Методико - исполнительский анализ пьес А.Г.Шнитке "Наигрыш", "В горах"

Мазурова (Яковлева) Ксения Владимировна

 При выборе репертуара для младших классов я обратила внимание на произведение Шнитке- Наигрыш и В горах, потому что я считаю, что Шнитке является ярким представителем искусства середины-конца 20 века имеющий свой богатый язык, отличающийся необычностью гармоний, разнообразием ладового языка, с чем необходимо познакомить обучающегося. Но для начала хотелось бы исполнить эти произведения, а потом их подробно рассмотреть.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.Г.В.СВИРИДОВА»

Методико-исполнительский анализ

Пьес А.Г.Шнитке «Наигрыш», «В горах».

подготовила

преподаватель ПЦК СФ

Яковлева К.В.

Г.Курск,2019

 При выборе репертуара для младших классов я обратила внимание на произведение Шнитке- Наигрыш и В горах, потому что я считаю, что Шнитке является ярким представителем искусства середины-конца 20 века имеющий свой богатый язык, отличающийся необычностью гармоний, разнообразием ладового языка, с чем необходимо познакомить обучающегося. Но для начала хотелось бы исполнить эти произведения, а потом их подробно рассмотреть.

                       ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу шнитке

 Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998) советский композитор середины-конца 20 века. Один из выдающихся композиторов русской музыки 20 века.

 Еще при жизни автора его музыка стала классикой . Его творчество произвело подлинную революцию в музыкальном искусстве.

В 1958 году А.Шнитке заканчивает Московскую консерваторию, а в 1961- аспирантуру по классу сочинения композитора Е.К. Голубева, ученика Н.Я. Мясковского . Основу педагогической традиции этой школы представляла открытость новому при изучении достижений и опыта прошлого, что и усвоил молодой композитор. В 1960 годy он был принят в Союз композиторов СССР. После окончания аспирантуры в течение одиннадцати лет Альфред Гарриевич преподавал в Московской консерватории на кафедре инструментовки.

Входил в группу шестидесятников вместе с Э. Денисовым и С. Губайдулиной. Их авангардное творчество в отечественном музыкальном искусстве выходило за рамки требований «социалистического реализма». Поэтому в 60-70е годы он находился на положении «внутреннего диссидента».Его травили и унижали, запрещали исполнение его сочинений, клеймили как авангардиста, создателя " упадочнической » и «формалистической»  музыки .

На жизнь композитору приходилось зарабатывать сочинением музыки к кинофильмам , театральным постановкам. Более 60 фильмов были «озвучены» им , и среди них такие , как « Вызываем огонь на себя », «Агония», «Восхождение», «Экипаж».

Но как ни отгораживали непроницаемой стеной цензуры творчество композитора от слушателя , оно находило путь к сердцам людей. В 1974 году в Горьком ( Нижнем Новгороде ) состоялся первый авторский фестиваль, прошедший с огромным успехом.

   60-70 - е годы отмечены активной деятельностью Шнитке в качестве музыканта - теоретика . Его исследовательские статьи, рецензии ,  доклады были посвящены творчеству советских и зарубежных классиков - С . Прокофьева , Д.Шостаковича, И. Стравинского , Б. Бартока , Р.Леденева, С. Губайдулиной, Э. Денисова и других.

Музыка Шнитке зазвучала во всем мире. Согласно международному рейтингу он - один из самых исполняемых современных авторов. В 1994 году в честь 60- летия композитора в Москве прошел масштабный фестиваль. А среди исполнителей были « звезды первой величины » - М. Ростропович , Г Рождественский , М. Плетнев .

   Фортепианное наследие мастера не столь велико. Фортепиано как сольный инструмент не очень его интересовало. И все же им созданы: Концерт для фортепиано с оркестром(в 3х частях),Музыка для фортепиано и камерного оркестра(4 части),Концерт для фортепиано в 4 руки и камерного оркестра(одночастный),3 сонаты, Прелюдия и фуга ,Импровизация и фуга, Вариации на один аккорд, Пять афоризмов. Все они очень сложны для исполнения и по заложенному в музыке смыслу, и по композиционной технике. В них- и чистая серийность, и ее синтез с иными элементами(джазовой импровизацией, колокольным звоном и пр.),необычность формообразования(«Вариации не на тему») и т.п..Для учащихся музыкальных училищ все они вряд ли окажутся доступными.

А теперь поговорим о малой форме.(потому что выбранные произведения относятся к разряду малой формы)

За время обучения мы должны пройти разные произведения по стилю, жанру. Пьесы- это важный компонент в учебной программе ,это та часть программы, которую выносят на сцену. Пьесы хорошо раскрывают эмоциональную сторону обучающегося.

Частой ошибкой педагогов является проблема одностороннего развития(отсутствие жанрового разнообразия пьес)

Нужно помнить, что пьесы бывают разных направлений, а именно:

Кантиленная(лирическая, романтическая)

Виртуозная(техническая)

Характеристическая(имеет определенное настроение, романс тоже)

Танцевальная.(гавот, полонез)

Наигрыш и В горах относятся к характеристическому типу пьес, в них заложена программность.

Пьеса требует создания эмоционального развития творческой фантазии ученика, его воображения, ассоциативного мышления.

 работа над малой формой дает нам:

1) Отшлифовку пианистического мастерства(фразировка, артикуляция, туше)

2)Развитие фантазии.

Работать нужно не только над мелодией, но и над сопровождением. При всех этих условиях должно быть понимание формы и содержания(образ),необходимо понимание и знание стиля. ведется работа над аккомпанементом. Требует высокого слухового контроля. Умение пристроиться к мелодии. Экономия движения. Игра между черными, меньше лишних движений.

Для младших школьников композитор написал 6 детских пьес. Четыре из них- Наигрыш, Напев, В горах, Кукушка и дятел- включены в многие издания для детских музыкальных школ.

Теперь поговорим непосредственно о произведениях.

Наигрыш - самая миниатюрная из всех пьес, ее период составляет  10 тактов. Так же в произведении присутствуют элементы кантилены. Его структура проста:4+4 такта ( повторение первых с чуть измененным кадансированием ) и еще 2 такта, образующихся от повторения начального мотива на фоне выдержанной тонической квинты.

Пьеса написана в ля миноре, который осложнен тем, что вместе звучат 2 ступень натуральная и низкая,4 ступень натуральная и повышенная,5 ступень натуральная и пониженная. В этом  диссонантном звучании ребенок должен почувствовать жалобные интонации , дополняющие задумчиво-грустное   настроение музыки.

Как и подобает наигрышу, его мелодия проста: ходы по звукам тонического трезвучия, опевание отдельных ступеней. И в этом кроется своя «изюминка» Мелодия, начавшись в 1 октаве продолжается в 3й,затем во 2й,а заканчивается в малой. Такая её раскидистость по диапазону с гармоническими «пикантностями» погружает слух начинающего в современную музыкальную атмосферу. В то же время переносы обеих рук из 1й октавы в другую приучают к свободе движения, что важно на начальном этапе обучения.(используются упражнения «радуга», «кузнечик»)

В артикуляционном отношении партии разнообразны, но не сложны. Для правильного исполнения необходимо хорошее легато в мотивах, умение исполнять отдельные звуки тенуто, стаккато.(разная артикуляция требует раскоординации рук,что прорабатывается сначала одной рукой,затем отрабатывается в соединении)

В данном произведении исполнительское мышление должно осуществляться по четвертям( из за размера 4/4).

Объединить 4 такта в фразу поможет выполнение динамических указаний(p,mf,mp).Главная кульминация пьесы приходится на завершение каданса в 8 такте, после чего на органной квинте на диминуэндо надо исполнить начальный мотив так искусно , чтобы заключительное «до» слилось со звучанием затухающей квинты сопровождения.

   «В горах»-яркая миниатюра, позволяющая воспитывать свободу и смелость пианистических движений, умение играть полным,опёртым звуком , словно доставая со дна клавиатуры, прививать вкус к объемному звучанию фортепиано.

Без фантазирования с учеником на тему « что происходит в горах» не обойтись .Здесь слышатся и торжественное шествие, или , может быть , тяжелое восхождение ( т . 1-2, движение по четвертям, пунктирный ритм ) , и песня ( т . 3-4 , tenuto) и напев ( т . 1-2 и далее ) , звучащий с разного расстояния, из разных мест ( в третьей октаве , затем во второй и первой) .

Есть в пьесе замечательное по художественной красоте исполнительское задание : начиная с восьмого такта в партии левой руки удерживается тоническое ре , на фоне которого образуются разные гармонии. Слух неустанно контролирует протяженность ре . А на него наслаивается мелодический голос , повторяющий ре октавой выше . Возникает удивительная звуковая сфера то в одном регистре , то в другом , которая в конце пьесы ( тоническая гармония ) будто «взрывается» горным эхом и ее диапазон расширяется до четырех октав ( повисающие французские лиги,педальное звучание,акцент.)

В начальных восьми тактах и в конце используется педаль. Преобладает запаздывающая, ее брать удобно , поэтому « В горах» может явиться в репертуаре ученика одной из первых пьес с педалью.

(фактура: гомофонно-гармоническая с элементами аккордовой)