ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ» для детей, поступающих в детскую школу искусств в возрасте с 5 лет 6 месяцев до 6 лет 6 месяцев/ Программа по учебному предмету «Хоровое пение»

Петрова Валентина Сергеевна

Программа по предмету «Хоровое пение» разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Хоровой класс» (разработчик О.Ю. Глазева, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных,_г. Москва, 2017 г.), в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), с  учетом специфики и условий обучения в группах платных образовательных услуг в МБУДО  «Детская школа искусств  им. Г. Кукуевицкого».

 

Предмет «Хоровое пение» является частью дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие детей» и предназначен для детей, поступающих в Детскую школу искусств им. Г. Кукуевицкого в возрасте  с 5 лет 6 месяцев до 6 лет 6 месяцев. Срок реализации программы составляет 1 год. Объем учебного времени составляет 34 часа аудиторной нагрузки.

Предмет ориентирован на психофизическое и личностное развитие дошкольников путём приобщения их к хоровому пению; способствует формированию социально–психологической готовности к возможному обучению в детской школе искусств, направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание, художественное образование и духовно-нравственное развитие ученика.

Весь музыкальный материал подобран с учётом возрастных и психологических возможностей дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_hor_55-65_2017.doc124.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Платные образовательные услуги

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

для детей, поступающих в детскую школу искусств

в возрасте с 5 лет 6 месяцев до 6 лет 6 месяцев

Программа по учебному предмету

«Хоровое пение»

Сургут  2018

Рассмотрено:

Методический совет МБУДО

«ДШИ им. Г. Кукуевицкого»

«___» __________ 2018 г.

Утверждаю:

Директор МБУДО

«ДШИ им. Г. Кукуевицкого»

__________________М.С. Дунская

«___» __________ 2018 г.

Разработчик: Петрова В.С., преподаватель МБУДО «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Рецензент: Дудева Л.В., преподаватель, заведующий отделением хорового пения МБУДО «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Аннотация

к программе по учебному предмету «Хоровое пение»

дополнительной общеразвивающей  программы

«Раннее эстетическое развитие детей» 

для детей, поступающих в детскую школу искусств

в возрасте с 5 лет 6 месяцев до 6 лет 6 месяцев

(платные образовательные услуги)

Программа по предмету «Хоровое пение» разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Хоровой класс» (разработчик О.Ю. Глазева, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных,_г. Москва, 2017 г.), в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), с  учетом специфики и условий обучения в группах платных образовательных услуг в МБУДО  «Детская школа искусств  им. Г. Кукуевицкого».

Предмет «Хоровое пение» является частью дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие детей» и предназначен для детей, поступающих в Детскую школу искусств им. Г. Кукуевицкого в возрасте  с 5 лет 6 месяцев до 6 лет 6 месяцев. Срок реализации программы составляет 1 год. Объем учебного времени составляет 34 часа аудиторной нагрузки.

Предмет ориентирован на психофизическое и личностное развитие дошкольников путём приобщения их к хоровому пению; способствует формированию социально–психологической готовности к возможному обучению в детской школе искусств, направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание, художественное образование и духовно-нравственное развитие ученика.

Весь музыкальный материал подобран с учётом возрастных и психологических возможностей дошкольников.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка                                                        

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  2. Срок реализации учебного предмета;
  3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета;
  4. Сведения о затратах учебного времени
  5. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  6. Цели и задачи учебного предмета;
  7. Методы обучения;
  8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета                                        

III. Требования к уровню подготовки обучающихся        

IV. Формы и методы контроля

V.  Методическое обеспечение учебного процесса        

VI.  Список литературы        

  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Предмет «Хоровое пение» является частью дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие детей» и предназначен для детей, поступающих в Детскую школу искусств им. Г. Кукуевицкого в возрасте 5 лет 6 месяцев до 6 лет 6 месяцев.  

Предмет носит общеразвивающий, социализирующий характер, поскольку ориентирован на психофизическое и личностное развитие дошкольников путём приобщения их к хоровому пению; способствует формированию социально–психологической готовности к возможному обучению в детской школе искусств, направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание, художественное образование и духовно-нравственное развитие ученика.

Программа по предмету «Хоровое пение» разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Хоровой класс» (разработчик О.Ю. Глазева, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных,_г. Москва, 2017 г.), в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), с  учетом специфики и условий обучения в группах платных образовательных услуг в МБУДО  «Детская школа искусств  им. Г. Кукуевицкого».

  1. Срок реализации учебного предмета «Хоровое пение»

Срок реализации программы составляет 1 год. Продолжительность учебных занятий в году – 34 недели.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровое пение». Объем учебного времени составляет 34 часа аудиторной нагрузки.

  1. Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1 год обучения

Итого

Аудиторная нагрузка (в часах)

34

34

Недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия – 1 час в неделю.

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

          Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых уроков (от 4 до 10 человек в группе). Продолжительность занятия – 35 минут

  1. Цель и задачи учебного предмета «Хоровое пение»

Цель: развитие музыкально-творческих, психофизических и личностных способностей дошкольников на основе приобретенных ими компетенций в области хорового исполнительства.

Задачи:

  • Развивать интерес к классической музыке и музыкальному творчеству.
  • Формировать умения и навыки вокального и хорового исполнительства, знаний простейшей профессиональной хоровой терминологии, дирижѐрских жестов и умения правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание.
  • Способствовать приобретению обучающимися опыта хорового исполнительства: умение петь на одном дыхании довольно продолжительные фразы, навык пения на «цепном дыхании», исполнение несложных песен в унисон, в сопровождении фортепиано и без него, слушая друг друга во время пения.
  • Развивать произвольное внимание и поведение, музыкальную память, слух, чувство ритма, воображение, фантазию, эмоционально-волевую сферу и артистизм.
  • Создавать условия для приобретения в процессе обучения положительного эмоционального и эстетического опыта от прослушивания и воспроизведения вокальной и хоровой музыки.
  • Создавать условия для приобретения опыта публичных выступлений.

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хоровое пение»

Для реализации программы учебного предмета «Хоровое пение» должны быть созданы следующие материально-технические условия:

- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, со звукотехническим оборудованием,

- учебная аудитория для занятий по учебному предмету «Хоровое пение» со специальным оборудованием (роялем или пианино).

- комплект нотной литературы, репертуарные сборники.

Наличие квалифицированного концертмейстера обязательно.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

  1. Содержание учебного предмета

Каждое занятие по предмету «Хоровое пение» разбито на две части.

В первой части занятия даётся теоретический материал, а во второй знакомство, разучивание и закрепление произведений. Занятия проводятся по календарно-тематическому плану. В данный год обучения входят семь тем.

Учебно-тематический план

Разделы

Количество аудиторных часов

1

Вводное занятие

1

2

Вокально-хоровая работа

13

3

Работа над репертуаром

13

4

Слушание музыки

2

5

Концертная деятельность

2

6

Народная песня

2

7

Песни детских композиторов XX века

1

8

Итого часов

34

Описание дидактических единиц учебного предмета

 Вводное занятие .

Знакомство с детьми. Беседа о музыке. Проверка вокальных данных. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения на занятиях.

 Вокально – хоровая работа.

1. Знакомство с правилами пения и охраны голоса.

2. Работа по развитию музыкальных способностей (музыкального слуха, памяти, ритма).

3. Формирование вокально – хоровых навыков: соблюдение правильной певческой посадки; умение понимать и выполнять дирижерские жесты (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, динамические оттенки); овладение правильным певческим дыханием; правильное звукообразование(мягкая атака), спокойный вдох; выработка основного качества детского певческого голоса: звонкости, «полетности», непринужденного естественного звучания; выявление индивидуального тембра; работа над дикцией; выработка унисона; пение упражнений.

Работа над репертуаром.

Знакомство со сведениями об авторах текста и музыки, показ – исполнение песни педагогом, разбор ее содержания, разучивание и  исполнение хором. Освоение средств исполнительской выразительности: динамика, темп, фразировка. Формирование эмоциональной отзывчивости.

Слушание музыки.

 Прослушивание музыкальных произведений (запись, исполнение на фортепиано). Формирование культуры восприятия музыки, художественного вкуса и развитие эмоциональной сферы учащихся.

Концертная деятельность.

Выступления на концертах для родителей, тематических мероприятиях посещение концертных выступлений старших хоровых коллективов.

Народная песня.

 Знакомство с истоками народной песенности, разными жанрами народного творчества (трудовыми. лирическими, плясовыми, колыбельными песнями).

Песни детских композиторов XX века.

Знакомство с композиторами, которые пишут песни для детей, разучивание их песен – В. Шаинский, Ю. Энтин, Г.Гладков, Ю.Чичков.

Помимо рекомендуемых к программе песен, руководитель может широко использовать богатый, разнообразный репертуар. В течение года рекомендуется выучить 8-10 песен ярко-образных, но не сложных, близких по духу малышам, с лёгким для их произношения текстом. Песни должны быть простые по форме, небольшие по продолжительности, учитывающие вокальные возможности ребёнка.

Основные репертуарные принципы:

Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей).

Решение учебных задач.

Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными композиторами и народными песнями различных жанров).

Содержание произведения.

Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно-эмоционального смысла).

Доступность:  

а) по содержанию;

б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам;

Разнообразие:  а) по стилю;        

                              б) по содержанию;                                                                                                                                    

                              в) темпу, нюансировке;                                                                                                        

                              г) по сложности.

Репертуарный список

  1. Музыка и слова С. Насауленко. «Осень наступила»
  2. Музыка Г. Струве, слова В. Семернина. «Про козлика»
  3. Музыка А. Журбина, слова П. Синявского. «Пряничная песенка»
  4. Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. «Что такое Новый год?»  
  5. Музыка и слова Евтодьевой. «Новый год»
  6. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой. «Солнечная капель»
  7. Музыка Е. Ботярова, слова М. Пляцковского. «Мама все поймет»
  8. Музыка С. Гаврилова, слова Р. Алдонина. «Зеленые ботинки»
  9. Музыка А. Ермолова, слова М. Загота. «Прадедушка»
  10. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной «До свидания, детский сад!»
  11. Гайдн Й. «Старый добрый клавесин»
  12. Савельев Б. «Все отлично!»
  13. Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
  14. Гладков Г. «Вот я вижу»
  15. Горбина Е.В. «Лучшие попевки и песенки»
  16. Усачев С.Песни для детей
  17. Р.н.п. «Во поле береза стояла»
  18. Р.н.п. «Не летай соловей»
  19. Р.н.п. «Как у наших у ворот»
  20. Р.н.п. «Как пощли наши подружки»
  21. Р.н.п. «А я по лугу»
  22. Р.н.п. «Со вьюном я хожу»
  23. Кеворков В. «Никого не обижай»
  24. Шаинский В. «Песенка дядюшки Ау»
  25. Синенко В. «Кобра»
  26. Кабалевский Д. «Подснежник»
  27. Морозов И. «Про сверчка»
  28. Пахмутова А. «Кто пасется на лугу?»
  29. Сл.и муз. Пряхиной Е. «Хоровод с Дедом Морозом»
  30. Вихарева Г. «Ладушки-ладошки»
  31. Билецкая А. «Хороводная»
  32. Металлиди Ж. «Часики»
  33. Металлиди Ж. «Новогодняя песенка-танец»
  34. Металлиди Ж. «Ворона Каролина»
  35. Вихарева Г. «Ква-ква-ква»
  36. Белова О. «Пчелиные каникулы»
  37. Белова О. «Песенка Ежика»
  38. Хромушин О.Н. «Зачем зайцу хвост?»
  39. Хромушин О.Н. «Индюк по кличке Дюк»

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом  освоения  программы  учебного  предмета  «Хоровое пение» являются следующие  компетенции:

знание простейших основ хорового искусства, художественно-исполнительских возможностей детского коллектива, элементарной профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

навык коллективного песенного исполнительского творчества;

навык исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

Результатом  освоения  программы  учебного  предмета  «Хоровое пение» также  являются:

Вокальные навыки (проверяют в конце года строго индивидуально).

 Умение петь в диапазоне ре I октавы – ми II октавы. Соблюдать при пении певческую установку.

 Умение петь только с мягкой атакой, естественно, легко, нежно, звонко, стремясь сохранять индивидуальность тембра.

 Умение правильно формировать гласные и чѐтко, точно произносить согласные, не утрируя их произношение.

 Умение петь на одном дыхании более длинные фразы.

 Умение брать быстрый вдох в подвижных песнях.

Хоровые навыки.

 Умение петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисоне, в сопровождении фортепиано.

 Умение понимать элементарные дирижѐрские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание.

 Умение петь на одном дыхании довольно продолжительные фразы, достаточно равномерно его разделять, петь на «цепном дыхании».

 Умение видеть свои недостатки и стремиться избавиться от них.

 Умение интонационно чисто и ритмически чѐтко самостоятельно спеть несложную песню в сопровождении фортепиано и без него.

  1. Формы и методы контроля

Контроль – это проверка результатов обучения по программе.

Контроль проводится для выявления уровня знаний, умений и навыков детей. На современном этапе развития образования понятие «контроль» трактуется как педагогическая диагностика.

Программа по предмету «Хоровое пение» предусматривает следующие виды контроля:

  • текущий (следящий, постоянно действующий) контроль проводится на каждом занятии посредством систематического наблюдения за хоровой деятельностью детей;
  • промежуточный (периодический) контроль проводится по окончании первого года обучения в форме тематического открытого урока с приглашением родителей детей;
  • итоговый контроль -  проводится по окончании второго года обучения в форме итогового творческого показа (совместно с преподавателем) с приглашением родителей детей.

С целью определения уровня обученности детей хоровым компетенциям разрабатываются критерии - для высокого (В), среднего(С) и низкого (Н) уровней развития каждого ребенка. Ориентиром при разработке критериев служат требования к уровню подготовки дошкольников на момент окончания определенного периода обучения.

Уровень

Кол-во баллов

Критерии

1.

Высокий (В)

От 2,0 до 3,0 баллов

Ребенок выполняет задания преподавателя самостоятельно, проявляет устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к исполняемым произведениям, знает их наизусть, чисто интонирует, артикулирует, поет ритмично, правильно берет дыхание, проявляет творческую инициативу.

2.

Средний (С)

От 1,0 до 1,9 баллов

Ребенок в целом заинтересован и достаточно самостоятелен в выполнении заданий, но допускает некоторые неточности в интонации, ритме, тексте и совершает  погрешности, требующие вмешательства и помощи преподавателя.

3.

Низкий (Н)

От 0 до 0,9 баллов

Ребенок несамостоятелен, невнимателен, безэмоционален, действует исключительно под руководством преподавателя, интерес к предмету выражен слабо или отсутствует. Присутствуют проблемы в интонации, недостаточное чувство ритма и музыкальная память.

В конце года обучения составляются карты, куда заносятся результаты промежуточного или итогового контроля по каждому ребенку. Результаты контроля доводятся до сведения родителей дошкольников. Например:

Ф.И. учащегося

Интонация

Слух

Ритм

Музыкальная память

Эмоциональная отзывчивость

Средний балл

Уровень

1.

Иванова Д.

3,0

2,5

2,5

2,0

3,0

2,6

В

2.

Петров В.

1,5

2,0

2,0

2,0

2,0

1,9

С

3.

Сидоров А.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,9

0,6

Н

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Задача преподавателя по предмету «Хоровое пение» – пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

        На протяжении обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

        Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

        Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

        Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются преподавателем для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора детей, помогают формировать их художественную культуру.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л. Абелян. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие. - Москва «Советский композитор». 1989.

2. Т. Ю. Амосова. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2007.

3. О.Белова. Заводная собачка. Песни для девочек и мальчиков (дошкольников и младших школьников) - Издательство «Композитор» СПБ, 2012.

4. А. Вербов. Техника постановки голоса. - Государственное музыкальное издательство, 1961.

5.  Н. Ветлугина «Музыкальный букварь», Москва «Музыка» 1998 г

6. Г. Вихарева. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. - Издательство «Композитор» СПБ, 2007

7. С. И. Мерзлякова. Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор – музыка – дети. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

8.Ж.Металлиди. Петь по-всякому могу. Песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - - Издательство «Композитор» СПБ, 2004.

9. Е.Н.Пряхина. Музыка и песни для занятий с детьми 4-7 лет. – Издательство «Учитель», Волгоград, 2009.

10. Н. А. Фомина. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой--- Волгоградская Государственная Академия физической культуры. 2001 гю

11. В.Н. Костыгина. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. «Для самых маленьких». Г. Дмитров. «Карапуз».  – 1999.

12. Младший хор. Одноголосие: Хрестоматия. – ч.1/ Ред.-сост. И.Роганова. – СПб.: М 72 Композитор. Санкт- Петербург, 2015. – 156 с.

13. Младший хор. Одноголосие: Хрестоматия. – ч.2/ Ред.-сост. И.Роганова. – СПб.: М 72 Композитор. Санкт- Петербург, 2015. – 224 с.

14. Хромушин О.Н. Зачем зайцу хвост?. - Издательство «Композитор» СПБ, 2002.

15. Ивлев А. .Подарок маме. Из репертуара капеллы мальчиков.  – Казань. 2001.

16. Кудряшов А.В. Песни для детей: настольная книга музыкального руководителя/ А.В.Кудряшов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006