Проблемы выбора репертуара в классе фортепиано

Мазурова (Яковлева) Ксения Владимировна

    Обучение игре на фортепиано - это процесс последовательного изучения музыкальных произведений, а не просто усвоение инструментальных навыков. Поэтому умело  составленный, учитывающий все индивидуальные качества ученика репертуарный план является основной  педагогической линией педагога  в воспитании ученика – музыканта.

Задача педагогов школы искусств – облегчить детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети.

Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности.  Именно репертуар является одним из главных факторов в обучении учащихся комплексу важнейших навыков музицирования, самостоятельного творчества: игре по слуху, транспонированию, чтению с листа, игре в ансамбле, умению проаккомпанировать, сочинению и импровизации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podbor_repertuara_ksenia.docx27.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение « Курский музыкальный колледж им. Г.В. Свиридова»

Методический доклад

Тема: «Проблемы выбора репертуара в                              классе фортепиано»

подготовила

преподаватель ПЦК СФ

Яковлева К.В.

г. Курск,2019

    Обучение игре на фортепиано - это процесс последовательного изучения музыкальных произведений, а не просто усвоение инструментальных навыков. Поэтому умело  составленный, учитывающий все индивидуальные качества ученика репертуарный план является основной  педагогической линией педагога  в воспитании ученика – музыканта.

Задача педагогов школы искусств – облегчить детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети.

Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности.  Именно репертуар является одним из главных факторов в обучении учащихся комплексу важнейших навыков музицирования, самостоятельного творчества: игре по слуху, транспонированию, чтению с листа, игре в ансамбле, умению проаккомпанировать, сочинению и импровизации.

Пришло время расширять рамки учебного материала. Основные источники его пополнения – это сочинения современных композиторов, создаваемые специально для детского музицирования,  обработки народных песен, эстрадные произведения, а также новые публикации произведений старинных мастеров. Задача педагога раскрыть перед детьми динамическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки.

Предмет «Музыкальный инструмент фортепиано» предполагает проведение индивидуальных занятий (их основная форма – урок). Такой вид обучения создает необходимые условия для наблюдения за учащимся с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем  и сложность задач. В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством  индивидуального  и  дифференцированного обучения является то, что они позволяют полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности  ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика.

      Важность правильного выбора репертуара в классе «Фортепиано» общепризнана. Репертуар должен отвечать логике усвоения и освоения учащимся материала, учитывать индивидуальные особенности  конкретного ученика. При подборе репертуара педагог обязан «вглядываться в лицо» ребенка, вслушиваться в его реакцию, вопросы, замечания. Правильно составленный репертуар развивает музыкальное мышление учащегося, побуждает его к творческим поискам, развивает в ученике самостоятельность. А  репертуар, не соответствующий уровню музыкальных способностей и интеллекта ребенка, снижает его стремление заниматься музыкой.

     При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но изучать с ним такие произведения  в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные.

 Следует поддерживать стремление ученика играть то или иное произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию. Пусть играет, если это созвучно его душевным струнам! Очень скоро, выразив себя и выплеснув эмоции, ребенок поостынет. Но какую пользу он при этом получит! А педагог, наблюдая, увидит в ученике многое, может быть до того еще не понятое ему. Ясно, что такие пьесы вовсе не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора ребенку нужно.

   Широкое ознакомление учащегося с музыкой разных времен и стилей, выбор произведений в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, индивидуальная направленность репертуара, умение подобрать для данного ученика  именно то музыкальное произведение, которое разовьет  его способности - вот главные задачи педагога - музыканта при выборе репертуара.

Выбору репертуара предшествует анализ возможностей учащегося. Важным фактором, влияющим на оптимальное техническое развитие учащегося, является педагогическая диагностика, позволяющая определить, какие виды техники развиты у учащегося в той или иной степени. Педагогический анализ является одним из главных отправных моментов в подборе репертуара, способствующего оптимальному техническому совершенствованию учащегося.

Существует два главных аспекта подбора репертуара, связанные с педагогической диагностикой. Первый — установление индивидуальных технических возможностей учащегося в начале занятий с педагогом. Здесь определяются следующие моменты:

обладает ли учащийся какими-либо природными техническими задатками;

насколько легко он поддается обучению тем или иным техническим приёмам;

какими техническими навыками он обладает, и какие виды техники развиты у него в меньшей степени (или совсем неразвиты).

Второй аспект — педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося, изучение его индивидуальности под этим углом зрения.

  Приступая к подбору репертуара, педагог должен четко понимать, с какой целью выбирается для учащегося то или иное произведение. Можно выделить три основных задачи, которые при этом преследуются:

  • Воспитание творческого понимания музыки, воспитание музыкального мышления учащегося. При этом речь идет не о воспитании музыкального мышления «вообще», а об определенных конкретных сторонах этого мышления.
  • Воспитание фортепианного мастерства учащегося.
  • Накопление репертуара.

При работе над каждым музыкальным произведением воспитывается и музыкальное мышление, и фортепианная техника учащегося; выучив музыкальное произведение, он обогащает свой репертуар, и в этом отношении указанные задачи тесно переплетаются.

Для целесообразного выбора репертуара педагог не только должен уметь наметить направления работы с учеником, не только постоянно обогащать свои знания в области фортепианной литературы, но и научиться разбираться в трудностях фортепианных произведений для того или иного уровня продвинутости.

Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, должны опираться на психолого-педагогическую характеристику учащегося, позволять видеть перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром в совместной деятельности педагога и его воспитанника.

Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе «Фортепиано»:

  • Принципы значимости музыкального материала для личности (познавательной, эстетической, практической), художественного разнообразия репертуара, организации художественно-технических задач, планирование самостоятельной деятельности учащихся.
  • Принцип системности. Подбирая музыкальный материал по принципу постепенного усложнения, создаются условия для параллельного развития и исполнительской техники учащегося, и его музыкального мышления.
  • Принцип учета  индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и т.д.).
  • Принцип учет индивидуальных психологических особенностей (внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).

Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует учитывать психолого-педагогические возрастные особенности ребенка (психологические особенности  познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту).

Выбранный репертуар должен соответствовать существующим программным требованиям по отбору музыкального материала. Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на развитие его исполнительской техники.

Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности  и увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач. Учебный музыкальный материал является главным носителем содержания учебного познания, поэтому он должен обладать высокой степенью содержательности, ёмкости, многогранности, художественной значимости, а также объёмностью и многообразием.

Обучение детей музыке - сложный и многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем огромную роль. Умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества учащегося, репертуар является важнейшим фактором воспитания юного музыканта.

 К разряду репертуарных трудностей относится  поиск нотного материала.  Каждый из нас сталкивался с определённым кругом произведений и, вполне вероятно, в силу объективных причин не знаком с большой областью заслуживающих внимания сочинений. Вполне понятно стремление педагога иметь наиболее подробный перечень произведений, написанных для фортепиано,  чтобы знать, чем он располагает для своего выбора. Опытные педагоги ведут списки услышанных когда-либо сочинений, тщательно записывают программы “своих и чужих” учеников, не довольствуясь лишь существующими типовыми программами

Значительную помощь в различных вопросах деятельности специалистов-музыкантов, в том числе и в поиске фортепианного репертуара, оказывают ресурсы сети Интернет. Знание технологии поиска нотного материала позволяет обращаться к электронным нотным библиотекам, архивам и каталогам, а также музыкальным сайтам, порталам и форумам. Благодаря ресурсам Интернета педагог может найти разнообразную информацию о той музыке, которую он предлагает своему ученику: сведения об изучаемом произведении, его авторе и других его сочинениях, исторических и стилистических аспектах исполняемой музыки.

Специальные сайты Интернет - магазинов позволяют получать имеющиеся в их резервах каталоги музыкальных дисков, сами диски, а также отдельные музыкальные произведения, причем, в разных исполнительских вариантах.

В ресурсах Интернета имеются нотные архивы, через которые можно заказать необходимые вам сборники нот, ноты отдельных музыкальных произведений. В Интернете есть доступная всем информация о всевозможных конкурсах, фестивалях и различных музыкальных проектах. Огромные базы данных Интернета постоянно и регулярно пополняются и обновляются. Для педагогов - музыкантов Интернет открывает широкие возможности для творческого поиска,

Использование Интернет – ресурсов в процессе профессиональной деятельности педагога -музыканта добавляет в учебный процесс еще один авторитетный источник знаний. Этот источник требует умелого с ним обращения и подразумевает наличие у педагога познавательной мотивации, активной самостоятельной деятельности, желание идти в ногу со временем. А это можно только приветствовать. Ведь целью любого процесса профессиональной деятельности является наличие компетентного, широко образованного, современно и самостоятельно мыслящего специалиста, хорошо владеющего разнообразными методами работы.