Доклад "Как усилить мотивацию обучающегося к обучению на музыкальном инструменте"

Бакланова Татьяна Юрьевна

Попытка рассмотреть проблему, как заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_usilit_motivatsiyu.docx20.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Детская школа искусств №1»

Методическая работа

«Как усилить мотивацию обучающегося к обучению

на музыкальном инструменте»

Подготовила: Бакланова Т.Ю.

Преподаватель высшей категории

г. Нижневартовск 2019 г.

Существующая ныне система художественного образования сложилась в нашей стране давно и базируется на признанных в мире традициях музыкальной культуры.

Процессы инновации не прошли мимо этого социального института. В наши дни школа искусств представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание мировоззрения детей.

Для школы искусств уже несколько лет существует большая проблема, каким образом заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться. С каждым годом все меньше желающих профессионально учиться музыке, не все дети доучиваются в школе до конца. Сейчас демографическая ситуация значительно улучшилась, что привело к увеличению численности учащихся.

Попробуем разобраться, что оказывает влияние на формирование негативной мотивации ребенка к обучению в школе искусств. Можно выделить несколько причин и почему это происходит, например:

  • Родители очень хотели, чтобы он обучался музыке и отдали его в школу против его воли;
  • У ребенка нет музыкальных способностей, ничего не получается, пропадает интерес к учебе;
  • Неинтересный для ребенка, неправильно выстроенный учебный процесс и т. д.

Много зависит от качества преподносимой преподавателем информации на занятии. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и изобретательностью. Любая педагогика определяется ответами на четыре вопроса:

  • Кого учить?
  • Для чего учить?
  • Чему учить
  • Как учить?
  • И почему учить именно так?

Ответы на эти вопросы складываются в условиях, при которых наш ученик способен интенсивно развиваться и достигать положительного результата. Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постепенный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения, а также активное творческое участие в этом процессе каждого отдельного ученика. Поиск индивидуальных приемов обучения, правильная диагностика способностей, оценка силы возможности ученика, создание условий для раскрытия его способности – все это определяет тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса.

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы не столько фундаментальных знаний в области психологии, анатомии, физиологии, эстетики, сколько доброты, любви, внимательности.

Наконец, сами занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого методического чувства, которое подсказывает направление деятельности и опирается на внутренний опыт и самостоятельность. Тогда вопрос о качестве методической работы педагога, эффективности его музыкально – воспитательной деятельности становится первостепенным.

Инновационная деятельность направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала ученика.

В школе это:

Отказ от рутинных, устаревших методов обучения

Корректировка и разработка новых приемов игры и методов их изучения

Совершенствование новых адаптивных программ

Применение в учебном процессе инновационных методов и форм обучения : у Ауэра урок был концертом.

Проведение внеклассных воспитательных мероприятий с привлечением новейших информационных средств обучения : просмотр видеофильмов, слайд – шоу, использование в работе преподавателя интернет – ресурсов, информационных технологий, разработка и совершенствование сайта школы.

В качестве основной цели воспитательной системы ДШИ выступает разностороннее развитие личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, формировании у него потребности к постоянному совершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в условиях социальных перемен. Когда со стороны ученика идет протест : не хочу, не буду, неинтересно, не пойду, то наша задача – переориентировать ученика на : ХОЧУ, БУДУ, МОГУ, ИНТЕРЕСНО!

В наше сложное время, когда престиж обучения в школе искусств заметно падает, необходимо заинтересовать учеников, находя и используя новые методы и педагогические приемы. Был период демографической ямы, когда на струнно – смычковый отдел поступало два – три ученика в год и нужно было удержать учащихся в классе, довести их до выпуска.

Пробовали многие методы, и на самых интересных находках можно остановиться : преподаватель Давликамова Л. Х. пять лет назад предложила проводить отчетные концерты отдела в элементами театрализации. Данное предложение было поддержано коллегами, и с тех пор стало традиционным проводить отчетные концерты в виде шоу. В выборе костюмов отталкивались от конкретного содержания музыки , от программной идеи композитора.

Например: 

* К.Вебер «Хор охотников». Произведение исполнялось учащимися в костюме охотника.

* Г. Гольтерман «В непогоду». Использовался зонт.

* Д. Кабалевский « Клоуны». Произведение исполнялось в костюмах клоунов с привлечением хореографии.

* П. Чайковский. Вальс из балета « Спящая красавица». Исполнялся в бальных платьях.

* Произведения старинных композиторов исполнялись в париках и соответствующих костюмах данной эпохи и т.д.

Некоторые музыкальные произведения исполнялись учащимися под фонограмму ( минус). Например, музыка из мультфильма « Бременские музыканты» и т. д. Преимущество исполнения под фонограмму в том, что нельзя останавливаться и ошибаться. Это воспитывает чувство метроритма, требует безукоризненного знания текста произведения, развивает слух и приучает к стабильности исполнения.

В наше время компьютерных технологий можно и нужно использовать компьютер для работы с учащимися музыкальной школы. Детям скучен обыденный урок. Они оживляются, когда на уроке появляется планшетный компьютер.

Использование планшетного компьютера в том, что исправление недостатков происходит быстрее , т. к. дети не только прослушивают, но и видят себя со стороны. Как правило, дети очень самокритичны. Можно записывать каждого ученика по несколько раз, пока не получится хороший результат. Самые лучшие видео мы собираем в коллекцию, и, когда ученик заканчивает музыкальную школу, дарим ему на выпускном вечере диск с его концертными выступлениями. Иногда мы загружаем лучшие видео в интернет и размещаем на различных сайтах, чтобы наши друзья и родители учеников смогли увидеть результат наших совместных усилий. Конечно, мы просим учащихся находить и прослушивать в интернете те музыкальные произведения, которые они играют, чтобы у них было правильное представление об этих произведениях. В интернете много различной музыки, но мы нашли музыку композитора, который нравится многим учащимся нашей школы. Это норвежский композитор Рольф Ловланд. Многие люди, услышав его произведения, считают, что их написал В.Моцарт или Л.Бетховен. В Норвегии он признан вторым композитором после Эдварда Грига. Музыка Рольфа Ловланда вызывает у людей слезы, она доходит до самого сердца.

Наши учащиеся с удовольствием играют произведения Р.Ловланда на концертах, соло, в ансамблях, также мы играем эту музыку сами – в ансамбле преподавателей.

Очень эффективным для пробуждения учащихся к исполнительской деятельности являются интернет – конкурсы, например, такие, как  «Талантоха».

Развитие воспитательной системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится по – настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценность и действительную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. И как результат этих совместных усилий – низкий отсев контингента школы.