Портрет в музыке и живописи

Горячёва Юлия Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Портрет в музыке и живописи"878 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №391 Красносельского района

Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ № 391 Санкт-Петербурга)

Методическая разработка

Образовательная программа: Вокальная студия «Кураж»

Направленность: Художественная

                                                                         

                                                         Автор / разработчик :

                                                                                      педагог дополнительного образования

                   Горячёва Юлия Александровна

                                                                        Год методической разработки 2016

Аннотация занятия

Название образовательной программы, реализацию которой обеспечивает участник конкурса в ходе своей педагогической деятельности

Вокальная студия «Кураж»

Направленность (для дополнительного образования) /направление (для внеурочной деятельности).

Художественная направленность

Возраст обучающихся

11-12 лет

Тема занятия

Музыкальный портрет

Форма проведения занятия

Занятие - лекция

Цель занятия

Сформировать представление о музыкальном портрете.

Ввести прием сопоставления музыкального и произведения  художественного искусства.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Задачи занятия

Раскрывать значение слова «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись», «скрипичная музыка», «портрет в живописи» и использовать их в активном словаре.

Определять общее в голосе скрипки  и голосе человека, и обосновывать свое мнение.

Определять  смысл, который заложен в название музыкального произведения,  и обосновывать свое мнение.

Использовать приобретенные знания для составления и оформления  музыкального портрета.

Оборудование

Музыкальный проигрыватель, проектор

Введение

      Актуальность. Музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Воспитание обучающихся на музыкальный традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Музыка – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия пробуждают у обучающихся интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие детей идут взаимосвязано и неразрывно.

По мнению древних индейцев, приобщение к музыке сулит наслаждение, достижение благочестия и благополучия. Еще в античной Греции сызмала обучали детей пению, игре на лире, кифаре, в надежде умножить тем самым свои благодетели, а в специализированных лечебных учреждениях избавляли людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы с помощью музыки. Древнегреческие философы считали, что музыка влияет на рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека.

        Дети, которые занимаются вокальной деятельностью – эмоциональные, живые, их глазки блестят ярче. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем.

                    Цель: Сформировать представление о музыкальном портрете. Ввести прием          сопоставления музыкального и произведения  художественного искусства. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

          Задачи: Раскрывать значение слова «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись», «скрипичная музыка», «портрет в живописи» и использовать их в активном словаре.

Определять общее в голосе скрипки  и голосе человека, и обосновывать свое мнение.

Определять  смысл, который заложен в название музыкального произведения,  и обосновывать свое мнение.

Использовать приобретенные знания для составления и оформления  музыкального портрета.

Технологическая карта занятия

Тема

Портрет в музыке и изобразительном искусстве  (2 часа)  слайд 1

Цели

Сформировать представление о музыкальном портрете.

Ввести прием сопоставления музыкального и произведения  художественного искусства.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация понятия «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись» виды искусства. Изучение группы струнных инструментов симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Слушание скрипичной музыки. Изучение портрета Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Термины и  понятия

Альт, виолончель, инструментальный концерт, интерпретация, контрабас, каприс, портрет, скрипка, симфоническая музыка, скрипичная музыка.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание изображать образ, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения;

- позитивное отношение к процессу создания и оформления

музыкального портрета;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись», «скрипичная музыка», «портрет в живописи» и использовать их в активном словаре;

- определять общее в голосе скрипки  и голосе человека, и обосновывать свое мнение;

- определять  смысл, который заложен в название музыкального произведения,  и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  музыкального портрета.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя образцы, наглядные пособия;

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- определять портрет, который передаёт настроение услышанной музыки;

- называть инструменты, входящие в группу струнных инструментов симфонического оркестра;

- демонстрировать звучание на воображаемой скрипке, учитывая  характер и темп музыкального произведения;

- определять характер музыкального произведения, который созвучен образам представленных картин;          

- изображать портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Рассказ К.Паустовского «Струна»

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Музыкальный диск к урокам музыки

Карточки с изображением музыкальных инструментов.

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному произведению.

Слайд 2

Миша, слушая музыку, нарисовал портрет, который подсказало ему музыкальное произведение. Это был образ радостного, беззаботного играющего мальчика, хотя музыкальное произведение было лирическим и стимулировало задумчивость. (Школьники слушают музыку и рассматривают портрет, нарисованный Мишей).

Можно ли согласиться с образом, который представил Миша, в результате прослушивания музыкального произведения «Чакона» И.С.Бах

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться  изображать образ, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание создать  музыкальный образ.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Музыкальный портрет. Скрипка

Цели:

• Актуализировать знания:

- о понятии портрет в живописи;

- о струнной группе музыкальных инструментов симфонического оркестра;

- о музыкальном инструменте – скрипка.

• Научить:

- раскрывать значение выражения портрет», «скрипичная музыка», «портрет в живописи»

- определять общее в голосе скрипки  и голосе человека, и обосновывать свое мнение;

- называть  музыкальный инструмент,  изображённый на картине;

- называть группу инструментов симфонического оркестра, в которую входит скрипка;

- называть инструменты, входящие в группу струнных инструментов симфонического оркестра;

- определять произведение для симфонического оркестра, струнных ансамблей - квинтета, квартета, в которых особое выразительное значение имеет тембр скрипки;

- демонстрировать звучание на воображаемой скрипке, учитывая его характер и темп произведения.

- определять характер музыкального произведения, который созвучен образам представленных картин;

- выполнять учебное задание, используя наглядные пособия;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Слайд 3,4

Задание 1 (З)  Учебник, с. 112

Рассмотрите иллюстрации и назовите значение выражения «портрет в живописи» (это отображение лица человека).

Слайд 5,6,7

Сообщение учителя

Часто художники в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Задание 2 (З) Учебник, с. 112

Назовите  музыкальный инструмент,  изображённый на картинах (скрипка).

Назовите группу инструментов симфонического оркестра, в которую входит скрипка (струнные).

Слайд 8

Назовите инструменты, которые входят в группу струнных инструментов симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа).

Задание 5 (П)

Послушайте фрагмент произведения  «Лето» А. Вивальди, читая фрагмент стихотворения «Скрипка».

Можно ли согласиться с Алексеем Толстым, что голос скрипки похож на голос человека? Обоснуйте свое мнение, используя впечатления после прослушивания музыкального произведения «Лето» и фрагмента стихотворения «Скрипка».

Звуки пели, дрожали так звонко,

Замирали и пели сначала…

Звуки скрипки так дивно звучали,

Разливаясь в безмолвии ночи…

Задание 6 (У)  

Прослушайте  музыкальное произведение, и продемонстрируйте его звучание на воображаемой скрипке, учитывая его характер и темп произведения.

Задание 7  (У)

Вспомни сочинения для симфонического оркестра, струнных ансамблей - квинтета, квартета, в которых особое выразительное значение имеет тембр скрипки.

Слайд 9

Задание 8 (У)  

Рассмотрите изображения скрипки и определите характер музыкального произведения, который созвучен образам этих картин.

Задание 9 (У) Слайд 10

Исполнение песни о скрипке.

Диагностические задания

Слайд 11

1.Выберите инструмент, который входит в струнную группу симфонического оркестра, подпишите его название.

(скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)

2. Прослушайте фрагменты двух произведений для симфонического оркестра, определите произведение, в котором солирующий инструмент входит в группу струнных инструментов симфонического оркестра, и напишите его название.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения  «портрет», «скрипичная музыка», «портрет в живописи» и использовать их в активном словаре;

- определять общее в голосе скрипки  и голосе человека, и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя наглядные пособия.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- называть  музыкальный инструмент,  изображённый на картине;

- называть группу инструментов симфонического оркестра, в которую входит скрипка;

- называть инструменты, входящие в группу струнных инструментов симфонического оркестра;

- определять произведение для симфонического оркестра, струнных ансамблей - квинтета, квартета, в которых особое выразительное значение имеет тембр скрипки;

- демонстрировать звучание на воображаемой скрипке, учитывая его характер и темп произведения;

- определять характер музыкального произведения, который созвучен образам представленных картин.

Блок Б.  Музыкальный портрет. Николо Паганини

Цели:

Актуализировать знания:

- о итальянском скрипаче Николло Паганини;

-.о понятии «музыкальный портрет»

 Научить:

- раскрывать значение выражения «музыкальный портрет»;

- определять  смысл, который заложил в название музыкального произведения,  и обосновывать свое мнение;

- называть интонации музыкального произведения;

- определять темп, регистр и лад музыкального произведения;

- подбирать название к музыкальному произведению;

- определять портрет, который передаёт настроение услышанной музыки;

- представлять черты характера главного героя балета «Паганини» на музыку С.Рахманинова при создании данного образа,  если бы ты был режиссёром-постановщиком;

- выполнять учебное задание, используя наглядные пособия;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Чтение рассказа К. Паустовского «Струна»

Задание  1 (З) 

Назовите мелодию из знакомых сочинений П. Чайковского, которая могла звучать на ночном концерте в рассказе «Струна»

Назовите имя итальянского композитора, о котором идет речь в рассказе  К. Паустовского «Струна».

Слайд 12

Сообщение учителя

Никколо Паганини (1782-1840) - итальянский композитор и скрипач-виртуоз ХIХ в., известный всему миру. Виртуоз – это исполнитель, мастерски владеющий техникой искусства, человек, достигший в работе высшей степени мастерства. Мастерство игры на скрипке Паганини было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие места в своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».

            Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс № 24. Caprice в переводе с французского – прихоть, каприз. Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы.

Задание 2 (З) Слайд 13

Назовите интонации, которые вы услышали в произведении Н.Паганини «Каприс».

Задание 3 (З) Слайд 14

Назовите свойства музыки, придающие музыкальному произведению «Каприс» интонации лёгкости, мимолётности и безмятежности.

(регистр, лад, темп)

Задание 4 (З) Слайд 15

Укажите темп, регистр и лад, в котором звучит произведение «Каприс».

Задание 5 (П) Слайд 16

Можно ли будет назвать музыкальное произведение  «Каприс», если изменить темп, лад и регистр? Обоснуйте свое мнение.

Задание 6 (П) Слайд 17

Можно ли согласиться с названием произведения «Каприс №24», которое дал ему автор?  Обоснуйте свое мнение.

Задание 7 (У) Слайд 18

Предложите своё название музыкальному произведению «Каприс» Н.Паганини.

Задание 8 (У) Слайд 19

Определите портрет, который ярче всего передаёт настроение услышанной музыки.

Сообщение учителя

Яркую, необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники. Музыкальный портрет Паганини создал С.Рахманинов, написав «Вариации на тему Паганини». На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет. (Слушание «Вариации на тему Паганини»)

Задание 9 (У) Слайд 20

Представьте черты характера главного героя балета «Паганини» на музыку С.Рахманинова при создании данного образа,  если бы ты был режиссёром-постановщиком.

Диагностическое задание

Слайд 21

 Определите и напишите интонации музыкального произведения, которые созвучны с  портретом.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «музыкальный портрет»;

- определять  смысл, который заложен в название музыкального произведения,  и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя наглядные пособия.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- называть интонации музыкального произведения;

- определять темп, регистр и лад музыкального произведения;

- предлагать название к музыкальному произведению;

- определять портрет, который передаёт настроение услышанной музыки;

- представлять черты характера главного героя балета «Паганини» на музыку С.Рахманинова при создании данного образа,  если бы ты был режиссёром-постановщиком.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы, а именно:

- определять музыкальный фрагмент, который ярче всего передаёт настроение картины;

- определять темп регистр и лад музыкального фрагмента.

Контрольное задание Слайд 22, 23

Рассмотрите портрет композитора, слушая фрагменты музыкальных произведений.

Задание:

1. Определите музыкальный фрагмент, который ярче всего передаёт настроение картины, и обозначьте цифрой: 1,2 и 3.

2. Определите и напишите вид темпа, уровень регистра и настроение каждого музыкального фрагмента:

- темп – очень быстро

- регистр - высокий

- лад - мажор

-

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя наглядное пособие.

 Предметные умения:

- определять музыкальный фрагмент, который ярче всего передаёт настроение картины;

- определять темп регистр и лад  музыкального фрагмента.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления музыкального портрета.

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления музыкального портрета;

- оформлять музыкальный портрет;

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Миша, слушая музыку, нарисовал портрет, который подсказало ему музыкальное произведение. Это был образ радостного, беззаботного играющего мальчика, хотя музыкальное произведение было лирическим и стимулировало задумчивость. (Школьники слушают музыку и рассматривают портрет, нарисованный Мишей).

Можно ли согласиться с образом, который представил Миша, в результате прослушивания музыкального произведения «Чакона» И.С.Бах

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться  изображать образ, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения?

Информативный вариант* Слайд 24

Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс». Для этого используйте образец, предложенный учителем и простой карандаш.

Импровизационный вариант Слайд 25

Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс», определяя его регистр, темп и лад. Для этого используйте образец, предложенный учителем и простой карандаш.

Эвристический вариант Слайд 26

Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс», определяя музыкальные инструменты струнной группы симфонического оркестра. Для этого используя простой карандаш.

Личностные умения:

 - проявлять позитивное отношение к процессу создания и оформления музыкального портрета. Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  музыкального портрета.

Регулятивное умение

-  выполнять учебное действие, используя наглядные пособия.

Коммуникативное умение

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- изображать портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

I. Задание на самоанализ.  Слайд 26

Закончите предложения:

1 Мне важно уметь создать музыкальный портрет, потому что……

2. Чтобы создать музыкальный портрет, нужно ………….

II. Задание на самооценку.  Слайд 27

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) музыкальным портретом, который сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

- проявлять осознание собственной успешности при изучении темы;

 Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о музыкальном портрете.

Ввести прием сопоставления музыкального и произведения  художественного искусства.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу создания и оформления

музыкального портрета;

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  музыкального портрета.

Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание, используя образцы, наглядные пособия.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения: 

- изображать портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.