Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на дисциплинах музыкально-теоретических цикла

Марарица Лариса Игоревна

В статье рассматривается использование проектной деятельности на предметах музыкально-теоретического цикла, ее значение для формирования учебных универсальных действий, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Л.И. Марарица

Проектная деятельность

как средство формирования универсальных учебных действий

на дисциплинах музыкально-теоретических цикла

Российское общество сегодня качественно изменяется, динамика этих процессов усиливается, объем информации растет в геометрической прогрессии. В этих условиях изменяются требования общества к своим подсистемам, в частности, к подсистемам воспитания, образования подрастающего поколения. Проблематику этих подсистем, видимо, надо рассматривать не только в рамках педагогики и психологии, но и теории деятельности.  Проектная деятельность, ориентированная на самостоятельное приобретение обучающимися новых знаний, умение, навыков, становится необходимым элементом современного образования (в соответствии с положениями нового содержания Государственной образовательной политики).

Проектная деятельность на предметах музыкально-теоретического цикла позволяет:

  • систематизировать и углубить  полученные учащимися знания, умения, навыки,
  • расширить художественный кругозор учащихся,
  • обогатить опыт музыкально-творческой деятельности,
  • научить учащихся использовать в самостоятельной работе интернет-ресурсы и другие источники информации.

Проектную деятельность в рамках  музыкально-теоретических дисциплин можно условно разделить на следующие этапы: выбор темы, определение методов работы, выбор оптимальных путей реализации проекта, разработка плана и технологии выполнения, выполнение проекта, работа с источниками информации, экспертная оценка и самооценка результатов проектной деятельности. Результирующий этап проектной деятельности - презентация проекта, общественное обсуждение его результатов. Этот этап принципиально важен для учащегося, так как позволяет «синтезировать» личностные наработки предшествующих этапов и показывает значимость его работы.

Выступая одновременно  представителем, элементом определенного числа социальных систем (семьи, учебного класса, трудового коллектива) человек аккумулирует в себе весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Эта «одновременность» делает его собственно человеком, а социально-типические качества детерминируются опытом включенности в определенное множество социальных систем. Проектная деятельность позволяет моделировать и осваивать элементы этой «включенности», обеспечивая деятельностный аспект научения детей. При всей сложности и разнообразной направленности проектной деятельности, можно выделить несколько типов проектов, позволяющих детям осваивать ее элементы дисциплинах музыкально-теоретического цикла.

Информационные проекты способствуют овладению навыками работы с информацией: её поиск, анализ и обобщение. Примером может быть наш проект «Сказка и музыка». Цель проекта: пробудить у детей интерес к лучшим образцам русской классической музыки, познакомиться с жанрами «опера» и «балет». Участники проекта: учащиеся 4 класса. Основная задача проекта - совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся с информацией. Проект может быть реализован в рамках одного предмета, его длительность - 2 недели. Ожидаемый результат: приобретение навыков взаимодействия в группе, знакомство с творчеством Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, литературной основой сказочных произведений, с театрально-декоративным искусством, приобретение навыков самостоятельной работы с текстами, интернет-ресурсами.

Исследовательские проекты предполагают освоение навыков исследовательской работы: аргументация актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, выдвижение и проверка гипотез, обсуждение полученных результатов. К таким проектам можно отнести наш проект «Отражение исторических событий  в культурной жизни России второй половины XIX века». Главная цель проекта:  определить взаимосвязь между историческими и культурными событиями второй половины XIX века и показать их влияние на произведения искусства. Участники проекта (учащиеся 8 класса) должны выявить ключевые исторические события XIX века, исследовать взаимосвязь между историческими и культурными событиями, показать, как эти события отразились в произведениях музыки, литературы и живописи.

Проект выходит за рамки одного предмета и предполагает синтез знаний из разных областей, его длительность - 2 недели. К 8 классу учащиеся понимают  значение  искусства в жизни человека на основе знаний, полученных ранее на уроках 5-7 классов. Исследовательский проект направлен на повышение интереса к истории, культуре России. Ожидаемый результат: личностный рост ребёнка, формирование новых компетенций, навыков исследовательской работы, умение выстраивать системную картину, видение взаимосвязей различных сторон жизни общества на основе синтеза знаний из разных предметных областей, воспитание патриотизма.

Творческие проекты подразумевают разработку и представление авторского продукта. Например, наш проект «Юный композитор» для учащихся 2-7 классов. Цель проекта: вызвать у детей интерес к творчеству. Задачи проекта: освоение элементов музыкального языка, ознакомление с музыкальными формами, жанрами, развитие слуховых навыков учащихся, формирование художественно-эстетического вкуса.

Проект является межпредметным, его длительность - 2 недели. Ожидаемый результат: личностный рост ребёнка, освоение средств музыкальной выразительности, приобретение начальных навыков анализа музыкального произведения, приобщения к музыкально-творческой деятельности.

Кроме перечисленных выше типов проектов, в нашей практике обучения успешно реализовывались проекты, связанные с разработкой сценариев и участием в музыкально-театральных постановках, подготовкой и самостоятельным проведением уроков (по сольфеджио и слушанию музыки) старшеклассниками для учащихся вторых классов (ролевые/игровые проекты). Учащиеся старших классов участвуют в практико-ориентированных проектах (создание учебных пособий: альбомов, плакатов, стенгазет, справочных материалов).

Использование проектной деятельности в рамках музыкально-теоретического цикла формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные и информационные учебные универсальные действия, способствует саморазвитию и самосовершенствованию учащихся, тем самым обеспечивая освоение элементов включенности в больший ряд социальных систем, профессиональному самоопределению и успешному вхождению во взрослую жизнь.

Список литературы

  1. Денисова Ю.А. Автореферат диссертации «Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования», Нижний Новгород, 2006. - 23 с.
  2. Медушевский В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства// Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001. - №6. – С. 12-20.
  3. Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт. – сост. С. Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
  4. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», Лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 68 с.
  5. Шевцова Т.В. Автореферат диссертации «Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся», Москва, 2005. – 20 с.