Фортепиано. История возникновения. Почему я учусь играть на фортепиано

Романов Александр Александрович

Рассказ учениц 3 класса фортепианного отделения - Анны, Дарьи и Софьи - об истории возникновения фортепиано, об устройстве и приемах игры на инструментах, предшествующих современному роялю, о причинах выбора этого инструента для обучения в школе искусств. Презентация содержит богатый иллюстративный материал (видео и изображения). Материал может послужить основой к созданию собственного проекта заинтересовавшихся преподавателей. В начале текста содержится ссылка (выделена желтым цветом) на текст, презентацию и видеофрагенты, залитые на яндекс.диск. Приеры слайдов:, , и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx67.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фортепиано. История возникновения. Почему я учусь играть на фортепиано

Ссылка на текст, презентацию и видео: https://yadi.sk/d/OFUo-Lw9SMo6aQ

00:20 Слайд 1 Титульный слайд

02:25 Слайд 2 Шопен Ф. Ноктюрн cis-moll, op. posth. (видео №1)

Дарья (видео №2)

У любого музыкального инструмента существует своя неповторимая история возникновения, знать которую очень полезно и интересно. Изобретение фортепиано стало поворотным событием в музыкальной культуре начала XVIII века.

Анна (видео №3)

С начала XVIII века все музыканты и композиторы стали ощущать серьезную потребность в таком клавишном инструменте, музыкально-выразительные возможности которого не уступали бы скрипке. Для этого требовался инструмент с широким динамическим диапазоном, который был бы способен извлечь мощное «форте» и нежнейшее «пиано», а также все тонкости динамических переходов.

Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром a-moll, op.16 (видео №4)

00:32 Слайд 3 Дарья (видео №5)

И такой инструмент появился. Его назвали «фортепиано». В то время, когда этот замечательный инструмент впервые заявил о себе, в Европе царила переходная эпоха между барокко и классицизмом. Жанр сонаты, появившейся в то время, удивительно подходил к исполнению на фортепиано. Яркими образцами этого являются произведения Моцарта и Клементи.

01:13 Слайд 4 Моцарт В.А. Соната F-dur K.280 (видео №6)

Клементи М. Соната B-dur, op.24 №2 (видео №7)

01:17 Слайд 5 Анна (видео №8)

Впервые клавишный инструмент со всеми его возможностями выступал в роли сольного инструмента, что сподвигло возникновению нового жанра – концерта для фортепиано с оркестром.

Шопен Ф. Концерт для фортепиано с оркестром №1 e-moll, op.11 (видео №9)

00:21 Слайд 6 Анна (видео №10)

С помощью фортепиано стало возможным выражение своих чувств и эмоций через завораживающее звучание. Это отразилось в творчестве композиторов следующей эпохи романтизма в произведениях Шопена, Шумана, Листа.

00:55 Слайд 7 Шопен Ф. Фантазия-экспромт cis-moll, op.66 (видео №11)

00:11 Слайд 8 Анна (видео №12)

Но какие инструменты можно считать предшественниками современного фортепиано? Давайте заглянем вглубь веков и узнаем.

07:14 – Вступительная часть

00:04 Слайд 9 Часть I. «Гидравлос. Научный прибор становится музыкальным инструментом»

00:30 Слайд 10 Дарья (видео №13)

В 1931 году при раскопках древнеримского города Аквинкума, находившегося около современной столицы Венгрии города Будапешта, в развалинах здания гильдии ткачей были найдены металлические части органа, а также табличка с надписью «гидра» и датой изготовления инструмента – 228 год нашей эры.

00:38 Слайд 11 Анна (видео №14)

Гидравлос – это водяной орган, предок современного органа. Слово «гидравлос» происходит от двух греческих слов «гидро» – вода и «авлос» – флейта. Первые описания конструкции гидравлоса находятся в трудах позднеантичных писателей – Витрувия и Афинея. Плиний Старший приписывал изобретение гидравлоса Ктесибию из Александрии.

00:27 Слайд 12 Дарья (видео №15)

Водяной орган стал очень популярен в странах Средиземноморья, а затем и во всей Римской империи. Так, в посвятительной надписи из Дельф есть запись о том, что некий гидравлет Антипатр «покрыл себя славой», играя на состязании музыкантов в 90 году до нашей эры два дня подряд.

00:43 Слайд 13 Анна (видео №16)

В Древнем Риме гидравлос входил в состав инструментальных ансамблей, сопровождавших гладиаторские бои, как, например, это показано в Злитенской мозаике II века нашей эры. Кроме того, его использовали в театре, на общественных праздниках – «играх», в процессиях, в цирковых представлениях, на пиршествах и свадьбах знатных людей. Гидравлос сопровождал церемонию присяги при вступлении на государственную должность.

00:46 Слайд 14 Дарья (видео №17)

Инструмент работал следующим образом. Воздух из насоса вдувался в металлическую шаровидную камеру, погруженную в воду. С усилением давления воздух вытеснял воду из шара, поднимая уровень воды в окружающем сосуде. Избыточный воздух поступал внутрь трубы, поднимающейся над водой. Далее поток воздуха направлялся по отдельным трубкам. Его подача регулировалась открытием и закрытием деревянных затворок. Каждая затворка соединялась с клавишей. Органист нажимал на клавиши, выпуская тем самым воздух. Орган звучал.

00:28 Слайд 15 Звучание гидравлоса (видео №18)

00:31 Слайд 16 Анна (видео №19)

В гидравлосе клавиши расположены непосредственно перед трубками, имевшими большой диаметр. Это обусловило большое расстояние между клавишами и, как следствие, отсутствие развитой техники исполнения у органиста.

С закатом Римской империи гидравлос вышел из употребления, уступив место воздушному органу.

04:07 – I часть

00:03 Слайд 17 Часть II. «Воздушный орган. Клавиши + трубы и не только»

00:32 Слайд 18 Дарья (видео №20)

Воздушный орган – это клавишно-духовой инструмент. Его основные части – трубы, мехи для подачи воздуха, ручная и ножная клавиатуры, рукоятки для включения регистров. До изобретения электромотора воздух в инструмент накачивал руками или ногами помощник органиста – калькант.

00:32 Слайд 19 Воздушный орган. Калькант (видео №21)

00:25 Слайд 20 Дарья (видео №22)

Большинство органных труб находится внутри корпуса инструмента. Некоторые из них могут быть вынесены на фасад органа, обращенный к зрителям. Оформление корпуса инструмента представляет собой не меньшую художественную ценность, чем его звучание.

00:46 Слайд 21 Анна (видео №23)

Место органиста называется пультом или кафедрой. Чаще всего оно располагается перед фасадом инструмента. Кафедра имеет клавиатуры для рук – мануалы, и ног – педали, а также рукоятки включения регистров. Количество мануалов у каждого органа свое. Их может быть от одного до семи. Диапазон каждого от «до» большой октавы до «соль» третьей октавы. Реальное звучание инструмента может достигать десяти октав.

00:59 Слайд 22 Бах И.С. Фуга соль минор BWV 574 (видео №24)

03:17 – II часть

00:06 Слайд 23 Часть III. «Клавикорд и клавесин. Клавиши + струны. Экспериментируем: ударять или защипывать»

00:36 Слайд 24 Дарья (видео №25)

С XIII века в музыкальный быт Западной Европы входит новый струнный клавишный инструмент. Его назвали клавикорд. В основу положили соединение латинских слов: «клавис» – ключ или «клавус» – гвоздь, и «хорд» – струна. Это название дает двоякое толкование инструмента с ключами, которые мы теперь называем клавишами, или гвоздями, то есть тангентами.

00:48 Слайд 25 Анна (видео №26)

Клавикорд был устроен просто. Над верхней доской прямоугольного деревянного ящика натягивались струны из тонкой латунной проволоки. Эта доска служила резонансной декой, усиливающей звук струн. Клавиатура, состоящая из двадцати и более клавиш, располагалась перпендикулярно струнам. Передними концами она выходила за пределы ящика. Клавиши имели точки качания на стержнях, укрепленных на опорной планке.

00:50 Слайд 26 Бах И.С. Гольдберг вариации BWV 988 (видео №27)

01:00 Слайд 27 Дарья (видео №28)

Вблизи задних концов клавиш, на их верхних сторонах, вбивались металлические штифты, с плоскими, наподобие лезвия отвертки, верхними концами. Их называли тангентами. При нажатии клавиш тангенты поднимались и прижимались к струнам, деля их на два отрезка. Вследствие происходящего при этом удара струны колебались. Чтобы звуки левых участков струн не примешивались к звукам правых, их сначала глушили ладонью левой руки. Впоследствии, для этой же цели, стали оплетать левые концы струн полоской материи, как это мы видим на задних концах струн современных роялей и пианино.

00:19 Слайд 28 Анна (видео №29)

Звук клавикорда был очень слабым, длился недолго и имел звенящий «проволочный» тембр. Этому способствовало применение слабо натянутых, очень тонких латунных струн.

00:35 Звучание клавикорда (видео №30)

00:41 Анна (видео №31)

Размеры клавикорда обусловили размеры клавиш. По сравнению с клавиатурой современного фортепиано, клавиши клавикорда были значительно короче и уже. Вследствие этого, употребление при игре первого пальца было неудобным. Исполнители старались его не применять, выработав четырехпальцевый тип аппликатуры. Это не создавало неудобств, так как фактура сочинений в то время была довольно простой.

00:21 Слайд 29 Софья (видео №32)

Современником и одновременно конкурентом клавикорда, а также еще одним предком фортепиано являлся клавесин. Главное отличие этого струнного клавишного инструмента, заключалось в том, что его струны не ударялись, как в клавикорде, а защипывались.

00:39 Слайд 30 Софья (видео №33)

Клавесин имел форму продолговатого треугольника, чем-то напоминающую современный рояль. Его струны были расположены горизонтально. Позади каждой клавиши находился деревянный стержень – толкачик. На верхнем конце его помещался плектр из птичьего пера. При нажатии клавиши толкачик поднимался, и плектр цеплялся за струну, извлекая звук. Вибрация струны заглушалась кусочком войлока, прикрепленным на толкачике выше плектра.

00:25 Софья (видео №34)

Для изменения силы и тембра звука, использовались ручные и ножные переключатели. Если сравнивать клавикорд и клавесин, то у второго был гораздо более ясный и сильный звук. Однако плавное увеличение или уменьшение громкости звука на клавесине было невозможно в принципе. Это было его основным недостатком.

01:05 Видео устройства клавесина (видео №35) (одновременно с видео №33 и №34) + Аудио Куперен Ф. «Мистические преграды»

00:49 Слайд 31 Рамо Ж.Ф. Курица (видео №36)

00:18 Слайд 32 Софья (видео №37)

К XVI веку существовало несколько разновидностей клавесина: клавичембало или собственно клавесин, клавицитериум, спинет, вёрджинал. Но ни одной из них не удалось преодолеть названный выше недостаток.

00:43 Слайд 33 Звучание клавицитериума (видео №38)

08:11 – III часть

00:06 Слайд 34 Часть IV. «Фортепиано. Все-таки клавиши + струны. Все таки ударять… молоточком»

00:36 Слайд 35 Анна  (видео №39)

Настоящая история фортепиано началась в XVII веке в Европе. Прорыв совершил итальянский мастер клавишных инструментов Бартоломео Кристофори.

Дарья

Около 1698 года он изобрел фортепианную механику. Молоточковое фортепиано Кристофори надолго стало лучшим.

Анна

Гениальную механику этого инструмента смогли усовершенствовать лишь во второй половине XVIII века.

00:44 Слайд 36 Скарлатти Д. Соната d-moll К.9 (видео №40)

00:49 Слайд 37 Дарья (видео №41)

Кристофори назвал свое изобретение «Гравичембало коль пиано е форте – клавесин с тихим и громким звучанием». Позже это название сократили до «Пианофорте».

Анна

Музыканты и композиторы сразу оценили новый инструмент. Именно поэтому, начиная с XVIII века, многие мастера стали работать над развитием «Пианофорте».

Дарья

Наиболее значимые нововведения в конструкцию фортепиано: механизм двойной репетиции, чугунная рама для натяжения струн, расположение струн крест-накрест друг над другом.

00:46 Слайд 38 Анна (видео №42)

Сегодня фортепиано делится на два основных вида: рояль и пианино. Рояль предназначен для больших концертных залов. Пианино применяется, главным образом, для домашнего музицирования.

Дарья

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики.

Анна

Возможности фортепиано огромны, поэтому обучение игре на инструменте длится не один год. Я и мои одноклассницы можем считать эти годы самыми интересными.

03:01 – IV часть

00:03 Слайд 39 Часть V. «Почему Я учусь играть на фортепиано»

01:03 Слайд 40 Софья (видео №43)

Почему я занимаюсь музыкой? Этот выбор не случайный. Все интересным образом связано с историей моей семьи, своеобразной невидимой нитью. Моя бабушка и родная тетя окончили музыкальную школу. Мой папа виртуозно играет на фортепиано. Моя мама очень любит музыку, она и почувствовала во мне творческое начало и видимо не ошиблась. До сих пор с нами инструмент, на котором занималась бабушка, и ему нет равных. Ежедневно я оттачиваю свое мастерство, порою через определенные трудности.

Ее величество музыка способна на многое. И воодушевить, и вдохновить, и даже вылечить от плохого настроения каждого из нас. С музыкой можно пережить любую неприятность. Музыка учит видеть мир вокруг нас иначе, более обширно и многогранно. Музыка окрыляет, дарит радость, наполняет смыслом каждое мгновение жизни!

01:05 Софья (видео №44)

00:42 Слайд 41 Дарья (видео №45)

Дело было в детском саду. Моя подруга Ира ходила в музыкальную школу. Она играла на скрипке. Мне тоже захотелось учиться в музыкальной школе. Но я не знала, на каком инструменте. Играть на скрипке мне не очень хотелось, а кроме фортепиано и скрипки никаких инструментов я не знала, да и фортепиано мне нравилось. Потом я попросила родителей записать меня учиться в музыкальную школу. Мне родители говорили, что это очень большой труд, но я не отказывалась, ведь меня тянет к музыке. Это то, чего мне не хватало.

01:59 Дарья (видео №46)

01:34 Слайд 42 Анна (видео №47)

Я с детства очень люблю музыку. Моя семья – пианисты. В 5 лет я часто слышала, как мама или папа играли на пианино. Я поставила себе цель – пойду в музыкальную школу. Моя сестра отговаривала меня. Она говорила, что я там устану. Каждый раз убеждала меня, что там плохо. Я не слушала ее.

И вот настал тот день. Я пошла в музыкальную школу. Слова сестры остались позади. Я окончательно убедилась в том, что музыка – это творение и искусство. Играя на пианино, ты сможешь прочувствовать каждую эмоцию! Грусть, радость, восторг и даже гнев! Пианино замечательный инструмент.

Мои родители мной гордятся! А сестра? И даже сестра мной восхищается! Но мне это не важно. Я пошла в музыкальную школу не за гордостью, а затем, что каждый раз, когда я играю на пианино, то поднимаю себе настроение. Я не жалею о том, что пошла в музыкальную школу!

01:29 Анна (видео №48)

00:47 Слайд 43 Рахманинов С.В. Концерт для фортепиано с оркестром №2 (видео №49)

Жизнь – как клавиши фортепиано.

Черная и белая, черная и белая…

Тот, кто это понял, создает гармонии – аккорды.

Аккорд – событие жизни.

А жизнь – соната, симфония, романс – кто что исполнит.

00:20 Слайд 1 Заключительный слайд

09:02 – V часть

35:11 – Всего хронометраж