План-конспект занятия по вокалу "Дикция и артикуляция"

Назарук Наталья Юрьевна

План-конспект группового занятия по вокалу по теме "Дикция и артикуляция"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ

занятия с обучающимися студии эстрадного вокала «ФаСолька»,

 руководитель Назарук Н.Ю.

Форма занятия: групповое занятие (5 человек)

Год обучения: первый.

Возраст обучающихся: 9-11 лет.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Тема занятия: дикция и артикуляция.

Цель занятия: формирование музыкальных, творческих способностей обучающихся, закрепление понятий «дикция» и «артикуляция» развитие навыка четкой дикции и артикуляции.

Задачи занятия:

  1. Обучающие: обобщить ранее полученные знания по теме занятия.

2. Развивающие: 

- развивать вокальные навыки: дыхание, интонирование, дикцию, артикуляцию;

- развивать единство эмоционального и вокально-технического исполнительского мастерства;

- развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма

 3. Воспитывающие: 

- формировать чувство уважительного отношения друг к другу;

- формировать умение слышать друг друга.

Тип занятия: комбинированное занятие – закрепление с введением новых элементов содержания.

Оборудование: магнитофон, звукоусилительная аппаратура (усилитель-микшер, колонки, микрофоны), фортепиано.

Методы обучения: словесный (объяснение, беседа), наглядный (показ педагогом исполнения упражнений), практический (дыхательная гимнастика, артикуляционные и дикционные упражнения, распевания,).

Информационно-методическое обеспечение: текст песни «Мы такие разные» (сл. и муз. А.Петряшевой), подборка музыкального материала  –  упражнений, фонограмм песни.

Структура занятия:

1. Организационный момент – подготовка рабочего места, настройка аудиоаппаратуры – 2 минуты.

2. Основная часть:

- упражнения на расслабление – 1 мин;

- дыхательные упражнения – 3 мин;

- сообщение темы занятия, постановка цели и задач – 3 минуты;

- распевание, упражнения: артикуляционные, вокальные – 13 минут;

- работа над песенным репертуаром – 20 минут.

3. Подведение итогов – 3 минут.

Ход занятия:

Педагог: Девочки, мы с вами знаем, что когда руки, плечи – все свободно, нам петь приятно и удобно. Давайте немного расслабимся.

Упражнение на расслабление

  1. Прыгаем на месте, как пушинки.
  2. Трясем плечиками, руки при этом словно плети.
  3. Поднимаем плечи к ушам, бросаем.
  4. «Одеваем плечи на вешалку».
  5. Катаем голову по груди и по спине.

Педагог: Говорят, что дыхание – это основа пения. Давайте вспомним наши любимые упражнения.

Упражнения для дыхания

  1. Вдох в положении наклона на два счета, на два счета задерживаем дыхание и встаем, на два счета выдыхаем весь воздух. Упражнение повторяется каждый раз, увеличивая выдох на один счет.
  2. Долгоговорка «Егорки»

Педагог: Ну вот, мы с вами уже выполнили дыхательные упражнения, а еще будем распеваться, учить новую песню, а при этом будем обращать внимание на то, как мы произносим звуки и слова, т.е. на дикцию и артикуляцию. Скажите, пожалуйста, что такое дикция, почему мы ей уделяем внимание?

Дети отвечают.

Педагог: Ребята, мы учимся четко проговаривать и пропевать все звуки, не проглатывать окончания, для того, что бы слушатели могли нас понимать. Ведь если они  не будут четко слышать слова нашей песни, им станет неинтересно, и они вообще перестанут нас слушать. А какие органы участвуют в произношении слов?

Дети отвечают.

 Педагог: Именно эти органы – зубы, язычок, небо, губы, щечки и называются артикуляционным аппаратом. Давайте его немного разомнем.

Артикуляционные упражнения

  1. «Лягушка»
  2. «Слоненок»
  3. Чередование «Лягушки» и «Слоненка»
  4. «Слоники шлют поцелуйчики»
  5. «Слоники» превращаются в «лошадку»
  6. «Вкусное варенье»
  7. «Футбол»
  8. «Щечки шарики»
  9. Скороговорка

Педагог: Молодцы! Подходите к фортепиано, пора переходить к пению.

Распевание, вокальные, дикционные упражнения.

  1. На одной ноте поем короткий и длинный звук «р»,  пропеваем мелодию из 3 звуков подряд от 1 к 3 и обратно, поднимая (опуская) ее каждый раз на полутон, увеличиваем мелодию до пяти звуков, затем делаем «петельку» на верхних нотках. Пропеваем тот же звукоряд из 5 нот сверху вниз, «петельку» перемещаем на нижние ноты.
  2. Пропеваем слоги «ми», «мэ», «ма», «мо», «му» (звукоряд из трех нот от 1 к 3).
  3. Пропеваем на одной ноте гласные И-Э-А-О-У и в обратном порядке на одной ноте с движениями.
  4. Пение слогов и букв «Ля –я», «ле-е», «лю-ю», «лё-ё»
  5. Пение слогов «да-ага» на 1 и 2 ступенях.
  6. «Наша Таня»

Работа над песней

Педагог: мы разогрели голосовой аппарат и можем переходить к исполнению песен. На прошлом занятии мы с вами послушали новую песню «Мы такие разные», и поработали над мелодией и текстом припева.  Давайте пропоем мелодию на слог «да».

Дети по очереди поют.

Педагог:  а теперь давайте представим, что из нашей песни выбросили все согласные звуки. Что у нас получается?

Дети поют только гласные.

Педагог: Да, совсем ничего не понятно. Подключаем согласные, только прежде скажите, на какие согласные вы должны обратить особое внимание? На окончания.

Дети по очереди поют, затем все вместе.

Подведение итогов

Педагог: девочки, мы с вами каждый раз убеждаемся в том, как важно уделять внимание всем буквам и звукам во время пения, поэтому мы над этим так много работаем. Вот вам домашнее задание: читать 1 и 2 куплеты песни с сомкнутыми зубами, с приклеенным к нижней губе язычком.