ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ (АРТ – ТЕРАПИИ)

Горячёва Юлия Александровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Горячёва Юлия Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 391

Санкт – Петербург

y.goryacheva@mail.ru

ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ (АРТ – ТЕРАПИИ)

Музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Воспитание обучающихся на вокальных традициях является одним из важнейших средств художественного и эстетического воспитания подрастающего поколения. В последнее время часто встречаются дети с различными проблемами в развитии речи. Однако определённые техники вокала позволяют решить некоторые из этих проблем, в том числе снять психологический барьер при общении в социуме.

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия пробуждают у обучающихся интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие детей идут взаимосвязано и неразрывно.

Пение рассматривают как средство укрепления организма детей. Нельзя забывать, что пение-это психофизиологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких как дыхание, артериальное давление, сердечный ритм, работа эндокринной системы, кровообращение и т.п. Оно увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус, улучшает работоспособность организма. В нашем мире часто болеющих детей использование вокальной техники очень актуально.

Певческая культура – важнейшая составная часть общей музыкальной культуры детей. Процесс самовыражения через вокальное интонирование напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый профилактический здоровье сберегающий фактор. Российские ученые (И.М. Догель, И.Р. Тарханов) доказали, что музыка и пение воздействуют на организм человека. Уроки вокала активно развивают детский голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность, интонационную гибкость, тембровую красочность.

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятия по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Вот некоторые упражнения для развития правильного дыхания, которые я применяю в своей работе.

Для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. Обратите внимание, что при правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине. Я считаю, что именно такое раздвижение ребер - показатель полноценного реберного дыхания.

1.Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.

2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень "высокое", куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.

3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо. Это хороший массаж связок активной воздушной струей.

4. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да... Говорите, "ощущая" корни передних зубов, "щелочку" между двумя передними зубами, через которую "идет ниточка звука". Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но "не падает". Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук "А" (в слоге "да") получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.

5. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.

Я считаю, что важно сохранить в пении природную координацию всех мелких процессов, не потерять ничего, но вынести это на уровень сознания, сознательного и контролируемого действия. Распевка – это разминка перед тренировкой, это набор вокальных упражнений для разогрева мышц и голосового аппарата.

hello_html_m5252e7b7.jpg

"Ми-мэ-ма-мо-му". Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".

hello_html_m52264766.jpg

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.

hello_html_m487d3686.jpg

На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

hello_html_2f1eaa3b.jpg

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

hello_html_m979cce.jpg

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - tenuto, не стаккато.

hello_html_2d81e4f6.jpg

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу. 

hello_html_41a864db.jpg

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.

hello_html_2f30544a.jpg

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические" вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, мышечный тонус. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично. Перед упражнениями пробуем делать точечный массаж, способствующий расслаблению мышц лица. Указательным, средним и безымянным пальцами осуществляем пульсирующие точечные прикосновения к областям над бровями, под глазами, под скулами, около носа, чуть ниже ключиц. После выполнения массажа в течении 2-3 минут можно приступать к указанным ниже упражнениям.

Упр.1

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упр.2

Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, как бы опускаем её на грудь, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упр.3

Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Упр.4

Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.

Упр. 5

При открытом рте и высунутом языке максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Репертуар является основой творческого роста вокалиста и важным средством идейно-эстетического воспитания. Поэтому я при формировании репертуара пользуюсь следующими принципами, разработанными в литературе по методике организации вокального творчества: идейная направленность, художественная ценность и эстетическая значимость музыкальных произведений, доступность их для исполнения, педагогическая целесообразность. Формирование репертуара определяется также и теми конкретными задачами, который решает вокалист на данном этапе, уровнем музыкальной подготовки.

Отбирая произведения для учебной и творческой деятельности, нужно иметь в виду, насколько содержателен музыкальный материал, над которым будет работать ученик, какие мысли, чувства заложены в нем автором, какие качества воспитывают у ученика и насколько он способствует развитию музыкально- творческих способностей, совершенствует техническое мастерство, воспитывает чувство формы.

С этой целью в учебный процесс я включаю не только произведения современных композиторов (им, безусловно, принадлежит ведущая роль), но и сочинения классиков жанра, фольклорный материал, изучение которых дает возможность вокалистам овладевать самыми различными стилями исполнительского мастерства. Обогащение произведения выразительными средствами, высокая исполнительская культура помогут создать интересные в художественном отношении интерпретации даже хорошо известных произведений, правильно раскрыть содержание песен композиторов разных эпох – от старинного романса, традиционного джаза до - рок музыки.

Практика показывает, что регулярное использование специальных и разнообразных упражнений способствует развитию четкого произношения звуков, обогащению словаря детей, быстрому развитию речи и музыкальности.

Занятия вокалом также развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений. Они расширяют детский кругозор, увеличивают объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.

Занятия вокалом помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества ребенка. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженных в песнях.

Таким образом, на занятиях вокалом педагог не только воспитывает у учеников общемузыкальную культуру, развивает музыкальные способности, обучает вокальным умениям и развивает детский голос, но и формирует ребенка физически и умственно, а главное – развиваются личностные особенности и познавательные процессы ученика. Следовательно, можно смело сказать, что пение является средством развития и воспитания личности ребенка.

В заключение хочется, отметить, что занятия вокалом не только способствуют развитию и воспитанию личности, но и являются уникальным методом укрепления здоровья. Пойте, говорите красиво и будьте здоровы.

Список литературы

  1. Алиев Ю.Б. Концепция музыкального образования школьников. – М., 1993
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка.  – М., 1968
  3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1984
  4. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. – Л.,1967
  5. Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1982
  6. Овчинникова Т.Н. Здоровье и радость в школе. – М., 2004
  7. Румер М. А. Начальное обучение пению. – М., 1982
  8. Юссон Р. Певческий голос. – М., 1974