Становление и развитие исполнительства на русских народных инструментах.Андреевский период.

Лобастова Татьяна Михайловна

В данной работе освещена тема становления и развития исполнительства на русских народных инструментах.История основателя жанра русского народного музыкатального творчества В. В. Андреева и его сподвижников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исполнительство на РНИ31.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Становление и развитие исполнительства на русских народных инструментах. Андреевский период.

                                                Введение

В денной работе я хотела бы рассказать о таком исконно русском инструменте, как балалайка, о её истории и об основателях жанра русского народного музыкального творчества - «Отце балалайки» В. В. Андрееве и его сподвижниках. Для меня, как для преподавателя игры на балалайке, эта тема очень важна и интересна.

Мне хочется, чтобы многие узнали и оценили тот титанический труд основоположника жанра В. В. Андреева, его энтузиазм и преданность делу возрождения игры на русских народных инструментах.

По своей популярности как у нас в стране, так и за рубежом, с балалайкой не может сравниться ни один народный инструмент. Балалайка стала символом русского народного музыкального творчества.

У русских инструментов тяжелая судьба. С давних времен на них ополчилась церковь, считая их предметами языческого культа и языческих обычаев.

Однако народ все же сохранил свои инструменты. В деревнях были распространены гусли, гудки (скрипки), рожки, свирели, бубны, деревянные ложки. Вместо домры появились балалайки. Повсюду играли на самоделках, аккомпанировали себе при исполнении народных песен. В конце 19 столетия народные инструменты находились на грани исчезновения. Новую жизнь им сумел дать выдающийся русский музыкальный просветитель Василий Васильевич Андреев.

В. В. Андреев (Знакомство с балалайкой и усовершенствование инструмента)

В. В. Андреев родился 3 января 1861 года в г. Бежецк Тверской губернии в семье купца.

 Проводя детские года в небольшом родовом имении в селе Марьино, он рано познакомился с народной песней, глубоко её прочувствовал и полюбил. Василий получил хорошее образование, обучался языкам, игре на фортепиано и скрипке.

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказало знакомство с балалаечником-самородком крестьянином Антипом Васильевым. Вот что рассказывал В. В. Андреев, вспоминая об этом:

«Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на ...балалайке! ... Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков! Присмотревшись внимательно, как играл Антип, и, попросив его показать некоторые приёмы игры, я отобрал от него балалайку…Помню, что тогда же как каленым железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства!».

Вот так Андреев встретился с предметом своих будущих забот.

Балалайка была неказистая, с небольшим корпусом и длинным грифом, с передвижными ладами. Василий попробовал сыграть несколько зачинов. Струны звучали негромко, но бойко и приятно.

Мысль – усовершенствовать балалайку, обеспечить ей право на концертную эстраду полностью овладевает Андреевым. Он берет у Антипа уроки игры на балалайке и вскоре превосходит своего учителя.

 Увлечение балалайкой вызывает конфликт с семьёй. Близкие считали, что ему стоит заняться чем- то более серьёзным и не тратить время и средства на балалайку. Ссоры вынудили Андреева уехать из дому, но от своей идеи он не отказался.

В 1884 году на основе старинных образцов бежецкий мастер Антонов смастерил В. Андрееву первую его балалайку.Однако этот инструмент не смог удовлетворить Андреева. Он мечтал о такой балалайке, которая могла бы прозвучать в любом столичном салоне, на любой эстраде, о балалайке красивой и звучной, концертной и в тоже время подлинной народной.

Андреев сам готовит чертежи улучшенной балалайки, придаёт ей оптимальные формы и размеры. Закончив чертежи, он едет в Петербург с твёрдым намереньем заказать балалайку у одного из лучших инструментальных мастеров. Но в Петербурге молодого музыканта постигло горькое разочарование. Он знал, что высшее общество с пренебрежением относится к народной музыке, но что балалайку в Петербурге до такой степени презирают, этого он не мог предположить. Первый же музыкальный мастер, к которому он обратился, встретил его предложение с усмешкой. Он не захотел позориться, изготавливая балалайку. Но, чем больше трудностей вставало на пути Андреева, тем настойчивее добивался он осуществления своей цели. Он днями ходит по музыкальным мастерским Петербурга, упрашивает, доказывает, убеждает. Неожиданно для Андреева принять заказ соглашается один из лучших в городе мастеров – Владимир Васильевич Иванов.Но он взял с Андреева слово никому и никогда об этом не рассказывать, т. к. такая работа для него унизительна и может навредить его репутации.

Уже к весне 1885 года, первая концертная балалайка была готова.

 На настоящей сцене в зале Благородного собрания в Петербурге Андреев появился лишь в 1886году.

Много думал он о дальнейшем совершенствовании инструмента, необходимо было увеличить количество ладов.

6марта 1887 года газета «Новое время» сообщила о появлении семиладовой балалайки. А вскоре появилась двенадцатиладовая балалайка, так называемая хроматическая. Ее сделал придворный мастер Ф.С. Пасербский .

К тому времени Андреев сформулировал свою цель: распространить усовершенствованную балалайку по всей России, сделать ее любимым инструментом.

Андреев был человеком ярко талантливым в музыкальном отношении. Позже он начал сочинять свою музыку.

 Музыка его достаточно колоритна и сочетает в себе классическую четкость формы и необыкновенную мелодичность, искренность и задушевность, присущую народной песне.

«Кружок любителей игры на Балалайке»

Андреев решает создать образцовый оркестр, который мог бы соперничать с любым другим ансамблем.

Он к осени 1887 г. изготовил маленькую балалайку-пикало, альт, и балалайку-бас.

 Отобрал лучших учеников на каждый инструмент, и начал репетиции, организовал «Кружок любителей игры на балалайке» (8 музыкантов).

20 марта 1888 г. в зале Городского Кредитного общества в Петербурге состоялся концерт. Все были задеты за живое, равнодушных в зале не было. Василий Васильевич выступал и как солист, газеты отмечали высокий профессионализм оркестра и исключительную сыгранность участников.

Этот день стал днем рождения национального оркестра. Оркестр выступал без дирижера, Андреев был исполнителем на балалайке-приме. После триумфа Василий Васильевич стал стремительно готовиться к поездке по городам центральной России. Музыканты отправились в Тверь, Москву, Орел, Курск. Каждый номер публика воспринимала горячо, особенно понравилась ей исполнение «Камаринской».

Андреев много работает, готовиться к поездке в Париж. Его цель- пропаганда инструмента. Виртуозно владея техникой игры на балалайке, он выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для Великорусского оркестра.

Весь сентябрь 1889 г. оркестр гастролировал в Париже.

В России признали Великорусский оркестр и одобрили деятельность Андреева, только после огромного успеха за границей.

В 1891 г Андреев продолжает гастроли. Балалайка вошла в моду и быстро распространялась.

«Великорусский оркестр»

Андреев отлично овладел свирелью, занимается реконструкцией домры. Мастер Семен Иванович Налимов изготовил по чертежам В.В. Андреева домру-пикало, домру- альт, домру-бас.

 В 1896 году домра введена в оркестр. В этом же году «Кружок любителей» был назван Великорусским оркестром.

В 1898 году завершился отбор инструментов для оркестра. В оркестр введены жалейка, свирель, бубен, накры – род глиняных литавр, медные оркестровые литавры, звончатые гусли, ложки. Последним приобретением были редкостные прямоугольные гусли (17-18 век) в виде стола.

В 1899 г Андреев и Насонов выпустили «Самоучитель для балалайки по цифровой системе» и «Маленькую школу самоучитель». Появилась первая граммофонная пластинка с записью игры Андреева.

С 1900 года Андреев гастролирует в Париже, Лондоне, Германии. На Всемирной выставке в Париже В.В. Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки.

В 1907 году стараниями Андреева в Марьино открылась школа и он стал ее попечителем. В Марьино Андреев оборудовал мастерскую для изготовления концертных инструментов (домры и балалайки), которые мастерил по своим чертежам С.И. Налимов.

В конце 1910 начале 1911 коллектив гастролировал в Америке, побывал Нью-Йорке, Филадельфии, Вашингтоне, Балтиморе, Бостоне, Чикаго и других городах.

Заголовки статей в газетах свидетельствовали о восхищении публики.

Всего себя Андреев отдал музыке. Своей семьи у него не было, всю жизнь Василий Васильевич прожил с матерью.

8 апреля 1918 г в помещении Театра музыкальной драмы Андреевский оркестр отметил свое 30-летие большим концертом, принятым зрителем с благодарностью и бурным одобрением.

В ночь с 24 на 25 декабря 1918 г В.В. Андреев после продолжительной болезни умер. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

В 1923 году Великорусскому оркестру было присвоено имя В.В. Андреева.

Заключение

Насчитывается около 40 произведений В.В. Андреева для балалайки и фортепиано.

Благодаря В. В. Андрееву в настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикало.

Традиции, основанные В.В. Андреевым в обучении на народных музыкальных инструментах, продолжают музыкальные школы, музыкальные училища, Консерватории, Университеты.

Василий Васильевич несмотря ни на какие трудности вывел народные инструменты в большое искусство. И в этом – его подвиг. В этом его великое дело!

Три струны всего у балалайки,

Но широк размах её большой,

Взмах руки, и пролетают чайки

С набежавшей песенной волной.

Парень укорачивает струны,

Прижимает крепко их к ладам,

И плывет напев, простой и юный,

По окрестным паркам и садам.

Слушаю его – и молодею,

Прохожу по саду налегке,

Все-то видно знает и умеет

Парень с балалайкою в руке.  

Дай и мне к струне твоей певучей,

Прикоснуться медленной рукой,

Может, прозвучит еще получше

Песенка, придуманная мной.

У русских инструментов тяжелая судьба. С давних времен на них ополчилась церковь, считая их предметами языческого культа и языческих обычаев.

Однако народ все же сохранил свои инструменты. В деревнях были распространены гусли, гудки (скрипки), рожки, свирели, бубны, деревянные ложки. Вместо домры появились балалайки. Повсюду играли на самоделках, аккомпанировали себе при исполнении народных песен. В конце 19 столетия народные инструменты находились на грани исчезновения. Новую жизнь им сумел дать выдающийся русский музыкальный просветитель Василий Васильевич Андреев (портрет В.В.Андреева).

Он родился 3 января 1861 г. в Бежецке, уездном городе Тверской губернии. Его отец, Василий Андреевич, был купцом первой гильдии, почетным гражданином Бежецка. Мать Софья Михайловна была из обедневшей дворянской семьи, обладала твердым характером, получила хорошее образование. Она прекрасно говорила по-французски, играла на рояле, пела, знала литературу.

Детские годы мальчик провёл в Бежецке, в тесном общении с простым народом. Его первые музыкальные впечатления были связаны с музицированием матери, которая любила в часы отдыха напевать под собственный аккомпанемент песни и романсы, а также слушанием старинных народных песен, которые исполняла на кухне прислуга.

Васе было полтора года, когда умер отец.В 1864 г Софья Михайловна вышла замуж за отставного военного инженера штабс-капитана Нила Николаевича Сеславина. Вася частенько находился в людской, слушал русскую народную песню и восторженно наблюдал пляску. Повзрослев, мальчик и сам стал принимать участие в деревенских забавах, хороводах и плясках Пяти лет он подыгрывал на гармошке плясунам. Видя музыкальные способности, мать учила сына игре на фортепиано. .Вскоре мать купила имение Андреевское в сельце Марьине. Вася был в восторге, перезнакомился с крестьянскими мальчишками, научился играть на дудке и жалейке и получил известность как гармонист.

В 1872 отчим получил место в управлении железных дорог в Петербурге, и семья переехала в столицу, продав все бежецкое имущество.

В гимназии Вася учился средне пропускал по болезни. Однако много читал, больше занимался музыкой. В его комнате тесно было от музыкальных инструментов: он играл на гитаре, мандолине, флейте, на различных гармониках исполнял популярные танцы. Три года занимался с преподавателем-скрипачом Н.В. Галкиным. В 14 лет владел 12 инструментами, «не зная ни одной ноты» (самоучка).

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали знакомство с балалаечником-самородком крестьянином Антипом. Вот что рассказывал В.В.Андреев, вспоминая об этом:

«Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на ...балалайке!... Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков».

. Вот так Андреев встретился с предметом своих будущих забот.

Балалайка была неказистая, с небольшим корпусом и длинным грифом, с передвижными ладами. Василий попробовал сыграть несколько зачинов. Струны звучали негромко, но бойко и приятно. В тот вечер он принял решение: «Играть самому и довести игру на балалайке до совершенства!».

В 1884 году на основе старинных образцов бежецкий мастер Антонов смастерил В.Андрееву первую его балалайку. Василий быстро освоил ее и решил сделать концертным инструментом, что бы можно было выступать с игрой на ней со сцены. А для этого требовалось усиление звучности. Необходимо увеличить корпус инструмента, заменить передвижные перевязки постоянными ладами, чтобы рука не прыгала при игре. Андреев пришел к мастеру, Иванов заказ принял и уже к весне 1885 года, первая концертная балалайка была готова. На настоящей сцене в зале Благородного собрания в Петербурге Андреев появился лишь в 1886году. Много думал он о дальнейшем совершенствовании инструмента, необходимо было увеличить количество ладов.

6марта 1887 года газета «Новое время» сообщила о появлении семиладовой балалайки. А вскоре появилась двенадцатиладовая балалайка, так называемая хроматическая. Ее сделал придворный мастер Ф.С. Пасербский.

К тому времени Андреев сформулировал свою цель: распространить усовершенсвованную балалайку по всей России, сделать ее любимым инструментом.

(РИСОВАТЬ)

Андреев был человеком ярко талантливым в музыкальном отношении. Позже он начал сочинять свою музыку.

 Музыка его  достаточно колоритна и сочетает в себе классическую четкость формы и необыкновенную мелодичность, искренность и задушевность, присущую народной песне. Ярким примером тому может служить произведение, которое вы сейчас услышите.

( «Вальс балалайка»)

Андреев решает создать образцовый оркестр, который мог бы соперничать с любым другим ансамблем. Он к осени 1887 г. изготовил маленькую балалайку-пикало, альт, и балалайку-бас. Отобрал лучших учеников на каждый инструмент, и начал репетиции, организовал «Кружок любителей игры на балалайке» (8 музыкантов). Наконец Андреев объявил, что оркестр «звучит».( показ фото оркестра)

Слушание «Вальс».

20 марта 1888 г.в зале Городского Кредитного общества в Петербурге состоялся концерт. Все были задеты за живое, равнодушных в зале не было. Василий Васильевич выступал и как солист,  газеты отмечали высокий профессионализм оркестра и исключительную сыгранность участников.

Этот день стал днем рождения национального оркестра. Оркестр выступал без дирижера, Андреев был исполнителем на балалайке-приме. После триумфа Василий Васильевич стал стремительно готовиться к поездке по городам центральной России. Музыканты отправились в Тверь, Москву, Орел, Курск. Каждый номер публика воспринимала горячо, особенно понравилась ей исполнение «Камаринской».

Слушание «Камаринская».

Андреев много работает, готовиться к поездке в Париж. Его цель- пропаганда инструмента. Виртуозно владея техникой игры на балалайке, он выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для Великорусского оркестра.

В 1888 году 25 сентября оркестр дал концерт в Вышнем-Волочке, уездном центре Тверской губернии, кружок играл песни, намеченные для зарубежный гастролей.

Слушание «Барыня».

Весь сентябрь 1889 г. оркестр гастролировал в Париже. Парижанам понравился безукоризненно одетый, с безупречными манерами, вежливый, остроумный Андреев. Его виртуозная игра на балалайке вызывала восхищение, а исполнение вальсов на маленькой гармонике «черепашке» просто ошеломляло. Понравились и русские мелодии.

Лучшие музыкальные силы столицы признали Великорусский оркестр и одобрили деятельность Андреева, только после огромного успеха за границей.

В 1891 г Андреев продолжает гастроли. Балалайка вошла в моду и быстро распространялась.

Андреев отлично овладел свирелью, занимается реконструкцией домры. Мастер Семен Иванович Налимов изготовил по чертежам В.В.Андреева домру-пикало, домру- альт, домру-бас. В 1896 году домра введена в оркестр. В этом же году «Кружок любителей» был назван Великорусским оркестром. Андреев дал название оркестру по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московском

В 1898 году завершился отбор инструментов для оркестра. В оркестр введены жалейка, свирель, бубен, накры – род глиняных литавр, медные оркестровые литавры, звончатые гусли, ложки. Последним приобретением были редкостные прямоугольные гусли (17-18 век) в виде стола.

18 декабря музыканты дали концерт в Твери, в здании Дворянского собрания ( ныне Тверской гарнизонный Дом офицеров). Публика отбила себе ладони. Рецензент отметил высокое мастерство, замечательную сыгранность оркестра.

В 1899 г Андреев и Насонов выпустили «Самоучитель для балалайки по цифровой системе  и « Маленькую школу самоучитель». Появилась первая граммофонная пластинка с записью игры Андреева.

С 1900 года Андреев гастролирует в Париже, Лондоне, Германии. На Всемирной выставке в Париже В.В.Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки.

В 1907 году стараниями Андреева в Марьино открылась школа и он стал ее попечителем. В Марьино Андреев оборудовал мастерскую для изготовления концертных инструментов (домры и балалайки), которые мастерил по своим чертежам С.И.Налимов.

В конце 1910 начале 1911 коллектив гастролировал в Америке, побывал Нью-Йорке, Филадельфии, Вашингтоне, Балтиморе, Бостоне, Чикаго и других городах.

Заголовки статей в газетах свидетельствовали о восхищении публики.

Из России тысячами импортировались балалайки и домры. Великорусский оркестр был призван явлением международного значения.

В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра

Осенью 1912 г. Андреев проехал с оркестром по западной, южной и центральной России. Всего себя он отдал музыке. Своей семьи у него не было, всю жизнь Василий Васильевич прожил с матерью.

8 апреля 1918 г в помещении Театра музыкальной драмы Андреевский оркестр отметил свое 30-летие большим концертом, принятым зрителем с благодарностью и бурным одобрением

В ночь с 24 на 25 декабря 1918 г В.В.Андреев после продолжительной болезни умер. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

В 1923 году Великорусскому оркестру было присвоено имя В.В.Андреева. Насчитывается около 40 произведений В.В.Андреева для балалайки и фортепиано. Благодаря В.В.Андрееву в настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикало.

Традиции, основанные В.В. Андреевым в обучении на народных музыкальных инструментах,  продолжают музыкальные школы, музыкальные училища,  Консерватории, Университеты.

Василий Васильевич несмотря ни на какие трудности вывел народные инструменты в большое искусство. И в этом – его подвиг. В этом его великое дело!

Завершить наш сегодняшний урок я хочу замечательными стихами о  великом и волшебном русском народном инструменте – балалайке.

Три струны всего у балалайки,

Но широк размах её большой,

Взмах руки, и пролетают чайки

С набежавшей песенной волной.

Парень укорачивает струны,

Прижимает крепко их к ладам,

И плывет напев, простой и юный,

По окрестным паркам и садам.

Слушаю его – и молодею,

Прохожу по саду налегке,

Все-то видно знает и умеет

Парень с балалайкою в руке.  

Дай и мне к струне твоей певучей,

Прикоснуться медленной рукой,

Может, прозвучит еще получше

Песенка, придуманная мной.

Вопросы для самопроверки

  1. Где родился В.В.Андреев?
  2. Когда впервые познакомился с балалайкой?
  3. Какую цель поставил перед собой Андреев?
  4. Сколько раз В.В.Андреев давал концерты в Твери?
  5. В каком городе поставлен памятник балалайке?
  6. Где и когда был создан Великорусский оркестр?
  7. Где проходили гастроли Великорусского оркестра ?
  8. Какое значение композитора в культурной жизни Тверского края ?.
  9. Где похоронен Андреев?