«Скрипичная постановка у начинающих, как основа формирования дальнейшего развития игровых навыков»

Крашенко Анна Николаена
В своей работе я рассмотрела начальный период обучения игре на скрипке. Этот период является важнейшим, определяющим всю дальнейшую судьбу скрипача. Я подробно описала как определяют наличие музыкальных способностей, при поступлении в музыкальную школу. Затем я рассмотрела постановку рук скрипача. Правильно подобранный инструмент является немаловажным фактором для успешного обучения. Важно правильно выбрать размер скрипки, смычка, подобрать удобные мостик и подбородник. Всё это поможет создать комфортные условия для дальнейшего обучения. Ученик должен стоять прямо, ноги – на ширине плеч, а сами плечи должны находиться на одном уровне. При постановке рук следует учитывать длину пальцев и рук скрипача, подвижность суставов, положение плеч. Обучение игре на скрипке не терпит несерьёзного отношения как со стороны ученика, так и со стороны педагога. Разобрала проблемы связанные с постановкой правой руки и левой руки. Правая рука: Проблемы с освоением игры смычком встречаются такие: учащийся плотно зажимает трость в руке, не давая пальцам свободно лежать и работать при смене смычка или штрихах, а ведь ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. Также я отметила, что великие скрипачи конца прошлого века (Иоахим, Венявский, Сарасате) обладали индивидуальной манерой держания смычка, так как каждый из них имел различной формы и размеров руку, мускулы и пальцы. Левая рука: существует один и только один действенный способ обрести необходимую технику левой руки, который может придать ей нужную свободу действий, силу и гибкость, то есть необходимые пальцам качества. Средство это заключается в гаммах и специальных упражнениях, и все стремящиеся к совершенствованию в скрипичной игре принуждены подчиниться этой самодисциплине, если хотят добиться цели. Г. Шрадик «Упражнения для развития техники левой руки скрипача» А. Григорян «Гаммы и арпеджио для скрипки» Аппликатура — это определённая система приёмов исполнения музыкального текста, связанная с тем или иным расположением и движением пальцев на струнах, направленная на выразительное интонирование и воплощение художественного замысла. Аппликатура связана со многими факторами, основное: 1. Стиль сочинения, полифоническая или гармоническая его структура,тембр, характер музыкальной фразы, интонации и другие выразительные средства, требующие осуществления специального выбора. 2. индивидуальный исполнительский стиль скрипача, суть исполнительского замысла сочинения, характер его выражения. 3. строение руки музыканта — ширина ладони,длина и сила пальцев, их гибкость. 4. структура необходимых движений, темп, динамика. Верный выбор аппликатуры помогает не только полноценно выполнить содержание музыкального сочинения Из вышесказанного можно сделать вывод, что для формирования и дальнейшего развития начинающего скрипача необходимо помнить что: 1. Общая постановка левой руки должна быть максимально удобной для каждого конкретного учащегося и предусматривать перспективы развития в процессе овладения всеми приёмами музыкально-технических средств, используемых в скрипичном исполнительстве. 2. Влияние основных типовых двигательных положений на игровой аппарат скрипача от поворота корпуса до постановки пальцев подтверждает необходимость индивидуального подхода к анатомическому строению каждого отдельного учащегося. 3. Только в результате многократно повторяемых попыток можно надеяться открыть лучший способ употребления своих пальцев для достижения желаемого результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx12.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАУ ДО «Агалатовская школа искусств»

Тема : «Скрипичная постановка у начинающих, как основа формирования дальнейшего развития игровых навыков»

Работу составила преподаватель по классу скрипки Крашенко Анна Николаевна

Санкт-Петербург

2019 год


Список используемой литературы

1. Григорьев В. «Методика обучения игре на скрипке» «Москва» 2006 год

2. Флеш К. «Искусство скрипичной игры» Москва 1964 год

3. Мазель В. «Скрипач и его руки» Издательство «Композитор» 2010 год

4 Ауэр Л. «Моя школы игры на скрипке» Издательство «Композитор» 2004 год

5. Флеш К. «Искусство скрипичной игры» Издательство «Музыка» 1964

План :

1. Начальный период обучения

2. Определение музыкальных способностей (слух, ритм, память)

3. Выбор инструмента

4. Постановка рук

5. Постановка правой руки

6. Постановка левой руки

7. Аппликатура

8. Итог, заключение

Начальный период обучения

Этот период является важнейшим, определяющим всю дальнейшую судьбу скрипача. Самое начало игры на скрипке, внешне простой способ держания инструмента ещё до того, как ученик начнёт извлекать звук смычком, представляет широкое поле как для проявления позитивных, так и для проявления негативных особенностей.

Процесс обучения в раннем возрасте опирается на все психологические, биологические и социальные структуры, включает их гораздо полнее, интенсивнее, чем в более позднее время.

В начальном обучении – одном их самых сложных – в педагогике требуется не только максимальное внимание педагога к ребёнку, его полная «включённость» в процесс, но и особая «прозорливость» в отношении индивидуальных внутренних качеств маленького музыканта, его характера реагирования, накопленного опыта. Ибо от того насколько точно и глубоко педагог сумеет угадать в ученике то особенное, составляющее фокус его дарования, а затем бережно развивать его, зависит всё дальнейшее становление юного музыканта.

Основным при формировании первоначальных навыков является развитие активности внутреннего слуха, воспитание умения «предслышать» исполняемую музыку.

«К лучшему или к худшему, но привычки появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на всё дальнейшее развитие учащегося» - Леопольд Ауэр

Слух. Ритм. Память

Определение музыкальных способностей

Наличие этих трёх признаков у ребёнка обычно определяет и оценивает педагог и по результатам ребёнок зачисляется в число учащихся музыкальной школы.

Ребёнка просят что-нибудь спеть, после чего сразу видно насколько точно ребёнок может воспроизвести напетую мелодию, а также присуще ли ему артистизм и музыкальность. Преподаватель также может спеть или сыграть на инструменте определённый звук, а ребёнок повторить его на слог «ля». Звук может даваться в разных регистрах. Также преподаватель сам исполняет какую-нибудь мелодию и просит ребёнка повторить её. Всё это проверка слуха и памяти, выясняется насколько легко и точно ребёнку удаётся всё повторить, как быстро он запоминает и владеет своим голосом. Затем преподаватель стучит или хлопает определённый ритмический рисунок., а ребёнок прослушав повторяет. Все задания даются по принципу от лёгкого к сложному. Каждый ребёнок одарён теми или иными способностями, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Успех занятий зависит от желания и трудоспособности. Для скрипача наличие слуха обязательно. Скрипка безладовый инструмент, точное попадание в ноты будет зависеть от приобретённого со временем навыка и, естественно, от слуха, который подскажет скрипачу та нота звучит или нет.

Выбор инструмента

Правильно подобранный инструмент является немаловажным фактором для успешного обучения. Важно правильно выбрать размер скрипки, смычка, подобрать удобные мостик и подбородник. Всё это поможет создать комфортные условия для дальнейшего обучения.

Постановка рук

Положение рук скрипача при игре не является естественным. Поэтому необходимо найти такое положение рук и всего корпуса, при котором руки могли бы максимально свободно двигаться и выполнять необходимые движения без лишних затрат энергии. Учащийся не должен испытывать некоторые неудобства и дискомфорт при игре на инструменте. Педагог следит за постановкой корпуса – ученик должен стоять прямо, ноги – на ширине плеч, а сами плечи должны находиться на одном уровне.

Обучение игре на скрипке не терпит несерьёзного отношения как со стороны ученика, так и со стороны педагога. Весьма непростой и ответственный период, при котором правильные ощущения передаются из «рук в руки» от педагога к ученику-это постановка рук.

Воспитание у ученика стабильных ощущений единства в действиях рук и корпуса - это основная задача предпостановочного периода обучения. Формирование двигательных действий рук, вне их связи или без должной связи с силовыми действиями всего корпуса, особенно области спины, грубейшая ошибка педагогики, которая в дальнейшем приводит к негативным последствиям.

При постановке рук следует учитывать длину пальцев и рук скрипача, подвижность суставов, положение плеч. Функционирование руки как единой двигательной системы полностью зависит от действий мышечных групп области плечевого пояса и плечевого сустава, которые возникают при подъёме, сгибании и разгибании кисти и пальцев.

Иногда даже одарённый скрипач не может донести до аудитории свои творческие идеи. Основная причина этого — технологическое несовершенство исполнителя.

Отдавая должное приоритету правой руки в достижении качественного звучания, не следует преуменьшать значение левой руки. Процесс звукоизвлечения — это взаимодействие техники обеих рук. Намного проще овладеть техникой левой руки, чем правой. Ошибочно недооценивать у левой руки точной чёткой атаки струны пальцами, а особенно вибрации. Однако даже качественная вибрация не сможет завуалировать недостатки звукоизвлечения. Неточный контакт смычка со струной не даёт возможности вибрирующему пальцу добиться адекватной реакции струны.

Двигательные принципы, формирующие технику левой и правой руки, далеко не однозначны. Если в левой руке многое зависит от природных данных ученика, гибкости пальцев, их приспособленности к грифу, то в правой руке всё обстоит несравненно сложнее. Проблемы заключаются не только в исключительной точности ощущений и движений всех частей руки, но и в воспитании чётких звуковых критериев, корректирующих эти действия. Малейшее несоблюдение основных закономерностей скрипичного звучания негативно отражается на его качестве. Именно поэтому педагог должен особое внимание уделять воспитанию у ученика навыка слушать и слышать все компоненты скрипичного звучания. Постоянное взаимодействие между слуховой и моторной сферами помогает добиться высококачественного звукоизвлечения, а также умения его корректировать. Со временем развитый навык слышать конкретное звучание трансформируется в высшую форму слухового восприятия — способность предслышать характер звучания исполняемой музыки.

Постановка правой руки

Правая рука является ведущей. Она выполняет две функции: держание смычка и его движение. Во время движения смычка вниз предплечье и кисть разгибаются, а при движении смычка наверх сгибаются. Главное условие – это свобода движение кисти и руки. Здесь должен быть постоянный контроль педагога и ученика на положении большого пальца и мизинца, которые должны быть круглыми. Первый раз начинаем вести смычок не на скрипке, а на сгибе левой руки. Здесь необходимо заострить внимание педагога на том, что первым условием правильной постановки является свободное состояние всех мышц, а не внешняя форма рук.

Иоахим, Венявский, Сарасате и другие великие скрипачи конца прошлого века обладали индивидуальной манерой держания смычка, так как каждый из них имел различной формы и размеров руку, мускулы и пальцы. Например, Иоахим держал смычок вторым, третьим и четвертым пальцами (не считая большого), часто поднимая первый палец. Наоборот, Изаи держит смычок первыми тремя пальцами, поднимая мизинец. Сарасате держал смычок всеми пальцами, что не помешало ему выработать свободный, певучий тон и воздушную легкость в пассажах. Единственным достоверно установленным фактом является то, что при извлечении звука эти великие мастера пользовались исключительно давлением кисти на струны (вся рука никогда не должна употребляться для этой цели).

Игра весом руки: вес руки настолько избыточен, что приводит к пережатию струны. Правильная постановка правой руки оставляет для воздействия на струну лишь кисть и частично предплечье, что и может рассматриваться как максимальная величина. Одним из важных упражнений является приём проведения смычка над струной, медленно и насколько это возможно ближе к струне, но не касаясь её, получения ощущения «веса смычка», обретая умение управлять им независимо от «лежания» на струне. Пример: упражнение Виотти, чтобы добиться совершенства следует выдерживать звук медленнее и медленнее, уменьшая постепенно давление смычка на струну.

Проблемы с освоением игры смычком встречаются такие: учащийся плотно зажимает трость в руке, не давая пальцам свободно лежать и работать при смене смычка или штрихах, а ведь ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку.

Постановка левой руки

На начальном этапе необходимо научить ученика правильно держать скрипку. Возникают такие проблемы: ученик держит инструмент левой рукой, кисть неестественно выгибается, с усилием зажимает инструмент. Зажатость руки может впоследствии привести к проблемам с интонацией, вибрацией и переходами. Скрипка должна лежать на левом плече, на мостике (от удобства этого устройства зависит правильность постановки в целом). Что же касается пальцев левой руки, то они должны «висеть» над струнами. Необходимо еще проверить правильность постановки большого пальца левой руки. Большой палец не должен вытягиваться над грифом инструмента, так как это мешает играть на струне Соль. Следует держать большой палец несколько вперед в направлении второго и третьего пальцев, дабы сообщить руке большую свободу действий, увеличивая возможность ее растяжки.

Давление пальцев на струны

Пальцевое давление должно в точности соответствовать физической силе. Чем больше ослабевает звук в piano и pianissimo, тем больше следует увеличивать давление пальцев, в особенности в позициях, где струны подняты выше над грифом, а также на высоких нотах на струне Ми. Чем больше давление пальцев на гриф в этом регистре, тем скорее будут вибрировать эти ноты под легким нажимом смычка.

Гаммы и другие упражнения

Существует один и только один действенный способ обрести необходимую технику левой руки, который может придать ей нужную свободу действий, силу и гибкость, то есть необходимые пальцам качества. Средство это заключается в гаммах и специальных упражнениях, и все стремящиеся к совершенствованию в скрипичной игре принуждены подчиниться этой самодисциплине, если хотят добиться цели. Можно посвящать ей больше или меньше времени, в зависимости от физических и психических данных, но каждый должен рано или поздно получить это воспитание.

Пример: Э. Лент «Упражнения гаммы и аккорды в игре на скрипке»

Г. Шрадик «Упражнения для развития техники левой руки скрипача»

А. Григорян «Гаммы и арпеджио для скрипки»

Аппликатура

Аппликатура — это определённая система приёмов исполнения музыкального текста, связанная с тем или иным расположением и движением пальцев на струнах, направленная на выразительное интонирование и воплощение художественного замысла.

Аппликатура связана со многими факторами, основное:

1. Стиль сочинения, полифоническая или гармоническая его структура,тембр, характер музыкальной фразы, интонации и другие выразительные средства, требующие осуществления специального выбора.

2. индивидуальный исполнительский стиль скрипача, суть исполнительского замысла сочинения, характер его выражения.

3. строение руки музыканта — ширина ладони,длина и сила пальцев, их гибкость.

4. структура необходимых движений, темп, динамика.

Верный выбор аппликатуры помогает не только полноценно выполнить содержание музыкального сочинения. Но и способствует развитию свободы и устойчивости движений. Зачастую педагог даёт ученику уже размеченные ноты или просит «переписать пальцы», опытные преподаватели поступали по другому. Ямпольский разбирал с учеником новое произведение стоя с ним рядом и подбирая необходимую, индивидуальную аппликатуру. Янкелевич считал, что собственный, отражающий способности ученика вариант выбора пальцев, имеет смысл оставить.

Первоначально (до 16) века игра была ограничена в большинстве случаев положением левой руки вблизи порожка. Позднее начинается резкое расширение зоны движения руки вдоль грифа и даже вне его, расстояние между грифом и подставкой было вдвое больше нынешнего. Уже Вивальди и Локотелли играли вплоть до самых высоких позиций, предельно близко к подставке, причём на всех струнах. Революционные преобразования внес Паганини в связи с необходимостью новой художественной выразительности, виртуозно-романтическим стилем игры (внепозиционное движение. Игра одним пальцем сверх растяжки)

Итог, выводы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для формирования и дальнейшего развития начинающего скрипача необходимо помнить что:

1. Общая постановка левой руки должна быть максимально удобной для каждого конкретного учащегося и предусматривать перспективы развития в процессе овладения всеми приёмами музыкально-технических средств, используемых в скрипичном исполнительстве.

2. Влияние основных типовых двигательных положений на игровой аппарат скрипача от поворота корпуса до постановки пальцев подтверждает необходимость индивидуального подхода к анатомическому строению каждого отдельного учащегося.

3. Только в результате многократно повторяемых попыток можно надеяться открыть лучший способ употребления своих пальцев для достижения желаемого результата.

«Пойте на скрипке. Это единственная возможность сделать ее голос приятным для слуха» - Леопольд Ауэр.