Доклад "Работа над произведением".

Леонова Светлана Алексеевна

Работа над произведением".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа над произведением".20.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                       

МКОУ  ДОД

ПОВОРИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ДОКЛАД

Работа над произведением. Основные этапы:

ознакомительный, детальный, завершающий

                                                                                  Преподаватель

        Леонова С.А.

                                     

2012 - 2013 г.

             Цель доклада:

       Доклад посвящен актуальной теме – работ над произведением и его основные этапы: ознакомительный, детальный, завершающий.

      Задачи:

        1.Раскрыть сущность ознакомительного этапа;

        2.Познакомить с основными методами и вариантами детальной работы;

        3.Завершающий этап, краткие рекомендации.

  Практическая значимость:

   Работа посвящена актуальной проблеме педагогики, обобщает многолетний опыт педагогической практики, представлены различные методы и варианты в работе над произведением, которые можно использовать в работе с учениками.

Работа над произведением.

                                    3 этапа

  1. Ознакомительный
  2. Детальный
  3. Завершающий.

На 1-ом и 3-ем этапах преобладает целостное восприятие;

2-ой этап – анализ.

                                               1 этап

     Основное – создать первоначальный образ, представление  о произведении. Сила и яркость первоначального впечатления связана с быстротой формирования эмоциональной памяти.

                                          На первом этапе очень важно:

      1)Точное представление произведения: изучение всех ремарок,

попытаться словами описать характер, жанр, замысел композитора.

                                    Детальная работа

2этап

                               Медленно и по кускам

Почему важен медленный темп?        

  1. Необходимо для прослушивания всей фортепианной фактуры.
  2. Важно, чтобы сложилось точное, верное представление текста – очень важно для техники!, так как основано на слухо-двигательных связях.
  3. Возможность слухового самоконтроля.
  4. Контроль за органичностью пианистического аппарата.

Гофман говорил: «Секрет моей техники не в пальцах, а в голове: я настолько быстро играю – насколько быстро мыслю».

Юдина  : «Играть медленно, а потом ещё в два раза медленнее».

                                         Недостатки:

а)  Тряска;

б)  Не утяжелять звук.

                                            Работа по кускам 

  1. В технической работе: вычленение неверной аппликатуры; в длинных пассажах  обычно дети не добирают конец ,поэтому  учим с конца.
  2. Работа над ритмом, метром – сравнение частей (экспозиция и реприза).
  3. Деление фактуры по горизонтали – игра отдельно каждой рукой, (обычно дети слышат верхний  голос, особую значимость приобретает работа над левой рукой), то, что не получается в одной – учить левой. От левой руки зависит колорит.

Методы различных вариантов в технической работе.

  1. Изменение штрихов.

(для укрепления пальцев и их активизации, если нет этой работы, происходит забалтывание)

Стаккато – чёткое представление движения, важно при достижении быстрого темпа. Игра на легато, вместо стаккато, дает объединить во фразу (при тряске).

Как проверить слуховое представление? – попросить спеть этот момент, который не получается. Кисть связана с голосовым аппаратом. Вокальные ощущения должны помогать в игре. Происходит явление «поющие пальцы».

  1. Изменение метроритма.

Пунктирный ритм (быстрота движений). Остановки через три звука дают возможность планировать движение (приобретается беглость).

  1. Смена регистров.

а)  Левую перенести в правую, или в другую.

б)  В работе над полифонией, когда тесное расположение.

  1. Изменение тональности.

Простые этюды Черни – Гермера№1-10 из:  C,  в,  D.

  1. Динамика.

«p» меняем на «f» (чётко представление)

«f» меняем на «p» (способ  эмоциональной гигиены). Рубинштейн говорил: «Чувство, когда много, то оно фальшивое».

 Зажатость в аккордах лечится с помощью «p».

  1. Музыкальное воображение.

   Метод в работе над звукоизвлечением, штрих портаменто  - сопоставление, ассоциации (тактилтный  – ягоду раздавливаем), ощущение цвета.

  1. Эмоционально – смысловой анализ произведения.

а)  Анализ гармоний.

б)  Метод пропевания. Пение – даёт правильное дыхание. При любом насыщенном звучании напрягаются голосовые связки.

в)  В полифонии, если не слышишь тему – её надо пропеть (играешь до этого места и поёшь).

  1. Метод двигательного моделирования музыки, в работе над ритмическими элементами:

а)  Счёт вслух;

б)  Гаммы  с подтекстовкой (та - та,пе-пель-ни-ца);

в) Воспроизведение ритма (хлопки, игра на столе).

Завершающий

3этап

             Целостный охват произведения для того, чтобы охватить полную эмоциональную нагрузку.

  1. Восстановление свежести, привлекательности, эмоциональности.
  2. Способ работы – игра без эмоций в медленном темпе (отложить).

                     Подготовка к концерту

                                 (игровая и внеигровая)

  1. Устраивание обыгрывания (наличие публики).
  2. Полноценно проводить репетиции на том инструменте, на котором будет выступление).
  3. Профилактика забывания текста – игра в медленном темпе.
  4. Нагрузить голову художественными образами.
  5. Играть мысленно.
  6. Психологические моменты выступления:

а)  Не фиксировать сознание на волнении. Стресс – явление нормальное.

б)  Не говорить о волнении.