«Выполнение развивающих, образовательных и воспитательных задач первого года обучения в работе над песней «Пропала собака» (музыка В. Шаинского, слова А. Ламм), применяя методы арттерапии »

Дмитриева Ольга Владимировна
Методическая разработка к образовательной программе
«Эстрадно-хоровой вокал»
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБНОУ «СПБГДТЮ»

Театрально-художественный отдел

МЭТС «Розыгрыш»

Методическая разработка к образовательной программе

«Эстрадно-хоровой вокал»

Тема

«Выполнение развивающих, образовательных и воспитательных задач первого года обучения в работе над песней «Пропала собака» (музыка В. Шаинского,  слова А. Ламм), применяя методы арттерапии »

Автор: Дмитриева Ольга Владимировна

Педагог дополнительного образования

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Современное общество динамично развивается в области информационных технологий, стремительно движется по пути компьютеризации, автоматизации практически всех сфер жизнедеятельности. Темп жизни не позволяет созерцательного отношения. Нужно быть активным, деловым, чётко ставить пред собой задачи и решать их.

    Наш взрослый мир всей своей тяжестью обрушивается на мир ребёнка. Огромные нагрузки в школе; дефицит простого общения даже со своими родителями, (которым всё время некогда), и подмена человеческому общению – компьютерно-интернетное; пагубное зомбирующее действие компьютерных игр; агрессия, пропагандируемая СМИ, – вот, что составляет основную часть жизни современного ребёнка.

    В этой связи актуальность данной разработки вижу в том, чтобы во время урока окунуть ребёнка в совершенно другой мир. Мир: музыки, фантазии, добра, творчества, дружбы. Развить в ребёнке посредством исполнения музыкального произведения высоких духовных качеств личности.

   Творческая новизна моей работы в активном использовании приёмов и методов психолого-педагогической диагностики и коррекции детей средствами дополнительного образования, а именно арттерапии.

    Данная методическая разработка ставит перед собой следующие ЦЕЛИ:

  • Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств личности
  • Развитие личности ребёнка, способному к творческому самовыражению
  • Привитие таких качеств как: трудолюбие, самодисциплина, критическое отношение к себе и доброжелательное отношение к другим ребятам

Данная методическая разработка решает следующие ЗАДАЧИ:

Развивающие:

  • раскрыть физические и творческие способности;
  • развить координацию, музыкальность, ритмичность.

Образовательные:

  • познакомить с работой певческого аппарата (снять челюстные зажимы);
  • поставить нижнедиафрагмальное певческое дыхание;
  • формировать основы певческой дикции;
  • работать над восприятием песни, как целостного художественного произведения.

Воспитательные:

  • привить интерес к вокальному искусству;
  • воспитать чувство ответственности за собственное выполнение задания.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

    Данная разработка рассчитана на детей 9-10 лет. Выполняется во втором полугодии первого года обучения. Занятия проходят два раза в неделю по одному часу.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании первого года обучения студийцы будут владеть следующими навыками:

  • навыками певческого дыхания;
  • чисто интонировать в пределах чистой квинты;
  • уметь исполнять несложные вокальные произведения;
  • иметь навыки певческой дикции;
  • осуществлять слуховой контроль исполняемого материала:
  • иметь желание продолжать обучение;
  • ответственно относиться к выполнению заданий.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

  • наблюдения за работой детей на занятиях;
  • анализ освоения и закрепления учащимися учебного материала, трудоспособности и умения контролировать себя в процессе занятий;
  • открытые и контрольные занятия.

СОДЕРЖАНИЕ

Во втором полугодии первого года обучения мы с группой взяли в репертуар песню В. Шаинского и А. Ламм «Пропала собака».

Эта песня очень подходит для выполнения разделов образовательной программы «Эстрадно-хоровой вокал», а также для решения поставленных в ней задач. Красивая мелодия, хороший добрый текст. Детям очень близка тематика песни. У многих есть свои домашние питомцы. А кто-то мечтает о своей собаке. Поэтому группа живо отреагировала на предложение разучить песню. На первом уроке, после показательного исполнения песни педагогом, сразу возникло бурное обсуждение темы домашних животных. Каждый ребёнок хотел рассказать свою историю. Я решила не останавливать ребят. Ведь так они научатся проявлять свои переживания, общаться, говорить, слушать друг друга. Истории были разные, но с каждой новой историей становилось очевиднее – мы становимся друг другу ближе.

После мы начали в медленном темпе разучивать текст и мелодию. Исправляя дикционно-артикуляционные оплошности, интонацию, работая над диафрагмальным дыханием, мы работали и над восприятием песни, как художественным произведением.

Мы разбирали каждый куплет от слова к слову.

Первый куплет, по сути, экспозиция. Группа должна была представить себе, а потом и передать голосовыми возможностями картину происходящего. При повторении фразы: «Пропала собака! Пропала собака! Пропала собака по кличке Дружок!», мы должны были эмоционально перестроиться ко второму куплету, более экспрессивному по звучанию.

Перед пением второго куплета, в котором идёт описание щенка, мы попытались представить его себе как можно подробнее. Группе было дано домашнее задание – нарисовать щенка. На следующий урок дети показали мне свои рисунки.  И хотя все щенки были абсолютно разные, спели дети гораздо проникновеннее, чем раньше.

Третий куплет самый «трагичный» в этой песни. По сюжету пошёл дождь и размыл объявление. В плане выразительности куплет получился почти сразу. Зато пришлось побороться за технику исполнения. К тому же важно научить детей петь даже очень грустные песни светло.

Далее в песне следует проигрыш. И, конечно же, возник вопрос: чем его заполнить?

Ничто не сближает так людей, как совместный труд и творчество.  Я предложила детям придумать самим свои действия. Кто-то предложил привести живую собаку, мол, щенок нашёлся. Кто-то предложил принести зонтики и сделать с ними танец…  Вот только зачем? Нам же нужно не просто действие, а осмысленное действие, отображающее сюжет и мысль песни.

Я предложила сделать своими руками собаку из бумаги. Это предложение было принято сразу. Мы договорились, кто и что приносит к следующему уроку: коробки, клей, бумагу, кисти, газеты и т.д.

В течении четырёх уроков ребята мастерили собаку (я выделяла время в конце урока около 15 минут). За это время они успели сильно подружиться. Больше узнать друг о друге. Научились работать самостоятельно. Получили много положительных эмоций и навыков.

И с каким удовольствием, выполнив работу, ребята демонстрировали СВОЮ СОБАКУ другим группам, педагогам и родителям. Эта группа во время исполнения творческого задания почувствовала себя одним коллективом.

По форме песни мы решили так: во время проигрыша мы находим собаку. А на финальный припев выносим её на авансцену.

Во время контрольного урока, на котором мы показывали и другой материал: распевки, джазовую распевку и ещё одну песню, песня «Пропала собака» была исполнена группой с особой отдачей. И вызвала шквал аплодисментов у публики (в основном, родителей). Мною во время уроков был сделан фоторепортаж: «Как мы делали собаку», и эти фотографии были розданы родителям. Многие мамы и папы были удивлены, что их ребёнок способен на такие чудеса.

А нам с ребятами было и радостно, и немного грустно от того, что первый наш творческий проект закончился. И нас ждёт расставание на целое лето.

февраль-май 2018 года