Программа Вокальная студия "Кураж"

Горячёва Юлия Александровна

Методическая разработка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №391 Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ № 391 Санкт-Петербурга)

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

ГБОУ СОШ №391

Решение от «___» _______2018 г.

Протокол № ___

УТВЕРЖДЕНА

Приказом  №  ____ от  «____» ___________ 2018г.

Директор ГБОУ СОШ №391

__________________ Т.О.Гапотченко

     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ  «КУРАЖ»

Возраст учащихся: 10-15 лет        

Срок реализации: 2 года

Автор(ы) / разработчик(и) программы:         педагог дополнительного образования

           Горячёва Юлия Александровна


Пояснительная записка

Направленность образовательной программы: художественная.

Актуальность программы дополнительного образования детей заключается в формировании эстетической культуры, являющейся одним из стержневых базисных свойств личности.

Сердце каждого ребёнка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселиться в нём навечно.

Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка - больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Программа эстрадной студии «Кураж» особое внимание уделяет тому, чтобы музыка постепенно, незаметно проникла в жизнь ребёнка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное – давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, шанс удовлетворить свой интерес, раскрыть способности, сформировать положительную самооценку, способствующую социализации и адаптации в современном обществе.

Мы работаем в Санкт-Петербурге, в одном из самых крупных мегаполисов. Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающем миром. В детской среде он практически лишён меж возрастного общения, общение со взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок не имеет возможности, а потому и навыков спокойного созерцания мира, в большинстве случаев его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, ко всевозможным нарушениям его развития.

Процесс освоения ребёнком духовных ценностей и становление его личности как субъекта творческой деятельности сопряжены в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей. Одной из них являются противоречивые представления молодёжи о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, нравственными и безнравственными, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным. В современных условиях присущая подростковому и юношескому возрасту потребность в идеале, красоте часто не находит адекватного удовлетворения из-за недостаточной эстетической образованности и воспитанности детей.

Разбалансированными оказываются физическая, эмоциональная, интеллектуальная сферы ребёнка. В итоге многие дети оказываются не в состоянии воспользоваться теми сокровищами культуры, которые предлагает им один из крупнейших городов России.

Адресат программы: 

  • программа ориентирована на учащихся  10 - 15 лет.

Объем и срок реализации программы:

  • программа рассчитана на 2 года обучения. В учебном плане Вокальной студии «Кураж» реализуется  144 часа учебных занятий в год, 288 часов за 2 года обучения.

Цель программы:

  • создание условий для развития у воспитанников способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному техническому освоению и творческому исполнению музыкальных произведений в ансамбле и сольно, для формирования музыкальной культуры личности, как неотъемлемой части духовной культуры исполнителя.

Задачи программы:

Обучающие:  

  • овладение обучающимися вокальному мастерству;
  • обучение воспитанников основам музицирования и импровизации;
  • профориентация наиболее способных.

Развивающие: 

  • развитие музыкальных, творческих способностей, внимания, памяти, музыкального слуха, мышления, воображения, устойчивого, глубокого интереса и любви к исполнительству.

Воспитательные:

  • воспитание необходимых для жизни духовно – нравственных качеств, нравственных установок;
  • привитие воспитанникам навыков культуры поведения, творческой дисциплины, внимательности и сосредоточенности;
  • формирование личности, способной творчески реализовать себя в социуме.

Условия реализации программы:

Условия набора в коллектив: 

  • набор в группы осуществляется на добровольной основе;
  • в вокальную студию принимаются дети 10 - 15 лет.

Условия формирования групп:

  • формирование групп производится с учетом возрастных особенностей детей;
  • допускается дополнительный набор учащихся на второй год обучения, на основе прослушивания.

Количество учащихся в группе:

  • списочный состав группы формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учётом вида деятельности, санитарных норм и особенностей реализации программы:
  • 1 год обучения – 15 человек
  • 2 год обучения – 12 человек

Особенности организации образовательного процесса: 

  • занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;
  • основной формой образовательного процесса является занятие, которое  включает в себя часы теории (лекция, беседа) и практики (практическая работа).

Формы проведения занятий:

  • игра, концерт, конкурс, круглый стол, мастер-класс, праздник, репетиция, творческая мастерская, фестиваль, экзамен.

Формы проведения занятии: 

  • фронтальная (теория);
  • коллективная (ансамблевая);
  • групповая (в малых группах);  
  • индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • Учебный кабинет, оборудованный в соответствии с требованиями Госсанэпиднадзора и Госпожнадзора.
  • Наборы народных музыкальных инструментов для выполнении учащимися творческих заданий.
  • Комплекты дидактических материалов, наглядных пособий и тематические подборки учебных материалов.
  • Музыкальная аппаратура (синтезатор, колонки, микрофоны, микшерный пульт)
  • Раздаточные материалы.
  • Учебные пособия.

Кадровое обеспечение:

  • Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимым квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования».

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
  • развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Компетенции:

Особенностью программы является внедрение в процесс обучения компетентностного подхода, позволяющего педагогу выстроить профессиональную деятельность на основе принципов системности, научности, привить способность к осмыслению и самостоятельному освоению музыкального материала:

  • ценностно-смысловая компетенция – формирование ценностных ориентаций, личностных качеств, индивидуальной позиции, социальной значимости;
  • образовательная компетенция – информационная, техническая, культурологическая, исполнительская грамотность; формирование коммуникативной, творческой личности.
  • нравственно-регулятивная компетенция – формирование способности коррекции жизненных позиций, нравственных идеалов, норм поведения.
  • компетенция выпускника объединения по вокалу - мотивированная потребность к реализации личностной стратегии на саморазвитие и самосовершенствование.

Предметные результаты:

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • ознакомление и понимание особенностей исполнения народной песни, современных эстрадных и классических произведений;
  • уметь двигаться под музыку, использовать элементы ритмики, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  • овладение начальными основами сценической хореографии;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;
  • ознакомление с основами концертной деятельности, методикой подготовки и проведения праздников и концертов;
  • непосредственное участие в концертах и смотрах художественной самодеятельности.

Учебный план 1 года обучения

п/п

Название раздела/модуля, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Теория

Практика

Всего

Введение, знакомство с голосовым аппаратом

4

4

8

тест

Использование певческих навыков

4

16

20

практическая работа

Знакомство с различной манерой пения

2

12

14

практическая работа

Вокальные навыки

12

12

практическая работа

Пение произведений

  • Народная песня
  • Современные произведения
  • Классика

4

12

16

практическая работа

Использование элементов ритмики, сценической культуры

4

8

12

практическая работа

Движения под музыку

4

16

20

практическая работа

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

2

12

14

практическая работа

Вокально-хоровая работа

16

16

практическая работа

Сценическая хореография        

8

8

практическая работа

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

12

12

практическая работа

Музыкальная игра

2

2

практическая работа

Итого 144 часа

Учебный план 2 года обучения

п/п

Название раздела/модуля, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков

2

4

6

тест

2.

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего

2

4

6

практическая работа

3.

Собственная манера исполнения вокального произведения

2

8

10

практическая работа

4.

Работа над собственной манерой вокального исполнения

8

8

практическая работа

5.

Творчество и импровизация

8

8

практическая работа

6.

Пение произведений

  • Народная песня
  • Современные произведения
  • Классика

4

8

12

практическая работа

7.

Сценическое искусство        

2

4

6

практическая работа

8.

Знакомство с произведениями

2

4

6

практическая работа

9.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения

8

8

практическая работа

10

Вокальные навыки

8

8

практическая работа

11

Знакомство с многоголосным пением

12

12

практическая работа

12

Освоение исполнения бэк-вокал

4

4

практическая работа

13

Использование элементов ритмики, сценической культуры

8

8

практическая работа

14

Движения под музыку

8

8

практическая работа

15

Постановка танцевальных движений, театральные постановки

4

4

практическая работа

16

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса

4

4

8

практическая работа

17

Вокально-хоровая работа

8

8

практическая работа

18

Нотная грамота

4

4

практическая работа

19

Сценическая хореография

4

4

практическая работа

20

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

4

4

практическая работа

21

Концертная деятельность

4

4

практическая работа

Итого 144 часа

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №391

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ № 391 Санкт-Петербурга)

УТВЕРЖДЕНА

Приказом  №  ____ от  «____» ___________ 2018 г.

Директор ГБОУ СОШ №391 Санкт-Петербурга

__________________ Т.О.Гапотченко

     

Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Вокальная студия «Кураж»

на 2018-2019 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1.09.2018

25.09.2021

36

144

2 раза в неделю по 2 часа

2 год

Режим работы в период школьных каникул (при необходимости)

Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию, составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных творческих групп, выездов и т.п.

Рабочая программа 1 год обучения

Цель: 

  • формирование творческих способностей ребенка через пение в вокальной группе.

Задачи: 

Обучающие:

  • сформировать навыки певческой установки учащихся;
  • сформировать вокальную артикуляцию;
  • обучить вокальному дыханию;
  • сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение в унисон;
  • сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

Развивающие:

  • развить гармонический и мелодический слух;
  • развить координацию голоса;
  • развить музыкальную память;
  • развить способность к самостоятельной и коллективной работе, самоконтролю;
  • развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка;
  • расширить диапазон голоса;
  • развить умение держаться на сцене;
  • развить желание заниматься творчеством.

Воспитательные:

  • воспитать эстетический вкус учащихся;
  • воспитать интерес к певческой деятельности и к музыкальному искусству в целом;
  • воспитать чувство коллективизма;
  • способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
  • воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность;
  • воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Содержание разделов программы 1 года обучения.

1. Вводное занятие.

Теория:

Знакомство с программой. Техника безопасности и охрана труда, правила дорожного движения, правила поведения на занятиях.

Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Кураж».

Практика:

Знакомство с детьми. Беседа.

2. Знакомство с голосовым аппаратом.

Теория:

Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Ощущения во время пения.        

Практика:

Изучение способности детей к пению. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения.

3. Певческая установка. Дыхание.

Теория:

Знакомство с положением корпуса и головы. Установка стоя, сидя.

Дыхание: спокойный вдох без поднятия плеч, сохранение вдыхательного состояния при пении, спокойно – активный, экономный выдох. Положение диафрагмы.

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Соотношения работы органов дыхания и гортани, неба.

Практика:

Дыхательная гимнастика. Развитие и коррекция правильного дыхания во время пения.

4. Звукообразование.

Теория:

Звук и механизм его извлечения. Голосовые связки, опора, резонаторы, понятие звукового столба.  

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Практика:  

Пение учебно-тренировочного материала, песенного материала.

 5. Звуковедение.

Теория:

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой».

Практика:

Пение распевок, произведений с учетом полученных знаний.

6. Дикция. Артикуляция.

Теория:

Взаимосвязь речи и пения как проявлений голосовой активности: общее и отличное.  Важность умения говорить правильно в жизни человека.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практика:

 Артикуляционная гимнастика, упражнения на дикцию и артикуляцию. Отработка полученных навыков в пении.

7.Развитие голоса.

Теория:  

Общие проблемы в пении. Зажимы, работа над их устранением.  Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, ровности по тембру), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса.

Практика:

 Обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания

8. Формирование ансамблевых навыков.

Теория:

 Ансамбль. Понятие. Виды. Виды многоголосия.

Практика:

- работа над унисоном;

- пение элементов двухголосия.

9. Работа над произведением.

Теория:

Сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.

 Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма.

Практика:

Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.    Работа над чистотой интонирования.

10.Работа над сценическим образом. Движения под музыку.

Теория:

Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.   Пластичность и статичность вокалиста.

Практика:

Просмотр и анализ выступлений вокалистов;

Элементы ритмической гимнастики;

Работа над возможными вариантами движений сценического образа.

11. Концертно-исполнительская деятельность.

Теория:

Освоение навыка исполнительской и эмоциональной свободы. Психологическая подготовка учащихся к концертному исполнению произведений.

Практика:

 Репетиционная деятельность. Участие в концертных выступлениях.

12.Беседа о гигиене певческого голоса.

Теория:

Бережное отношение к здоровью –   залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов.

Болезни горла и носа: насморк, тонзиллит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.

Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.

Практика:

Дозировка нагрузки на разные группы мышц при пении; пение нефорсированным звуком.

13.Музыкальная грамота.

Теория:

 Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности.

Элементы сольфеджио как основа пения по нотам.

Ноты как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот.

 Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность», «темп», «ритм».

Практика:

Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.

Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз.  

Пение мажорной и минорной гаммы.

14.Итоговое занятие.

Практика:

Коллективная рефлексия.    

                                                                 

Планируемые результаты.

 Предметные:

  • владеет навыками певческой установки;
  • владеет вокальной артикуляцией;
  • владеет вокальным дыханием;
  • умеет петь в ансамбле без сопровождения, в унисон;
  • имеет понимание и навыки координации деятельности голосового аппарата.

Личностные:

  • развиты музыкальные способности: диапазона голоса, мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память, умение чисто интонировать;
  • владеет приёмами самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
  • умеет держаться на сцене;
  • имеет мотивацию к творчеству.

Метапредметные:

  • имеет интерес к певческой деятельности и к музыкальному искусству в целом;
  • обладает представлением о высоких духовных качествах личности и эстетике поведения, стремится соответствовать им;
  • обладает чувством коллективизма;
  • готовность к взаимодействию с партнёрами;
  • обладает настойчивостью, выдержкой, трудолюбием, целеустремленностью;
  • сформирована потребность к певческой деятельности.

Оценочные и методические материалы

Оценочные материалы:

  • для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:  входной, текущий, промежуточный, итоговый контроль.

Формы контроля:

Входной:

  • оценка стартового уровня вокальных способностей учащихся при поступлении в объединение.

Текущий:

  • оценка уровня и качества освоения тем программы и личностных качеств учащихся, осуществляется на занятиях  в течении всего учебного года.

Промежуточный:

  • оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела программы.

Итоговый:

  • оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года.

Формы фиксации результатов:

Перечень учебно-методического обеспечения образовательной программы

Формы, приёмы и методы проведения занятий.

Занятия проводятся в форме беседы, слушания музыки, хорового пения в полном составе, пение в малых группах, репетиций, концертов.

Основные методы обучения:

Словесные методы – лекция, диалог, анализ музыкального произведения, анализ поэтического текста.

       Наглядные методы – показ видео, фото. Особенно важен показ педагогом, т.к. слуховое восприятие правильного эстрадного пения особенно необходим для успешной работы над постановкой голоса.

       Практические методы – упражнения, каноны, импровизации, сочинения имитации.

       Частично – поисковый метод – направлен на развитие самостоятельности в достижении поставленной цели.

       В работе также используются методы: игровой, художественного контекста, создание проблемно – поисковой ситуации, наглядно – слуховой, эмоционального воздействия, вербальный, сравнения и сопоставления.

Методическое обеспечение программы

Раздел

Формы

занятий

Приёмы и

 методы

организации

Дидактический материал

Формы

проведения

итогов

Техническое

оснащение

1

Вокальное дыхание

Групповая

Словесные: рассказ

Наглядные:

показ

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка педагога

Пианино

Технические средства

2

Ансамбль

Групповая

Словесные

Практические

В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

3

Тембровый ансамбль

Групповая

Наглядные

Практические

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

4

Общий ансамбль

Групповая

Наглядные

Практические

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

5

Унисонный ансамбль

Инди

видуа

льная

Практические

Б.В. Баранов, «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Список используемой литературы

1. Б.В. Баранов, «Курс хороведения», М., ПОП Музфонда, 2003

2. П.Г., «Хор и управление им», М., Музгиз, 2001

3. В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту», М.,  Музыка, 2001

4. Н.Н. Озерова «Планета детства», Санкт-Петербург, 2004

Список литературы для родителей

1. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьноиков в певческой деятельности». Москва

2. Анраксина О. А. «История музыкального воспитания». Москва

3. Озерова Н. Н. «Планета детства» Санкт – Петербург  2004г

Список литературы для детей

1. Критская Е. «Музыка в школе» Москва 2005г

2. Картарович К. «Гигиена голоса»

3. Егорычева Н. «Упражнения для развития вокальной техники»

4. Аникеева Л. «Как развить певческий голос»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №391

Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕН

Приказом  №  ____ от  «____» ____________2018 г.

Директор ГБОУ СОШ №391

__________________ Т.О.Гапотченко

     

Календарно-тематический план

рабочей программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальная студия «Кураж»

1 года обучения

 ___группа

Возраст учащихся _____ лет

Педагог: Горячёва Юлия Александровна

№ п/п

Дата занятия

Раздел/модуль, тема занятия

Количество часов

Примечание[1]

1

3.09

Формирование группы

2

2

6.09

Формирование группы

2

 3

10.09

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Звукообразование

2

4

13.09

Формирование вокального дыхания

2

5

17.09

Дирижёрский жест

2

6

20.09

Звукообразование

2

7

24.09

Правила ухода за голосовым аппаратом

2

8

27.09

Отработка правильного положения корпуса

2

9

1.10

Работа над певучестью

2

10

4.10

Выравнивание голоса на расположении всего диапазона

2

11

8.10

Атака звука

2

12

11.10

Координация работы связок и дыхания

2

13

15.10

Разучивание песен

2

14

18.10

Беседа о фольклоре

2

15

22.10

Отработка певческого дыхания

2

16

25.10

Певческая опора, качество звука

2

17

30.10

Разучивание песен

2

18

1.11

Развитие певческих навыков

2

19

5.11

Работа над текстом

2

20

8.11

Развитие дикции

2

21

12.11

Развитие артикуляционного аппарата

2

22

15.11

Работа над единой манерой звукообразования

2

23

19.11

Разучивание песен

2

24

22.11

Разучивание песен

2

25

26.11

Разучивание песен

2

26

29.11

Разучивание песен

2

27

3.12

Беседа о разных видах ансамблей

2

28

6.12

Достижение ансамбля и чёткости дикции в вокальном исполнении

2

29

10.12

Работа над единством звуко- высотного состояния звука

2

30

13.12

Выработка у учащихся одинаковых вокально-слуховых ощущений

2

31

17.12

Выработка слитности голосов по силе звучания

2

32

20.12

Развитие восприятия и воспитание патриотизма

2

33

24.12

Новогодние песни

2

34

27.12

Динамический ансамбль

2

35

14.01

Инструктаж по ТБ

2

36

17.01

Унисон

2

37

21.01

Работа над единой вокальной манерой

2

38

24.01

Работа над правильным звукообразованием

2

39

28.01

Работа над одновременным взятием дыхания

2

40

31.01

Ритмический ансамбль

2

41

4.02

Актёрское мастерство

2

42

7.02

Беседа о сценическом мастерстве

2

43

11.02

Развитие техники речи

2

44

14.02

Сценическое перевоплощение

2

45

18.02

Темповый ансамбль

2

46

21.02

Работа над унисоном

2

47

25.02

Закрепление навыков

2

48

28.02

Закрепление навыков

2

49

4.03

Пение a`cappella

2

50

7.03

Приобретение навыков пения a`cappella

2

51

11.03

Слитность звучания голосов отдельной партии

2

52

14.03

Работа над строем

2

53

18.03

Работа над звукоизвлечением

2

54

21.03

Работа над унисоном

2

55

25.03

Правильное интонирование гласных

2

56

28.03

Вокальные упражнения

2

57

1.04

Музыкальная азбука

2

58

4.04

Нотная грамота

2

59

8.04

Знакомство с нотной грамотой

2

60

11.04

Знакомство с нотной грамотой

2

61

15.04

Знакомство с нотной грамотой

2

62

18.04

Знакомство с нотной грамотой

2

63

22.04

Знакомство с нотной грамотой

2

64

25.04

Музыкальные игры

2

65

29.04

Музыкальная игра

2

66

2.05

Формирование многоголосного исполнения

2

67

6.05

Работа над дикцией

2

68

9.05

Развитие навыков цепного дыхания

2

69

13.05

Работа над строем

2

70

16.05

Общий ансамбль

2

71

20.05

Общий ансамбль

2

72

23.05

Итоговое занятие.

2

Итого 144 часа

План учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кураж»

1 года обучения, группа №____

№ п/п

Название мероприятия

Дата

Место проведения

Примечание

1

Беседы с обучающимися о программе, занятиях. Демонстрация презентации.

Сентябрь

Кабинет № 1

2

Развитие восприятия и воспитание патриотизма

у обучающихся

Сентябрь

Кабинет № 1

3

Подготовка и участие в концерте для учителей школы

Октябрь

Актовый зал

4

Подготовка и участие в концерте «День Матери»

Ноябрь

Актовый зал

5

Игровая развлекательная программа «Скоро Новый год»

Декабрь

Актовый зал

6

Показ рождественского мюзикла «Не уснуть перед рождеством»

Январь

Актовый зал

7

Открытое занятие «Наши защитники»

Февраль

Актовый зал

8

Подготовка и проведение концерта «День святого Валентина»

Февраль

Актовый зал

9

Подготовка и участие в концерте «8 марта»

Март

Актовый зал

10

Подготовка и участие в отчётном концерте ОДОД

Апрель

Актовый зал

План работы с родителями учащихся детского объединения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кураж»

1 года обучения, группа №____

№ п/п

Название мероприятия

Дата

Место проведения

Примечание

1

Родительское собрание.

Тема: Задачи студии в новом учебном году, планирование совместной деятельности. Выбор родительского комитета».

Сентябрь

Кабинет № 1

2

Концерт ко дню учителя

Октябрь

Актовый зал

3

Концерт «День Матери»

Ноябрь

Актовый зал

4

Анкетирование родителей по теме: Удовлетворённость родителей занятиями детьми»

Декабрь

Кабинет № 1

5

Мюзикл «Не уснуть перед Рождеством»

Январь

Актовый зал

6

Концерт «Всё начинается с любви»

Февраль

Актовый зал

7

Концерт «8 Марта»

Март

Актовый зал

8

Отчётный концерт

Апрель

Актовый зал

9

Итоговое родительское собрание

Май

Кабинет № 1

Рабочая программа 2 год обучения

Целью программы является развитие творческих способностей ребенка через пение в вокальной группе.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:

Обучающие:

  • укрепить навыки певческой установки учащихся;
  • укрепить вокальную артикуляцию;
  • развить вокальное дыхание;
  • укрепить вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение в унисон;
  • укрепить стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

Развивающие:

  • развить гармонический и мелодический слух;
  • развить координацию голоса;
  • развить музыкальную память;
  • развить способность к самостоятельной и коллективной работе, самоконтролю;
  • развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка;
  • расширить диапазон голоса;
  • развить умение держаться на сцене;
  • развить желание заниматься творчеством.

Воспитательные:

  • воспитать эстетический вкус учащихся;
  • воспитать интерес к певческой деятельности и к музыкальному искусству в целом;
  • воспитать чувство коллективизма;
  • способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
  • воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность;
  • воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Содержание разделов программы.

1. Вводное занятие.

Знакомство с программой. Техника безопасности и охрана труда, правила дорожного движения, правила поведения на занятиях.

Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Кураж».

Знакомство с детьми. Беседа.

2. Охрана голоса. Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.

3. Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

4. Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья и трёхголосья. Упражнение на расширение диапазона.

  •  Дыхание. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
  • Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
  • Ансамбль. Элементы двухголосья и трёхголосья. Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
  • Музыкально - исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
  • Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально - ритмические скороговорки.
  • Сценическое движение. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
  • Работа над репертуаром. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
  •  Концертная деятельность. Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

5. Итоговое занятие.

       Творческие работы.          

Планируемые результаты.

 Предметные:

  • владеет навыками певческой установки;
  • владеет вокальной артикуляцией;
  • владеет вокальным дыханием;
  • умеет петь в ансамбле без сопровождения, в унисон;
  • имеет понимание и навыки координации деятельности голосового аппарата.

Личностные:

  • развиты музыкальные способности: диапазона голоса, мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память, умение чисто интонировать;
  • владеет приёмами самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
  • умеет держаться на сцене;
  • имеет мотивацию к творчеству.

Метапредметные:

  • имеет интерес к певческой деятельности и к музыкальному искусству в целом;
  • обладает представлением о высоких духовных качествах личности и эстетике поведения, стремится соответствовать им;
  • обладает чувством коллективизма;
  • готов к взаимодействию с партнёрами;
  • обладает настойчивостью, выдержкой, трудолюбием, целеустремленностью;
  • сформирована потребность к певческой деятельности.

Оценочные и методические материалы

Перечень учебно-методического обеспечения образовательной программы

Формы, приёмы и методы проведения занятий.

Занятия проводятся в форме беседы, слушания музыки, хорового пения в полном составе, пение в малых группах, репетиций, концертов.

Основные методы обучения:

Словесные методы – лекция, диалог, анализ музыкального произведения, анализ поэтического текста.

       Наглядные методы – показ видео, фото. Особенно важен показ педагогом, т.к. слуховое восприятие правильного эстрадного пения особенно необходим для успешной работы над постановкой голоса.

       Практические методы – упражнения, каноны, импровизации, сочинения имитации.

       Частично – поисковый метод – направлен на развитие самостоятельности в достижении поставленной цели.

       В работе также используются методы: игровой, художественного контекста, создание проблемно – поисковой ситуации, наглядно – слуховой, эмоционального воздействия, вербальный, сравнения и сопоставления.

Методическое обеспечение программы

Раздел

Формы

занятий

Приёмы и

 методы

организации

Дидактический материал

Формы

проведения

итогов

Техническое

оснащение

1

Вокальное дыхание

Групповая

Словесные: рассказ

Наглядные:

показ

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка педагога

Пианино

Технические средства

2

Ансамбль

Групповая

Словесные

Практические

В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

3

Тембровый ансамбль

Групповая

Наглядные

Практические

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

4

Общий ансамбль

Групповая

Наглядные

Практические

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

5

Унисонный ансамбль

Инди

видуа

льная

Практические

Б.В. Баранов, «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Список используемой литературы

1. Б.В. Баранов, «Курс хороведения», М., ПОП Музфонда, 2003

2. П.Г., «Хор и управление им», М., Музгиз, 2001

3. В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту», М.,  Музыка, 2001

4. Н.Н. Озерова «Планета детства», Санкт-Петербург, 2004

Список литературы для родителей

1. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьноиков в певческой деятельности». Москва

2. Анраксина О. А. «История музыкального воспитания». Москва

3. Озерова Н. Н. «Планета детства» Санкт – Петербург  2004г

Список литературы для детей

1. Критская Е. «Музыка в школе» Москва 2005г

2. Картарович К. «Гигиена голоса»

3. Егорычева Н. «Упражнения для развития вокальной техники»

4. Аникеева Л. «Как развить певческий голос»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №391

Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕН

Приказом  №  ____ от  «____» ____________2017 г.

Директор ГБОУ СОШ №391

__________________ Т.О.Гапотченко

     

Календарно-тематический план

рабочей программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальная студия «Кураж»

2 года обучения

2 группа

Возраст учащихся 10-12лет

Педагог: Горячёва Юлия Александровна

№ п/п

Дата занятия

Раздел/модуль, тема занятия

Количество часов

Примечание[2]

1

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ

2

2

Артикуляция

2

 3

Работа над чёткостью дикции

2

4

Работа над выразительностью слова  в речитативах

2

5

Развитие чёткого произношения

2

6

Формирование чёткой дикции

2

7

Пропевание текста на одной интонации

2

8

Чёткость дикции

2

9

Закрепление навыков

2

10

Звукообразование

2

11

Работа над единой манерой звукоизвлечения

2

12

Работа над одновременным взятием дыхания

2

13

Координация работы связок и дыхания

2

14

Разучивание песен

2

15

Формирование гласных звуков

2

16

Отработка певческого дыхания

2

17

Певческая опора, качество звука

2

18

Разучивание песен

2

19

Цепное дыхание

2

20

Работа над текстом

2

21

Развитие дикции

2

22

Укрепление дыхательной позиции

2

23

Работа над единой манерой звукообразования

2

24

Разучивание песен

2

25

Разучивание песен

2

26

Разучивание песен

2

27

Беседа о разных видах ансамблей

2

28

Достижение ансамбля и чёткости дикции в вокальном исполнении

2

29

Работа над единством звуко- высотного состояния звука

2

30

Выработка у учащихся одинаковых вокально-слуховых ощущений

2

31

Выработка слитности голосов по силе звучания

2

32

Развитие восприятия и воспитание патриотизма

2

33

Новогодние песни

2

34

Динамический ансамбль

2

35

Инструктаж по ТБ

2

36

Унисон

2

37

Работа над единой вокальной манерой

2

38

Работа над правильным звукообразованием

2

39

Работа над одновременным взятием дыхания

2

40

Ритмический ансамбль

2

41

Многоголосное пение

2

42

Работа над чистотой интонации

2

43

Работа над слитностью голосов

2

44

Выравнивание звучности голосов

2

45

Работа над строем между голосами и партиями

2

46

Проучивание отдельных партий, мелодий

2

47

Закрепление навыков

2

48

Знакомство с творчеством композиторов

2

49

Приобретение навыков пения a`cappella

2

50

Слитность звучания голосов отдельной партии

2

51

Работа над строем

2

52

Работа над звукоизвлечением

2

53

Работа над унисоном

2

54

Правильное интонирование гласных

2

55

Вокальные упражнения

2

56

Закрепление навыков

2

57

Народная песня в эстрадной аранжировке

2

58

Беседа об этнических песнях

2

59

Разучивание мелодии песни на слог «ды»

2

60

Работа над ансамблем

2

61

Работа над цепным дыханием

2

62

Разучивание движений

2

63

Разучивание движений

2

64

Музыкальные игры

2

65

Музыкальный игры

2

66

Музыкальные игры

2

67

Современная эстрадная песня

2

68

Работа над дикцией

2

69

Работа над манерой звукоизвлечения

2

70

Работа над строем

2

71

Общий ансамбль

2

72

Итоговое занятие

2

Итого 144 часа

План учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кураж»

2 года обучения, группа № 2

№ п/п

Название мероприятия

Дата

Место проведения

Примечание

1

Беседы с обучающимися о программе, занятиях. Демонстрация презентации.

Кабинет № 1

2

Развитие восприятия и воспитание патриотизма

у обучающихся

Кабинет № 1

3

Подготовка и участие в концерте для учителей школы

Актовый зал

4

Подготовка и участие в концерте «День Матери»

Актовый зал

5

Игровая развлекательная программа «Скоро Новый год»

Актовый зал

6

Показ рождественского мюзикла «Не уснуть перед рождеством»

Актовый зал

7

Открытое занятие «Наши защитники»

Актовый зал

8

Подготовка и проведение концерта «День святого Валентина»

Актовый зал

9

Подготовка и участие в концерте «8 марта»

Актовый зал

10

Подготовка и участие в отчётном концерте ОДОД

Актовый зал

План работы с родителями учащихся детского объединения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кураж»

2 года обучения, группа № 2

№ п/п

Название мероприятия

Дата

Место проведения

Примечание

1

Родительское собрание.

Тема: Задачи студии в новом учебном году, планирование совместной деятельности. Выбор родительского комитета».

Кабинет № 1

2

Концерт ко дню учителя

Актовый зал

3

Концерт «День Матери»

Актовый зал

4

Анкетирование родителей по теме: Удовлетворённость родителей занятиями детьми»

Кабинет № 1

5

Мюзикл «Не уснуть перед Рождеством»

Актовый зал

6

Концерт «Всё начинается с любви»

Актовый зал

7

Концерт «8 Марта»

Актовый зал

8

Отчётный концерт

Актовый зал

9

Итоговое родительское собрание

Кабинет № 1