Методическое сообщение на тему "Флажолеты"

Лаптева Кристина Игоревна

Данный методический материал представлен для учащихся ДМШ, ДШИ, студентов колледжей и вузов, а также для преподавателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie_flazholety.docx18.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Дальневосточный государственный институт искусств»

Направление подготовки:

53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство

Профиль подготовки: Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты

Методическое сообщение по предмету:

Методика обучения игре на инструменте

Тема: «Флажолеты»

Выполнила – студентка III курса

                     (заочная форма обучения),

Клеветова Кристина

                       Проверил – профессор,

Плотников Владилен Иванович

Владивосток

2019

Флажолеты

        Флажолет – это звук особого тембра, получаемый легким прикосновением пальца к струне в местах ее деления на 2,3,4 части. В каждой точке деления извлекается таким способом один из обертонов определенного звука – основного тона.

        Если основным тоном является открытая струна, прикосновением пальца в точках деления получим ряд натуральных флажолетов.

        Обозначение натуральных флажолетов:

  • Нота указывает место прикосновения пальца, соответствует реальному звучанию флажолета
  • Ромбовидная нота указывает место прикосновения пальца, реальному звучанию не соответствует

Натуральные флажолеты исполняются на 4, 5, 7, 9, 12, 16, 19, 24 ладу. Таким образом, реальное звучание октавного флажолета на 12 ладу октавой выше основного тона; октавного флажолета на 24-ом ладу – двумя октавами выше; квинтовых флажолетов на 7-ом и 19-ом ладах – дуодецимой (квинта через октаву) выше; терцовых (на 4-ом, 16-ом ладах) и секстового на 9-ом ладу – терцией через две октавы выше.

Натуральные флажолеты извлекаются двумя способами:

  1. Подушечкой любого из пальцев левой руки легко прикасаемся к струне точно над 5-ым, 7-ым или 19-ым металлическим ладом; одновременно извлекаем флажолет ударом медиатора по струне; после извлечения флажолета подушечку тотчас же отрываем от лада, чтобы не мешать свободным колебаниям струны; важно найти точное место звукоизвлечения для правой руки, чтобы избежать попадания в один из обертоновых узлов; наилучшее место извлечения квинтовых и квартовых флажолетов – над голосником, при извлечении октавных флажолетов медиатор находится примерно у 29-го лада.
  2. Извлекаем флажолеты только правой рукой: подушечка среднего пальца прикладывается к струне с противоположной стороны нежели совершающий удар вниз медиатор, весь средний палец активен, собран, плотно прикасается подушечкой к струне точно над нужным металлическим ладом; одновременно с прикосновением среднего пальца извлекаем флажолет ударом медиатора по струне; при этом подушечка среднего пальца должна быть по возможности удалена от медиатора, что необходимо для более полного звучания флажолета; медиатор при этом активно сжимается, глубоко погружается в струну; после извлечения флажолета подушечку тотчас же отрываем от струны; при этом способе извлечения звука (в отличие от первого) ярко звучат все натуральные флажолеты.

В исполнительской практике предпочтение отдается октавным флажолетам, реже используются квартовые и квинтовые, практически не используются терцовые и секстовые. Это не всегда оправдано и свидетельствует о недостаточно умелом использовании данного приема. В определенных эпизодах применение различных видов натуральных флажолетов: дает позиционное преимущество; предохраняет от больших и частых скачков.

Искусственные флажолеты получают от уже укороченной (прижатой) струны.

Обозначение искусственных флажолетов:

  • Обычная нота указывает место нажатия струны пальцем левой руки; ромбовидная нота указывает на место прикосновения к струне среднего пальца правой руки.

Способ исполнения искусственных флажолетов:

  1. Пальцем левой руки зажимаем лад, соответствующий указанной ноте
  2. Пальцем правой руки извлекаем флажолет (согласно второму способу извлечения натуральных флажолетов)

В исполнительской практике применяются в основном октавные искусственные флажолеты, реже квартовые и квинтовые.

        При игре флажолетов предплечье правой руки не закрепляется неподвижно на обечайке домры (или на подлокотнике, вмонтированном над струнами), а перемещается вдоль всей струны. Умение свободно перемещать руку способствует в дальнейшем гибкому владению тембрами, а также некоторой профилактике зажатия, устранению статических напряжений, которые неизбежно при постоянном жестком закреплении предплечья правой руки в одном и том же положении.

        Двойные флажолеты.

Предлагается два способа их извлечения:

  1. Технология исполнения аналогична исполнению одинарных флажолетов: второй интервальный звук извлекается при помощи безымянного пальца правой руки; пальцами левой руки зажимаем необходимые лады; подушечки среднего и безымянного пальцев плотно касаются струн точно над необходимыми металлическими ладами, находясь при этом с противоположной стороны нежели совершающий удар вниз медиатор; одновременно с прикосновением пальцев извлекаем флажолет ударом медиатора по струнам; подушечки пальцев правой руки насколько возможно отдалены от медиатора. Таким способом исполняются двойные флажолеты, звуки которых находятся между собой в терцовом, реже квартовом соотношении.
  2. Предлагается способ извлечения двойных флажолетов арпеджированно: подушечка среднего пальца правой руки выполняет скользящее движение вниз подобно медиатору и в одном направлении с ним, (в отличии от предыдущего способа); падение на вторую струну и извлечение второго флажолета осуществлять по возможности быстрее; помнить, что подушечка среднего пальца и медиатор должны быть приготовлены заранее и находиться с одной стороны струны.

Данным способом можно исполнять ряд интервалов от б3 до б7, а также 3-х звучные сочетания флажолетов.

Флажолеты тремоло.

Появление данного приема вызвано стремлением продлить быстро гаснущее звучание флажолета. Способ исполнения предложен доцентом Саратовской консерватории А.Мартьяном. Заключается в следующем: подушечка указательного пальца правой руки совершает тремолирующее движение подобно медиатору, касаясь струны точно над необходимым металлическим ладом; одновременно кистью правой руки производим тремолирование с минимальной амплитудой размаха, медиатором при этом удерживается большим и средним пальцами правой руки.

Звучание флажолетов тремоло очень эффектное и колоритное и, особенно хорошо флажолеты звучат на струне ми/ре. В исполнительской практике применение приема связано с редактированием эпизодов скрипичных произведений, включающих в себя: проведение флажолетами кантиленных фраз; исполнение флажолетами крупных длительностей в умеренном или медленно темпе. В оригинальной домровой литературе этот прием весьма мало употребим.


Список использованной литературы

  1. Алекандров А. «Школа игры на домре» – М. 1990 г.
  2. Вольская Т. – И. Гареева. «Технология исполнения красочных приемов игры на домре» – г. Екатеринбург. 1995 г.
  3. Чунин В. «Русская домра – проводник в мир музыки» – М. 2011 г.