и «как делать», а также знать конечный результат работы, к которому он должен стремиться. В связи с этим можно сделать вывод: на начальном этапе обучения самостоятельность ученика развивается под чутким контролем педагога.

        В процессе начального этапа обучения баяниста есть знания, умения и навыки, которые закрепляются учеником в систематическом повторении и закреплении. Конечно, урока специальности для этого не хватает, поэтому домашняя работа здесь выходит на первый план. Рассмотри некоторые из них.

        Освоение нотной грамоты. Изучение нот, длительностей и остальных компонентов нотной грамоты требует от ребенка больших временных затрат. В классе педагог, используя дидактический материал, дает первое понятие о графической записи музыки; вместе с педагогом ученик стремится запомнить местоположение нот, их наглядный вид (белые, черные, наличие штилей и т.д.). Однако лишь на уроке невозможно выучить ноты, поэтому лишь самостоятельное их проучивание и запоминание продвинет ребенка в дальнейшем обучении. Задача педагога – нацелить ученика на достижение результата и получение знаний.

        Изучение музыкальных произведений (любой сложности) также требует самостоятельного изучения. Выделим этапы работы над музыкальным материалом:

- разбор нотного текста, чтение с листа;

- анализ музыкальной формы, технических сложностей, работа над изучением произведения по нотам;

- работа над художественным образом, выбор выразительных средств для его реализации;

- выучивание музыкального произведения наизусть;

- работа над достижением концертного состояния произведения.

        Каждый этап требует самостоятельности от ученика. Так, разбор нотного текста, как правило, производится учеником самостоятельно (за исключением технически сложных эпизодов). Помощь со стороны педагога – выбор целесообразной аппликатуры, корректирование штрихов, по необходимости. В целом, разбор произведения является посильным трудом для ученика. Однако, практика показывает, что дети часто не уделяют должного внимания грамотному отношению к авторским (редакторским) указаниям, что ведет к проблемам в дальнейшей работе над музыкальным материалом. Здесь необходим контроль со стороны педагога, а главное – нацеливание учащегося на грамотность в освоении текста, мотивирование связью нотной графики с образной картиной произведения. Чем раньше ребенок поймет эту зависимость, тем продуктивнее и короче будет для него данный этап работы.

        Анализ технических сложностей и работа над ними в период игры по нотам – процесс продолжительный и проходит под контролем педагога весь младший этап обучения игре на баяне. В младших классах дети осваивают не только практические навыки игры на инструменте; они также получают теоретические знания и умения: анализ нотного текста, музыкальной формы, технических сложностей. Поэтому на начальном этапе обучения баяниста большой самостоятельности в данном направлении учащиеся проявить не могут. Самостоятельность их может проявляться лишь в выдвижении гипотез, которые они проверяют вместе с преподавателем. Однако эта работа в будущем принесет большие плоды в виде развитого аналитического мышления и самостоятельном выборе исполнительских средств.

        Те же результаты может принести совместная с педагогом работа над художественным образом и выбором исполнительских средств для его реализации. Опыт показывает, что это часть изучения музыкального произведения интересна детям с самого начала обучения, поэтому их самостоятельность по отношению к этому этапу проявляется с первого урока. Уже в ходе подбора по слуху на первых уроках педагог обсуждает с учеником характер песенки, ее образ. Это ведет к самостоятельности в высказываниях и смелости суждений, а также поиску выразительных средств, чтобы отразить в музыке образную картину. В средней и старшей возрастной группе учащиеся в большей степени самостоятельности решают подобные задачи, педагог лишь осуществляют сопровождение и направляет учеников в нужном направлении. При умелом действии преподавателя ученик сам находит ответы на все возникающие вопросы.

        Грамотная работа в первые три этапа практически освобождает ученика от необходимости выучивать нотный текст наизусть. Однако, в отдельных случаях наблюдается присутствие некоторой механичности исполнения музыкальных произведений. Поэтому уже на начальном этапе необходимо прививать ученику умение играть произведение «с любого места». Навык разделять музыкальный текст на относительно законченные эпизоды и исполнять их отдельно будет способствовать свободе как в работе над концертным исполнением, не прибегая к нотам, так и в процессе концертного выступления в момент волнения или срыва. Этот навык необходимо превратить в самостоятельный и необходимый для ученика до конца обучения в детской школе искусств, музыкальном колледже, консерватории.

        Подготовка к концертному выступлению – ответственный этап работы баяниста. В современном музыкальном обществе проводится огромное количество конкурсов различного уровня, требующих от исполнителя не только качества авторского текста, но и яркого, образного исполнения. Поэтому самостоятельная работа над целостностью исполнения – необходимый аспект воспитания баяниста.    

        Самостоятельность учащегося-инструменталиста, по мнению ученых, ведет к его саморазвитию. Е.С. Полякова по этому поводу пишет: «С точки зрения современной науки, обучение музыки создает условия для развития и саморазвития всех сторон, качеств и свойств личности» [3, 101]. В процессе детальной проработки музыкального произведения у учащегося развиваются такие познавательные психические процессы, как внимание, воля, восприятие, воображение.

        Е.С. Полякова выделяет три функции внимания:

«- отбор значимых для индивида воздействий;

- удержание и сохранение в сознании образов;

- регуляция и контроль протекания деятельности» [3, 102].

Для музыканта-исполнителя, в том числе и баяниста, необходимым психическим новообразованием является произвольное внимание. Оно связано с продолжительными самостоятельными домашними занятиями, а также волевыми усилиями, с помощью которых ученик достигает необходимых результатов в обучении.

        Первая из вышеуказанных функций внимания необходима для сценических выступлений, так как именно отбор необходимых и значимых действий в процессе исполнения играет большую роль в концертном успехе. Полная сосредоточенность ученика на качественном и образном исполнении не позволит ему отвлечься на посторонние звуки. Развитость второй функции внимания позволяет ученику сохранить и воспроизвести необходимую динамику, исполнительские краски и качество звука для отражения образной картины. Третья, регулировочная функция способствует обеспечению успеха корректировки качества исполнения в процессе концертного выступления.

        Воля – это «психический процесс самодетерминации и саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям» [5, 75]. Именно волевые процессы способствуют продолжительности домашних занятий баяниста, стремлению к достижению цели и решению поставленных в ходе работы над музыкальным произведением задач. По мнению психологов, именно через самостоятельность, то есть «умение по собственной инициативе ставить цели» [3, 102] воспитываются волевые качества ученика.

        Восприятие – необходимый психический процесс музыканта-исполнителя, он тесно связан с представлением, памятью, мышлением, воображением. Установка на музыкальное восприятие зависит от жизненного опыта ученика, который он набирает как с помощью взрослых, так и самостоятельно.  

        Воображение – психический познавательный процесс, необходимый в музыкально-исполнительской деятельности. В процессе воображения «отражение происходит в форме создания новых образов, предметов, ситуаций, обстоятельств на основе уже имеющихся представлений» [3, 123]. Оно способствует созданию внутреннего идеального образа и воплощению его в реальном музыкальном звучании. Это очень ценное качество баяниста, основанное на музыкально-слуховых представлениях. В процессе обучения в классе баяна практикуется не только исполнительское обучение, но и слушательское, с целью набора учеником слухового опыта и обогащения фантазии. В процессе музыкально-исполнительского воспитания учащегося на начальном этапе воображение развивается на уроках специальности. В среднем и старшем звене эта работа проводится самостоятельно, применительно к каждому изучаемому музыкальному произведению.

        Исследование литературы и опыт работы в классе баяна позволяет утверждать, что самостоятельность учеников играет большую роль как в развитии личности музыканта, так и формировании его исполнительских качеств. Конечно, полной самостоятельности в процессе обучения баяниста не может быть, результат ее должен контролироваться педагогом.

Литература:

  1. Методика обучения игре на народных инструментах / Сост. П. Говорушко. – Л.: Музыка, 1975. – 90 с.
  2. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. – М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
  3. Полякова Е.С. Психологические основы музыкально-педагогической деятельности: Монография / Е.С. Полякова. – 2-е изд., испр. – Мн.: БГПУ, 2005. – 195 с.
  4. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография / Г.С. Прыгин. – Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. – 408 с.
  5. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2001. – 928 с.
  6. Якимец Н.Т. Система начального обучения игре на баяне / Н.Т. Якимец. – М.: Музыка, 1990. – 64 с.