Открытый урок на тему: "Работа над инструктивным материалом. Гаммы.Этюд."

Лаптева Кристина Игоревна

Материал для студентов колледжей и вузов, а также для преподавателей. В конспекте открытого урока вы можете увидеть, как происходит работа над инструктивным материалом. Как развить технику на гаммах и этюдах и чем они полезны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_s_nadezhdinym_s.docx18.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

" ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1" г. Петропавловск-Камчатский

Открытый урок

Преподавателя по классу домры Клеветовой Кристины Игоревны

С учащимся 2/7 класса Надеждиным Семеном

Тема урока:

«Работа над инструктивным материалом. Гаммы. Этюд.»

Дата и место проведения: ДМШ №1 г. Петропавловск-Камчатский

20 марта 2017 года.

Проверено:

Директор МБУ ДО «ДМШ №1»_____________ Мурзина О.В.

Петропавловск-Камчатский

2017г

Открытый урок по специальности (домра)

Тема урока: Работа над инструктивным материалом. Гаммы, этюды.

Цель урока: формирование технической базы исполнителя и ее применение.

Задачи:

  • развитие технических навыков ученика, координации движения
  • развитие чувства ритма
  • приобретение навыка самостоятельного преодоления технических трудностей
  • развитие эмоционально-образного мышления

План урока

  1. Организационный момент
  2. Гаммы F-dur, f-moll, двухоктавные
  3. Этюд Л. Бейгельман
  4. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент. Подготовка учащейся к уроку – ноты, пульт, подставка под ногу, коврики, медиатор. Вступительное слово преподавателя, сообщающее тему урока, цели и задачи присутствующим.

        Гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук. Регулярная работа над гаммами повышает выносливость мышечного аппарата музыканта-исполнителя.

        Гаммы являются основой исполнительского искусства. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях, а также с исполнением гаммообразных движений, так как они уже будут досконально отработаны и не составят никакой трудности в любом музыкальном произведении.

        Исполнение гамм сочетает в себе четкую работу пальцев левой руки домриста и быстрое ее передвижение по грифу из одной позиции в другую.         Поэтому необходимо начинать работу над гаммами тогда, когда учащийся прочно усвоит правильное положение левой руки, а также игру в одной позиции. Помимо этого, у ученика должны быть выработаны точные движения правой руки, которые будут скоординированы с движением левой руки.

  1. Гаммы F-dur, f-moll двухоктавные. Перед тем, как приступить к игре, мы вместе с учеником вспомнили, какие знаки играются в данных гаммах, чем отличается мажор от минора, какие виды минора бывают и чем они отличаются.

        Далее приступили к игре гамм на различные штрихи, приемы игры и ритмы, такие как: игра переменным ударом 16-ми, дубль-штрих, пунктир, тремоло legato, тремоло non legato, квартоли (на месте). Здесь особое внимание уделялось точности ритма и штрихов, аккуратной, незаметной смене позиций, ровности тремоло, а также аккуратному снятию тремоло, т.е. без толчка.

        Важно в каждом ритме ощущать сильную долю, поэтому можно использовать метроном, как в домашних занятиях, так и в классе. Это способствует развитию слуха, ощущения доли, чувства ритма.

        Также немаловажным является ровность ударов «вниз-вверх». Они должны быть одинаковы и в силе удара, и в динамическом плане, потому как от ровности ударов зависит красивое и качественное тремоло. Как правило, удар «вверх» слабее и ему стоит уделять большее внимание, цепляя сильнее.

  1. Этюд Л. Бейгельман. Здесь особое внимание было уделено игре затактов, фразировке и образу. В затакте, состоящем из двух 16-ых необходимо услышать и «прозвучить» обе ноты, особенно вторую 16-ю, которая приходится на удар «вверх» и потому плохо слышна. Также необходимо «ощутить», почувствовать сильную долю. Чтобы отработать эту трудность, ученику было предложено сыграть данный мотив от разных ладов, обращая внимание на игру правой рукой. Второй вариант: сыграть гамму, используя данный ритм. Таким образом, со временем ученик научился преодолевать одну из технических трудностей.

        Далее мы вместе подумали над образом, подходящим этому произведению и проработали в соответствии с этим динамику и штрихи. Тем самым ученик учится видеть конечную цель: показать художественный замысел, преодолевая некоторые технические трудности, донести до зрителей образ, посредством техники исполнения.

  1. Домашнее задание. В гаммах работать над ритмом, играя под метроном и без него. Выделять сильную долю в каждом из ритмов. Добиваться незаметных переходов из позиции в позицию. Добиваться ровности ударов «вниз-вверх», добиваться ровного тремоло. В этюде поработать над всеми встречающимися затактами, проработать динамику, не забывая об образе.