Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства"Хоровое пение"по предмету "Музыкальная литература".

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований    к        дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства  «Хоровое пение».Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_muz_lit-re.doc394 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ХОРОВАЯ ШКОЛА «АПРЕЛЬ»

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ИОНОВИЧА МИХАЙЛУСОВА

города Димитровграда Ульяновской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

 

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Рассмотрена и одобрена                                              Разработана Керн

на заседании педсовета                                          Ириной  Александровной

ДМХШ «Апрель»                                                              преподавателем дополнительного      

Протокол  3                                                            образования                                                                                              

от 30.05.13 г.                                                                              год разработки – 2013г.              

Секретарь __________                                                        Стаж работы – 1 год

                                                     

                                                                                             

                                                                                

                                                       

г. Димитровград


Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

  1. Учебно-тематический план
  2. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам.
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;
  1. Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» (9-й класс)
  2. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
  1. Список учебной и методической литературы

  • Учебники,
  • Учебные пособия;
  • Хрестоматии;
  • Методическая литература;
  • Рекомендуемая дополнительная литература.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований        к        дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства  «Хоровое пение».

Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».

Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство».

Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

Актуальность этой образовательной программы   в том, что в основу содержания заложено более глубокое знакомство с русской и современной музыкой, особенно хоровых сочинений композиторов, что соответствует хоровой направленности обучения в школе.

 Новизна заключается в расширении и углублении знаний учащихся в области именно хоровой музыки.

 Концепция ее состоит:

  • в формировании активного мышления, основанного на поиске нового и применении полученных знаний на практике;
  • в  использовании в методах и приемах работы результатов психологических исследований.

2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы на реализацию учебного предмета

Год обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Итого

Форма занятий

Часов

Аудиторная

33

33

33

33

49,5

181,5

(в часах)

Внеаудиторная

18

18

18

18

19

91

(самостоятельная,

в часах)

Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 272,5 часов.

В 9-м (6-м) классе учебная нагрузка распределяется следующим образом: аудиторная работа - 49,5 часа, самостоятельная (внеаудиторная) работа - 19 часов, максимальная учебная нагрузка - 68,5 часа.

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» - мелкогрупповая, от 4 до 8 человек. Курс предполагает взаимовлияние и взаимопроникновение знаний, полученных на занятиях в музыкальной школе, таких как: фортепиано, хор, вокал, сольфеджио и ритмика.

Рекомендуемые формы работы на уроках музыкальной литературы:

• рассказ, беседа;

• лекция;
• слушание музыки и обсуждение  услышанного;
• концертное выступление учащихся, классный концерт;
• слуховой анализ услышанного;

• разбор музыкального произведения
• сочинение-эссе  на заданную тему;
• исследовательская работа, посвященная творчеству композитора;

 • музыкальная викторина;
• тестирование.

Педагог должен  проработать за урок следующие разделы, включенные в программу.    

- изучение монографических сведений.

- слушание музыки.

- разбор музыкального произведения.

- теоретические сведения.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

  • формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
  • воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;

  • овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
  • знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
  • знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
  • умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
  •   умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на фортепиано;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;

  • годовые требования по классам ;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература» для 9 (6) класса представлены в самостоятельном разделе.

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа,диалоги с учениками);
  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение,классные концерты, когда учащиеся исполняют на уроке произведения, изучаемые по вокалу или фортепиано в рамках темы урока);
  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:

  • обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
  • укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно- методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;
  • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
  • обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;
  • наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялем, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию. 

II. Учебно – тематический план

Первый год обучения (4 класс)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1.

Музыка и мы

1 час

2.

Выразительные средства музыки

2 часа

3.

Программная музыка

1 час

4.

Возникновение музыкальных инструментов

1час

5.

Струнные инструменты

1 час

6.

Деревянные духовые инструменты

1 час

7.

Медные духовые

1 час

8.

Ударные инструменты

1 час

9.

История развития симфонического инструмента

1 час

10.

Контрольный урок

1 час

11.

Клавишные инструменты

1 час

12.

Народные инструменты

1 час

13.

Виды оркестров

1 час

14.

Певческие голоса

1 час

15.

Музыкальные жанры

4 часа

16.

Музыкальная форма

5 часов

17.

Контрольный урок

1 час

18.

Музыка в театре и кино

1 час

19.

Балет

3 часа

20.

Опера

4 часа

Всего за год:

33 часа

Первый год обучения (4 класс)

Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Музыка и мы                                                                   1 час

Раскрыть значение музыки в жизни человека. Возникновение музыки. Легенда о музыке: Аполлон, Садко, Орфей: воздействие музыки на человека.

Выразительные средства музыки                                    2 часа

Понятие мелодии как музыкального смысла. Значение ритма в передаче музыкального образа. Знакомство с выразительными свойствами лада, гармонии, фактуры, динамики, темпа, регистра.

Э. Григ «Пер Гюнт»

Программная музыка                                                       1 час

Формы обобщения программы.

Связь  программности и изобразительности. К.Сен-Санс «Карнавал животных».

 Возникновение музыкальных инструментов                    1 час

Группы инструментов симфонического оркестра: струнные, деревянно-духовые, медные, духовые, ударные.

Струнные инструменты.

Роль группы струнных. Предшественники современных инструментов. Диапазон, технические возможности, приемы игры.

Деревянные духовые инструменты                                1 час

Разновидности деревянно-духовых инструментов, способ звукоизвлечения.

Медные духовые инструменты                                        1 час

Особенности тембров звучания.  

Ударные инструменты                                                     1 час

Разнообразие ударных инструментов.

Древность происхождения. Ударные инструменты, имеющие определенную высоту звучания.

История развития симфонического оркестра                    1 час

Роль венской классической школы в создании классического симфонического оркестра.

Роль дирижера. Расположение инструментов оркестра.

Клавишные инструменты                                                   1 час

Предшественники современного фортепиано. История создания фортепиано Бартоломео Кристофори. Преимущества нового фортепиано.

Народные инструменты                                                   1 час

Разнообразие национальных инструментов.

Русские народные инструменты: баян, домра, балалайка. Оркестр русских народных инструментов.

Виды оркестров                                                                 1 час

Духовой оркестр русских народных инструментов, эстрадный оркестр, банда, джаз-бенд.

Певческие голоса                                                               1 час

Женские и мужские певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас.

Музыкальные жанры                                                         4 часа

Д.Кабалевский о «трех китах» музыки.

Марш, песни-марши. Разнообразие танцевальной музыки. Знакомство с народными танцами. Русские: трепак, камаринская, хоровод; норвежские: халлинг, спрингар, ганчар; польские: полька, мазурка, краковяк. Полька, тарантелла, гопак, лезгинка, хота, болеро, фарандола как визитная карточка разных народов.

Музыкальная форма                                                         5 часов

Простейшая музыкальная форма  «период». Строение, разновидности периода. Период как основа более сложных форм: двух – трехчастной; куплетной. Строение вариаций; рондо, фуги.

Сонатная форма.

Знакомство со старинной сюитой;

Происхождение, строение, особенности танцев, входящих в сюиту. Аллеманда, куранта, сарабанда, жига – основные танцы сюиты. Введение новых танцев: менуэт, гавот, ригодон, бурре, танцевальные пьесы в сюите: прелюдии, арии, рондо, фуги.

Музыка в театре и кино                                                   1 час

Роль музыки в кинофильме. Музыка Дунаевского к к/ф «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Веселые ребята».

Музыка и театр. Балет                                                       3 часа

Происхождение балета. Основные компоненты балета – классический танец, пантолетта, характерный  танец. Знакомство с балетами П.И. Чайковского «Щелкучник», «Спящая красавица».

Музыка и театр. Опера.                                                     4 часа

Возникновение оперы. Содружество искусств в опере. Либретто – литературная основа оперы. Строение оперы.  Музыкальные номера оперы: увертюра, ария, ариозо, речитатив, ансамбли, хоровые и танцевальные сцены. Знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Второй год обучения (5 класс)

№  

Название темы

Количество часов

1.

Западно-европейское музыкальное искусство конца XVIII – XIX вв.

1 час

2.

Введение. Йозеф Гайдн

3 часа

3.

Вольфганг Амадей Моцарт

5 часа

4.

Людвиг Ван Бетховен

5 часов

5.

Обобщающий урок «Венская классическая школа»

1 час

6.

Франц Шуберт

4 часа

7.

Фридерик Шопен

2 часа

8.

Жорж Бизе

2 часа

9.

Иоганн Себастьян Бах

5 часов

10.

Развитие оперного искусства в XIX веке

1 час

11.

Оперное творчество Д.Верди

2 часа

12.

Обобщающий урок «Музыкальное искусство Европы XIX века»

1 час

13.

Контрольный урок

1 час

Всего

33 часа

                           

Второй год обучения    (5класс)

Западно-европейское музыкальное искусство XVIII – XIX вв.              1 час

Светская и церковная музыка. Особенности музыки  XVII – XVIII веков. Искусство барокко. Представители барокко в архитектуре, изобразительном искусстве. Композиторы эпохи барокко .

Йозеф Гайдн.                                                                                         3 часа

Жизненный путь Й. Гайдна Симфоническое творчество композитора. «Лондонская симфония» № 103: строение частей симфонии, их характерная последовательность. Сонатное творчество. Классический тип сонаты, сложившийся в творчестве Й. Гайдна.

В.А.Моцарт                                                                                             5 часов

Жизненный путь, особенности развития В.А. Моцарта. Обзор творчества композитора. Жанровое многообразие творчества. Симфония № 40, история создания, особенности строения. Соната для фортепиано. Опера «Свадьба Фигаро».

Л. Бетховен                                                                                              5 часов

Жизненный путь Л. Бетховена.  Обзор  творчества композитора. Фортепианные произведения, соната № 8. Симфоническое творчество композитора. Симфония № 5. Увертюры Л. Бетховена, «Эгмонт».    

Ф.Шуберт                                                                                                   4 часа

Возникновение романтизма. Становление и развитие национальных композиторских школ в Европе. Жизненный путь Ф. Шуберта. Вокальное творчество композитора. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». Фортепианные произведения, жанр романтической фортепианной миниатюры. Особенности симфонического творчества. Симфония №8 «Неоконченная».

Ф. Шопен                                                                                                   3 ч        

Жизненный путь Ф. Шопена. Обзор творчества композитора. Фортепианное творчество композитора.  Основные жанры, народные танцы в творчестве Ф. Шопена. Мазурки, полонезы, прелюдии, вальсы, ноктюрны и этюды.

Ж.Бизе                                                                                            2 часа

Жизненный путь Ж.Бизе. Обзор творчества композитора. Творчество Ж.Бизе высшая точка реализма во французской музыке. Шедевр мирового оперного искусства  опера «Кармен»

И.С.Бах                                                                                             5 часов

Жизненный путь Иоганна Баха. Обзор творчества. Полифонические произведения И. Баха. «Хорошо темперированный клавир» как образец полифонии. Органные произведения – основа искусства композитора. Прелюдия и фуга Ре минор. Клавирные сочинения. Сюиты Баха.

Развитие оперного искусства в XIX  веке                                             1 час

Расцвет национальных оперных школ, обновление идейного содержания, рождение новых жанров внутри оперы.

Д.Верди                                                                                               2 часа

 Мастер оперы – Д.Верди. Особенности оперного творчества Д. Верди. Знакомство с операми  «Риголетто», «Аида», «Травиата».

Третий  год обучения (6 класс)

   Название   темы

Количество часов

1.

Древнерусская музыка

1 час

2.

Русская музыка XVIII в.

2 часа

3.

Творцы русской комической оперы

1 час

4.

Д.С. Бортнянский – основоположник музыкальной хоровой культуры России

 1 час

5.

Старшие современники Глинки

2 часа

6.

Контрольный урок

1 час

7.

М.И. Глинка

6 часов

8.

А.С. Даргомыжский

4 часа

9.

Контрольный урок

1 час

10.

Русская музыка второй половины XIX в.

2 часа

11.

А.П. Бородин

5 часов

12.

М.П. Мусорский

6 часов

13.

Контрольный урок - тестирование

1 час

Третий год обучения (6 класс)

1. Древнерусская музыка                                                                       1 час

Какой период времени охватывает древнерусское искусство. Стихира, кондаки, тропари, знаменное или крюковое письмо, антифонное пение. Истоки русской музыки театра.

Русская музыка XVIII века – время коренных преобразований во всех областях русского общества. Реформы Петра I. Крепостные актеры театра Шереметьева, Позднякова, Ржевского, Апраксина. Репертуар крепостных театров.

Творцы русской комической оперы                                                            1 час

Русские композиторы XVIII века: Соколовский, Пашкович, Березовский, Хандакин, Фомин.

Д.С. Бортнянский                                                                                   1 час

Директор Придворной – капеллы.

Внимание к музыкальному образованию юных певцов, и хоровых дирижеров. Просветительская направленность деятельности.

 Старшие современники Глинки                                                         2 часа

Жанры, преобладающие в музыкальном творчестве начала XIX века. Творцы русского романса: А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилев.

Предшественник оперного творчества М.Глинки – А.Верстовский.

М.И. Глинка                                                                                      6 часов

Значение творчества М.Глинки в истории русской музыки. Жизненный путь композитора. Краткий обзор творчества. Опера «Иван Сусанин»: история создания, новая тематика, особенности музыки оперы. Симфонические произведения: три типа симфонизма в творчестве композитора. «Камаринская», «Вальс-фантазия».

Романсы и песни М.Глинки. Новые черты в романсах композитора «Жаворонок», «Попутная песня».

А.С. Даргомыжский                                                                           4 часа

Жизненный путь композитора. Краткий обзор творчества. Опера «Русалка». Новые жанры в романсовом творчестве А.С. Даргомыжского. Сатирические романсы «Титулярный советник», «Червяк». «Великий учитель музыкальной правды».

Русская музыкальная культура второй половины XIX век                    2 часа

Особенности развития русской музыкальной культуры. Появление новых композиторов. Образование высших учебных музыкальных заведений.

«Могучая кучка». Роль В.В. Стасова.

А.П. Бородин                                                                                     5 часов

Жизненный путь композитора. Краткий обзор творчества. Симфония №2 «Богатырская – одна из вершин мировых симфонических шедевров.

Опера «Князь Игорь»: история создания, основа сочиненной линии, музыкальный язык.

Романсы и песни в творчестве А. Бородина.

М.П. Мусорский                                                                                 6 часов

Жизненный путь композитора. Краткий обзор творчества. «Борис Годунов»: история создания, музыкальный язык, судьба произведения.

Романсы и песни композитора. Социально-обличительна тематика вокальных произведений М.П. Мусорского. Фортепианное творчество: «Картинки с выставки».

        Четвертый год обучения (7 класс)

Название темы

Количество часов

1.

А.А Римский-Корсаков

8 часов

2.

П.И Чайковский

8 часов

3.

Композиторы начала XXI: А.С. Аренский, В.С. Каллиников, Н.Я. Мясковский

3 часа

4.

А.В. Лядов

2 часа

5.

С.В. Рахманинов

4 часа

6.

А.Н. Скрябин

3 часа

7.

Дягилев С.

1 час

8.

Н.Ф. Стравинский

4 часа

Всего

33 часа

Четвертый год обучения (7 класс)

Н.А. Римский-Корсаков                                                                     8 часов

Жизненный путь композитора, краткий обзор творчества, черты симфонического творчества Н.Римского-Корсакова. Симфоническая сюита «Шехеразада». Оперное наследие. Знакомство с операми «Снегурочка», «Садко». Интерес к народному творчеству, использование народных песен в операх, роль хора.

П.И. Чайковский                                                                               8 часов

Жизненный путь. Краткий обзор творчества. Симфоническое творчество, особенности музыкального языка П.И. Чайковского. Симфония №1 «Зимние грезы», опера «Евгений Онегин»: история создания, особенности строения. Романсы Чайковского. Произведения для фортепиано: «Детский альбом», «Времена года».

Композиторы начала XXI века                                                            3 час

Музыкальная жизнь России конца XIX – начала XX века «Беляевский кружок», Частная опера С.И. Мамонтова. Композиторы А.Аренский, Н.Мясковский, В.Калинников.

А.В. Лядов                                                                                        2 часа

Общение с М.Балакиревым, А.Бородиным, М.Мусоргским. Первые произведения «Бирюльки», «Арабески». Расцвет творчества композитора: «8 русских народных песен», «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро».

С.В. Рахманинов                                                                                 4 часа

Жизненный путь. Краткий обзор творчества. Фортепианное творчество композитора: Этюды – картины, прелюдии. Симфонические произведения, концерт для фортепиано   с оркестром №2. Вокальные произведения Рахманинова.

А.Н. Скрябин                                                                                       3 часа

Особенности музыкального языка композитора, интерес к фортепианной миниатюре. Симфонические произведения. Новаторство. «Поэма огня».

С. Дягилев                                                                                            1 час

Роль личности в искусстве. Одно из авторитетных художественных объединений начала XX века – «Мир искусства». Кульминация деятельности – «Русские сезоны».

И.Ф. Стравинский                                                                               4 часа

Жизненный путь, краткий обзор творчества «Человек тысячи одного стиля», законодатель музыкальной моды. Балеты «Петрушка», «Жар-птица».

Пятый год обучения (8 класс)

   Название   темы

Количество часов

1.

Обзор русской музыкальной культуры к XX в.

1,5 часа

2.

С.С. Прокофьев

7,5 часа

3.

Д.Д. Шостакович

6 часов

4.

А.И. Хачатурян

4,5 часа

5.

Русский композитор второй половины XX в.

1,5 часа

6.

И.О. Дунаевский

3 часа

7.

Г.В. Свиридов

4,5 часа

8.

Р.К. Щедрин

3 часа

9.

Российский музыкальный авангард

1,5 часа

10.

Э.В. Денисов

1,5 часа

11.

С.А. Губайдуллина

1,5 часа

12.

А.Г. Шнитке

4,5 часа

13.

А.А. Рыбников

1,5 часа

14.

Искусство Джаза

3 часа

15.

Д. Гершвин

3 часа

16.

Урок – тестирование по курсу музыкальной литературе

1,5 часа

Итого

49,5 часов

Пятый год обучения (8 класс)

Обзор русской музыкальной культуры в XX веке                                  1,5 часа .

Массовость современной культуры. Первые музыкальной организации «Прокол», АСМ, РАКМ.

Создание единой творческой организации – Союза советских композиторов. Открытие новых музыкальных школ, кружков, студий.

С.С. Прокофьев                                                                                7,5 часов

Жизненный путь композитора. Краткий обзор творчества. Балет в творчестве Прокофьева. Особенности музыкального языка Золушка», «Ромео и Джульетта». История создания, сценическая судьба.

Симфония №7. Основные черты симфонического творчества Кантата «Александр Невский». Создание, музыкальный язык, судьба произведения. Произведения С.Прокофьева для детей.

Д.Д. Шостакович                                                                               6 часов

Жизненный путь композитора. Краткий обзор творчества. Симфонические произведения, особенности музыкального языка. Симфония №7 «Ленинградская». Особенности композиции, программность. Поэма «Казнь Степана Разина». Песни Д.Шостаковича, романсы.

А.И. Хачатурян                                                                                 4,5 часа

Жизненный путь композитора. Особенности музыкального языка, опора на на народную музыку. Концерт для скрипки с оркестром ре минор. Балет «Спартак», «Гаянэ».  

Русские композиторы второй половины XX веке                              1,5 часа

Опора на классическое наследие, интерес к фольклору, русской литературе – основа творчества композитора XX в. Разнообразие жанров и тем.

И.О.  Дунаевский                                                                              3 часа

Краткий обзор творчества. И.Дунаевский - «Король марша». Музыка к кинофильмам, оперетты.

Г.В. Свиридов                                                                                    4,5 часа

«Последний представитель русской классической музыки». Краткий обзор, жизненный и творческий путь. Опора на народное творчество, интерес к поэзии А.Пушкина, А.Блока, С.Есенина, Б.Пастернака, Бериса, В.Маяковского, музыка к кинофильму «Метель».

Р.К. Щедрин                                                                                           3 часа

Многогранность творчества, новаторство, фольклорные истоки творчества. «Озорные частушки», «Звоны». Балеты Щедрина: «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».

Российский музыкальный авангард                                                  1,5 часа

Авангардизм  как направление в искусстве. Серийная музыка, алеаторика, сонорная техника, пуантилизм, додекафония.

Э.В. Денисов                                                                                    1,5 часа

Обращение к новейшим методам музыкальной композиции. Интерес  к народной музыке. Поиски собственной композиторской системы. Идея синтеза музыки и живописи «Знаки на белом», «Акварели». Религиозно-духовная тематика творчества 80-90ч гг.

С.А. Губайдуллина                                                                            1,5 часа

Индивидуальность, своеобразие творчества композитора. Мировое признание. Огромное разнообразие жанров, тем и образов произведений С.Губайдуллиной.

А.Г. Шнитке                                                                                      4,5 часа

Один из самых ярких представителей российского авангарда. Полистилистика -  основа драматургии произведений А.Шнитке.

Возрождение жанра хорового концерта «Книга скорбных песнопений». Произведения для органа.

А.А. Рыбников                                                                                    3 часа

Наш современник – автор музыки к кинофильмам, популярной рок-опере «Юнона» и «Авось».

Искусство джаза                                                                               1,5 часа

Родина джаза, его истоки. Спиричуэллс, блюз, свинг. Традиционный джаз. Джазовые стили: бит, бол, граул, джанг-стиль, джем-сент, диксиленд, кул-джаз, ритм-энд-блюз, саунд, соул, хард-бон.

Дж. Гершвин                                                                                        3 часа

Новаторство. Использование джазовой музыки «Голубая рапсодия». Опера «Порги и Бесс».

III     Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени

 

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Максимальное количество

часов занятий в неделю

1

1

1

1

1,5

1

Общее максимальное

количество часов по годам

33

33

33

33

49.5

33

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

181,5

33

214.5

Общее количество часов на аудиторные занятия

181.5

33

214.5

Количество часов на

самостоятельную работу в

неделю

0.5

0.5

0.5

0.5

0.75

0.5

Общее количество часов на самостоятельную работу по

16.5

16.5

16.5

16.5

25

16.5

Общее количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную работу)

91

107,5

Учебный предмет музыкальная литература  неразрывно связан с другими учебными предметами, его изучение начинается с 4 класса, когда учащиеся имеют определенный запас знаний по теории музыки, слуховую базу, исполнительский опыт, что позволяет более глубоко и осознанно воспринимать учебный материал. Умения и навыки слушания музыки,  слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, знания закономерностей музыкального искусства, характерных особенностей музыкальных стилей и эпох, способствуют успешному овладению учениками другими учебными предметами.

Данный курс музыкальной литературы является предметом, объединяющим различные виды музыкальной деятельности, активизирующим развитие музыкальных способностей детей, воспитывающим любовь и интерес к серьёзному музыкальному искусству, понимание основ музыкального творчества.

Курс музыкальной литературы  включает в себя следующие разделы:

1. Изучение  основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

2. Изучение творческих биографий зарубежных и русских композиторов;

3. Изучение музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов;

4. Анализ музыкального произведения с объяснением роли выразительных средств;

5. Изучение музыкальной терминологии

2. Годовые требования по классам.

Первый год обучения

Задачи первого года обучения музыкальной литературе  - продолжая развивать и совершенствовать навыки слушания музыки и эмоциональной отзывчивости на музыку, познакомить учащихся с основными музыкальными жанрами, музыкальными формами, сформировать у них навыки работы с учебником и нотным материалом, умение рассказывать о характере музыкального произведения и использованных в нем элементах музыкального языка.

Второй год обучения

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Второй и третий год обучения музыкальной литературе являются базовыми для формирования у учащихся знаний о музыкальных жанрах и формах. Важной задачей становится развитие исторического мышления: учащиеся должны представлять себе последовательную смену культурных эпох, причем не только в мире музыки, но и в других видах искусства. Главная задача предмета состоит в том, чтобы интересы учеников в итоге становились шире заданного минимума, чтобы общение с музыкой, историей, литературой, живописью стали для них необходимостью. 

Третий-четвертый годы обучения

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Данный раздел учебного предмета «Музыкальная литература», посвященный отечественной музыке XIX-XX веков, - ключевой в курсе. Он имеет как познавательное, так и воспитательное значение для школьников подросткового возраста. В данной программе изучению русской музыкальной литературе отводится второе полугодие 6 класса и весь 7 класс.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

(5 год обучения)

Пятый год обучения музыкальной литературе является итоговым в музыкальной школе. Его основная задача - при помощи уже имеющихся у учащихся навыков работы с учебником, нотным текстом, дополнительными источниками информации существенно расширить их музыкальный кругозор, увеличить объем знаний в области русской и советской музыкальной культуры, научить подростков ориентироваться в современном музыкальном мире. При изучении театральных произведений рекомендуется использовать возможности видеозаписи. Необходимо также знакомить учеников с выдающимися исполнителями современности. Заключительный раздел, посвященный изучению музыки последней трети двадцатого столетия, является ознакомительным, музыкальные примеры для прослушивания педагог может отобрать исходя из уровня подготовки учеников, их интересов, наличия звукозаписей.

IV.     Требования к уровню подготовки обучающихся.

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.

Результатами обучения также являются:

  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в
    системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание   творческих   биографий   зарубежных   и   отечественных
    композиторов согласно программным требованиям;
  • знание     в     соответствии     с     программными    требованиями
    музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов
    различных исторических периодов,  стилей, жанров и форм от эпохи
    барокко до современности;
  • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о
    творчестве композиторов;
  • умение    определять    на   слух   фрагменты   того    или   иного
    изученного музыкального произведения;
  • навыки   по   восприятию   музыкального   произведения,   умение
    выражать   его   понимание   и   свое   к   нему   отношение,   обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Диагностика достижений

В программу заложен комплекс диагностических мероприятий по контролю за уровнем освоения программного материала.

4 класс.

Входящая

Проводится в форме беседы на вводном уроке, во время которой определяются  знания  ребенка.

Текущая

В течение учебного года проводятся обобщающие уроки по темам, контрольные уроки в конце каждого полугодия.

Итоговая

На заключительном контрольном уроке ребенок показывает освоение программного материала.

5 класс

Входящая

Проводится на первом уроке в виде индивидуальных  и групповых заданий.

Текущая

В течение учебного года проводятся обобщающие уроки по темам, контрольные уроки в конце каждого полугодия.

Итоговая

Проводится в виде контрольного урока в конце учебного года. Учащимися выполняются тестовые задания.

6 класс

Входящая

Проводится на первом уроке в виде индивидуальных  и групповых заданий.

Текущая

В течение учебного года проводятся обобщающие уроки по темам, контрольные уроки в конце каждого полугодия.

Итоговая

На заключительном контрольном уроке ребенок выполняет тестовое и творческое задание, показывающие уровень овладения знаниями.

7 класс

Входящая

Проводится на первом уроке в виде индивидуальных  и групповых заданий.

Текущая

В течение учебного года проводятся обобщающие уроки по темам, контрольные уроки в конце каждого полугодия.

 Итоговая

Проводится в виде контрольного урока в конце учебного года. Учащийся выполняет тестовое задание, по изученному в течение года материалу.

8 класс

Входящая

Проводится на первом уроке в виде индивидуальных  и групповых заданий.

Текущая

В течение учебного года проводятся обобщающие уроки по темам, контрольные уроки в конце каждого полугодия.

Итоговая

На заключительном контрольном уроке ребенок выполняет тестовое и творческое задание по изученному материалу.

9  класс

Входящая

Проводится на первом уроке в виде индивидуальных  и групповых заданий.

Текущая

В течение учебного года проводятся обобщающие уроки по темам, контрольные уроки в конце каждого полугодия.

Итоговая

На заключительном контрольном уроке ребенок выполняет тестовое и творческое задание по изученному материалу.

V. Формы и методы контроля, система оценок

        1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий - определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. 

           Текущий контроль - осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Формы текущего контроля:

  • устный опрос (фронтальный и индивидуальный),
  • выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на
    конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных
    примеров,   активность   при   изучении   нового   материала,   качественное
    усвоение пройденного),

- письменное задание, тест.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.

На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового (незнакомого) музыкального произведения.

Промежуточный контроль - осуществляется в конце каждого учебного года. Может проводиться в форме контрольного урока, зачета. Включает индивидуальный устный опрос или различные виды письменного задания, в том числе, анализ незнакомого произведения. Задания для промежуточного контроля должны охватывать весь объем изученного материала.

Итоговый контроль

Итоговый контроль осуществляется в конце 8 класса. Федеральными государственными требованиями предусмотрен экзамен по музыкальной литературе, который может проходить в устной форме (подготовка и ответы вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая письменная работа.)

Эффективной формой подготовки к итоговому экзамену является коллоквиум.

Для подготовки к коллоквиуму учащиеся должны использовать в первую очередь учебники по музыкальной литературе, а также «Музыкальную энциклопедию», музыкальные словари, книги по данной теме.

Полный список вопросов учащимся до коллоквиума не известен. Коллоквиум проводится в устной индивидуальной или мелкогрупповой форме (группы не более 4 человек). Возможно выполнение небольшого письменного задания, например, запись различных музыкальных терминов, названий произведений, фамилий деятелей культуры с целью проверки уровня грамотности и владения профессиональной терминологией у учащихся.

2. Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена (зачета) и итоговой аттестации

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

 

регулярное посещение уроков, отсутствие пропусков без уважительных причин, содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или письменный ответ. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств) и уверенное знание изучаемого материала,

активная  работа на уроках.

4 («хорошо»)

регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, незначительные ошибки при выполнении тестовых и контрольных заданий (2-3 неточности грубого характера или 1 грубую и 1 незначительную). Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.

3 («удовлетворительно»)

 

нерегулярное посещение занятий, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, пробелы знаний в изучаемом материале, значительные ошибки в выполнении тестовых заданий (3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные.). В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.

 

Пропуски учебных занятий без уважительных причин, неудовлетворительное знание учебного материала, выполнение тестового задания менее чем на 30%.  Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.

3. Контрольные требования на разных этапах обучения

Содержание и требование программы «Музыкальная литература» определяет уровень подготовки обучающихся. В соответствии с ними ученики должны уметь:

грамотно и связно рассказывать о том или ином сочинении или историческом событии,

знать специальную терминологию,

ориентироваться в биографии композитора,

представлять исторический контекст событий, изложенных в биографиях композиторов,

определить на слух тематический материал пройденных произведений,

играть на фортепиано тематический материал пройденных произведений,

знать основные стилевые направления в культуре и определять их характерные черты,

знать и определять характерные черты пройденных жанров и форм.

VI. Шестой год обучения по предметуЕСТОЙ ГОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (9-й класс)

Пояснительная записка

Содержание учебного предмета «Музыкальной литература» при 9-летнем сроке направлено на подготовку учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения.

В то же время освоение выпускниками данной программы создает благоприятные условия для развития личности, укрепляет мотивацию к познанию и творчеству, эмоциональному обогащению.

Содержание программы рассчитано на годовой курс. Время аудиторных занятий - 1 час в неделю. Время самостоятельных занятий – 0,5 часа в неделю. В целом максимальная нагрузка за год составляет 33 часа, общее количество часов на самостоятельную работу составляет_16,5 часа.

Обоснованность последовательности тем в программе отвечает ходу музыкально-исторического процесса последних трех веков и включает темы по творчеству ведущих композиторов европейских стран.

Главная цель занятий (сверх перечисленных в начале данной учебной программы) - научить обучающихся вслушиваться в звучащую музыку при максимальном слуховом внимании. Регулярное знакомство с выдающимися творениями великих композиторов способствует формированию художественного вкуса, умению слышать красоту художественных образов, осознавать талант их авторов. Помимо чисто музыкальных навыков ученики получают немало знаний о великих композиторах европейских стран, основных событиях музыкальной жизни минувших эпох, ведущих стилях, направлениях в развитии европейской музыки.

54

Шестой год обучения (9-й класс) по учебному предмету «Музыкальная литература» является дополнительным к основному курсу.

Назначение занятий по музыкальной литературе - содействовать профессиональной ориентации учащихся, их сознательному выбору профессии музыканта через расширение и углубление знаний, навыков и умений, приобретенных при изучении основного курса и в самостоятельном общении с музыкой.

Одной из основных целей учебного предмета «Музыкальная литература» является дальнейшее художественно-эстетическое развитие учащихся, а также овладение ими знаниями, умениями, навыками, достаточными для поступления в профессиональное учебное заведение.

Из подбора и последовательности тем и произведений у учащихся должно сложиться общее представление о музыкальном процессе в Европе XVIII-XX веков, об основных жанрах музыки, художественных направлениях и национальных композиторских школах в их наиболее ярких проявлениях.

Формы занятий

Занятия могут проводиться в форме бесед и лекций преподавателя, диалога между преподавателем и обучающимися. Эффективной формой занятий являются выступления обучающихся с заранее подготовленными докладами по заданной теме. На уроке выступают не более двух докладчиков (занятия в форме семинара). Остальные ученики являются активными слушателями, задают вопросы, высказывают свои суждения. Доклад подкрепляется прослушиванием музыкальных произведений. Накопленный учащимися опыт позволит обращаться к более сложным и объемным произведениям, позволит затрагивать вопросы, отвечающие интересам взрослеющих школьников. Безусловно, подготовка к докладу осуществляется с помощью преподавателя, который рекомендует перечень литературы;        объясняет        схему        выступления;        контролирует

55

продолжительность    выступления;    указывает    моменты,    на    которые необходимо при выступлении обратить особое внимание учеников.

Отличительная особенность программы шестого года обучения

Учитывая, что русская музыкальная классика XIX-XX веков в лице всех ее основных представителей учащимся уже знакома, а европейская классика в предшествующем курсе (пять лет обучения) была представлена лишь шестью монографическими темами, целесообразно вновь вернуться к классическому периоду европейской музыки и, не дублируя темы основного курса, познакомить их с именами и некоторыми сочинениями крупнейших композиторов Италии, Германии, Франции, ряда других стран, музыкальное искусство, которых входит в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Обозревая европейскую классику трех последних веков, необходимо найти возможность приблизить школьников к современной музыкальной жизни, участниками которой они становятся, к некоторым ее проблемам. Хорошим материалом для этого могут послужить важнейшие события музыкальной жизни (конкурсы, фестивали, премьеры музыкальных театров и т.п.), обзор событий и фактов, содержащийся в средствах массовой информации, в интернете. Свое место в учебной работе должны найти и памятные музыкальные даты.

На усмотрение преподавателя несколько уроков можно посвятить творчеству выдающихся исполнителей ХХ века (пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов, дирижеров).

Учебно-тематический план

Предлагаемый план является одним из возможных вариантов содержания предмета в 9 классе. Педагог должен ориентироваться на уровень подготовки учеников и исходить из методической целесообразности изучения той или иной темы.

56

Примерный учебно-тематический план

№№ темы

Темы уроков

кол-во часов

Содержание

1 полугодие

1

Вводный урок

1

Музыка в античном мире, в эпоху Средневековья и Ренессанса (повторение).

2

Итальянская музыка XVIII                  века; А.Вивальди, Д.Скарлатти; скрипка и клавесин; камерный оркестр

2

Эпоха Барокко; расцвет инструментальной музыки; формирование оркестров; жанр скрипичного концерта; concerto grosso; клавирные сонаты; неаполитанская школа.

3

Опера и оратория в XVIII веке; Г.Ф.Гендель, К.В.Глюк

2

Монументальные вокально-оркестровые сочинения эпохи Барокко и классицизма. Ознакомление с отдельными частями из произведений для камерного оркестра Г.Ф.Генделя, ариями из опер, хорами из ораторий; фрагментами из оперы «Орфей».

4

Немецкие романтики первой половины XIX века: К.М.Вебер, Ф.Мендельсон, Р.Шуман

2

Новая стилистика; романтическая опера (увертюра, хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»). Музыка в драматическом театре («Сон в летнюю ночь»), лирико-исповедальный характер творчества романтиков (цикл «Любовь поэта»).

57

5

Ф.Лист

1

Программный симфонизм, его специфика; «Прелюды».

6

Г.Берлиоз

1

Программный симфонизм; гротеск в музыке; «Фантастическая» симфония 2, 4, 5 части.

7

Н.Паганини

1

Виртуозы-исполнители и их творчество; Каприс №24 и сочинения Ф. Листа, И.Брамса на тему Н.Паганини.

8

Д.Россини

2

Разнообразие творчества итальянского композитора; духовная музыка Д.Россини. Три оперные увертюры и части из «Маленькой торжественной мессы».

Контрольный урок (семинар)

2

Резервный урок

1,5

2 полугодие

9

К.Сен-Санс

2

Творчество французского романтика. Ознакомление со Вторым фортепианным концертом; рондо-каприччиозо (для скрипки); ария Далилы из оперы «Самсон и Далила»

10

И.Брамс

1

Симфонические циклы второй половины XIX века; финалы Первой и Четвертой симфоний.

11

Д.Верди

2

Развитие оперных традиций; духовная музыка (фрагмент из «Реквиема»),       ознакомление       со

58

сценами из опер («Аида», «Травиата», «Риголетто») в видеозаписи.

12

Р.Вагнер

2

Музыкальная          драма,          новое отношение     к     структуре     оперы. Прослушивание: «Лоэнгрин»:   вступление   к   1   и   3 действиям; «Тристан и Изольда»:   вступление к 1 и 3 действию, смерть Изольды.

13

А.Дворжак или Б. Сметана

1

Творчество  чешских  композиторов; А.Дворжак: 9-я симфония, части 3,4, Влтава; Б. Сметана:      увертюра     к     опере «Проданная невеста».

14

Г.Малер

1

Музыкальный постромантизм и экспрессионизм. Возможно прослушивание: 1-я симфония, 3,4 части, Адажиетто из 5 симфонии.

15

Французские импрессионисты: К.Дебюсси, М.Равель, П. Дюка

2

Новая стилистика; новые трактовки средств выразительности, звукопись. Ознакомление с фортепианными и симфоническими сочинениями К.Дебюсси и М.Равеля («Прелюдии», «Болеро» и т.д.). Симфоническая сказка П. Дюка «Ученик Чародея».

16

Б.Бриттен и английская музыка

1

Симфоническая музыка в ХХ веке. Вариации на тему Г.Перселла.

17

Д.Гершвин и

1

Джазовая культура. Рапсодия в стиле

59

американская музыка

блюз.

18

О.Мессиан и французская музыка или композиторы Нововенской школы

1

Квартет «На конец времени», различные органные пьесы или отрывки из «Лунного Пьеро» А.Шенберга, «Воццека» А.Берга и фортепианные пьесы А.Веберна.

19.

Выдающиеся исполнители ХХ века

2

Знакомство с аудио- и видеозаписями, характеристика и особенности исполнения

Итоговый семинар, коллоквиум

3

Резервный урок

1,5

Методические рекомендации по проведению урока в 9  классе

Каждую новую тему открывает небольшое вступительное слово преподавателя, устанавливающее связи новой темы с содержанием предшествующих уроков, собирающее внимание учеников. Затем слово передается ученику, подготовившего сообщение (доклад) по данной теме в пределах 5-10 минут (возможно чтение заранее написанного текста). Оно должно содержать краткую характеристику эпохи, среды, личности и творческого наследия композитора (при этом необходимо приводить наиболее значительные факты из жизни композитора). Ввиду того, что подобная форма заданий ранее не практиковалась и представляет для подростка определенную сложность, задача преподавателя - объяснить, каким должно быть подобное сообщение и как его следует готовить.

Отсутствие единого школьного учебника по тематическому плану дополнительного года обучения делает необходимым обращение к иным источникам     информации     (словари,      справочники,      энциклопедии,

60

литература о музыке для школьников). И здесь не обойтись без советов и практической помощи преподавателя.

Выступление учащегося перед своими одноклассниками должно быть прокомментировано преподавателем, а его замечания и советы -учтены будущими «докладчиками». Количество выступлений каждого ученика зависит от численного состава группы, но не должно быть менее 2-3-х раз в учебном году. Каждое выступление засчитывается как выполнение требований и включается в общий зачет. Оценивать выступления в баллах нежелательно, - самостоятельность учащихся при подготовке выступления всегда относительна, и это неизбежно в силу характера самого задания и отсутствия опыта. Обучающая направленность такого задания - в приобщении школьников к студенческому виду работы над текстовым материалом, из которого нужно отобрать минимум необходимого. Распределение тем для сообщений можно осуществить как в начале четверти, полугодия, так и по ходу занятий.

Основное время урока посвящается прослушиванию музыки с необходимым предисловием преподавателя, подготавливающим осмысленное восприятие произведения (возможен предварительный показ одной или нескольких основных тем на фортепиано). Обмен впечатлениями и краткое подведение итогов завершают урок.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Дополнительный год обучения должен содействовать проявлению творческой инициативы учащихся. Хорошо обсудить с ними на первых уроках общую тематику занятий, выслушать и учесть пожелания учеников, объяснить назначение и содержание их сообщений, предусмотреть возможность исполнения музыки (по тематике занятии) школьниками.

Текущий   контроль.   Традиционная   поурочная   проверка   знаний

должна сочетаться с иными формами контроля, например небольшими тестовыми работами.

Должны оцениваться также сообщения учеников, поощряться и учитываться высказывания по ходу урока. Возникающие элементы дискуссии могут свидетельствовать о растущем интересе к занятиям, способствовать выявлению собственных суждений.

Видом текущего контроля является контрольный урок, если проводится самим преподавателем без присутствия комиссии.

Промежуточный контроль в виде контрольного урока или зачета

может проводиться в конце полугодий. Можно рекомендовать для такого контроля такой вид оценивания, как семинар по пройденному материалу. Ответы на семинаре, как и активность учеников в его работе, оцениваются дифференцированно. Эффективным видом оценивания является также анализ нового (незнакомого) музыкального произведения, который проводится в старших классах. Контрольный урок или зачет как промежуточная аттестация проводится в присутствии комиссии.

Итоговый контроль предполагает проведение экзамена по музыкальной литературе в соответствии с федеральными государственными требованиями. Если учащийся осваивает дополнительный год обучения (9-й класс) итоговая аттестация (экзамен) завершает дополнительный год обучения.

Целесообразно выпускной экзамен проводить не в виде ответов по заранее подготовленным билетам, а в виде коллоквиума и итоговой письменной работы. Одним из вариантов письменной работы может быть предложен анализ незнакомого произведения.

Возможно проведение своеобразной олимпиады, содержание и формы которой выбирает сам преподаватель. Особого внимания потребуют учащиеся, поступающие на теоретическое отделение, где проводится вступительный экзамен по музыкальной литературе.

        

Результат освоения программы «Музыкальная литература».

Шестой год обучения

Выпускники должны продемонстрировать:

первичные знания в области основных эстетических и стилевых направлений музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

навыки восприятия современной музыки;

умение   понять   и  объяснить  роль   и  значимость   выразительных средств      музыки      в      исполняемом      музыкальном      произведении;

умение проанализировать незнакомое музыкальное произведение

VII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Занятия по предмету «Музыкальная литература проводятся в сформированных группах от 4 до 8 человек (мелкогрупповые занятия).

Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов получения информации: рассказ (но не монолог) педагога, разбор и прослушивание музыкального произведения. Методически оправдано постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их   в   активный   диалог.   Подобный   метод   способствует   осознанному восприятию   информации,  что   приводит  к  формированию  устойчивых знаний.

На каждом уроке «Музыкальной литературы» необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях.

Современные технологии позволяют не только прослушивать музыкальные произведения, но и осуществлять просмотр видеозаписей. Наиболее целесообразными становятся просмотры на уроках отрывков балетов и опер, концертных фрагментов, сопровождаемых комментариями педагога.

На уроках зачастую невозможно прослушать или просмотреть произведение целиком, подобная ситуация предусмотрена учебным планом. Однако в старших классах целесообразно в пределах самостоятельной работы предлагать обучающимся ознакомиться с сочинением в целом, используя возможности Интернета.

Методические рекомендации преподавателям

Урок музыкальной литературы, как правило, имеет следующую структуру: повторение пройденного и проверка самостоятельной работы, изучение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания.

Повторение и проверка знаний в начале урока помогает мобилизовать внимание учеников, активизировать работу группы и установить связь между темами уроков. Чтобы вовлечь в процесс всех присутствующих в классе, рекомендуется пользоваться формой фронтального устного опроса. Возможно проведение небольшой тестовой работы в письменном виде. Реже используется форма индивидуального опроса.

Изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений занимает основную часть урока. Необходимо пользоваться всеми возможными методами обучения для достижения максимально эффективных результатов обучения.

Практически весь новый материал учащиеся воспринимают со слов

преподавателя и при музыкальных прослушиваниях, поэтому огромное значение имеют разнообразные словесные методы (объяснение, поисковая и закрепляющая беседа, рассказ). Предпочтение должно быть отдано такому методу, как беседа, в результате которой ученики самостоятельно приходят к новым знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует от преподавателя умения грамотно составить систему направленных вопросов и опыта управления беседой. Конечно, на уроках музыкальной литературы нельзя обойтись без такого универсального метода обучения, как объяснение. Объяснение необходимо при разговоре о различных музыкальных жанрах, формах, приемах композиции, нередко нуждаются в объяснении названия музыкальных произведений, вышедшие из употребления слова, различные словосочетания, фразеологические обороты. Специфическим именно для уроков музыкальной литературы является такой словесный метод, как рассказ, который требует от преподавателя владения не только информацией, но и ораторским и актерским мастерством. В построении рассказа могут использоваться прямая речь, цитаты, риторические вопросы, рассуждения. Рассказ должен быть подан эмоционально, с хорошей дикцией, интонационной гибкостью, в определенном темпе. В форме рассказа может быть представлена биография композитора, изложение оперного сюжета, история создания и исполнения некоторых произведений.

Наглядные методы. Помимо традиционной для многих учебных предметов изобразительной и графической наглядности, на музыкальной литературе используется такой специфический метод, как наблюдение за звучащей музыкой по нотам. Использование репродукций, фотоматериалов, видеозаписей уместно на биографических уроках, при изучении театральных произведений, при знакомстве с различными музыкальными инструментами и оркестровыми составами, и даже для лучшего понимания некоторых жанров - концерт, квартет, фортепианное

трио. Использование различных схем, таблиц помогает структурировать материал биографии композитора, осознать последовательность событий в сюжете оперы, представить структуру сонатно-симфонического цикла, строение различных музыкальных форм. Подобного рода схемы могут быть заранее подготовлены педагогом или составлены на уроке в совместной работе с учениками.

Наблюдение за звучащей музыкой по нотам, разбор нотных примеров перед прослушиванием музыки также тесно соприкасается с практическими методами обучения. К ним можно также отнести прослушивание музыкальных произведений без нотного текста и работу с текстом учебника. Формирование умения слушать музыкальное произведение    с    одновременным    наблюдением    по    нотам    должно происходить в ходе систематических упражнений. Степень трудности должна быть посильной для учеников и не отвлекать их от музыки. Наиболее простой текст для наблюдения по нотам представляет фортепианная музыка, сложнее ориентироваться в переложении симфонической музыки для фортепиано. Известную трудность представляют вокальные произведения, оперы, где необходимо следить за записью нот на нескольких нотоносцах и за текстом. Знакомство с партитурой предполагается в старших классах и должно носить выборочный характер. Перед началом прослушивания любого произведения преподавателю следует объяснить, на что следует обратить внимание, а во время прослушивания помогать ученикам следить по нотам. Такая систематическая работа со временем помогает выработать стойкие ассоциативные связи между звуковыми образами и соответствующей нотной записью.

Прослушивание музыки без нотного текста, с одной стороны, представляется самым естественным, с другой стороны имеет свои сложности. Обучая детей слушать музыку, трудно наглядно продемонстрировать, как это надо делать, и проверить, насколько это получается у учеников. Преподаватель может лишь косвенно проследить, насколько внимательны ученики. Необходимо помнить о том, что слуховое внимание достаточно хрупко. Устойчивость внимания обеспечивается длительностью слуховой сосредоточенности. Именно поэтому объем звучащего музыкального произведения должен увеличиваться постепенно. Педагогу необходимо уметь организовывать внимание учащихся, используя определенные приемы для сосредоточения внимания и для его поддержания (рассказ об истории создания произведения, разъяснение содержания произведения, привлечение изобразительной наглядности, создание определенного эмоционального состояния, постановка слуховых поисковых задач, переключение слухового внимания).

Работа с учебником является одним из общих учебных видов работы. На музыкальной литературе целесообразно использовать учебник в классной работе для того, чтобы ученики рассмотрели иллюстрацию, разобрали нотный пример, сверили написание сложных имен и фамилий, названий произведений, терминов, нашли в тексте определенную информацию (даты, перечисление жанров, количество произведений). Возможно выполнение небольшого самостоятельного задания в классе по учебнику (например, чтение фрагмента биографии, содержания сценического произведения). Учебник должен максимально использоваться учениками для самостоятельной домашней работы.

Завершая урок, целесообразно сделать небольшое повторение, акцентировав внимание учеников на новых знаниях, полученных во время занятия. 

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Домашнее задание, которое ученики получают в конце урока, должно логично вытекать из пройденного в классе. Ученикам следует не просто указать, какие страницы в учебнике они должны прочитать, необходимо подчеркнуть, что они должны сделать на следующем уроке (рассказывать, отвечать на вопросы, объяснять значение терминов, узнавать музыкальные примеры и т.д.) и объяснить, что для этого нужно сделать дома.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 1 час в неделю. Для достижения лучших результатов рекомендуется делить это время на две части на протяжении недели от урока до урока. Регулярная самостоятельная работа включает в себя, в том числе, повтое пройденного материала (соответствующие разделы в учебниках), поиск информации и закрепление сведений, связанных с изучаемыми темами, повторение музыкальных тем. 

III. Список учебной и методической литературы Учебники

Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века» Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005

Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002

Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004

Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М.: «Престо», 2006

Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения

Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985.

Смирнова Э.С.   «Русская  музыкальная литература».   Учебник для ДМШ (третий год обучения). М.: «Музыка» Учебные пособия

Калинина Г.Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса

Тесты по зарубежной музыке Тесты по русской музыке

Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке

Островская Я.Е., Фролова Л. А., Цес Н.Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран 5 класс (2 год обучения). «Композитор» С-Пб, 2012

Панова Н.В. Музыкальная литература зарубежных стран (рабочая тетрадь для 5 кл.). М., «Престо», 2009

Панова Н.В. Русская музыкальная литература (рабочая тетрадь для 6-7 кл.). I часть. М., «Престо», 2009; II часть. М., «Престо», 2010

Хрестоматии

Хрестоматия   по   музыкальной   литературе   для   4   класса   ДМШ. Составители Владимиров В.Н., Лагутин А.М.: «Музыка», 1970

Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран для 5 класса ДМШ. Составитель Прохорова И.М.: «Музыка», 1990

Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов ДМШ. Составители. Смирнова Э.С., Самонов А.М.: «Музыка», 1968

Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода для 7 класса ДМШ. Составитель Самонов А.М.: «Музыка», 1993 Методическая литература

Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982

Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005

Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001

Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.: «Музыка», 1991 Рекомендуемая дополнительная литература

Всеобщая история музыки /авт.-сост. А.Минакова, С. Минаков - М.: Эксмо, 2009.

Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества:

вып.1    -    Роланд    Вернон.    А.Вивальди,    И.С.Бах,    В.А.Моцарт, Л.Бетховен;

вып.2    -    Роланд    Вернон.    Ф.Шопен,    Дж.Верди,    Дж.Гершвин, И.Стравинский;

вып.3 - Николай Осипов. М.Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков. Изд-во «Поматур»