Доклад "Работа над произведением".
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ ДОД ПОВОРИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ДОКЛАД Работа над произведением. Основные этапы: ознакомительный, детальный, завершающий Преподаватель Леонова С.А.
2012 - 2013 г. |
Цель доклада:
Доклад посвящен актуальной теме – работ над произведением и его основные этапы: ознакомительный, детальный, завершающий.
Задачи:
1.Раскрыть сущность ознакомительного этапа;
2.Познакомить с основными методами и вариантами детальной работы;
3.Завершающий этап, краткие рекомендации.
Практическая значимость:
Работа посвящена актуальной проблеме педагогики, обобщает многолетний опыт педагогической практики, представлены различные методы и варианты в работе над произведением, которые можно использовать в работе с учениками.
Работа над произведением.
3 этапа
- Ознакомительный
- Детальный
- Завершающий.
На 1-ом и 3-ем этапах преобладает целостное восприятие;
2-ой этап – анализ.
1 этап
Основное – создать первоначальный образ, представление о произведении. Сила и яркость первоначального впечатления связана с быстротой формирования эмоциональной памяти.
На первом этапе очень важно:
1)Точное представление произведения: изучение всех ремарок,
попытаться словами описать характер, жанр, замысел композитора.
Детальная работа
2этап
Медленно и по кускам
Почему важен медленный темп?
- Необходимо для прослушивания всей фортепианной фактуры.
- Важно, чтобы сложилось точное, верное представление текста – очень важно для техники!, так как основано на слухо-двигательных связях.
- Возможность слухового самоконтроля.
- Контроль за органичностью пианистического аппарата.
Гофман говорил: «Секрет моей техники не в пальцах, а в голове: я настолько быстро играю – насколько быстро мыслю».
Юдина : «Играть медленно, а потом ещё в два раза медленнее».
Недостатки:
а) Тряска;
б) Не утяжелять звук.
Работа по кускам
- В технической работе: вычленение неверной аппликатуры; в длинных пассажах обычно дети не добирают конец ,поэтому учим с конца.
- Работа над ритмом, метром – сравнение частей (экспозиция и реприза).
- Деление фактуры по горизонтали – игра отдельно каждой рукой, (обычно дети слышат верхний голос, особую значимость приобретает работа над левой рукой), то, что не получается в одной – учить левой. От левой руки зависит колорит.
Методы различных вариантов в технической работе.
- Изменение штрихов.
(для укрепления пальцев и их активизации, если нет этой работы, происходит забалтывание)
Стаккато – чёткое представление движения, важно при достижении быстрого темпа. Игра на легато, вместо стаккато, дает объединить во фразу (при тряске).
Как проверить слуховое представление? – попросить спеть этот момент, который не получается. Кисть связана с голосовым аппаратом. Вокальные ощущения должны помогать в игре. Происходит явление «поющие пальцы».
- Изменение метроритма.
Пунктирный ритм (быстрота движений). Остановки через три звука дают возможность планировать движение (приобретается беглость).
- Смена регистров.
а) Левую перенести в правую, или в другую.
б) В работе над полифонией, когда тесное расположение.
- Изменение тональности.
Простые этюды Черни – Гермера№1-10 из: C, в, D.
- Динамика.
«p» меняем на «f» (чётко представление)
«f» меняем на «p» (способ эмоциональной гигиены). Рубинштейн говорил: «Чувство, когда много, то оно фальшивое».
Зажатость в аккордах лечится с помощью «p».
- Музыкальное воображение.
Метод в работе над звукоизвлечением, штрих портаменто - сопоставление, ассоциации (тактилтный – ягоду раздавливаем), ощущение цвета.
- Эмоционально – смысловой анализ произведения.
а) Анализ гармоний.
б) Метод пропевания. Пение – даёт правильное дыхание. При любом насыщенном звучании напрягаются голосовые связки.
в) В полифонии, если не слышишь тему – её надо пропеть (играешь до этого места и поёшь).
- Метод двигательного моделирования музыки, в работе над ритмическими элементами:
а) Счёт вслух;
б) Гаммы с подтекстовкой (та - та,пе-пель-ни-ца);
в) Воспроизведение ритма (хлопки, игра на столе).
Завершающий
3этап
Целостный охват произведения для того, чтобы охватить полную эмоциональную нагрузку.
- Восстановление свежести, привлекательности, эмоциональности.
- Способ работы – игра без эмоций в медленном темпе (отложить).
Подготовка к концерту
(игровая и внеигровая)
- Устраивание обыгрывания (наличие публики).
- Полноценно проводить репетиции на том инструменте, на котором будет выступление).
- Профилактика забывания текста – игра в медленном темпе.
- Нагрузить голову художественными образами.
- Играть мысленно.
- Психологические моменты выступления:
а) Не фиксировать сознание на волнении. Стресс – явление нормальное.
б) Не говорить о волнении.