Конкурсная деятельность учащихся младшего школьного возраста как способ мотивации к обучению.

Шадрин Антон Николаевич

 

Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ  - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шадрин А.Н.

Преподаватель МБУ ДО ДШИ г. Нефтеюганск

Конкурсная деятельность учащихся младшего школьного возраста как способ мотивации к обучению.

Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ  - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте закладывается  основа для умения и желания учиться. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Правильно организовать учебную деятельность на каждом этапе познания - важнейшая задача каждого педагога. Только  деятельность ребенка способствует его самоопределению, самовыражению и саморазвитию. Если ребенок не обретет в этот период уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в будущем будет намного сложнее.

В соответствии с образовательной программой ДШИ на 2015 – 2016 г. главной целью моей педагогической деятельности является раскрытие, развитие и реализация творческих способностей обучающихся в полихудожественном пространстве образовательного процесса.

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью в организации образовательного  и воспитательного процесса, выявляет индивидуальные способности учащихся,  способствует развитию творческой личности, самообразованию, стимулирует мотивацию достижения и саморазвития.

 Цель моей работы - показать влияние конкурсной деятельности учащихся младшего школьного возраста  на мотивацию к обучению в учреждениях дополнительного образования.

Данная цель обусловила необходимость решения поставленных задач:

  -   рассмотреть понятие «мотивация обучения», какие мотивы включает в себя  период младшего школьного возраста;

 - проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста;

 - выявить главные аспекты конкурсной деятельности  обучающихся младшего школьного возраста как способа мотивации к обучению.

Мотивация – общее определение для методов, процессов  и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация, считающаяся наиболее значимой в младшем школьном возрасте, включает в себя три группы мотивов: социальные мотивы (факторы влияющие на мотивы обучения, но не связанные с учебной деятельностью), познавательные мотивы обучения (мотивы способствующие приобретению знаний) и мотивацию достижения успеха. Доминирующей в этот возрастной период является мотивация к достижению успеха. Важным моментом является волевая регуляция поведения детей младшего школьного возраста, позволяющая  добиваться поставленной цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда учащийся может управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели.

Я считаю, что младший школьный возраст наиболее благоприятный для   начала конкурсной деятельности учащихся. Именно в этот период основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Процесс формирования мотивации к обучению напрямую зависит от педагога. Педагогу необходимо правильно организовать образовательный процесс и мотивировать с самого начала обучения учащегося на учебную и  конкурсную деятельность. Для организации образовательного процесса педагогу следует:

     - учитывать возрастные особенности и физические возможности  учащихся;

-  совместно с учащимися выбирать средства и методы обучения для достижения поставленной цели;

 - применять методы поощрения;

 - проводить совместный анализ выполненной работы;

 -  создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания учащихся и педагога.

Организация конкурсной деятельности и привлечение обучающихся являются одним из главных направлений образовательного процесса в ДШИ. Главная задача педагога - создание условий для творческого роста как одаренных детей, так и детей со средним уровнем способностей. Возможность участия в конкурсах мотивирует творческую активность, зарождает еще больший интерес к занятиям, для достижения наибольшего результата, как учащегося, так и преподавателя.

Конкурсная деятельность способствует:

 - раскрытию духовных и интеллектуальных качеств обучающихся;

 - выявлению наиболее талантливых детей;

 - обогощению художественного репертуара;

 - развитию мотивации к познанию и углублению музыкального опыта;

 - укреплению значимости роли педагога в процессе воспитания;

 - развитию мотивации к дальнейшей самореализации;

 - повышению самооценки у учащихся;

 - рождает интерес к публичным выступлениям.

           Участие в конкурсах – это прежде всего сольное выступление, что вызывает повышенный интерес у детей. Задача каждого ребенка состоит в том, чтобы достичь успеха, путем показа своих знаний и умений не только родителям, но и окружающим его сверстникам и взрослым.  Таким образом, мотивация участия в конкурсах с младшего школьного возраста, воспитывает такие качества как трудолюбие, ответственность, стремление к совершенству, инициативу и самоуважение. Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и преимущество перед другими, при этом приобретая бесценный опыт публичных выступлений.

         Опыт организации конкурсной деятельности детей младшего школьного возраста, показывает, что выступление вызывает ряд трудностей, связанных как с исполнительской (технической) так и с психологической готовностью. Очень важно психологически настроить ребенка, дать понять, что главная цель конкурсного выступления – это возможность показать все приобретенные  знания и  научиться чему – то новому на наглядном примере других участников. Успех не всегда приходит сразу. Для того чтобы не возник страх испытать неудачу, педагогу и родителям следует правильно настроить учащегося. Дети младшего школьного возраста наиболее психологически устойчивы. В связи с этим они менее восприимчивы к окружающей среде и появляется большая вероятность побороть сценическое волнение и показать успешное выступление.

    В моем классе обучаются  дети младшего школьного возраста: Гатиятова Снежана и Талыбов Омар. Не смотря на то, что дети учатся  в первом классе в ДШИ,  участвуют в конкурсах исполнительского мастерства различных уровней, награждены грамотами участников, дипломами лауреатов и призами. Участие и победы в конкурсах оставляют огромные впечатления, дети получают колоссальный исполнительский опыт и новую сильную мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.

     Правильно организованная мотивация – это залог успешного обучения. Я веду активную концертную и конкурсную деятельность. Считаю, что насколько будет убедительным сам педагог  в своей работе, настолько успешными будут результаты его педагогической деятельности с учащимися. Поэтому важно заниматься своим саморазвитием путем участия в конкурсах, обмениваться  опытом с учениками, своими победами, взаимными переживаниями неудач и способами их решения. Все это будет только лишь стимулировать учащихся на  их творческое развитие. Главной особенностью  учащихся младшего школьного возраста является доверие к взрослым, главным образом к педагогу. Дети признают  авторитет педагога, подчиняются и подражают ему. Поэтому чем  благоприятнее обстановка и доверительнее будут отношения между учащимися и педагогом, тем продуктивнее будет проходить образовательный процесс.

Список используемой литературы:

  1. Немов, Р.С. Психология образования / 4 - е издание – М.: Гуманит. Изд. центр

ВЛАДОС,2000

  1. Амонашвили, Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
  2. Вопросы музыкальной педагогики, вып.3 – М.: Музыка 1971